«звезда» творческая мастерская - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Требования к работам Работы, отправляемые для публикации в разделе... 1 14.74kb.
Мир падающих капель. Сидя в тишине, она слушала, как падают капли 1 21.09kb.
Урок творческая мастерская «Торжество народных идеалов в поэме Дмитрия... 1 105.97kb.
Открытый урок творческая мастерская по литературе в 7 «Б» классе... 1 208.92kb.
Праздничная дискотека и игра «Мафия» стали приятным завершением первого... 1 34.07kb.
Учебно-тематическое планирование по курсу «Трудовое обучение» Общее... 1 236.83kb.
Новые педагогические технологии технология «Творческая мастерская» 1 143.71kb.
Джулия Кэмерон путь художника ваша творческая мастерская 16 2718.71kb.
Джулия Кэмерон путь художника ваша творческая мастерская 16 2719.18kb.
Творческая мастерская Капустина Олега представляет Шоу-балет "семирамида" 1 10.41kb.
Урок творческая мастерская для учащихся 6 класса Урок провели: Саликова Л. 1 143.98kb.
«Балтийская Звезда» 1 127.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«звезда» творческая мастерская - страница №1/1

«ЗВЕЗДА» - ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. (Урок слова)
ЦЕЛЬ МАСТЕРСКОЙ:

1. Освоить понятие звезда, увидеть многогранность этого слова, его место в культуре;

2. Подготовить учащихся к восприятию и пониманию содержания стихотворения.

В. Маяковского «Послушайте».



ЗАДАЧИ:

  • Обогащение словаря учащихся;

  • Развитие ассоциативного мышления;

  • Формирование культуроведческой компетенции;

  • Формирование интереса к слову.

ОБОРУДОВАНИЕ: слайды Картина Э. Мунка «Звездная ночь», Н.Н. Зеделлера «Заколдованный лес», романс «Гори, гори моя звезда», «Надежда» - А. Пахмутовой.

«Две вещи наполняют мою душу все новым и все более

сильным удивлением и благоговением, чем чаще и

продолжительнее размышляю о них - это звездное небо

надо мной и моральный закон во мне»

Иммануил Кант.


«Тем я несчастлив,

Добрые люди, что звезды и небо,-

Звезды и небо! – а я человек».

М. Лермонтов.

«Человек, как звезда, рождается

Средь неясной, туманной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности,

Поколениями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается -

Чтоб светлее стала Вселенная»

Д. Голубков

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Составьте слово из следующих звуков: а, д, з, е, в. Это и будет название темы нашей мастерской.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДОВ ЗВЕЗДНОГО НЕБА И МУЗЫКИ.


  1. Какие эмоции, чувства вызывает у вас эта картина?

(Ощущение умиротворенности, спокойствия, гармонии)

2. Какое впечатление на вас произвела музыка? О чем заставила задуматься?



ЗАДАНИЕ

  1. Произнесите это слово «звезда». Какие ассоциации оно у вас вызывает, какие слова вам приходят на ум?

(ночь, луна, темнота, тишина и покой, страх, небо, блеск, свет, планета, загадочность, таинственность, бесконечность, тьма).

Обнародование своих ассоциаций.

Почему присутствует здесь слово «темнота»? Как связаны слова «ночь и звезды»?

Почему много здесь космических образов? Какие мысли и чувства связаны у человека со словом «звезда»?

ЗАДАНИЕ

Нарисуйте силуэт своей звезды. Прикрепите так, чтобы на доске получилась большая

звезда.

ЗАДАНИЕ

Вы нарисовали звезду. Символом какой идеи может быть знак, изображающий звезду?



СИМВОЛ - превосходство, постоянство, предводительство, защита, бдительность, устремленность, надежда

Мифологические представления.

По преданию: небо – терем божий, а звезды – очи взирающих оттуда ангелов, живущих одной семьей.


ЗВЕЗДЫ – небесные тела, соотносимые с судьбами людей и оказывающие влияние на

земные события. К звездам причисляются также кометы и метеориты. Особое значение

в народной астрономии имеют созвездия: Млечный путь, Плеяды, Орион и отдельные

крупные звезды - Полярная звезда, Венера, представляемые как «утренняя»

и «вечерняя».

В космологических представлениях звезды уподобляются «гвоздям» на плоскости или куполе неба; они вращаются вокруг одного основного гвоздя, «столба», «оси», «пупка мира – Полярной звезды».

По общеславянским представлениям, звезды неразрывно связаны с судьбой человека.

Звезд столько, сколько людей на земле; с рождением человека «зажигается звезда» (или Бог,

ангелы зажигают свечку); она растет вместе с человеком, а затем падает на землю или гаснет,

как свеча, когда он умирает. Если звезда человека «сильная», он справляется со своими

бедами, если «слабая», то и он слаб.

Болгары о счастливых и несчастных людях говорят так: «Такая у него звезда»

( Славянская мифология).

Древние верили, что звезды управляют человеческими судьбами, считали их божествами или помощниками божеств, что сказалось на общем символизме звезд.

Древние греки заселили ночное небо богами и героями, присваивая их имена звездам и созвездиям. Звезды считались небесными окнами и входом на небо.

Многие народы мира наиболее важное значение придавали Полярной звезде – символическому центру Вселенной и Утренней звезде - Венере, чей блеск на заре символизирует войну и энергию жизни.

Трессидер Дж. Словарь символов.

ЗАДАНИЕ

На минутку представьте, что с неба навсегда исчезли звезды, что изменится лично для вас?

Напишите сочинение – миниатюру «Беззвездная ночь»

Ночь без звезд представить страшно.

Все в сумраке ночном, и так опасно

И страх, тоска охватывают грудь

И хочется кричать и тяжело вздохнуть.
Даже в самом страшном сне трудно представить себе, что исчезли звезды. Кругом темнота, безмолвие и хаос. Дико и безжизненно все в природе

ЗАДАНИЕ

Запишите, символом каких ценностей является для вас звезда? Поделитесь своими мыслями (красоты, счастья недосягаемости, тайны, мечты, надежды).



РАБОТА В ГРУППАХ (объединение по группам)

ЗАДАНИЕ

Создайте небольшой текст, мини – эссе, 4-5 предложений и афишируйте их на класс.



ЗАДАНИЕ

Образ звезды часто появляется в произведениях музыкантов, художников, поэтов.

Вспомните поэтические строчки, в которых есть слово «звезда» или однокоренные слова?

( стихи М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», «Звезда полей»

Чтобы работать со словом, надо знать его лексическое значение. Давайте для этого обратимся к толковому словарю.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Звезда – мн. слово. 1. Небесное тело, состоящее из раскаленных газов (плазмы), по своей природе сходное с солнцем и представляющееся взору человека на ночном небе слабо светящейся точкой. 2. О человеке, прославившемся в какой-либо сфере деятельности, о знаменитости. 3. Геометрическая фигура с остроконечными выступами, равномерно расположенными по окружности; фигура с лучами, исходящими из центра.

Всегда интересно знать откуда возникло слово? Где его корни? Кто его прародители?

И потому давайте, как встарь, заглянем в этимологический словарь



ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ: Звезда – слово общеславянское, образовано с помощью суффикса – «да». Подобное есть в балтийских языках. В переводе «звонкий»- свет.

Учитель. А сейчас узнаем о словах родственниках данного слова

Подберите родственные, однокоренные слова (звездный, звездочет, звездануть, звездолет, зазвездиться, созвездие, беззвездная ночь).



ЗАДАНИЕ

Подберите определения (прилагательные) к слову «звезда».

( далекая, загадочная, золотая, манящая, недоступная, неповторимая, непостижимая, светлая, таинственная, удивительная, прекрасная, путеводная, яркая, ясная).

ЗАДАНИЕ: составьте словосочетания существительное «звезда» + существительное

( звезда поэта, звезда надежды, звезда счастья, звезда любви)



Учитель:

Нам необходимо, чтобы составить полнее представление о слове, узнать, с кем слово вступило в отношения, стало сочетаться в речи. Для этого поработайте со «Словарем сочетаемости слов»

Подберите глаголы, сочетаемые по смыслу со словом «звезда»

(сидеть под звездами, восхищаться, любоваться, говорит, глядеть на звезды, вспоминать о звездах, верить в свою звезду,, не отрывать взгляда от звезды, звезды волнуют, зажигаются, мерцают, горят, манят, льют свет, мигают, сияю, освещают, падают, светит, сверкают, улыбаются, смеются, заледенела, успокаивают, исчезают, падают, гаснут, прячутся, подарить звезду, достать звезду).



Учитель:

- Важную роль в языке играют сравнения, они делаю наш язык ярче, выразительнее, богаче

С чем можно сравнить звезды?

(Добрый друг, как дорогой бриллиант, знак вечности, символ обновления, спутница раздумий, талисман, украшение ночного неба).

Учитель: А теперь подберите существительные, с которыми сочетается слово «звезда»

(Знак, луч, свет, тайна, блеск, мерцание, сияние, свечение, совет, улыбка, великолепие,

красота, волшебство, загадочность, притягательность, встреча, разговор со звездой)

Учитель: Как и другие слова русского языка слово «звезда» вступило с некоторыми словами в более тесные отношения, образовав цельные неделимые словосочетания – фразеологизмы. Назовите, какие вы знаете фразеологизмы с данным словом.

(восходящая звезда, морская звезда, путеводная звезда, звезда пленительного счастья, звезда первой величины, звезд с неба не хватает, родиться под счастливой звездой, считать звезды.


А теперь послушайте стихотворение
Е. НАУМОВА

Разговор с сыном.

Однажды мой сын мне сказал по секрету:

- Я звездочку с неба достану во-о-н эту.

Сачком ли, крючком ли, другим ли предметом-

Увидишь, достану я звездочку эту.

Когда вы уснете, залезу на крышу,

А с крыши высокая звездочка ближе.

Я спорить не стала:

- Допустим, ты можешь,

Достанешь ты звездочку эту…

И что же?

- Ее поселю над кроваткой своею.

- Будет нам вместе вдвоем веселее.

А если в твоем уголке вся в печали,

По звездному небу она заскучает?

Но сын не сдавался:

- На кухню поселим.

На кухне теплее, светлее, вкуснее…

Я тихо вздохнула:

- И даже на кухне

Без неба звезда твоя

сразу потухнет.
В чем смысл данного стихотворения?
ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ

ТЕКСТ 1
А звезды! На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. А воздух …- синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы – белые видения. Звездный звон, певучий – плывет, не молкнет; сонный звон – чудо, звон – видение.

И. Шмелев.


ТЕКСТ 2.

КАК ЗАЖИГАЮТСЯ ЗВЕЗДЫ.

Никто не видел, как зажигаются звезды.

Вот я сижу на старом березовом пне и смотрю, как темнеет апрельский вечер, который остался после погожего дня. Справа от меня уже почти потухший закат. А слева небо холодное, темно- синее. Я придирчиво осматриваю небо - ни звезды! Небо над закатом становится зеленым, начинает синеть.

Оборачиваюсь - за моей спиной горят, подмигивают звезда! Не видел. На том месте, куда я смотрел прежде, тоже замигали несколько звездочек. И вот они уже слева, справа, выше, ниже – сыплются, словно брусника из лукошка! Еще какое-то время они бледны и еле заметны. Но вдруг разгораются, словно кто-то прибавил им сил. Я знаю, в чем дело. Это небо становится темнее и темнее, потому что солнце все дальше и дальше опускается за горизонт – светить другим людям, другим странам.

(По С. Иванову.)
ЗАДАНИЯ к текстам.

Прочитайте тексты.

Ответьте на вопрос: почему мы к ним обратились?

Какие слова в них затронули вашу душу? Почему?

Дополните ряд своими словами.
Какие произведения вы знаете, в названии которых упоминается слово «звезда»?

Н. Рубцов «Звезда полей»

М. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу».

Фильм о декабристах «Звезда пленительного счастья»

«Свет далекой звезды»

« Туманность Андромеды»

Песни « С неба звездочку достану, и на память подарю»

В. Астафьев « Звездопад».


Д\З написать сочинение на любую из тем «Моя звезда» «Звезды и небо, а я человек»

УРОК №2

ТЕМА УРОКА: Стихотворение В.Маяковского «Послушайте»

ЦЕЛЬ УРОКА: Осваиваем содержание стихотворения, понимаем его смыслы и художественные особенности.

ОБОРУДОВАНИЕ: тексты стихотворения, словари, вопросники для анализа.

Ход урока



  1. Слово учителя

На прошлом уроке мы с вами работали над концептом «звезда», его местом в культуре.

Сегодня мы работаем над стихотворением поэта В. Маяковского «Послушайте», центром которого является слово «звезда». В своей работе используйте знания, накопленные вами на предыдущем уроке.

2. Совместная постановка целей урока.

3. Актуализация знаний (припоминание) – вопросник (работа в паре).

3. Работа в группах (осознание, понимание)

4. Выступления от групп (обсуждение, применение)- речевые клише.

5. Рефлексия.

ВОПРОСНИК


  1. Что такое сюжет?

  2. Что такое тема стихотворения?

  3. Что такое композиция? Какая композиция называется кольцевой?

4. Что такое антитеза?

5. Кто такой лирический герой?

6. Что такое риторическое обращение?

7. Что такое символ?


Стихотворение относится к ранней лирике поэта. Для этого периода характерна тема одиночества и трагический конфликт лирического героя с миром. Стихи поэта этого периода – это исступленный крик одинокой души, которая ищет выхода то в грубости, то в богоборчестве, то в яростной борьбе против старого искусства.
ВОПРОСНИК

  1. Перечитайте стихотворение, какие чувства вы испытываете после чтения стихотворения? Что вас взволновало? Что вас в нем удивило? Что показалось странным, необычным? (восприятие)

  2. Каков сюжет стихотворения, в какой части он разворачивается?

  3. С какого слова начинается стихотворение? К кому обращается поэт? Что хотел этим сказать автор? На что он пытается обратить внимание читателей?

  4. Как переживает герой свое одиночество?

  5. Какие строчки подчеркивают боль одиночества, делают ее ощутимой для читателя? Какие глаголы автор использует для описания действий героя? Что подчеркивает автор этим?

  6. Почему человека притягивают звезды? Можно ли сказать о том, что звезды – это образ – символ? Что они символизируют? Что им противопоставлено в стихотворении?

  7. Выпишите слова, затронувшие вашу душу.

8. Выпишите ключевые слова, в которых выражено отношение человека к звездам.

9. Почему вначале звезды названы «плевочками», а потом «жемчужинами»? Какие

ассоциации вызывает у вас каждое из слов, какие образы встают за ними? Какой

конфликт встает за ними?

10. Какой прием использует здесь автор?

11. Каким вы видите лирического героя в этом стихотворении?

12. Кто врывается к Богу? О чем просит? И кому потом говорит: «Ведь теперь тебе не ничего? Не страшно» Да?»


  1. Какая фраза стихотворения стала крылатой? Что она обозначает?

14. Какую композицию имеет стихотворение?

15. Почему стихотворение начинается и заканчивается тем же вопросом –

обращением?
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ:

Ваши мысли интересны, но…

Если я верно вас понимаю, вы хотели сказать….

Извините, но у нас другая точка зрения…

Позвольте с вами не согласиться…

Мы согласны с вами, но хотели бы дополнить…



МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

Стихотворение поэта очень искреннее, проникновенное, заставляет задуматься о философских проблемах связи человека с миром. В стихотворении звучит тема одиночества, лирический герой один, ему не к кому обратиться, поэтому его притягивают звезды. Ведь одиночество – величайшая трагедия человека, поэтому герой его панически боится. Боль и страх его ощутимы, они выражены в словах « надрываясь в метелях полуденной пыли»; «врывается к Богу»; «не перенесет эту беззвездную муку»; «ходит тревожный, но спокойный наружно».

Звезды – это нечто вечное, существовавшее всегда, они не починены человеку, но люди всегда смотрят на звезды и мечтают. Мечтают о чем-то о своем, о личном. А иногда звезды повод для размышлений о назначении человека. Кто мы? Зачем появились на свет? Можно сказать, что звезды – символ мечты, это средство связи человека с миром, со Вселенной. Таким образом, звезды – это символический образ со множеством значений, зависящий от индивидуального восприятия каждого читателя.

Лирический герой – трагическая личность, он сострадает. Он думает, что спасение от одиночества возможно, и это спасение в звездах.

Основной прием здесь антитеза, она выражена в словах «значит, кто-то называет эти звезды жемчужиной». Здесь показан конфликт между миром и человеком. Для кого-то эти звезды - «плевочки», ничего не значащие, а для лирического героя «они - жемчужины», поэтому он осознает себя посредником между Богом и людьми. Здесь антитеза между суетным и вечным Он сознательно низводит возвышенные предметы до чего – то заурядного « звезды – плевочки», «метели полуденной пыли» - повседневная обыденность, которая окружает каждого, даже Бог приобретает у него конкретные черты-

« жилистые руки» Все это создает эффект дискомфорта и тревоги.

Его герой « тревожный, но спокойный наружно», но глаголы передают его эмоциональное состояние, накал чувств, их обостренность. Вместе с тем он пытается защитить свою возлюбленную, уберечь ее от беззвездности (ночи, хаоса, тревоги и страха). Автор и герой убеждены в необходимости звезд, зажигают их над крышами. Здесь звезды не просто небесные тела, это символ гармонии, залог счастья, спокойствия, красоты, которая необходима каждому, чтобы не погрязнуть в рутине и обыденности.
Что на ваш взгляд общего между картиной Мунка и стихотворением В. Маяковского? Какие образы их связывают? Объединяют ли их общие эмоции? Является ли картина экспрессивной? К какой части стихотворения она может служить иллюстрацией?
Нельзя сказать, что она динамична, как и стих. Если под экспрессией понимать эмоцию в широком смысле слова, трудно отрицать ощущение умиротворенности и гармонии, которые она вызывает. Картина передает восхищение красотой природы. Она иллюстрирует финал стихотворения, когда смятение и тревога уходят, когда любимой не страшно, когда зажигаются звезды. ( ж. «Литература в школе», № 11, 2008, стр. 29-30)

Действительно человек должен сам стремиться к лучшей жизни, трудиться, ставить все новые цели – мечтать. Вот тут и необходимы звезды, они необходимы.


Композиция стихотворения кольцевая. Начинает и заканчивается одинаково. В стихотворении 3 части. Между 1 и 3 частью разворачивается действие, сюжет стихотворения встреча лирического героя с Богом, любимой и ожидание появления звезд.

Начинается стихотворения с обращения, с размышления автора о необходимости звезд. Он как бы задает вопросы, но вводное слово «значит» превращает вопросы в утверждения того, что кто-то хочет, чтобы они присутствовали. Происходит трансформация автора в лирического героя. Это и обуславливает экспрессионизм его лирики.



Герой чувствует себя равным Богу, поэтому и врывается к нему.
Д\З: Выучить стихотворение наизусть. Сочинение «Любовь и звезды»




Будущее уже не то, что было раньше. Поль Валери
ещё >>