«Знаки препинания как средство художественной выразительности» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Метафора как основное средство художественной выразительности в рассказах р. 1 27.93kb.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа 7 1304.28kb.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью 1 23.37kb.
Урок русского языка в 11 классе (17 ноября 2011 г.) Тема урока «Знаки... 1 50.14kb.
Факультативные знаки препинания 1 54.54kb.
Тематическое планирование № п/п Дата Тема раздела, урока 3 406.89kb.
Пунктуация в простом и сложном предложениях 1 57.63kb.
Выпуск 4, декабрь 2009 года Из истории возникновения знаков препинания 1 55.32kb.
Правила поиска Знаки препинания 1 299.4kb.
Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Тема: Обращение. 1 42.11kb.
'233 метафорический перенос как способ познания мира 1 67.57kb.
Выпуск 4, декабрь 2009 года Из истории возникновения знаков препинания 1 55.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Знаки препинания как средство художественной выразительности» - страница №1/1

Учитель: Саженина Тамара Егоровна 9класс

Тема урока: «Знаки препинания как средство художественной выразительности».

Цели урока:

1.Показать , каково назначение знаков препинания в русском языке, их роль в художественных текстах.

2. Развитие навыков анализа художественного текста.

3.Обучение связной речи через понимание смысла чужой речи, составление собственных текстов.


4. Формирование умения работать самостоятельно и в малых группах.


Ход урока:

----Послушайте шуточное стихотворение польской поэтессы Ванды Хотомской и определите тему нашего занятия:

Был у поэта письменный стол,

Ящиков было в нём чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей тире, в остальных многоточие,

Чёрточки, точки, кавычки и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно.

Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берёт из коробки,

Иное словечко поставит он в скобки

Так же частенько и этак и так

Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретит он образ сомнительный,

Сразу использует знак вопросительный.

В напрасных усилиях, что б лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставит тире.

Порою кавычки, порой двоеточие

И не жалел для концов многоточия.


Итак, как вы предлагаете записать тему нашего занятия?

Записываем: «Знаки препинания как средство художественной выразительности»


Знаки препинания изучаются в разделе русского языкознания «Пунктуация». Правила их постановки мы изучаем на уроках русского языка. А на занятиях словесности мы постараемся определить, каково назначение знаков препинания в художественных текстах и обратившись к поэтическим и прозаическим произведениям, понять их идейное содержание проблематику, авторскую позицию через осмысление использованной авторами пунктуации.

----Итак, пунктуация служит для правильного понимания написанного. И это очень важно, от этого зависит очень многое: работа учреждений. Отношения между людьми, их поведение, настроение, а иногда даже и жизнь.



-----О том, как пунктуация служит служит этой высокой цели, как работают знаки препинания расскажут ребята(см. приложение), а вы дополните данную на доске схему:

Функции знаков препинания



Разделительная выделительная

---Названия знаков препинания многое могут рассказать об их внешнем виде и назначении. Так , этимологические словари рус. яз. Рассказывают, что слово «кавычки» -- от «кавыка» (обл.)—помеха, крючок.

«точка»---от «точь»,отсюда «точь – в -точь», «ткнуть», «тыкать», «ткать»

«препинание, запятая – «препятствие, запинка, запнуться, пятка, пятиться» – т. е. остановка.

Пунктуация- пункция (лат.) – укол, точка.

---Ознакомьтесь с любопытными сведениями о знаках препинания и заполните таблицу:

У русской пунктуации двуединое основание. На это указывает ещё Ломоносов: «Знаки ставятся по силе разума и его расположению к союзам». Чтобы поставить знак, надо определить смысловую сторону предложения и затем его структуру. ! и ? знаки стали употребляться в 16 веке, !знак называли «удивным». Тире было введено в 18 веке русским писателем Карамзиным. Он очень любил этот знак и называл его «чертой».Впервые этот знак был описан в работе Барсова в 1797 году, ученик Ломоносова, Барсов называл его «молчанкой» и говорил, что он прерывает речь для выражения жёсткой страсти или для приготовления читатля к чему- то неожиданному.

Кавычки появились в 18 веке, назывались они знаком пресекательным. М.Ю.Лермонтов. а позже Л. Н. Толстой употребляли разновидность многоточия – отточие от 2 до 12 точек. Автор знаменитой «Грамматики словенской» Смотрицкий ввёл новый знак-скобки в1619 году. Называя его знаком «вместным». Запятая, точка с запятой, двоеточие появились в 15 веке.

Итак, запятая присутствует там, где идёт перечисление или обособление, точка с запятой ставится для выражения самостоятельности частей предложения, тире возникает, когда нарушается спокойное течение речи, когда рассказывается о бурных, сменяющих друг друга событиях, когда возникают смысловые противоречия. Двоеточие предупреждает читающих. Что после паузы последует необходимое разъяснение к тому, что было сказано прежде. Многоточие употребляется, как правило, чтобы показать, что высказывание не закончено или имеются пропуски слов.

----Давайте проверим, как вы заполнили таблицу. Называем знак препинания, время его появления в русском языке, его создателя (если он известен) и назначение знака препинания.







Знак препинания

Время появления

авторство

назначение

! ?




тире




( ) скобки




: двоеточие




… многоточие




……..отточие




« » кавычки




, запятая




;точка с запятой






------Названия некоторых знаков препинания послужили основой создания фразеологизмов. Подобрать синонимы, объяснить значение выражений.

=между ними запятая вышла --------непонимание

= отправная точка-------место начала действия

=высказывать точку зрения---------мнение

=нет точки соприкосновения --------нет ничего общего

=знать от точки до точки ----------всё

=доходить до точки ---------до крайности

=попасть в самую точку ----------понять смысл

----Мы все привыкли, что точка показывает завершённость мысли. Однако есть такой приём в художественной и публицистической речи, который называется «парцелляция» (записать в тетради). Парцелляция позволяет прервать предложение, поставив точку, а остальную часть сделать отдельным предложением. Итак, парцелляция- это дробление целого предложения на части (определение записали в тетрадях ).

----Далее работаем с учебником ( «Русская речь», 9 класс, под ред. Никитиной Е. И.) Прочитать, проанализировать примеры (стр. 77 ) и дописать определение, поясняя, с какой целью автор использует парцеллят.

// Дописать: с целью выделения главного смысла предложения, интонационного украшения речи, выделения отдельных слов и сл/соч. особой интонацией законченности //



----Вообще русские писатели и поэты из всех существующих средств письма особое значение придавали пунктуации, о чём свидетельствуют многие высказывания мастеров родного слова.

---Прочитать высказывания, пояснить их смысл (см. приложение №2).

---Итак, мы видим, что знаки препинания - это своего рода указатели, направляющие нас к глубоко скрытому кладу- мысли, выраженной в тексте. Рус. пунктуация в своё время, когда нужно было высказать мысль скрыто, служила средством эзопова языка, т. е. иносказания. Вот, н-р, как баснописцу Крылову, мастеру эзопова языка, удалось придать юридически и цензурно невинный характер обличительному и оскорбительному письму, адресованному директору театра Соймонову?---- «И последний подлец, Ваше превосходительство, огорчился бы, видя глупое, Ваше превосходительство, в театре ».---Как изменить постановку знаков препинания, чтобы истинный смысл письма открылся ?

------Пунктуация в состоянии передать особенности интонации (мелодики, паузации )

Н-р, очень ванным в художественной речи является многоточие.

---На стр. 29 учебника «Русская речь» дано стихотворение М.И. Цветаевой. Объясните, почему именно после слова « рябина» стоит многоточие. (Рябина здесь – символ далёкой и любимой Родины, по которой поэт тоскует очень сильно, но высказать вслух не может ). Этот приём называется « умолчание».

----На стр. 29 прочитать определение и выписать его в тетрадь.

----Найти в р – зе «30 зёрен», объяснить использование многоточия.(ответы уч- ся)

----Какова роль многоточия в р-зе Чехова «Смерть чиновника» на стр. 46? (ответы уч-ся)

----Нередко писатели вместо слов используют знаки препинания, особенно в монологах. Прочитайте монологи и скажите , что имитируют в них знаки препинания?

--Здесь нет Бима? – спросил Толик.

--…

(Троепольский)

--Ребята! Царя свергнули!!!

--!!!!!

(Л.Кассиль) (ответы уч-ся)

----Очень часто в поэтической и в прозаической речи поэты и писатели не просто следуют правилам пунктуации, а следуя закладываемому смыслу, расставляют знаки препинания. Такие знаки называются авторскими. Наличие авторского знака – это сигнал: надо искать скрытый смысл, чтобы понять авторскую мысль.

----Попробуем понять смысл некоторых поэтических текстов, анализируя постановку знаков препинания:

Пастернак : Во всём мне хочется дойти

До самой сути . (какой знак здесь должен стоять ?)

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте. (зачем используется парцеллят?)



Гибли на плахе, катились на дно, Б.Чичибабин

Звали в тоске зарю,- (чем объяснить постановку ?)

Но не умели служить заодно

Богу и кесарю … (какова роль многоточия?)







И.Северянин Я видел своё погребенье

(почему нет знаков?) Высокие свечи горели

Кадил непроспавшийся дьякон

И хриплые певчие пели.





Скорей бы – в бричке по ухабам!

Скорей бы – в юные луга!

Смотреть в лицо румяным бабам!

Как друга целовать врага! (объяснить природу тире? Что достигается

пропуском слова?)

------Такие конструкции называются «эллиптическими»

Записать определение: Эллипсис (греч.) – выпадение, опущение, пропуск во фразе какого- либо слова, легко подразумевающегося. Эллипсис придаёт тексту непринуждённость, непосредственность, делает речь динамичной.

------Итак, благодаря знакам препинания мы познакомились с тремя приёмами выразительности - какими? (парцелляцией, умолчанием, эллипсисом), а также обратили внимание на существование авторских знаков препинания, которые помогают читателю понять авторскую мысль. Давайте же произнесём похвальное слово знакам препинания, думается, что они это заслужили! Составить миниатюру «Похвальное слово знакам препинания» и затем прочитаем свои работы.

---- А теперь прочитаем статью учебника( стр. 71 «Речь» 9кл.), в которой тоже звучит похвальное слово знакам препинания.

-----И в заключении урока небольшая самостоятельная работа: расставить знаки препинания в конце строк- там, где стоят вопросительные знаки и мотивировать свой выбор:

Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня ( ? )

Тяжело мне, замирают ноги ( ? )

Друг мой милый, видишь ли меня?

Тютчев Ф. И.

Ответ: На месте вопросительных знаков надо поставить многоточие, оно укажет на ослабление, вялость, замедленность движения в связи с таким внутренним состоянием лирического героя, как нерешительность, сомнение, страх. Герой потерян, одинок, ощущает приближение неизбежного конца жизни, тихого угасания. Видимо, он испытал утрату возлюбленной и теперь чувствует себя совершенно потерянным.

Домашнее задание: проанализировать роль тире в стихах М. И. Цветаевой (1-2 стихотворения по выбору)






Юмор, пожалуй, единственное изобретение, отличающее людей от скотов и других людей. Станислав Ежи Лец
ещё >>