Похожие работы
|
Злата Демина Элвис умер? Пьеса в одном действии картина первая - страница №1/3
![]() Элвис умер? ПЬЕСА В ОДНОМ ДЕЙСТВИИ Картина первая.
Мужчина внимательно смотрит перед собой. То улыбается, то вдруг улыбка пропадает. Долгая пауза.
Заберите!! (Пауза). Сегодня вечером я выступаю в Лас-Вегасе. Я буду петь как двадцать лет назад. Сегодня я буду срывать звёзды с неба. Это будет мой лучший концерт. Меня запомнят таким. (Поёт) « On-ly you-u-u...»
Он встаёт с кресла самозабвенно поёт прекрасным знакомым всем мягким голосом. Вдруг мелодия начинает фальшивить, так когда плёнку жуёт в магнитофоне. МУЖЧИНА В БЕЛОМ. В чём дело!? ГОЛОС. Что-то с фонограммой.
Всё ещё звучит недавно прекрасная песня. Сейчас она напоминает раскатистое басистое кваканье. МУЖЧИНА В БЕЛОМ. Да, выключите это скорей! Закрывает ладонью яркий свет.
МУЖЧИНА В БЕЛОМ. Вырубите эту гадость, наконец! Вы выложите сотни баксов! Все! Мои адвокаты…Включается свет в комнате. Комната похожа на какой-то костюмированный склад. Костюмы разных веков, шляпы с перьями, треуголка, драпировки, статуи, оружие, софиты, даже конь из папье-маше повёрнут к нам задом. По комнате бегают двое мужчин. Один уже нам знакомый, теперь, кажется странно наряжен. Другой - доктор, одет абсолютно обычно. Он быстро ищет нужный провод от магнитофона.
Элвис медленно опускает руки, смотрит растерянно по сторонам. ДОК. Сядьте. Элвис послушно опускается. ДОК. Я передам эту плёнку вашей жене и продюсеру Тому. Ну, а на сегодня, пожалуй, хватит. ЭЛВИС. Нет. Я ещё не спел … ДОК. Вечером у вас концерт. Нужно отдохнуть. Телохранитель ждёт за дверью. (Пауза). ЭЛВИС. Я буду срывать звёзды с неба. (Пауза). (Тише) Срывать звёзды с неба. (Дошёл до двери, оглянулся) (Пауза). Срывать звёзды с неба. (Вышел)
Пауза. Доктор выключает магнитофон. Перематывает плёнку. Включает. ПЛЁНКА. «… Срывать звёзды с неба…»
Выключает. Достаёт плёнку, подписывает её, убирает за ширму. Там много катушечных плёнок. Кладёт новую туда же. Доктор ходит по комнате, убирает софиты. Телефонный звонок. Доктор подходит.
ДОК. Ты кого мне опять прислал, скотина. ГОЛОС. Кого? А, Прэсли. (смеётся). Классный экземпляр! Он уже неделю наше отделение развлекает. (Пауза). У нас опять чрезвычайная. Всё отделение на рогах. ДОК. Кто удрал? ГОЛОС. Смерть. ДОК. Буйная? ГОЛОС. Не приведи, господь, каждому. Ты, в общем, поосторожней там, охрана говорит, что никто из больницы не выбегал. Так, что скорей всего смерть где-то рядом. (Пауза). Слушай, Костик, есть дело. Ты ещё там? ДОК. Нет, я на концерт к Элвису. ГОЛОС. Ну, кончай. Шуток не понимаешь? Док, выручай. Тут одна полоумная царская особа…
Док постепенно приходя в сознание медленно попятился назад. Наконец, он с трудом выдавил…
ДОК. (Быстро). Да, я знаю моё время пришло. Но я хочу напоследок задать тебе пару вопросов. Жизнь не дала мне ответов на них. (Пауза).
Ты, старик, что-то плохо выглядишь. Бледный какой-то, с юмором проблемы. ДОК. Зато у тебя в порядке. ДРУГ. Ну, и духота тут, темень, а пыли… (Снимает треуголку, бьёт ею по колену. Из неё летит облако пыли. Он морщится, кашляет, отворачивается. Снова одевает её). Пора выползать тебе из своей психотерапевтической берлоги на свободу. К нам в острое отделение. Я тебе давно там местечко приберёг. Прекрасная палата, окна на южную сторону, кровать не скрипит. ДОК. А ты будешь храпеть на соседней койке? (друг смеётся) ДРУГ. Нет, я серьёзно. Ты со своей диссертацией плохо кончишь. Сколько ты её пишешь? Лет десять? ДОК. Двадцать. ДРУГ. Ты и через двадцать её не кончишь. Себя ты кончишь. Или меня. Когда мы виделись последний раз? Месяца три назад? Четыре? Работаем в одной больнице. (Пауза). Всё началось с того как ты попросился сюда. Я никогда этого не понимал и не пойму, хоть убей. Золотой диплом, стажировка во Франции. О тебе кричали когда мы ещё на четвёртом курсе учились. В общем, что с тобой говорить. (Пауза). Всё бросить, и закрыться в этом флигеле!.. Ради чего? Ну, объясни мне дураку. А..? ДОК. (Берёт маленькую шарманку, сдувает с неё пыль, протягивает другу). С ней проникновенней. Друг отбрасывает шарманку в сторону. ДОК. (Улыбается). Ты же всё знаешь. Мне нужна тишина, спокойствие. И материал для диссертации. А с моим методом, мне ж никто покоя не даст там у тебя. ДРУГ. Да, ты просто псих! Тебе лечиться надо! Если б мне так везло как тебе. Я бы так зазвенел! Так далеко пошёл. ДОК. Так, иди. Кто тебе мешает? (Пауза). ДРУГ. Кто мешает? Да, ты мне мешаешь! Всю жизнь мешал. Тогда на четвёртом курсе мы писали курсовую на одну тему. Нас направили в одну больницу. Помнишь того психа? Я сидел над ним два месяца. И днём и ночью, не отходил от него. Ел и спал с ним из одной тарелки. Я знал наизусть всю его биографию, весь период патологии, его глюки. Сейчас разбуди меня ночью, расскажу всё и до. Рыскал по библиотекам. Я искал, я думал, и я уже был близок к разгадке. Если бы в один прекрасный день не появился ты. После двух сеансов с ним, ты уже понял в чём его проблема. Помнишь? А ведь, с этого всё и началось. Фотографии, статьи, загранки, исследовательские институты, любые клиники… Это открытие должно было быть моим! Моим! Моей судьбой! Тебе всегда всё давалось легко. Будто в твоей голове сидит какой-то гений. И он опережает меня всегда на один шаг. Всего на один маленький шаг! ДОК. Да что ты разошёлся? Всё совсем не так. Посмотри на нас. Ты хорошо устроен. Уважаемый врач. А я ... В институте о тебе постоянно говорят, а о нашей больнице чего говорить. ДРУГ. Говорят, говорят. Только и говорят. А как сложный случай, сразу к тебе. (Пауза). Потому, что ты не просто профессионал. У тебя есть какая-то безумная интуиция. Даже страшная, какая-то интуиция. Ты будто проникаешь не только в голову, но и в душу. (Пауза).
Доктор сел, посмотрел на часы, зевнул, достал книгу. Читает. Перелистывает пять страниц. Читает. Опять пять страниц. Снова читает. Смотрит перед собой. Морщит брови, словно, пытается что-то вспомнить.
Пауза.
Встречаются люди, пусть даже не знакомые, чужие, но случайно зашедшие в комнату, не говоря ни слова, только одним своим присутствием вдруг меняют её полностью. Наполняют её каким-то приятным, уютным расположением. И комната становится светлее. Настолько, что внезапно нахлынувшая теплота из груди подступает прямо к горлу. Тогда вдруг начинаешь ощущать своё дыхание. Но этот свет неизбежно исчезает вслед за их уходом. Чуть запоздав словно шлейф. Ещё чуть сверкнёт и исчезнет. Это ощущение принесла с собой она.
Женщина осматривает комнату. Села. (Пауза). ДОК. Первый раз встречаюсь с особой царских кровей. (Пауза). Думал вы несколько старше. (Пауза). Похоже, ваша семья беспокоится за вас? Она впервые посмотрела на него. (Пауза). ДОК. Нет? (Пауза). Да? Вы чем-то напуганы. Да, я знаю, довольно неприятно говорить о чём-то больном и важном с первым встречным. А ни о чём другом мысли в голову не лезут. (Пауза). Нет, это совсем не нужно. Если вы не хотите, можно и помолчать. (Пауза). Доктор внимательно смотрит на неё. (Долгая пауза). Женщина встаёт, начинает быстро ходить по комнате. ДОК. Вы рисуете? ( Она остановилась. Оглянулась на него). Рисуете… (сделал движение в воздухе). Иногда трудно подобрать слова для каких-то вещей. Таких слов просто не существует. Очень многим трудно говорить о своём детстве. Вроде бы всё видишь, так светло и ярко, начинаешь говорить, и всё не то. Знаете почему? (Пауза). Да, просто нет таких взрослых слов, чтобы рассказать о детстве. Пауза.
В творчестве трудно врать, а если врёшь сразу видно. (Кладёт перед ней лист бумаги, карандаш). Пауза. (Она тянет лист из-под карандаша, кладёт лист сверху. Пауза). И врать вы не хотите. ( Пауза). Я тоже. Я - психиатр. Работаю в этой области уже лет пятнадцать. Многих людей перевидал с душевными болезнями, просто говоря. Но к вам, вижу, это не имеет никакого отношения. И вы не считаете себя царской особой я понял сразу, как вы вошли сюда. (Пауза). Я вижу в вас боль, но вы владеете ей. Она под контролем. Пока. Не могу точно сказать чем это кончится, но, по крайней мере, вы никого не покалечите кроме себя. Я могу вам помочь. (Пауза). (Женщина замерли, смотрит на доктора) Вам трудно молчать, но говорить вы тоже не хотите. В общем, решайте сами. Вас никто здесь не держит. (Долгая пауза).
Пауза. Смотрит на бумагу, достаёт из-под неё карандаш. Взяла его. Поднесла руку к верхнему краю листа.Доктор стоит рядом, и не сводит глаз с её руки. Она посмотрела на него. ДОК. Да, да, как скажете. (доктор отвернулся) Пауза. Как скажете… Странно, почему я так сказал? Вы, ведь молчали. (Пауза). Но я почему-то точно слышал, как вы сказали мне отвернуться. Причём не особо вежливо. (Пауза). Интуиция… Интуиция… Безумная интуиция. Проходит время, доктор тихо бормочет какие-то непонятные медицинские слова. ДОК. Вам наверно снятся сны? (Пауза). Я видел сегодня странный сон. Очень странный сон. Но я не запомнил его. Наверно за голову взялся. Знаете, старая глупая примета, нельзя утром за голову браться, а то сон забудешь. Я с детства привык. Не верю, а всё равно боюсь браться. (Пауза). Сон не помню, только какие-то обрывки, странное ощущение, что-то вроде спокойной тревоги. (Пауза). И когда вы вошли… (Пауза). Вы говорите, а я слышу.(Пауза). Очень, очень интересный случай. Мне обязательно нужно знать что с вами произошло. Вы закончили? Я могу прочитать? (Пауза).
День. Та же комната. Тихо играет фортепьянная мелодия. Доктор за столом что-то пишет. Телефонный звонок. Доктор снимает трубку.
ДОК. Порезал её? ДРУГ. Кого? А! Да, нет. Постучал по ней пару раз. Ничего такого. Отделалась лёгким испугом. Лежит сейчас в стекляшке, ей сейчас в каждом псих с топором мерещится. Похоже опять новое местечко надо готовить. (Пауза). Хотя, одно освободилось. Помнишь Элвиса? (Пауза). Ну, псих с гитарой. Помнишь? ДОК. Да. ДРУГ. Так, он отравился. Вчера добрался до таблеток, наглотался, ну и… Утром пришли, он лежит в своём белом костюме. Весь в звёздах из фольги. Налакирован, даже побрился гладко- гладко, ни царапины. Где только взял бритву не понятно. Слушай, до тебя тогда бабка-царевна доковыляла? ДОК. Пауза. Нет, никто не приходил. ДРУГ. Ты в порядке? Что-то тормозишь немного. А то заходи к нам, у нас веселее.
Пауза. Перед ним стоит та женщина с белого листа.
Вы никогда не говорили. Да… да! Как же я раньше не подумал. Никогда… Немой крик. Немая. (она отвернула голову). Но некоторые слова я ясно и отчётливо слышал. Несуществующие слова. Да, да… это как раз то, что мне нужно. Я не ошибся! Очень интересный случай. Такой выпадает раз в жизни, и вы сами пришли. Как раз сейчас, когда я остановился… Как же он называется?.. (доктор подошёл к книжной полке, хватается за книги, какие-то достаёт, другие падают, зацепил костюмы, они тоже повалились). (она встала) ДОК. Я только найду. (быстро листает страницы книги). Сейчас… Сейчас. Нет, не бойтесь! Только не уходите… Вы слышите меня? (вопросительно кивает). Ведь слышите? (она кивнула). Ну, и хорошо. Я вам помогу. Правда ещё не знаю как. Вы только не исчезайте. (Пауза). (доктор закрывает книгу). Это, конечно, сумасшествие. Если узнают, они поднимут меня на смех. (доктор ходит по комнате, смотрит в пол). Не зная предыстории, течения болезни. Да, чёрт с ним с течением, не зная самой болезни, причины, проявления… Это сумасшествие. Сумасшествие. Ничего не выйдет. Но если получится?! Новое, абсолютно новое. Фрэйд и Юнг так и не поняли женскую психологию… Немая, немая. Кризис мира. Мира не отражаемого в полноценной мере. Мире замкнутом, не воспроизводимом… (бормочет, уже трудно разобрать слова). Теперь только защита от него. (женщине) Скажите, вы когда-нибудь говорили? Физическое ощущение речи испытывали? Может травма? (Она покачала головой). Пауза.
следующая страница >> |
ещё >> |