Защита прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения: вопросы теории и практики 12. 00. 14 администрати - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Административная ответственность за мелкое хулиганство 1 335.75kb.
Правовой режим информации 3 626.25kb.
Правотворческие полномочия федеральных органов исполнительной власти... 1 355.56kb.
Административно-правовой статус и совершенствование деятельности... 1 276.2kb.
Административное право 1 93.25kb.
О программе «Юриспруденция» 1 21.6kb.
«Административное право, финансовое право, информационное право» 1 404.4kb.
Абашидзе аслан хусейнович доктор юридических наук, профессор I. 1 179.6kb.
Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную... 1 374.45kb.
Представительство в трудовом праве: вопросы теории, законодательства... 1 335kb.
Программа дисциплины Личные и имущественные права детей и их защита... 3 375.46kb.
Международное частное право 5 975kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Защита прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения - страница №1/4

На правах рукописи

Попов Василий Валерьевич



ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ:

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
12.00.14 – административное право; финансовое право;

информационное право


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Саратов – 2012

Диссертация выполнена

в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»




Научный консультант:

доктор юридических наук, профессор,

академик МАН ВШ,

заслуженный работник высшей школы РФ

ХИМИЧЕВА Нина Ивановна


Официальные оппоненты:


доктор юридических наук, профессор

БОЛТИНОВА Ольга Викторовна





доктор юридических наук

ШЕПЕНКО Роман Алексеевич




доктор юридических наук, доцент

КОБЗАРЬ-ФРОЛОВА Маргарита Николаевна

Ведущая организация:


Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации (ВГНА Минфина России)»

Защита состоится 21 мая 2012 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д-212.239.02 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия», по адресу: 410056, г. Саратов, ул. Чернышевского, 104, ауд. 102.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, 104.

Автореферат разослан «___» _________ 2012 года
И.о. Ученого секретаря

диссертационного совета

доктор юридических наук, доцент В.С. Хижняк

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.

Актуальность проблематики защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения обусловлена тем, что, взаимоотношения между государством и муниципальными образованиями, с одной стороны, и налогообязанными субъектами, с другой, изначально складываются на началах неравенства их прав и законных интересов. Тем не менее, противопоставлять права и законные интересы названных субъектов не следует, поскольку присутствует необходимость соблюдения определенного баланса прав и законных интересов публичного и частного характера в сфере налогообложения, основанная на существующей заинтересованности публичных образований и налогообязанных субъектов друг в друге, поскольку налоги и сборы являются финансовой основой деятельности государства и муниципальных образований, что непосредственно связано с интересами самих налогоплательщиков и плательщиков сборов в связи с возложением на них налогового бремени.

Анализ содержания правоотношений в сфере налогообложения показывает, что фискальные (налоговые) органы в рамках защиты государственных интересов, обладая по отношению к налогообязанным субъектам властными полномочиями, обеспечивают исполнение ими обязанности по уплате обязательных платежей. Однако применять к обязанным субъектам обеспечительные меры следует в тех пределах, в каких это необходимо государству и муниципальным образованиям для защиты своих налоговых прав и законных интересов.

Налагаемая на налогообязанного субъекта ответственность имеет целью стимулировать его на полную и своевременную уплату налогов и сборов. При этом осуществляются две значимые функции: компенсация финансовых (налоговых) потерь государства и муниципальных образований и наказание налогообязанных субъектов, не исполняющих свои налоговые обязанности или исполняющих их не должным образом. Но только виновно совершенное противоправное деяние можно признать правонарушением, что важно для защиты прав и законных интересов налогообязанных субъектов при инкриминировании им правонарушений в сфере налогообложения. Между тем, в судах иногда рассматриваются дела по искам налоговых органов о взыскании налоговых санкций при отсутствии спора, когда налогоплательщик просто не может выполнить решение фискальных органов. В то же время в недостаточной степени применяется рассмотрение споров во внесудебном порядке. Налоговыми органами не проводится политика поддержки добросовестного налогоплательщика, что приводит к незащищенности налогообязанных субъектов при обжаловании действий налоговых органов. Отсутствие четкого механизма разрешения налоговых споров делает затруднительной реализацию прав и законных интересов налогоплательщиков и иных налогообязанных субъектов, а также влияет на реализацию фискальных интересов государства и муниципальных образований, связанных с наполнением бюджетов. Сложившаяся ситуация обусловливает целесообразность создания специализированных органов по разрешению налоговых споров, в том числе во внесудебном порядке.

Необходим системный подход к закреплению принципов защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения, поскольку функционирование любого государства, как и общества, подчиняется определенным началам-основам. В рамках налогового права следует выделять принципы защиты прав и законных интересов в области налогообложения, как публичных образований, так и налогообязанных субъектов. Несомненно, условием цивилизованного развития государства и общества выступает принцип законности, означающий исполнение всеми органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, хозяйствующими субъектами и физическими лицами требований законодательства. Это, с одной стороны, охраняет общество от необоснованного вмешательства государства в его деятельность и обеспечивает защиту частных законных интересов в сфере налогообложения, а, с другой, отвечает интересам публичных образований, поскольку соблюдение указанного принципа населением защищает права и интересы публичного характера. Существуют и иные общие и специальные принципы, на которых основывается защита прав и интересов субъектов в сфере налогообложения. Между тем, далеко не всегда эти принципы напрямую закреплены в действующем законодательстве. Тем важнее представляется задача их выявления и определения для формирования основ института защиты прав и законных интересов субъектов отношений в сфере налогообложения, поскольку такие принципы важны с точки зрения их применения в практике органов власти и судебных органов.

В этой связи особое значение приобретает Основной закон – Конституция РФ и принципы, закрепленные в ее положениях, которые находят отражение в подотраслевых и институциональных принципах налогового права. Соответствие Конституции РФ положений действующего законодательства позволяет говорить об их легитимности. В Основном законе также подчеркивается важность правовых принципов, устанавливаемых в международных правовых документах, и соответствие им национального законодательства. При этом значительная роль в реализации принципов защиты принадлежит Конституционному Суду РФ и Европейскому Суду по правам человека. Следует подчеркнуть, что существование разрозненных общих и специальных правовых принципов, на которых основывается защита прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения, требует их глубокого научного изучения, осмысления и систематизации.

Изложенное определяет необходимость комплексной, всесторонней, теоретической и практической разработки института защиты прав и законных интересов в сфере налогообложения как государства и муниципальных образований, так и налогообязанных субъектов, а также определение и систематизацию принципов защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения. Представляется, что положения настоящего научного исследования расширят возможности восполнить пробелы в законодательстве и правоприменительной практике, а также внесут определенный вклад в науку финансового, в том числе, налогового права.

Степень научной разработанности темы. Ряд вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения, в современной правовой науке рассматривался как на общетеоретическом уровне, так и в рамках налогового права. При этом в науке налогового права указанные вопросы исследовались отдельными учеными в ряде диссертационных работ на соискание ученых степеней кандидата и доктора юридических наук. Так, В.В. Гриценко и Д.В. Винницкий занимались проблематикой теории российского налогового права. Г.В. Петрова и В.А. Яговкина уделяли внимание теоретическим и практическим аспектам правового регулирования налоговых отношений в целом. Д.А. Смирнов, Е.А. Лопатникова и А.С. Баринов исследовали принципы налогового права. В.А. Соловьев изучал особенности частного и публичного интересов субъектов налоговых правоотношений. С.А. Ядрихинский занимался вопросами защиты прав и законных интересов налогоплательщиков - юридических лиц. В.Н. Гудым проводил научное исследование, связанное со способами защиты прав налогоплательщиков. Миронова С.М., Т.В. Колесниченко, А.В. Белоусов, И.А. Гончаренко рассматривали проблемы урегулирования налоговых споров, в том числе в зарубежных государствах. Изучение судебной защиты как комплексного института российского права провел В.Б. Вершинин. Некоторые аспекты нашли отражение в научных работах: С.А. Баева, В.А. Зверевой, С.Ю. Корзуна, К.А. Сасова, В.С. Хижняк и др.

Тем не менее, комплексных, системных научных изысканий, посвященных изучению вопросов теории и практики защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения в целом, включая публичные образования и налогообязанных субъектов, до настоящего времени не проводилось. Поэтому указанные вопросы нуждаются в самостоятельном теоретическом исследовании.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в рамках защиты Российской Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, налогоплательщиками и налоговыми агентами своих прав и законных интересов в сфере налогообложения. Предмет исследования составляют нормы финансового и других отраслей права в качестве правовой базы, регламентирующей отношения в сфере налогообложения с участием Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов; проблематика правового регулирования защиты прав и законных интересов указанных субъектов в сфере налогообложения с учетом действующего законодательства; правоприменительная, в том числе судебная практика, научные разработки.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в разработке теоретических основ защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения; выявлении правовых пробелов и коллизий; формулировании практических предложений и рекомендаций.

Для достижения сформулированной цели представляется необходимым решение следующих задач:

- определить сущность прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения и выявить особенности правового регулирования их защиты;

- разработать понятие института защиты прав и законных интересов публичных образований и налогообязанных субъектов;

- раскрыть содержание защиты прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в сфере налогообложения;

- уяснить сущность и элементы защиты прав и законных интересов организаций-налогоплательщиков и плательщиков сборов;

- определить понятие защиты прав и законных интересов физических лиц-налогоплательщиков и плательщиков сборов;

- дать определение понятия защиты прав и законных интересов иных налогообязанных субъектов в сфере налогообложения на примере налоговых агентов;

- выявить сущность принципов права применительно к области защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения;

- провести историко-правовой анализ развития принципов защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения;

- исследовать содержание принципов защиты прав и законных интересов публичных образований и иных субъектов правоотношений в сфере налогообложения;

- определить особенности конституционно-правовых и международно-правовых принципов защиты прав и законных интересов публичных образований и иных субъектов правоотношений в сфере налогообложения;

- выявить особенности применения Конституционным Судом РФ принципов защиты прав и законных интересов публичных образований и иных субъектов правоотношений в сфере налогообложения;

- проанализировать использование принципов защиты прав и законных интересов публичных образований и иных субъектов правоотношений в сфере налогообложения российскими высшими судебными органами;

- раскрыть реализацию принципов защиты прав и законных интересов публичных образований и иных субъектов правоотношений в сфере налогообложения в решениях Европейского Суда по правам человека;

- разработать правовую концепцию защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения.



Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных (функциональный, историко-правовой, анализ и синтез, диалектический, сравнительно-правовой и т.д.) и частнонаучных (социологический, статистический, правового моделирования и др.) методов, базирующихся на диалектической теории познания и направленных на достижение обозначенной цели исследования и решение поставленных задач.

Историко-правовой метод использовался при изучении вопросов становления и формирования принципов защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения. Сравнительно-правовой метод нашел применение при сопоставлении порядков защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения в Российской Федерации и за рубежом. Статистический метод применялся при сборе статистических данных по теме исследования. Формально-юридический метод был использован при проведении анализа действующего законодательства в рамках тематической направленности диссертации и т.д. В целом, диссертация основана на достижениях общей теории права и отраслевых юридических наук.

Использование указанных методов позволило наиболее полно исследовать институт защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения.

Теоретическая основа исследования.

Комплексный характер настоящей работы определил направленность ее теоретической основы. Поскольку общие вопросы правовой регламентации защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения рассматриваются в научной и учебной литературе по финансовому и налоговому праву, в связи с этим значительное внимание уделялось трудам ученых-финансистов: Н.М. Артемова, Е.М. Ашмариной, К.С. Бельского, В.В. Бесчеревных, О.В. Болтиновой, А.В. Брызгалина, Д.В. Винницкого, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, В.В. Гриценко, Т.А. Гусевой, А.В. Демина, С.В. Запольского, М.В. Карасевой, М.Н. Кобзарь-Фроловой, А.Н. Козырина, Е.Г. Костиковой, Ю.А. Крохиной, В.Е. Кузнеченковой, И.И. Кучерова, Н.П. Кучерявенко, О.Э. Лейста, А.М. Макарова, Н.И. Осетровой, В.Г. Панскова, В.А. Парыгиной, С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, Е.В. Покачаловой, Е.А. Ровинского, И.В. Рукавишниковой, Н.А. Саттаровой, В.И. Слома, Д.А. Смирнова, Э.Д. Соколовой, Г.П. Толстопятенко, С.Д. Цыпкина, Л.Н. Древаль, Н.И. Химичевой, А.И. Худякова, Н.А. Шевелевой, Р.А. Шепенко, Д.М. Щекина, А.А. Ялбулганова и др.

Помимо работ названных авторов теоретической базой для диссертационного исследования послужили научные труды в области финансового права дореволюционного периода: И. Беляева, Н. Бржеского, В.М. Гессена, А.Д. Градовского, В.О. Ключевского, А.С. Лаппо-Данилевского, А. Лохвицкого, И.Х. Озерова, В.Н. Твердохлебова, Н.И. Тургенева, И.И. Янжула и т.д.

В ходе исследования широко использовались научные изыскания, проведенные в рамках общей теории и истории государства и права такими учеными, как: М.И. Абдулаев, С.С. Алексеев, А.Е. Анисимов, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, Н.В. Витрук, В.Н. Захаров, И.А. Ильин, Д.А. Керимов, Е.А. Киримова, В.М. Корельский, В.Л. Кулапов, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашова, А.В. Малько, О.В. Мартышин, М.Н. Марченко, Л.Г. Марьяхин, Н.И. Матузов, А.В. Мелехин, В.Д. Перевалов, Ю.А. Петров, Н.Е. Петухова, А.С. Пиголкин, С.В. Поленина, О.Ю. Рыбаков, И.Н. Сенякин, В.В. Субочев, Л.И. Спиридонов, Ю.А. Тихомиров, А.В. Толкушкин, Н.В. Ушак, М.К. Шацилло, К.В. Шундикова и др.

Немаловажное значение имело использование работ ученых в области административно-правовой науки: Д.Н. Бахраха, Н.М. Конина, В.М. Манохина, М.П. Петрова, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова и др.

Характер исследования обусловил обращение к работам ученых, специализирующихся в иных отраслях права: Н.С. Бондаря, С.Н. Братуся, Н.А. Власенко, Г.А. Гаджиева, В.П. Грибанова, Ю.А. Дмитриева, Б.Л. Зимненко, О.А. Красавчикова, О.Е. Кутафина, Л.В. Лазарева, И.И. Лукашука, В.В. Мамонова, С.В. Михайлова, Т.Г. Морщаковой, И.Б, Новицкого, Л.А. Окунькова, А.В. Смирнова, Б.А. Страшуна, Е.А. Суханова, О.И. Тиунова, Н.К. Толчеева, В.И. Фадеева, Т.Я. Хабриевой, В.С. Хижняк, А.В. Цихоцкого, Н.А. Чечиной, Б.С. Эбзеева и т.д.

При написании работы автор обращался к трудам экономистов: В.А. Кашина, И.А. Кравченко, И.Г. Русаковой, Д.Г. Черника и др.

Диссертант также опирался на научные работы иностранных авторов: П.М. Годме, К. Демейера, Р.Л. Дернберга, Ш. Монтескье, А. Смита и т.д.

Нормативная и эмпирическая базы исследования. Нормативно-правовую основу диссертации составили: Конституция РФ, российское федеральное и региональное законодательство, нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления, подзаконные акты, а также исследован ряд нормативных правовых актов, утративших к настоящему времени юридическую силу, однако вызвавших научно-иследовательский интерес с позиции сравнительного анализа с действующими актами. В работе использованы международные договоры и соглашения и нормативные акты зарубежных государств.

Эмпирической основой исследования послужили: решения Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда РФ, правовые акты Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ; иная судебная практика; статистические и другие данные.



Научная новизна исследования состоит в том, что посредством сравнительно-правового и историко-правового анализа и обобщения на основе использования научной и учебной литературы, международных договоров и соглашений, соответствующего законодательства и правоприменительной практики впервые комплексно определены особенности правовой регламентации института защиты прав и законных интересов не только налогообязанных субъектов (налогоплательщиков, налоговых агентов и др.), но и публичных образований (Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований) в сфере налогообложения. Сформулированы новые выводы применительно к защите прав и законных интересов всех указанных субъектов; определены и проанализированы принципы защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения и практика их применения Европейским Судом по правам человека, Конституционным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ. Данные выводы и изложенные предложения и рекомендации могут стать основой для устранения пробелов и коллизий действующего российского законодательства и упорядочения правоприменительной деятельности.

В рамках диссертационного исследования выявлена сущность прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения; определено понятие института защиты прав и законных интересов публичных образований и налогообязанных субъектов; раскрыто содержание и особенности защиты их прав и законных интересов; уяснена сущность и содержание принципов права применительно к области защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения; проведен историко-правовой анализ развития принципов защиты прав и законных интересов названных субъектов; определены конституционно-правовые и международно-правовые принципы защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения; выявлены особенности применения принципов защиты прав и законных интересов Конституционным Судом РФ и иными российскими высшими судебными органами; рассмотрена специфика реализации принципов защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения в решениях Европейского Суда по правам человека; сделаны соответствующие выводы и предложения и даны рекомендации по устранению пробелов правового регулирования в сфере защиты. В диссертации сформулированы и обоснованы и другие теоретические положения, содержащие элементы новизны, практические выводы и предложения по совершенствованию законотворческой и правоприменительной деятельности, основные из которых выносятся на защиту.

В результате научного исследования решена научная проблема, состоящая в комплексном концептуальном определении категории «защита прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения», на основании чего в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере налогообложения с участием публичных образований и налогообязанных субъектов диссертантом выдвинуты соответствующие предложения и рекомендации.

На защиту выносится научная концепция защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения, представляющая собой совокупность теоретических положений и выводов, характеризующих особенности защиты прав и законных интересов публичных образований и налогообязанных субъектов, авторские определения, а также другие предложения, направленные на восполнение пробелов и совершенствование положений финансово-правовой, в том числе налогово-правовой науки, действующего законодательства и правоприменительной практики.

Содержание концепции раскрывается в следующих новых положениях и положениях, содержащих элементы новизны:

1. Под субъектами правоотношений в сфере налогообложения следует понимать публичные территориальные образования, а также представляющие их уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, организации и физические лица, как налогообязанные субъекты, с другой, обладающие различными налогово-правовыми статусами, основанными на соответствующих налоговых правах и обязанностях, имеющие законные интересы в сфере налогообложения и реализующие их в соответствии с действующим законодательством.

2. Выявлено, что сущность прав и законных интересов публичных образований и налогообязанных субъектов, реализуемых в связи с их участием в правоотношениях в сфере налогообложения, заключается в том, что первые представляют собой гарантируемые законодательством вид и меру возможного поведения публичных образований и налогообязанных субъектов в сфере налогообложения, а вторые – правовые дозволения, законодательно не закрепленные, но позволяющие данным субъектам стремиться к получению материальных и иных благ, в частности, в виде получения запланированного к сбору объема налогов и сборов, с одной стороны, и снижения налогового бремени, с другой, без права требования соответствующего поведения для достижения данных дозволений от другой стороны правоотношения в сфере налогообложения.

3. Определено, что правовое регулирование защиты прав и законных интересов публичных образований и налогообязанных субъектов в сфере налогообложения осуществляется комплексно нормами международных и национальных нормативных актов, образующих целостную взаимосвязанную систему.

4. Аргументировано выделение комплексного правового института защиты прав и законных интересов публичных образований и налогообязанных субъектов в сфере налогообложения и дано его определение, как совокупности правовых норм, регламентирующих общественные отношения, связанные с защитой прав и законных интересов указанных субъектов, в том числе посредством использования судебного, административного, прокурорского порядков защиты и самозащиты, основанные как на общеправовых, так и на подотраслевых, и институциональных принципах налогового права, в частности, публичности правоотношений в сфере налогообложения, презумпции невиновности для налогоплательщиков и др. Автором предлагается в связи с защитой прав и законных интересов, с одной стороны, публичных образований, а, с другой, налогообязанных субъектов, - в структуре данного института выделять субинститут защиты прав и законных интересов публичных образований, а также субинститут защиты прав и законных интересов налогоплательщиков и иных налогообязанных субъектов.

5. Обосновано определение понятия «защита прав и законных интересов Российской Федерации в сфере налогообложения» в узком и в широком смыслах. В узком понимании под защитой прав и законных интересов Российской Федерации в сфере налогообложения следует понимать комплекс действий федеральных уполномоченных органов государственной власти по предупреждению и пресечению правонарушений в области налогообложения, а также привлечению налогообязанных субъектов к ответственности за их совершение. В широком понимании – это также совокупность мер, связанных с принятием экономически обоснованных и детально отработанных федеральных законов о налогах и сборах, а также с обеспечением эффективной работы компетентных в области налогообложения федеральных органов государственной власти, принимающих правовые решения, касающиеся налогов и сборов, как внутри страны, так и на международном уровне.

6. Защиту прав и законных интересов субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения предлагается рассматривать как комплекс действий уполномоченных федеральных органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению и пресечению правонарушений в области налогообложения, связанных с уплатой федеральных и региональных налогов и сборов, обеспечивающих налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, по привлечению налогообязанных субъектов к ответственности за их совершение, по осуществлению мер, связанных с принятием законодательными органами власти субъектов Федерации в пределах их полномочий законов о региональных налогах, об установлении отдельных элементов налогообложения применительно к налогам в соответствии с федеральным налоговым законодательством, не допускающих противоречий и пробелов по вопросам взимания указанных налогов, а также по обеспечению эффективной работы компетентных в области налогообложения региональных органов государственной власти, принимающих правовые решения относительно налогов, в целях удовлетворения налоговых потребностей субъектов Российской Федерации.

7. В соответствии с авторской формулировкой понятие защиты прав и законных интересов муниципальных образований в сфере налогообложения следует определять как комплекс действий уполномоченных федеральных органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению и пресечению правонарушений в области налогообложения, связанных с уплатой федеральных, региональных и местных налогов и сборов, обеспечивающих налоговые доходы бюджетов муниципальных образований, по привлечению налогообязанных субъектов к ответственности за их совершение, по осуществлению мер, связанных с принятием представительными органами власти муниципальных образований в пределах их полномочий нормативных актов о местных налогах, об установлении отдельных элементов налогообложения применительно к налогам в соответствии с федеральным налоговым законодательством, не допускающих противоречивые формулировки и пробелы по вопросам взимания данных налогов, а также по обеспечению эффективной работы компетентных в области налогообложения местных органов власти, принимающих правовые решения о налогах, в целях удовлетворения налоговых потребностей муниципальных образований.

8. Выделены способы защиты прав и законных интересов организаций-налогоплательщиков и плательщиков сборов в рамках отстаивания ими своих прав и интересов в административном и судебном порядке, в форме самозащиты при выборе контрагентов. Обосновано, что четкое выполнение хозяйствующими субъектами положений законодательства о налогах и сборах, а также принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления детально проработанных правовых актов, регламентирующих налогообложение организаций, позволяющих им осуществлять законную налоговую оптимизацию своей деятельности, также обеспечивает защиту прав и законных интересов организаций.

9. Определено, что защита прав и законных интересов физических лиц-налогоплательщиков и плательщиков сборов состоит в отстаивании ими своих прав и законных интересов в рамках административного и судебного порядка обжалования, использовании механизма самозащиты, четком исполнении положений налоговых законов, а также в оптимизации налогового бремени, возлагаемого на них, в рамках действующего законодательства.

10. Выявлено, что соблюдение прав и законных интересов налоговых агентов при исполнении ими своих непосредственных налоговых обязанностей важно не только для данных субъектов, но и публичных образований, поскольку через налоговых агентов осуществляется наполнение бюджетов налоговыми платежами, а также налогоплательщиков, так как позволяет им своевременно и в полном объеме исполнить обязанность по уплате налогов. Доказано, что защита прав и законных интересов налоговых агентов связана как с отстаиванием ими своих прав и интересов в юрисдикционных органах, использованием механизма самозащиты и выполнением положений налогового законодательства, так и с принятием обоснованных федеральных законов, регламентирующих их деятельность.

11. Под правовыми принципами, находящимися в основе защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения, следует понимать объективно обусловленные и, как правило, закрепленные в нормах налогового законодательства отправные начала, выражающие сущность института защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения, и в связи с этим ориентирующие законодательную и правоприменительную деятельность органов власти и судебных органов в указанной области.

12. Исследование генезиса принципов защиты прав и интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения показало, что их формирование и развитие на всем протяжении существования Российского государства строилось разноаспектно. До XVIII века данные принципы отражали, прежде всего, налоговые права и интересы государства и являлись основой их защиты, но постепенно стали выражать налоговые права и интересы налогообязанных субъектов, формируя основания защиты их прав и интересов. Разрозненные принципы защиты в итоге сформировались в систему, в том числе законодательно закрепленных принципов, позволяющих поддерживать баланс прав и законных интересов государства и его территориальных образований, с одной стороны, и налогообязанных субъектов, с другой.

13. Обосновано, что содержание принципов защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения обусловлено приоритетом защиты прав и законных интересов публичных образований, но исходит при этом из необходимости взаимосвязи с защитой прав и законных интересов налогообязанных субъектов в целях гармонизации правоотношений в области налогообложения: во-первых, между публичными образованиями разных территориальных уровней, во-вторых, между публичными образованиями и налогообязанными субъектами.

14. Анализ положений Конституции РФ показал, что она содержит ряд значимых, взаимообусловленных принципов обеспечения защиты прав и законных интересов как публичных образований, так и налогообязанных субъектов в сфере налогообложения. Определено, что под конституционными правовыми принципами защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения следует понимать закрепленные в нормах Конституции РФ или объективно следующие из ее положений отправные начала, выражающие основы института защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения, выступающие ориентиром для законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления и правоприменительных органов в их непосредственной деятельности.

15. Предложена систематизация принципов защиты прав и законных интересов публичных образований и иных субъектов правоотношений в сфере налогообложения, следующих из положений международных договоров, в зависимости от видовой направленности таких правовых актов. Аргументировано определение международно-правовых принципов защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения, как закрепленных в положениях международных общих и специальных налоговых договоров, ратифицированных Российской Федерацией, отправных начал по вопросам налогообложения, выступающих правовым базисом в деятельности российских законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоприменительных органов, имеющих приоритетное значение для формирования принципов национального права в области защиты прав и законных интересов публичных образований и налогообязанных субъектов.

16. Выявлено, что Конституционным Судом РФ за его многолетнюю практику сформулированы и нашли применение многочисленные принципы защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения, в связи с чем предложена авторская классификация указанных принципов: принципы защиты прав и законных интересов в сфере налогообложения публичных образований в целом; принципы защиты прав и законных интересов Российской Федерации в сфере налогообложения; принципы защиты прав и законных интересов субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения; принципы защиты прав и законных интересов муниципальных образований в сфере налогообложения; принципы защиты прав и законных интересов налогообязанных субъектов в сфере налогообложения.

17. Установлено, что российская судебная практика, основанная на актах высших судебных инстанций, в целом строится в соответствии с принципами, реализуемыми Европейским Судом по правам человека согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что свидетельствует о применении российскими судами как принципов защиты прав и законных интересов публичных образований, так и принципов защиты прав и законных интересов налогообязанных субъектов.

18. Определено, что правоприменительная практика отдельных стран в сфере налогообложения подпадает под контроль Европейского Суда по правам человека. Суд, являясь межгосударственным органом защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения, в своей деятельности использует принципы, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и на их основании разрешает налоговые споры по существу, создавая правовые прецеденты, обязательные для исполнения как публичными образованиями, так и налогообязанными субъектами различных государств.

19. Разработана авторская концепция правового регулирования защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения в Российской Федерации, в своей основе содержащая нормативную базу, категориальный аппарат, принципы защиты и др.



Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение диссертации состоит в углублении и развитии сферы научных знаний в области финансового и налогового права достигнутого путем анализа, обобщения и систематизации научных изысканий по вопросам защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения. Предложенные диссертантом положения, выводы и рекомендации определяют особенности защиты прав и законных интересов не только налогообязанных субъектов, но и публичных образований в сфере налогообложения, устраняют неопределенность при разрешении налоговых споров между указанными субъектами и, несомненно, могут стать теоретической основой для дальнейших научных исследований в рассматриваемой области знаний. Практическая значимость обусловлена тем, что результаты научной работы могут быть использованы в нормотворческой деятельности для совершенствования законодательных и подзаконных актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения, а также в правоприменительной практике.

Сформулированные выводы и предложения могут быть использованы при подготовке учебной и учебно-методической литературы по финансовому праву и налоговому праву. Также положения диссертации могут быть применены в процессе преподавания таких учебных дисциплин как: «Финансовое право», «Налоговое право» в высших образовательных учреждениях.



Обоснованность и достоверность результатов диссертационной работы обусловлены актуальностью; методологией; сформулированной целью и решенными задачами; точно определенными объектом и предметом исследования; широким спектром использованных библиографических источников; эмпирической базой. Основные наиболее значимые положения финансово-правовой теории, касающиеся защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения, комплексно исследованы и критически оценены с позиции их соответствия положениям правовой теории, законодательства и правоприменительной практики.

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование обсуждено и одобрено на заседании кафедры финансового, банковского и таможенного права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия».

Основные научные положения работы нашли отражение в монографиях, учебных пособиях, практикумах и учебниках, в том числе имеющих гриф Министерства образования и науки Российской Федерации, в подготовке которых автор принимал участие лично или в составе авторских коллективов.

Сформулированные в диссертации авторские выводы, предложения и рекомендации также изложены в докладах и выступлениях на международных и всероссийских научно-практических конференциях и в «круглых столах»: «Права человека в России и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Саратов, 1996); «Законотворческая деятельности субъектов Российской Федерации» (Саратов, 1998); «Финансовый механизм и его правовое регулирование» (Саратов, 2003); «Федеральные и региональные аспекты финансового права» (Саратов, 2003); «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2007 года» (Москва, 2008); «Реализация финансовой, банковской и таможенной политики: современные проблемы экономики и права» (Саратов, 2008); «Социально-экономические и правовые проблемы инновационного развития России» (Саратов, 2009); «Юридическая наука и правоприменение (I Саратовские правовые чтения)» (Саратов, 2008); «Современная юридическая наука и правоприменение (II Саратовские правовые чтения)» (Саратов, 2009); «Финансово-правовые и экономические проблемы в условиях мирового кризиса» (Саратов, 2009); «Конституция Российской Федерации и развитие современной государственности (к 15-летию Конституции Российской Федерации)» (Саратов, 2009); «Современная юридическая наука и правоприменение (III Саратовские правовые чтения)» (Саратов, 2010); «Финансовая система: экономические и правовые проблемы ее функционирования (в кризисных и посткризисных условиях)» (Саратов, 2010); «Научные труды по финансовому праву: современные проблемы предмета, метода и системы финансового права (Первая международная научно-теоретическая конференция «Худяковские чтения по финансовому праву» (Алматы, 2010); «Взаимодействие частных и публичных интересов: актуальные проблемы экономики и права» (Саратов, 2011); «Современная юридическая наука и правоприменение (IV Саратовские правовые чтения)» (Саратов, 2011); «Институциональные проблемы современного финансового права» (Саратов, 2011); «Право и его реализация в XXI веке» (Саратов, 2011); «Научные труды по финансовому праву: современные проблемы финансового правотворчества и источников (форм) финансового права (Вторая международная научно-теоретическая конференция «Худяковские чтения по финансовому праву» (Алматы, 2011) и др.

Теоретические и практические положения использовались при чтении лекций и проведении практических занятий по дисциплинам «Финансовое право», «Налоговое право» в ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» и ее филиалах в городах: Астрахани, Смоленске, Балаково, а также при осуществлении научного руководства аспирантами и соискателями по специальности: 12.00.14 – административное право; финансовое право; информационное право.

Результаты диссертационной работы апробированы автором в 27 научных статьях, которые опубликованы по итогам научно-практических конференций и «круглых столов», а также в 19 статьях, опубликованных в периодических изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.

Разработанные автором предложения и рекомендации прошли апробацию на базе подразделений Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области.



Структура диссертации обусловлена поставленной проблематикой, объектом и предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех разделов, включающие шесть глав, состоящих из семнадцати параграфов, заключения, приложения и библиографического списка использованных источников.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, указывается степень научной разработанности, определяются объект, предмет, цель, задачи, методологическая, теоретическая, нормативно-правовая и эмпирическая основы исследования, научная новизна, формулируются новые или содержащие элементы новизны положения, теоретическая и практическая значимость результатов работы, а также приводятся данные об апробации результатов диссертационного исследования.

Раздел первый «Теоретико-правовые основы защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения» посвящен исследованию теоретических основ защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения, а также вопросам правового положения указанных субъектов.

Глава первая «Основы защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения: аспекты теории и права» связана с определением субъектов правоотношений в сфере налогообложения, исследованием сущности прав, законных интересов и специфики правового регулирования защиты прав и законных интересов указанных субъектов, а также рассмотрением правового института защиты прав и законных интересов публичных образований и налогообязанных субъектов в сфере налогообложения

В параграфе 1.1 «Субъекты налоговых правоотношений, сущность их прав и законных интересов» рассмотрены субъекты правоотношений в сфере налогообложения, выявлены сущностные особенности их прав и законных интересов. Ст. 9 Налогового кодекса РФ (с изм. и доп. на 7 декабря 2011 г., № 417-ФЗ) определяет субъектов отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, к числу которых в том числе относит: налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговые и таможенные органы. Помимо указанных субъектов в области налогообложения и сборов, исходя из положений НК РФ, можно выделить также иные группы субъектов, участвующих в той или иной степени в правоотношениях в области налогообложения, например, представителей налогоплательщиков, органы внутренних дел и др. Таким образом, федеральный законодатель закрепляет достаточно широкий перечень субъектов, принимающих участие в правоотношениях в области налогообложения. Автор отмечает, что целесообразно указание в числе данных субъектов публичных образований, в ведении которых, в частности, находится налогово-правовая политика на подведомственных территориях. Но, тем не менее, поскольку интересы указанных образований в области налогообложения реализуются посредством исполнения уполномоченными органами власти, в том числе налоговыми, возложенных на них полномочий, вполне обоснованно считать такие органы представителями государства и муниципальных образований, правомочными защищать их права и законные интересы. В связи с тем, что основными субъектами правоотношений в сфере налогообложения выступают государство и муниципальные образования в лице уполномоченных органов, а также налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, автор исследует, прежде всего, права и законные интересы названных субъектов. При этом аргументируется, что налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в силу возложенных на них налоговых обязанностей логично определить общим наименованием «налогообязанные субъекты».

В процессе исследования делается вывод, что под субъектами правоотношений в сфере налогообложения следует понимать непосредственно публичные территориальные образования (публичные образования), а также представляющие их уполномоченные органы власти, с одной стороны, организации и физические лица, как налогообязанные субъекты, с другой стороны, обладающие различными налогово-правовыми статусами, основанными на соответствующих налоговых правах и обязанностях, имеющие законные интересы в сфере налогообложения и реализующие их в соответствии с действующим законодательством. При этом государство реализует статус «особого субъекта права». В работе подчеркивается, что государство в одностороннем порядке определяет правила поведения налогоплательщиков, плательщиков сборов и других налогообязанных субъектов, устанавливая определенную правовую регламентацию отношений в сфере налогообложения, определяя границы дозволенного поведения. Основу правового статуса субъекта правоотношения в сфере налогообложения составляет комплекс его прав и обязанностей наряду с законными интересами, юридической ответственностью, правовыми принципами и др. Например, при возникновении налоговых споров между государством и налогообязанными субъектами именно их законные интересы выступают объектом таких споров. Тем не менее, в диссертации указывается, что, несмотря на значение законных интересов, употребляя понятие «законные интересы» в отношении налогоплательщиков (Ст. 22 НК РФ), законодатель так и не раскрывает его содержания применительно к сфере налогообложения. Однако анализ содержания правоотношений в сфере налогообложения показывает, что в них функционирует принудительный механизм, заключающийся в том, что такое отношение – это, прежде всего, форма реализации публичных интересов государства и муниципальных образований, которые, между тем, также испытывают потребность в защите их нарушенных интересов, в частности, связанных с уплатой налогов и сборов. Речь, по сути, идет о налоговых законных интересах, поскольку в их основе находятся законодательно закрепленные налоговые обязательные платежи. В этой связи в указанных правоотношениях в интересах публичных территориальных образований имеется безусловная, не обеспеченная встречным удовлетворением со стороны публичных образований обязанность налогоплательщиков и плательщиков сборов уплатить налог или сбор. Но, с другой стороны, законные интересы налогообязанных субъектов состоят в том, чтобы их налоговое бремя было минимизированным, а правила налогообложения - четкими и последовательными. Таким образом, можно выделить публичные налоговые законные интересы государства и муниципальных образований и частные налоговые законные интересы налогообязанных субъектов. Законные интересы публичных образований состоят, в частности, в стремлении данных субъектов собрать как можно больше налогов и сборов для удовлетворения своих финансовых потребностей в рамках решения стоящих перед ними задач. И здесь интересы публичных образований обусловливаются стремлением снизить возможности налогообязанных субъектов к минимизации налоговых платежей. А для налогообязанных субъектов законный интерес, например, состоит в снижении объема налогов и сборов, подлежащих уплате, посредством построении эффективного налогового планирования и оптимизации уплачиваемых налогов и сборов при использовании не запрещенных налоговым законодательством способов. Поиск оптимального сочетания интересов публичных образований и налогообязанных субъектов составляет принципиальную сторону вопроса. Автором дается выносимое на защиту определение законных интересов субъектов правоотношений (публичных образований и налогообязанных субъектов) в области налогообложения, а также определяется сущность их прав и законных интересов.

В параграфе 1.2 «Правовое регулирование защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения» уделено внимание правовой регламентации защиты прав и законных интересов публичных образований и налогообязанных субъектов в сфере налогообложения. Автором отмечается, что в настоящий момент актуальной проблемой является разработка целенаправленной налогово-правовой политики государства в соответствии с нормами Конституции РФ, поскольку в основе правового регулирования, прежде всего, должно быть законодательство, конкретизирующее конституционные нормы, на применении которого и строится судебная практика. Законодательство, в свою очередь, должно основываться на нормах международного права. При этом подчеркивается, что наряду с налоговым законодательством область защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения регламентируется и иным законодательством: гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным и т.д., что, в основном, зависит от выбранных способов защиты. Приоритеты налогово-правовой политики должны составлять: развитие Налогового кодекса РФ в качестве акта с определенными, недвусмысленными формулировками; закрепление понятных для налогообязанных субъектов правил налогообложения; обеспечение непредвзятого контроля со стороны налоговых органов за деятельностью налогообязанных субъектов; совершенствование и упрощение порядков защиты нарушенных прав как публичных образований, так и налогообязанных субъектов и др. Диссертантом рассматриваются особенности правового регулирования защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения, исходя из следующих порядков защиты: административного, судебного, прокурорского, самозащиты. При этом акцентируется, что НК РФ содержит в себе исключения из общих правил о судебной подведомственности дел. Указывается, что согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ (с изм. и доп. на 29 ноября 2010 г., № 326-ФЗ) с 1 января 2009 года до обращения в суд налогоплательщик обязан пройти согласительную процедуру с налоговым органом, что призвано сформировать систему досудебного порядка урегулирования налоговых споров. Отмечается, что еще в 2001 году Совет Европы принял рекомендации, касающиеся альтернативных методов урегулирования споров для стран, входящих в него, которым было предложено при разрешении споров применять примирительные процедуры, как на судебной, так и на досудебной стадиях. При характеристике правовых основ административного порядка защиты прав налогообязанных субъектов подчеркивается, что до недавнего времени таким правом наделены были только налоговые агенты и налогоплательщики. В настоящее время право на обжалование получили все субъекты налоговых правоотношений, чьи права считаются нарушенными. Среди основополагающих международных актов, связанных с обеспечением прав налогообязанных субъектов, автор рассматривает: Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года и т.д. Диссертант подчеркивает применительно к публичным образованиям, что они также могут прибегнуть к судебному и административному способам защиты своих нарушенных прав и интересов. В качестве правовой базы такой защиты анализируются положения НК РФ, ГПК РФ (с изм. и доп. на 3 декабря 2011 г., № 389-ФЗ), АПК РФ (с изм. и доп. на 8 декабря 2011 г., № 422-ФЗ), причем НК РФ наряду с УК РФ (с изм. и доп. на 7 декабря 2011 г., № 420-ФЗ), КоАП РФ (с изм. и доп. на 31 января 2012 г., № 2-ФЗ) и ГК РФ (с изм. и доп. на 8 декабря 2011 г., № 422-ФЗ). Констатируется, что в международных отношениях защита прав и интересов публичных субъектов в области налогообложения, за исключением муниципальных образований, не являющихся субъектами международного права, осуществляется согласно принципам международного права, на основании заключаемых с другими государствами договоров и соглашений, в том числе об избежании двойного налогообложения. Автором указывается, что в целом правовая регламентация защиты прав и законных интересов публичных образований и налогообязанных субъектов в сфере налогообложения реализуется посредством норм, содержащихся в нормативных правовых актах, как международных, так и национальных, взаимосвязанных друг с другом, находящихся в определенной правовой иерархии и образующих в своей совокупности целостную систему.

В параграфе 1.3 «Защита прав и законных интересов публичных образований и налогообязанных субъектов как институт налогового права» рассмотрен правовой институт защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения и выявлено его содержание. Автор считает, что поскольку финансовому праву присуща системность, это имеет прямое отношение к нормам, регулирующим отношения в области защиты прав и законных интересов публичных образований и налогообязанных субъектов в сфере налогообложения, поскольку указанные нормы определенным образом взаимосвязаны и структурированы в системе права. Нормы налогового права в своей основе закреплены в Налоговом кодексе РФ. Согласно ст. 2 НК РФ «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». Таким образом, Налоговый кодекс РФ определяет группы однородных отношений, регламентируемых правовыми нормами, то есть правовые институты, поскольку они в достаточной мере удовлетворяют признакам, присущим таким институтам. Данные правовые образования призваны урегулировать отдельные стороны общественных отношений в сфере налогообложения, отражая их специфику. В соответствии с этим автор обосновывает существование комплексного правового института защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в сфере налогообложения. Защита прав и интересов одних субъектов правоотношений предполагает применение к другим субъектам таких правоотношений, не выполняющим возложенные на них обязанности, определенных мер принуждения. Тем самым, в рамках защиты прав и законных интересов налогообязанных субъектов следует административное или судебное обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Что касается защиты прав и законных интересов государства и муниципальных образований, в первую очередь, речь идет о привлечении к ответственности налогообязанных субъектов, не исполняющих свои налоговые обязательства перед публичными территориальными образованиями. В этой связи в структуре института защиты прав субъектов правоотношений в сфере налогобложения автор различает субинститут защиты прав и законных интересов налогоплательщиков и иных налогообязанных субъектов, а также субинститут защиты прав и законных интересов публичных образований. Институт защиты относится к разряду охранительных институтов, потому что в основе его находится защита или охрана прав и интересов субъектов отношений в сфере налогообложения. Хотя в теории права и различаются понятия «охрана» и «защита», отнесение института защиты к охранительным институтам обусловлено тем, что без осуществления постоянной охраны прав не было бы и их защиты, поскольку защита является частью охраны прав. Применительно к общей теории права комплексные правовые институты находят отражение в соответствующих отраслях законодательства. Но при этом не всякий сложный институт формирует самостоятельную отрасль законодательства. Это же касается и института защиты прав и законных интересов публичных образований и налогообязанных субъектов. Комплексность института защиты определяется тем, что, во-первых, он представляет собой совокупность норм, регламентирующих отношения, связанные с защитой прав и законных интересов субъектов отношений в сфере налогообложения, содержащихся в различных отраслях права, причем как публичного, так и частного; во-вторых, в его основе находятся основополагающие принципы российского и международного права; в-третьих, институт включает нормы материального и процессуального права. Автором указывается, что институт защиты прав и законных интересов основывается на принципах, относящихся к общим принципам налогообложения и сборов в РФ, установление которых отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, а также на подотраслевых и институциональных принципах налогового права.


следующая страница >>



Мы вечно надеемся, что все как-то сложится, потому что другие лучше, чем мы. Славомир Мрожек
ещё >>