«Зарубежное военное обозрение». 2010. № С. 13-16. Силы первоочередного задействования нато - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Зарубежное Военное Обозрение».№1. 2012. С. 3-11. Военно-политическая... 1 159.08kb.
«Зарубежное Военное Обозрение».№1. 2013. С. 20-27 информационная... 1 181.72kb.
" сша-канада". 2010.№4. C. 3-18. Канада нато: эволюция подходов е. 1 280.77kb.
Воздушные силы в бою и операции 23 4890.16kb.
Интервью Генерального Секретаря нато яапа де Хооп Схеффера риа новости 1 69.06kb.
Изабель Франсуа – Директор информационного бюро нато в Москве 1 141.69kb.
На конференции в «Ллойд оф Лондон» генеральный секретарь говорит... 1 15.1kb.
Программа по предметам «общая церковная история» и«византология»... 1 54.45kb.
Конкурса «Служу отечеству» по теме: «Основы обороны государства. 1 27.14kb.
Программа вступительного междисциплинарного экзамена по дисциплине... 1 98.72kb.
Сирийский кризис: причины и перспективы 1 310.69kb.
Николай Дежнев Роман опубликован издательством Махаон, 2004 г. 1 205.07kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Зарубежное военное обозрение». 2010. № С. 13-16. Силы первоочередного задействования - страница №1/1

«Зарубежное военное обозрение».- 2010.- № 9.- С.-13-16.
СИЛЫ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ НАТО

Полковник С. Синицын

В первой части статьи были раскрыты: само понятие сил перво­очередного задействования (СПЗ), история их создания, предназначе­ние, боевой состав, характер решаемых задач, состав сухопутного, воздушного и морского компонентов, контингента сил специальных операций, типовой состав межвидовой группы тылового обеспечения. Кроме того, были указаны сроки приведения в готовность к переброске в район оперативного предназначения дежурных сил СПЗ.

Руководство группировкой СПЗ НАТО и ее видовыми компонентами пооче­редно возлагается на органы управ­ления, создаваемые на основе оперативных групп штабов командований ОВС блока или ВС стран - участниц альянса. При этом двойную нагрузку несет объединен­ное командование ОВС НАТО «Лиссабон» как орган управления, в наименьшей степе­ни привлекаемый для управления войсками (силами) в текущих операциях.

Органы управления видовыми компо­нентами в настоящее время осуществляют руководство подчиненными формировани­ями в период от шести месяцев до одного года. Воинские контингенты, передаваемые странами - членами НАТО в подчинение этих органов управления, включаются в со­став дежурных сил и находятся в пунктах постоянной дислокации (базирования) в постоянной боевой готовности в течение шести месяцев (для ВВС - три месяца) - до последующей замены другими подраз­делениями, прошедшими необходимую подготовку.

Командованием блока принято решение о переводе с 2012 года органов управления всех видовых компонентов СПЗ на годич­ный цикл дежурства, а в целях корректи­ровки графика ротации под «начало года» очередным составом сил с января, ОК ОВС НАТО «Брюнсюм» будет исполнять свои функции только полгода (с июля по январь 2010-го). В настоящее время в целях повы­шения устойчивости системы управления силами первоочередного задействования альянса реализуются концепции форми­рования подвижных межвидовых штабных элементов (ПМШЭ). ПМШЭ должны, по заявлениям военных экспертов блока, выполнять роль «длинной руки» объ­единенного командования ОВС НАТО, назначенного для руководства СПЗ блока.

Эти органы управления, оснащенные со­временными АСУВ, могут развертываться на удалении до 5 000 км от размещенного в Европе стационарного органа управ­ления СПЗ и осуществлять руководство коалиционной группировкой войск (сил) в передовых районах.

Четыре основных ПМШЭ комплектуют­ся за счет штатной численности командо­ваний ОВС НАТО «Гейдельберг» и «Марид», а два резервных - личным составом штабов армейских корпусов, выделяемых на ротационной основе. Подвижный меж­видовой штабной элемент (до 210 человек) включает передовую штабную группу (до 90), ядро штаба межвидовой группы тыло­вого обеспечения (до 25) и группу боевого обеспечения (до 95 человек).

В настоящее время в НАТО прорабаты­вается вопрос о возможности размещения ПМШЭ на кораблях управления, выделяе­мых странами-участницами в состав СПЗ в качестве межвидового пункта управления или походного штаба морского компонен­та сил первоочередного задействования. Такими кораблями заявлены: штабной корабль «Маунт Уитни» (США), десантно-вертолетный корабль-док (ДВКД) «Йохан де Витт» (Нидерланды), легкий авианосец (АВЛ) «Дж. Гарибальди» (Италия), ДВКД «Мистраль» (Франция), ДВКД «Кастилия» (Испания), ДВКД «Альбион» (Великобри­тания), ШК «Абсалон» (Дания).

Текущее состояние СПЗ НАТО. Реаль­ные возможности сил первоочередного за­действования альянса в настоящее время не соответствуют тем требованиям, в со­ответствии с которыми СПЗ были созданы. Вследствие значительного некомплекта сил и средств они только частично могли выполнять возлагавшиеся на них задачи (см. таблицы 1 и 2).

Даже объявленная в 2006 году полная оперативная готовность сил была на деле, по мнению некоторых специали­стов НАТО, «абсолютно выдуманной», поскольку для покрытия некомплекта сил и средств (европейцы смогли со­брать только 82 проц. требуемого боевого состава) в срочном порядке пришлось включать в состав СПЗ альянса экспе­диционную ударную группу ВС США. В дальнейшем в Вашингтоне отказались закрывать подобные бреши в ответ на не­желание европейцев задействовать СПЗ в Афганистане. Как следствие постоянного недокомплекта сил и средств верховный главнокомандующий ОВС НАТО генерал Крэддок в июне 2007 года предпринимает экстраординарный шаг - отменяет реше­ние о полной оперативной готовности сил первоочередного задействования, и фак­тически начиная с девятой ротации СПЗ НАТО не соответствовали предъявляемым к ним требованиям.


Таблица 2

ВОЗМОЖНОСТИ СИЛ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ НАТО


Задачи СПЗ НАТО (тип операции согласно старой редакции концепции)

Возможности по проведе­нию операции на примере

СПЗ-10

Риск проведения

операции

Гуманитарная операция

Ограниченные

Приемлемый

Операция по обеспечению выполнения режима эмбарго

Ограниченные

Приемлемый

Операция по эвакуации гражданского населения

Ограниченные

Значительный

Поддержка контртеррористических действий

Ограниченные

Значительный

Демонстрация силы

Ограниченные

Значительный

Операция по урегулированию кризиса

Отсутствуют

Неприемлемый

Обеспечение немедленного вмешательства

Отсутствуют

Неприемлемый

При этом силы, с момента своего об­разования применявшиеся только 3 раза (ликвидация последствий землетрясения в Пакистане, урагана «Катрина» в США и обеспечение проведения олимпиады в Афинах), ежегодно поглощали из союзно­го бюджета немалые средства (до 2 млрд долларов США). Увеличение потребностей в войсках в Афганистане, с одной стороны, и мировой финансовый кризис - с другой привели руководство части стран блока к мнению, что силы первоочередного задей­ствования НАТО, которые фактически не применяются, являются не стратегическим средством, а скорее бременем для налого­плательщика.

Тем не менее, когда на реализацию кон­цепции инвестировано слишком много политического капитала, не говоря уже о финансах, отказаться от СПЗ НАТО - зна­чило бы продемонстрировать всему миру отсутствие единства внутри Североат­лантического союза, который не может укомплектовать даже такую, сравнительно небольшую группировку войск (сил).

Что же реально означают решения, при­нятые в середине 2009 года для спасения СПЗ НАТО? С одной стороны, новая редак­ция создания и применения сил первооче­редного задействования - это оформление де-юре объективно сложившейся ситуации. Ибо не стоит требовать от себя больше того, что можешь сделать. С другой - хороший способ подправить подпорченный имидж солидной организации. Так, с июля с. г. верховному главнокомандующему ОВС альянса уже не требуется каждые полгода оценивать возможности очередной рота­ции СПЗ по решению всего спектра задач и докладывать об имеющихся проблемах Совету НАТО. По словам некоторых представителей альянса, «отчеты НАТО о собственных неудачах канули в лету» и «выявленные недостатки больше не будут выставляться напоказ». И наконец, с вы­водом половины боевого состава СПЗ в резерв с соответствующим понижением оперативных требований появились ре­альные возможности включения в состав этих сил воинских контингентов стран- партнеров.



Так, с июля 2010 года впервые в силах первоочередного задействования несут службу подразделения вооруженных сил страны, не входящей в альянс. Украина выполняет обязательства, данные ее руководством во время президентства В. Ющенко. В дежурных СПЗ до конца года будет числиться украинский взвод РХБЗ. На очереди подготовленные формирования ВС Финляндии, Швеции и Австрии. Ряд зарубежных военных экспертов задаются вопросом: так ли уж слабы во­оруженные силы стран НАТО? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно иметь в виду, что обеспечить дежурство сил перво­очередного задействования (даже по новым сниженным требованиям) одновременно с проведением долговременных операций в Афганистане, на Балканах, Индийском оке­ане и других миссий - это значит иметь как минимум тройной комплект оснащенных современными вооружением и средствами управления боеготовых формирований, способных к развертыванию на удален­ных ТВД. Численность только сухопут­ных войск стран НАТО такого уровня со­ставляет в настоящее время более 1,5 млн человек, из которых на европейских членов блока приходится свыше 520 тыс. Однако не надо забывать, что при слабой реализации оперативной части концепции создания и применения сил первоочеред­ного задействования НАТО исполнение ее инновационной части заслуживает до­стойной оценки: за последние восемь лет значительно поднят уровень объединенных вооруженных сил блока в области защиты от оружия массового поражения, информаци­онного обеспечения, управления войсками и оружием, задействования коллективных возможностей тылового обеспечения, в том числе стратегических морских и воздушных перевозок. В конце концов, сам факт, что руководство европейских стран НАТО стало мыслить более глобально и вложило немало средств в создание своих экспедиционных сил, достоин большого внимания. В целом же силы первоочередного за­действования НАТО, словно лакмусовая бумажка, отражают общее состояние Североатлантического союза, разде­лившегося на два лагеря - сторонников дальнейшей глобализации функций альянса и тех, кто настаивает на воз­врате к задачам по обеспечению безо­пасности сугубо в евроатлантической зоне. Окончательная нерешенность основных вопросов - где и при каких условиях будут задействоваться СПЗ, а также кто и в какой мере должен за все платить - будет и дальше свиде­тельствовать о далеко не идеальных взаимоотношениях среди союзников по альянсу.


 Начало см.: Зарубежное военное обозрение. – 2010. - № 8. – С. 38 – 41.





Столбу многое прощается за его прямоту. Цаль Меламед
ещё >>