Запоминалки Суффиксы существительных - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Суффиксы существительных -er (-or), -ist, -ian, -ity, -ing, -hood... 1 212.92kb.
Морфологический разбор имени существительного 1 43.65kb.
Конкурс педагогического творчества Конспект фронтального занятия... 1 38.84kb.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го... 1 76.43kb.
Занятие 3 I склонение имён существительных Родительный и винительный... 1 72.01kb.
Разносклоняемые имена существительные 1 94.35kb.
Суффиксы –ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-) 1 45.38kb.
1 уровень Спиши слова, вставляя пропущенные окончания 1 17.04kb.
Место урока в изучаемой теме: 3 урок Тема урока: Род имён существительных... 1 63.24kb.
Урока русского языка в 5 классе Тема урока: Буквы о и е после букв... 1 84.19kb.
Талановские чтения 2010 Шпаргалки-запоминалки 1 119.96kb.
Артем Веселый «Россия, кровью умытая» 9 2982.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Запоминалки Суффиксы существительных - страница №1/1

Запоминалки

Суффиксы существительных

Хорошо известно, что:


испанец - человек, а испанка - грипп;
американец - человек, а американка - бильярд;
индеец - человек, а индейка - птица;
кореец - человек, а корейка - еда;
болгарин - человек, а болгарка - инструмент;
финн - человек, а финка - нож;
поляк - человек, а полька - танец;
турок - человек, а турка - посуда;
голландец - человек, а голландка - печка;
венгр - человек, а венгерка - слива;
ленинградец или сочинец - человек, а ленинградка или сочинка - преферанс;
чехи и вьетнамцы - люди, а чешки и вьетнамки - обувь;
китаец - человек, а китайка - яблоко;
молдаванин - человек, а молдаванка - район Одессы.

И только одно исключение:


москвичка - человек, а москвич - ведро с гайками.

Алфавит

АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.

ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.

НОПРСТУ – погуляем по мосту.

ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!

ЪЫЬ – не запомнятся никак.

ЭЮЯ – вот и всё, друзья!
Безударные гласные в корне слова

Если буква гласная вызвала сомнение –

Ты ее немедленно ставь под ударение!

***


В городе Бордо,

на улице Бордовой,

закат бАгряный и бАгровый.

***


На вЕранде вЕтер

На вИтрине Игрушки.

***

ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.


Буква Ы после Ц в корне слова

Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.

Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»
Грамматика

Для верного определения начальной формы глагола:

вид не менять, -СЯ не терять.

***


Вопросы, на которые отвечают наречия: где,

когда, куда, откуда, как, зачем и почему.

Дефис в неопределенных местоимениях

То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.

***

Либо, кое, ка, нибудь, –



То, таки не позабудь

Написать через дефис,

Как предлог со словом из.

(из-за, из-под)

***

Кое, либо, то, нибудь



Черточку-то не забудь,

А частицы же, ли, бы

Ты раздельно запиши.

***


Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!

Инверсия


Слов в предложении порядок неправильный –

Вот что инверсия значит такое.


Н и НН в прилагательных

Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!

Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.
Надевать и одевать

Одевать (кого?) Надежду

Надевать (что?) одежду.
Названия падежей


Иван

Родил


Девчонку,

Велел


Тащить

Пелёнку.


Иван

Родионович,

Дайте

Вашу


Трубку

Покурить!





Иван

Рубил


Дрова,

Василиса


Таскала

Поленья.


Иван

Рубил


Дрова,

Варвара


Топила

Печку.


Иван

Родил


Девочку

Верочку,


Толстенькую,

Пузатую.



Наречия на шипящую – исключения

Уж замуж невтерпеж.


Непроизносимые согласные в корне слова

И ужасно, и опасно

Букву Т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно!

***


Интересно:

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

***

Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.



***

До чего ж сегодня день чудесНый,

СоЛнце в небе празДнично горит,

Освещает месТность и окресТность,

И теплом своим серДца бодрит,

Но лежит на пасТбище корова,

ГрусТно смотрят карие глаза,

Потому что ей пастух суровый

«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
Носки и чулки

Носки короткие – слово длинное: носков,

Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Последовательность знаков препинания

Для того чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!».



Слова с буквой «ять»

Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с

Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,

Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,

Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал

И за б(е)дный тот об(е)д

Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.

Согласные

Все согласные глухие в предложении:

Степка Фец, хочешь щец?

или:

– Степка, хочешь щец?



– Фи!
Все согласные звонкие в предложении:

Где жизнь была в мире + й


Спряжение глаголов

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.


Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть –

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.


Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ить,

Исключая брить, стелить.

А еще: смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

***

Слышать, видеть, ненавидеть,



И зависеть, и обидеть,

Гнать, держать, терпеть, вертеть,

А еще дышать, смотреть!

Ударение в словах


Разное

Долго ели тОрты –

Не налезли шОрты!

***


ЗвонИт звонарь,

ЗвонЯт в звонок,

Чтоб ты запомнить верно смог.

ЗвонИт и говорИт.

***

Фёкла красная, как свЁкла!



В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

***


Ударение в слове щавель:

Срубили ель, сорвали щавЕль.

***

Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!



***

ФенОмен звонИт по средАм,

ПринЯв договОр по годАм,

Он Отдал экспЕртам эскОрта

ХодАтайство аэропОрта.

***


Ударение в слове шарфы:

Как у нашей Марфы

Есть в полоску шАрфы!

***


Я взял муку и взял творОг –

Испек рассыпчатый пирог.


Удвоенные согласные

Количество С в слове искусство: 1/2.

На первом месте – одно, на втором – два.

***


МошеННик у тружеНика одну Н украл!
Чередующиеся гласные в корне слова

Собирать, стирать, задира –

Повнимательней гляди:

Если в слове имя Ира,

Значит, в корне буква И.

***


Если после корня — А,

В корне будет И всегда.

Вот пример, запоминай:

Ноги вытЕр? — ВытИрай!

***

Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных):

если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.

***

СКАК напишем только так,



СКОЧ без о писать невмочь.
Члены предложения

Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:

Семь вопросов – просто чудо,

Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?


Занимательная орфография

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Если буква у тебя вызовет сомнение,

Ты немедленно ее ставь под ударение.

Например, лиса в лесу как-то заблудилась.

В лес на выручку лисы много лис явилось.

Непроверяемые гласные и согласные в корне.

Есть слова, в которых буквы невозможно заменять.

Удареньем бесполезно их запомни проверять.

Помнить надо те слова и не путать никогда.

Не ленись в словарь взглянуть –

Это к грамоте твой путь.

Апельсин, арена, здесь

Орфограмма эта есть.

И в конфете притаилась, в пианино закатилась.

В баскетбол идешь играть, но про т не забывать.

На футболе не зевай, букву т не потеряй.

– Все запомнил?

–Повтори!

Орфограмму заучи.

Проверяемые согласные в корне слова.

“Дуб” ли, “год” ли разберись,

Ответ дать не торопись.

Докажи сначала мне,

Что напишешь ты в конце.

Дуб – дубы, а год – года

Пишем букву д тогда.

Значит просьба – попросить,

А ходьба будет ходить.

– Все понятно?

– Повтори!

Орфограмму заучи.



Непроизносимые согласные в корне слова.

И ужасно, и опасно

Букву т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву т писать уместно.

А проверить?

Известить.

Грустно станет – загрустить.

Поздно – значит опоздать;

Здравствуй – здравия желать.



Буквы и, у, а после шипящих.

Буквы и, у, а ты пиши, дружок, всегда.

После всех шипящих букв:

После ж и после щ, после ч и после ш.

Щука к чаще подплыла, чудеса: щавель нашла.

Пищать начали щурята: шиповника маловато.

Парашют, жюри, брошюра

Пиши с ю, как имя Юра.



Разделительный ъ и ь знаки.

Соловьи, семья, друзья

Пиши Ь всегда.

Объявленье, съемка, въезд

Ъ напишем здесь.

Ъ не обделяй, им приставки отделяй.

В корне пишем – это правило пустяк.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Приставки пишем слитно –

То правило просто

Предлоги же раздельно-

Известно всем давно.

По опушке бродит волк

По, понятно вам, предлог.

Прокрадется он в село –

Про – приставка. Повезло.

Но овцу он не унес:

Встретил волка старый пес.

Из – под дома,

Из – за туч –

Черточку не позабудь.



Употребление Ь на конце существительных после шипящих.

В женском роде пишем смело Ь –

Вперед за дело.

Не забудь о том, что рожь,

Дочь, дичь, помощь, вещь, речь, ложь;

Им подобные слова

Любят Ь всегда.

Но вот луч, и еж, и врач

Иных требуют задач.

Ь здесь не пиши,

Вспомнить правило спеши.

Род мужской не подведем

Ь прибережем.

Мы напишем: “Из – за туч выглянул последний луч.

Помощь вовремя пришла,

Молодежь плясать пошла”.



Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

Хищный, мощный и кончать

Ь нельзя писать.

Мостик, гвоздик и очки

Ь не пишешь ты.

Но болельщик, вскользь, возьмем

Ь опять вернем

Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с-).

Ты запомни, что у нас

Правило одно:

Не меняем никогда

За-, над-, под-, о-, до -.

Все приставки заучите,

Слова правильно пишите.

Надпись, сделать, посидеть,

Телевизор посмотреть.

Буквы з- и с- на конце приставок.

Из-, ли, ис-, ли, раз- и рас-?

Объясню я вам сейчас.

Напиши, дружок, ты з

Перед б, г, д, в, ж.

Не забудь про л. про м, и, конечно, букву з.

Извергаться, разжимать, пишем букву з,

Но рассвет, искать, всплакнуть пишем только с.



Буквы -о, -а в корне -лаг-, -лож-.

Если после корня -а,

В корне а пиши всегда.

Предлагать, предполагать

Должен правило ты знать.

Отложить и изложить

Букву о здесь не забыть.

– Все запомнил?

– Повтори.

Орфограмму заучи



Буквы о-а в корне -раст- -рос-.

Подросла сирень в саду,

Я с растеньем к вам иду.

Корень -рос- влюбился в о,

Ему очень повезло.

Там, где есть -ст- и -щ-,

Пишем только букву а.

Кустик быстро подрастал,

Летом вишенкою стал.

Исключение: росток

Мы напишем через о.

Буквы ё-о после шипящих в корне слова.

Зашипеть захочешь ты,

Букву ё в корне пиши.

Щётка, щёголь, жёлудь, чёлка,

Щёлкнуть, чётко, чёрт и пчёлка.

Но не путай: шов, трущоба, шорох, шоколад, обжора.

Ты запомни те слова один раз и навсегда.

Буквы ы-и после ц.

Помни, что в словах на -ция

Пишем ия, слаша ыя.

Милиция, полиция, рация, акация.

И с корнями разберись.

Поставить и поторопись.

Цифру дали циркачу,

Цинга не страшна силачу.

Но запомни-ка слова

И не путай никогда.

Цыган с цыганкою дружны.

Стоят на цыпочках с ребенком,

Не смея цыкнуть на цыпленка.

Прописная буква в именах собственных.

Во Владивостоке я родился,

С Сашей в школе подружился.

С Ивановым мы друзья,

Не любить его нельзя.

Подарил он мне котенка

Я назвал его Сластёнка.

Все названья рек, морей,

Теплоходов, кораблей,

Городов и островов-

Имя собственное я

Пишу с прописной буквы, друзья.



Буквы Е и И в окончаниях имен существительных.

Падежи разные у нас, но трудны они подчас.

Родительный, дательный да еще предложный.

Е и И запутались, сложно, но возможно

Разобрать, где Е, где И, вот, пожалуйста, смотри.

У 3-его склонения есть только буква И: вещи, вещи и еще раз о вещи.

Но о море во 2-ом (легче не бывает!).

Страны, стране в стране родной друг мой проживает.



Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных и прилагательных.

Недоволен я скворцом,

Недоволен я грачом.

Букву О писать должны,

Понимаешь это ты?

Но с товарищем моим

Мы за птицей последим.

Принесла та наконец

Букву Е к себе в конец.

Буква О под удареньем,

Буква Е без ударенья.

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Каким утром вышел я воздухом дышать?

Ранним. Значит, будем мы букву И писать.

В синеве (какой?) душистой пахнет ландыш серебристый

Не ленись вопрос задать, чтобы правильно писать.

Краткие прилагательные с основой на шипящую.

Могуч, пахуч, дремуч, тягуч.

Прошу: здесь Ь не мучь!

Не с глаголами.

Не берег, не знал, не видел.

Не, случайно, не обидел?

Не раздельно напиши и соседу подскажи.

Ненавижу, негодую

Здесь без не я жить не буду.

Потому что без нее

Я не стою ничего
Ь после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-м лице ед.ч.

Ь беречь не сметь. Почему об этом речь?

У глагола право есть взять все то, что захотеть.

А ведь наша буква Ч любит Ь вообще.

Вот смотри: зажечь, привлечь, ненадолго бы отвлечь,

Испечь что-то и сберечь, а потом опять прилечь.

Ты рисуешь и поешь, с Ь ты живешь.

У II-ого же лица Ь пиши всегда



-тся и –ться в глаголах.

Что делать? Купаться, нырять, кувыркаться.

Коль в вопросе Ь, не забудь о нем, чудак.

Но купается мой брат, кувыркается солдат,

Улыбается отец: “Подскажи-ка мне конец?”

Ну, конечно, угадал. Правильно: вопрос задал.

Что он делает? Смеется, улыбается, клянется.

Что же делает солдат? А отец? А ты? А брат?

Ь не пишем здесь. Вам секрет понятен весь?

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Если после корня а,

В корне И пиши тогда.

Расстилала, собирала,

Запирала, отпирала.

А без буквы этой а

Только е пиши всегда.

Расстелила, заперла,

Заблестела, замерла.

Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и IIспряжения.

Ко II же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ить,

Исключив стелить и брить.

И еще: смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, вертеть,



и зависеть, и терпеть.




Люди мыслят и говорят цитатами, только они этого не замечают. «Пшекруй»
ещё >>