Западноевропейская культура Высокого средневековья - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Западноевропейская культура нового времени (XVII – XIX века. 3 367.66kb.
Блок Западноевропейская культура ХХ века По конспекту 3 427.09kb.
Культура европейского средневековья 1 17.54kb.
Тема. Содержание занятий 1 219.28kb.
Западная европа 22 Западноевропейская культура эпохи Просвещения 1 323.25kb.
23 Западноевропейская культура XIX века 5 693.84kb.
Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса... 1 18.79kb.
Издательство 10 1284.33kb.
В моей работе я рассмотрю следующие вопросы: Как развивалось вооружение... 1 163.31kb.
Культура и проблема идентичности. Культура и личность 1 6.72kb.
Контрольная работа по блоку «Цивилизации средневековья» 1 25.11kb.
Прозоров Лев Времена русских богатырей 17 2578.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Западноевропейская культура Высокого средневековья - страница №1/1

Учреждение образования «Оршанская государственная общеобразовательная средняя школа № 14»

Западноевропейская культура Высокого средневековья

Данилович Н.Г.,

учитель истории УО ОГОСШ № 14

Орша 2010



Тема урока

Западноевропейская культура Высокого средневековья

Программа

Западноевропейская культура Высокого средневеко­вья. Образование. Университеты. Развитие научных знаний. Архитектура. Литература

Понятия и термины

Университет, профессор, студент, романский и готический стили, трубадур, лекции, астрология, алхимия, «Песнь о Ро­ланде», схоластика, рыцарская и городская литература

Главная цель

Место, роль и содержание культуры средневекового обще­ства как особого периода в истории европейской культуры

Задачи

Познавательная: сформировать знания о связи куль­туры с развитием города, фундаментальной роли хри­стианства и церкви, чертах образования и универси­тетов, культуре Высокого средневековья. Познакомить с культурными достижениями европейских стран Позднего средневековья. Показывать по карте центры образования. Знать новые даты и термины

Развивающая: привить навыки творческого мышления; навыки работы с картами, схемами, таблицами. Пони­мание того, что наука и знания делают людей по-настоящему сильными; существует тесная связь науки и культуры (уровня цивилизованности) и повседневной жизни человека: состояния здоровья, образования, восприятие мира и т. д.


Воспитывающая: интерес к событиям, предметам и явлениям исторического и культурного прошлого. Уважение духовных и культурных ценностей

План урока

1. Вступление

2. Объяснение нового материала

1) Образование. Университеты; 2) Развитие научных знаний; 3) Архитектура; 4) Литература

3. Закрепление



Комментарии

Урок парного блока «Западноевропейская культура». Общая идея проведения урока: от построения логической схемы учитель переходит к сквозному и по­степенному рассмотрению пунктов плана, давая ряд по­знавательных заданий. Учитель использует материалы предшествующих уроков (сюжеты о монастырях как цен­трах культуры; городах; материалы урока о повседнев­ной жизни) для построения этого урока и перехода к сле­дующему. Варианты рассмотрения вопросов культуры ши­роко известны: информационные сообщения, доклады, викторины и т. д. Предлагается самое простое рассмот­рение темы через ряд познавательных заданий.



План урока

1. Вступление

Слово учителя. Порой трудно определить, что это было — рождение нового или продолжение старого, на­столько новое и старое в духовной культуре переплета­ется между собой. В начале были Соборы... Как огромные каменные книги, через множество скульптур и кар­тин они рассказывали о рождении Христа и о его судьбе, о Страшном Суде и о том, что ждет грешников и правед­ников. На стенах соборов были изображены сцены ада и рая, страшные демоны, пожирающие грешников, и Иисус, озаряющий праведников лучами благодати. Люди читали эту каменную книгу и переживали ее в своих душах. Ис­корки древних знаний издавна сохранялись в монасты­рях, где монахи переписывали старые книги и учили мо­лодых послушников латинской грамоте, чтобы они могли читать святую Библию. В XII веке в Европе наступило вре­мя, когда открылась тяга к знаниям, выросли торговые города, и купцы не могли обойтись без образования.

Беседа по вопросам:

— Вспомните содержа­ние понятия «культура».

— Что такое материальные и духовные ценности?

— Что значит «некультурный человек»?

— Для чего храмы украшались живописью, скульптурами?

2. Объяснение нового материала

1) Образование. Университеты

Работа со схемой и беседа по вопросам:

— Почему именно в XI в. в Европе появилось множество школ, а в XII в. — возникли университеты?

— Достаточно ли развито сельское хозяйство, чтобы содержать не только горо­жан, но и слой образованных людей?



Задание: пояснить схему.


Образова­ние горо­дов. Слой горожан и буржуазии

-→

Рост числа го­родских дел, связанных с не­обходимостью писать, считать, красиво говорить

-→

Потребность в образован­ных людях, знаниях

-→

Появление школ и уни­верситетов

Работа с текстом параграфа.



Задание: найти в тексте учебника опреде­ления терминов: университет, студент, профессор, лек­ция, диспут.

Просмотр и анализ Презентации 1.

Работа с картой «Университеты Европы».

Задания: 1) укажите и назовите — специальные услов­ные обозначения основания университетов, городов, где находились самые известные университеты: Болонья, Па­риж, Оксфорд, Краков. В каких современных странах на­ходятся эти университеты?

2) Сделайте выводы о пре­стижности высшего образования и слагаемых понятий моды и успеха в средневековом обществе.

Работа со схемой.

Задания: 1) пояснить схему;

2) заполнить ячейки схемы.



Обучение в университете


2 этап

Богословский факультет, Библия

Юридический факультет,

Законы


Медицинский факультет

1 этап

Подготовительный факультет: грамматика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, умение рассуждать и спорить, убедительно и красиво говорить.

Работа с картинками «Профессора и студенты Кра­ковского университета»

Задание: кто из студентов и профессоров, изображен­ных на картинках, учится и преподает юристам, богосло­вам и медикам?

Просмотр и анализ Презентации 2, 3.



2) Развитие научных знаний

Работа с таблицей.



Задание: заполнить таблицу.

Науки средневековья


Вопросы

Алхимия

Астрология

Какие цели ставили?







Что изучали?







Какие современные науки развились на их основе?






Работа с документом «Из сочинений английского ученого Роджера Бэкона»



Задание: прочитать документ, ответить на вопрос: Ка­кие расхождения могли быть у ученых с церковью?

3) Архитектура

Работа с таблицей



Задания: 1) заполнить таблицу; 2) сделать вывод.

Архитектурные стили


Вопросы

Романский

Готический

Какой имели вид?







Какова была форма арок?







Какие архитектурные ук­рашения использовались?







Кому посвящались?







4) Литература

Рассказ учителя и работа с таблицей.



Задание: 1) заполнить таблицу; 2) сделать вывод.


Произведения

Характеристика

«Песнь о Роланде»




«Песнь о Нибелунгах»




«Песнь о моем Сиде»




Рассказ учителя. В период расцвета средневековья из народных песен и сказаний о подвигах героев сложились эпические поэмы. (Эпос — героические народные сказания.) В «Песни о Роланде» отразились и патриотические чувства народа: в ней говорится о горячей любви героя Роланда к «милой Франции», о ненависти к ее врагам, с мыслью о ней он и погибает. Немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах» отражает события и мифы времен Великого переселения народов: уничтожение гуннами государства бургундов, рас­при между варварскими государствами. Реконкисте была по­священа знаменитая эпическая поэма «Песнь о моем Сиде». Испанский дворянин Родриго Диас де Бивар, по прозвищу Сид Кампеадор (Сид в переводе «господин», Кампеадор — «воитель»), прославился своими подвигами в войне с мав­рами. Поэма изображает Сида защитником интересов на­рода, смелым и благородным. Он верный вассал короля, заботлив и щедр к воинам, и они платят ему преданностью.
Работа с таблицей.

Задание: поставьте вопросы.





Рыцарская литература

Городская литература

?

Писатели заботились о фор­ме произведения, благозву­чии и изяществе языка, точ­ности рифмы.

Главным было содержа­ние. Оно должно было быть коротким, смешным и поучительным.

?

Фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, притесняемые красави­цы, ждущие помощи от сме­лых рыцарей.

Реальный мир отношений средневекового общества.

?

Образ идеального рыцаря — смелого, великодушного и справедливого. Рыцарь дол­жен быть изящным, вежливым, привлекательным.

Героями чаще всего был ловкий, хитрый горожанин или веселый, находчивый крестьянин.

?

Воспевались верность сеньо­ру, щедрость, благородство.

Прославлялись радости жизни, любовь и азарт.

?

Те, кто не знатен, не благоро­ден, у кого нет преданного сердца.

Высмеивались пороки духо­венства, клеймили лицеме­рие, обман и жадность.

?

Враги, волшебники, великаны, злодеи, простонародье.

Чванливые рыцари, жад­ные монахи, глупые судьи.

3. Закрепление



Баллы

Вопросы и задания

1—2

— Укажите правильный ответ. В университетах пре­подавали и учились: а) миссионеры и паломники; б) профессора и студенты.

— Евангелием называют: 1) часть Библии, книги святых Марка, Матфея, Иоанна и Луки, в которых описывается земная жизнь Иисуса Христа и высказаны основные поло­жения христианства; 2) основное положение религиозного вероучения, которое считается вечным и неизменным.



3—4

— Назовите формы обучения, характерные для сред­
невековых университетов. Дайте определение терминам: университет, профессор, студент, романский и готический стили, трубадур, лекции, астрология, алхимия, «Песнь о Роланде», схоластика, рыцарская и
городская литература.

— Приведите примеры романского и готического архитектурных стилей.



5—6

— Почему в Высоком средневековье появилась необхо­
димость в образованных людях?

— Что 1акое университет? Почему появились университеты?


Почему университеты появились именно в городах?

— Какие ступени образования характерны были для университета? Чему учили в средневековых европейских школах и университетах? Назовите формы обучения, характерные для средневековых университетов.

— Какие средневековые науки привели к возникновению некоторых современных наук?

— Какие явления свидетельствуют о расцвете средневековой культуры в XI—XIII веках?

— Почему собор стал воплощением средневековой архитектуры и искусства? Какую роль играл храм в жизни средневекового человека?


7—8

— Чем обучение в средневековой монастырской школе отличалось от современного обучения?

— Где в Средневековье человек мог пополнить, расширить свои знания? Объясните, почему рукописные книги были произведениями искусства. Чем средневековые книги отличались от античных?

— Как вы понимаете изречение руководителя школы города Шартр: «Мы карлики, сидящие на плечах гигантов. Им мы обязаны тем, что можем видеть дальше их»?

— Фома Аквинский назвал мудрость (философию) служанкой богословия. Почему долгое время никто из ученых не видел ничего постыдного в таком служении?

— Как изменились знания людей о мире в XI—XIII веках?

— В чем суть конфликта между церковью и некоторыми учеными?



9—10

— В средневековой литературе нередко встречается образ вассала-предателя. С чем это связано?

— Почему в средневековых переложениях герои Троянской


войны, походов Александра Македонского и Юлия Цезаря ведут себя как средневековые рыцари? Сформулируйте, что такое историзм.

— Можно ли сказать, что религиозные верования способствовали накоплению научных знаний? Обоснуйте свое мнение.






Домашнее задание

Задания-лаборатории: составьте астрологический прогноз любому историческому деятелю средневековья; нарисуйте храм и дайте ему характеристику; выясните, какие черты средневековых университетов сохраняются и в наши дни.







Сильные видят в Боге доказательство своей силы, слабые — защиту от своей слабости. Анна Кшижановская
ещё >>