Западноевропейская культура нового времени (XVII – XIX века.) Западноевропейская культура XVII века - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Блок Западноевропейская культура ХХ века По конспекту 3 427.09kb.
23 Западноевропейская культура XIX века 5 693.84kb.
Рабочая программа дисциплины Культура XIX века Направление подготовки... 1 341.04kb.
Западная европа 22 Западноевропейская культура эпохи Просвещения 1 323.25kb.
Западноевропейская культура Высокого средневековья 1 115.61kb.
Билеты по обществознанию. 7 класс. (летняя сессия). Билет – 1 1 24.66kb.
ДЕ. 04. Философия Нового времени и Просвещения 1 42.36kb.
Учебно-методическое пособие по истории России посвящено изучению... 1 375.52kb.
Урок в 8 «А» классе по теме: «Культура XIX века в странах Европы» 1 15kb.
Историко- правовые особенности английского конституционализма 1 185.55kb.
Тема. Содержание занятий 1 219.28kb.
Вена Вена история вены 1 205.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Западноевропейская культура нового времени (XVII – XIX века.) Западноевропейская - страница №1/3





Западноевропейская культура нового времени (XVII – XIX века.)
1. Западноевропейская культура XVII века

Социальные изменения, которые произошли в эпоху Возрождения, подготовили переход западноевропейского общества к новому состоянию, к новой ступени развития культуры. Этот переход осуществлялся через буржуазные революции. В конце XVI века произошла первая буржуазная революция в Нидерландах, в результате которой на севере страны возникла буржуазная республика Голландия, а юг страны, получивший название Фландрия, оказался под протекторатом Испании. В середине XVII века произошла Английская буржуазная революция, в ходе которой был казнен в 1649 г. король Карл I. В этих странах установился новый буржуазный строй. Быстро преодолевались феодальные формы хозяйства, стремительно развивались индустриальное производство и предпринимательство. Все это сформировало уникальную культуру, выделившую Европу из всего остального мира. Поэтому начавшийся период получил название Новое время.

Однако в большинстве стран Европы в XVII веке господствовали позднефеодальные отношения, а формой правления был абсолютизм. Образцом такого правления была Франция. Церковь активно противостояла новым веяниям в идеологии и культуре. Движение контрреформации наиболее сильным было в Италии и Испании. Одновременно в Европе получает распространение протестантизм, который стал духовно-нравственной основой Нового времени. Новое мировоззрение сказалось и на религиозных представлениях. Зарождается деизм – представление о Боге как каком-то средоточии сверх разума.

Пересматриваются взгляды на общество и государство. Английский философ Томас Гоббс (1588 – 1679) впервые представил государство как результат сознательной деятельности людей. Основной формой правления он считал абсолютную монархию. Свои взгляды он изложил в книге “Левиафан”. По его мнению люди создали государство в качестве какого-то всемогущего монстра Левиафана. Нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) развил учение Гоббса о государстве, но высшей формой власти считал демократическое правление и выдвинул идею о праве человека на свободу.

В Новое время начинает стремительно развиваться наука: сначала – математика и механик, затем естествознание. С этого времени наука опирается на наблюдение, опыт, научный эксперимент. В XVII веке начали возникать научные организации – научные общества и Академии наук. Так, в 1635 году была создана Французская Академия, а в 1660 году – Лондонское Королевское общество.

В астрономии Галилео Галилей и Иоганн Кеплер развили и обосновали гелиоцентрическую теорию Коперника, установили законы движения всех тел, в том числе и небесных. Исаак Ньютон, Готфрид Лейбниц и Рене Декарт создали математические методы, позволившие точно определить и рассчитать различные явления. Паскаль, Бойль, Мариотт, Торричелли начали изучение жидкостей и газов, а Декарт и Ньютон начали разработку теории света. Изобретение микроскопа способствовало развитию биологии. Важными изобретениями прикладной науки было изобретение маятниковых часов Гюйгенсом, телескопа и микроскопа Галилеем.

В XVII веке была открыта Австралия, что завершило эру великих географических открытий.

Развитие точных и естественных наук дало толчок развитию философии, которая развивалась в тесной связи с наукой. Родоначальником английского материализма был Фрэнсис Бэкон(1561-1626). В своем трактате «Новый Органон» он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой и предложил реформу научного метода познания, основой которого считал обращение к опыту. Философия Бэкона оказала огромное влияние на философию эпохи Просвещения, предложенная им классификация знаний была воспринята французскими энциклопедистами.

В истории западноевропейского искусства XVII век является времен расцвета национальных художественных школ Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Однако искусство этого периода характеризуется и рядом общих черт. Расширение представлений об окружающем мире приводит к отказу от антропоцентризма, характерного для культуры Возрождения. Теперь на только человек, но и окружающий его мир становятся предметом изображения в литературе и искусстве. В живописи появляются новые жанры: пейзаж, натюрморт, изображение животных , бытовой и исторический жанр. Дальнейшее развитие получает портрет, который возник в эпоху Возрождения. Важным моментом в развитии западноевропейского искусства в XVII веке явилась смена последовательного развития мировых художественных стилей на их параллельное развитие. Если до этого в Европе романский стиль сменился готическим, а затем на смену ему пришел стиль Возрождения, то в XVII веке почти одновременно возникают и развиваются большие мировые стили – барокко и классицизм, которые носят наднациональный характер, и охватывают разные виды искусства. В связи с этим можно наблюдать сочетание этих стилей в разных видах искусства, особенно в архитектуре.

Барокко. Ведущим стилем в искусстве XVII века было барокко. Этот стиль возник в Италии в конце XVI века. Затем барокко получает развитие и в других странах, где были сильны феодальные отношения и католическая церковь Фландрии, Испании, Германии. Он нашел свое отражение в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке.

Искусство барокко было направлено на поддержку католической церкви в ее борьбе с Реформацией и поэтому оно стремилось воздействовать на чувства людей. Однако искусство барокко достаточно противоречиво. С одной стороны оно прославляло феодальную знать и католическую церковь, а с другой в нем проявлялись новые, прогрессивные представления о безграничности и изменчивости мира, интерес к окружающей человека среде и к природе.

Для архитектуры барокко характерно постройка грандиозных дворцов и церквей, создание городских и парковых ансамблей. Все здания отличались монументальностью и криволинейными очертаниями, интерьеры украшались лепкой, резьбой, позолотой, многоцветной скульптурой, колоннами, живописными плафонами (потолками), которые создавали иллюзию бесконечного пространства.

В XVII веке архитектура барокко получает наибольшее развитие в Риме. Самым тесным образом архитектура была связана со скульптурой, которая украшала фасады и интерьеры церквей, вилл, городские дома, парки, надгробия, фонтаны. В барокко иногда трудно разделить работу архитектора и скульптора. Выдающимся итальянским архитектором и скульптором был Джованни Лоренцо Бернинини (1598 – 1680). Главное его творение – колоннада на площади собора св. Петра в Риме. Он оформил королевскую лестницу в Ватикане, создал в Риме фонтан Тритона на площади Барберини и фонтан, Четырех рек на площади Навона.

В архитектуре Франции, Англии, Германии в XVII - в начале XVIII века наблюдалось сочетание барокко и классицизма. Значительными постройками во Франции в XVII века были Лувр архитектор Клод Перро и загородная резиденция французских королей Версаль архитекторы Луи Лево и Жуль Ардуэн-Мансар. В Англии ведущим архитектором второй половины XVII – начала XVIII века был Кристофер Рен. Самое значительное его произведение – собор св Павла в Лондоне. В Германии XVII век представлен знаменитыми постройками Цвингер (или Цитадель) – часть большого ансамбля для праздников под открытым небом в Дрездене архитектор Маттеус Пёпельман; одноэтажный дворец Сан-Суси в Потсдаме архитектор Георг Ванцеслаус фон Кнобельсдорф. В этих постройках элементы барокко вынесены на фасады зданий.

Живопись барокко представлена картинами на религиозный, мифологический и аллегорический сюжет, парадными портретами и натюрмортами. В картинах реальность сочетается с фантазией, религиозность – с подчеркнутой чувственностью. Картины барокко отличаются яркостью красок и монументальностью фигур.

Наибольшее развитие живопись барокко получила во Фландрии. Основными заказчиками произведений искусства являлись дворяне, высшее бюргерство и католическая церковь. Выдающимся фламандским художником был Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). Его живопись обладает национальными особенностями. В картинах преобладает жизнеутверждающее начало, отсутствует мистика и экзальтация. Писал картины на религиозный мифологически сюжеты. Наиболее известные его картины этого характера “Водружение креста”, “Снятие с креста”, “Похищение дочерей Левкиппа”, “Битва греков с амазонками”. Большое внимание уделял портрету “Автопортрет с женой Изабеллой Брандт”, “Портрет камеристки”, “Елена Фоурмен с детьми”. Творчество Рубенса оказало большое влияние на развитие западноевропейского искусства, особенно XIX века.

Видным представителем фламандской школы XVII века был также Антонис ван Дейк (1599 – 1641) В его творчестве значительное место занимают картины на мифологический и религиозный сюжет «Сусанна и старцы», «Св. Иероним», «Мадонна с куропатками». Но главным жанром ван Дейка становится портрет. Он пишет портреты прелатов церкви, аристократов, богатых бюргеров. В 1632 г. художник уезжает в Англию и становится основателем школы портретного искусства в этой стране Его английские работы – портрет Карла I на охоте; портрет Томаса Уортона.

В музыку в XVII веке постепенно начинают проникать светские мотивы, возникают новые жакры. В рамках стиля барокко была создана опера. Одну из первых опер написал итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567 – 1643). Самое известное его произведение опера “Орфей” (1606 г.), в которой впервые в музыке передана глубина человеческих чувств.

Стиль барокко просуществовал в западноевропейской культуре до середины XVIII века.



Классицизм В середине XVII века в Италии возникает новое направление в культуре – классицизм, который просуществовал в западноевропейской культуре до 30-х годов XIX века. В течении этого времени классицизм прошел несколько этапов развития и пережил весьма значительные изменения. В XVII веке этот стиль наиболее ярко проявился в дворянской культуре Франции. Классицизм нашел отражение в архитектуре, литературе и театре, изобразительном искусстве.

Характерной чертой классицизма является обращение к традициям античности и Высокого Возрождения. Идеология классицизма сформировалась под влиянием философии Рене Декарта (1596-1650), который считал, что идеал прекрасного вечен и неизменен и он уже воплощен в произведениях античности и Высокого Возрождения. Мастера классицизма не стремились показать окружающую действительность и конкретных людей. Они создавали облагороженный мир, идеальные образы. Сюжетом для их произведений служила античная история, мифология и Библия.

Большое развитие в рамках классицизма получили литература и театр. Официальным направлением в литературе Франции классицизм был признан с момента образования в 1635 г. в Париже Академии литературы. Во второй половине XVII века начинается новое развитие французского театра. В частности, в 1680 г. возник театр «Комеди Франсез».

Литература классицизма делилась на высокие – трагедия, ода, эпопея и низкие – комедия, басня, сатира жанры. Сюжетам «высоких» жанров были мифология, исторические события, государственная жизнь, героями – монархи, полководцы, мученики за веру. Драматический конфликт трагедий – это борьба между общественным долгом и личными чувствами. Родоначальником классицизма в литературе Франции стал Пьер Корнель (1606 – 1684), автор трагедий «Сид», «Гораций», «Эдип» и др. Корнеля считают создателем французского театра. Также известным драматургом этого периода был Жан Расин (1639 – 1699), который написал трагедии «Андромаха», «Береника», «Федра» и др.

Авторы «низких» жанров стремились показать жизнь людей среднего класса и поэтому комедии писали живым языком, без излишнего пафоса. Большое влияние на развитие мировой драматургии оказала творчество Мольера 1622 – 1673 (настоящее имя Жан Батист Паклен), знаменитого комедиографа и актера. В своем творчестве сочетал классицизм и традиции народного театра. Создал жанр социально-бытовой комедии, в который высмеивал сословные предрассудки дворян, ограниченность буржуазии, ханжество и лицемерие церковников, скупость, тщеславие. Пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Тартюф, или Обманщик» вошли в золотой фонд мировой драматургии.

Известным автором басен был французский поэт Жан Лафонтен (1621 – 1695) , который в своем творчестве опирался на античные традиции (басни Эзопа), использовал так называемый животный эпос. В его произведениях абсолютная монархия и аристократическое общество сравнивались с царством кровожадных и хищных зверей. В это время свои знаменитые сказки написал Шарль Перо (162 – 1703). Его сборник «Сказки матушки Гусыни» включает сказки «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах».

В XVII в. классицизм постепенно начинает проникать в культовую архитектуру. Архитекторов занимает проблема соотношение ансамбля дворца и парка. Наиболее ярко эти идеи воплотились в строительстве Версаля – загородной резиденции французских королей. Для всех построек характерно четкость и геометрическая правильность зданий, регулярная планировка, обращение к античному ордеру. Но наиболее известными постройки классицизма были созданы в XVIII веке.

Основоположником классицизма в живописи был французский художник Никола Пуссен (1594 – 1665), писавший картины на мифологические и литературные темы. Строгая уравновешенность композиции, культ природы и преклонение перед античностью – характерные черты его творчества. Наиболее известные картины «Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Пейзаж с Полифемом», цикл «Времена года».

В середине XVII века во Франции была основана Академия живописи и скульптуры, которая дала возможность государству управлять искусством. Также важную роль в художественной жизни Франции сыграла королевская Мануфактура Гобеленов, где создавались предметы прикладного искусства: мебель, драгоценная утварь, шпалеры и др.

Реализм в живописи. XVII в. стиль реализм сформировался только в живописи. Первым реалистическим течением был «караваджизм», названый по имени итальянского художника Микеланджело Меризи де Караваджо 1573 – 1610. Стремился показать окружающую действительность, стал основателем бытовой живописи и натюрморта в искусстве Италии. В своих картинах изображал простых людей и даже изгоев общества – «Лютнист», «Игроки», «Вакх». Большое место в его творчестве занимают картины на религиозный сюжет – «Евангелист Матфей с ангелом», «Признание апостола Матфея», «Положение во гроб», но по трактовке сцен они больше похожи на бытовую живопись нежели на религиозную.

Наиболее ярко реалистические тенденции проявились в живописи Голландии и Испании. Победа буржуазного строя и кальвинизма в Голландии прервала развитие монументально-декоративного искусства. Но спрос на произведения искусства был очень большим. Заказчиками выступали частные лица, и поэтому предпочтение отдавалось небольшим станковым картинам. Наиболее популярными жанрами были портрет, в том числе и групповой портрет, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт и изображение животных. Хотя протестантская церковь отвергала религиозную живопись, картины на религиозную тему создавались. Но по сравнению с католицизмом они имели другой характер: мистика вытеснялась реалистической трактовкой сюжета и эти картины сближались с бытовой живописью.

Одним из крупнейших художников-портретистов Голландии был Франс Хальс 1580 – 1666. В его групповых портретах выражены чувства товарищества, равноправия, свободы «Стрелковая гильдия». Для индивидуальных портретов характерны демократизм, наполненность жизнью и движение «Смеющийся кавалер», «Цыганка».

Вершиной голландского искусства XVII века является творчество Рембрандта. Его произведения получили всемирное признание. Харменс Ван Рейн Рембрандт 1606 – 1669 был живописцем, рисовальщиком, офортистом. Писал портреты – «Автопортрет с Саскией на коленях», «Читающий Титус», групповые портреты – «Анатомия доктора Тульпа», «Ночной дозор», «Синдики», философско-религиозные и мифологические картины – «Флора», «Даная», «Возвращение блудного сына». Полное признание творчество Рембрандта получило лишь в XIX веке.

Вдающийся испанский художник XVII века Диего Родриго де Сильва Веласкес (1599-1660) был придворным живописцем испанского короля. Большое место в его творчестве занимают портреты членов королевской семьи и придворных. Самым известным является групповой портрет «Менины» («Фрейлины»), на котором Веласкес изобразил себя. Мировое признание получил портрет папы Иннокентия X, в котором художнику удалось передать жесткий характер этого человека. Веласкес стал родоначальником исторического жанра в западноевропейской живописи «Сдача Бреды». Реалистические бытовые сцены показаны в картинах «Завтрак», «Водонос», «Пряхи».

XVII век – это время противоречивых тенденций в европейской общественно-политической жизни. Наблюдается сочетание прогрессивных тенденций и отживших, связанных с феодально-католической реакцией. В культуре – это плодотворный и интересный этап развития всех европейских народов.


2. Культура эпохи просвещения.
XVIII век получил в истории название «эпоха Просвещения» или «Век разума». Условно исторические рамки Просвещения могут быть ограничены следующими датами: 1689 год – совершилась буржуазная революция в Англии, 1789 г. – начало революции во Франции. Идея Просвещения получили распространение в Англии, Франции, Германии, Италии, России. Основные цели и идеи Просвещения – это свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость, а также вольнодумство, критическое отношение к авторитетам. Просветители считали, что добиться этих целей можно только через распространение знаний. В XVIII веке научные знания выходят за пределы университетов и их обсуждают в светских салонах Лондона и Парижа.

В политической, экономической и культурной жизни идет процесс окончательного отказа от феодальных отношений и становление капиталистических, распространяется протестантизм бурно развивается философия и духовная культура Западной Европы.

Основные черты английского Просвещения были сформулированы философом Джоном Локком 1632 – 1704. Основное его сочинение «Опыт о человеческом разумении» (1690), в котором он изложил свои взгляды на три основных права человека: на жизнь, свободу и собственностью. Право на собственность он связывал с высокой оценкой человеческого труда и считал , что собственность каждого человека есть результат его труда.

Наибольшее развитие идеи Просвещения получили в трудах французских философов, которые составляли оппозицию существующему строю.

Шарль Луи Монтескье 1689 – 1755 выступал с острой критикой абсолютизма и деспотизма, противопоставляя им идеалы политической свободы.

Вольтер 1694 – 1778 писал в разных жанрах: трагедии, стихи, исторические сочинения, философские романы, сатирические поэмы, политические трактаты и статьи. Он выступал против церкви, осмеивал мораль и догмы феодального общества, беззаконие абсолютизма. Его роль в Просвещении огромна: он подтолкнул молодое поколение на путь политической борьбы.

Жан-Жак Руссо 1712 – 1778 свое учение сводил к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов. Выход видел в правильном воспитании, материальном и политическом равенстве, а также считал, что мораль зависит от политики и общественного строя. Руссо был одним из тех, кто духовно подготовил Великую Французскую революцию.

Видным деятелем французского Просвещения был Дени Дидро 1713 – 1784, который с 1751 по 1772 гг. возглавлял издание 35-томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Это был полный свод новых знаний об окружающем мире. Также Д. Дидро был основателем и главой школы французского материализма в философии, создал школу реализма в литературе и искусстве. Считал, что главная задача искусства – служение передовым идеям эпохи.

Особенность немецкого Просвещения состоит в том, что инициатива обсуждения новых идей исходила сверху от короля Фридриха Великого 1740 – 1786.

Философия немецкого Просвещения формировалась под влиянием идей Христиана Вольфа 1679 – 1754. У него культ разума сочетался с глубоким уважением к христианской вере. Он считал, что распространение образования и «популярной философии» незамедлительно приведет к решению всех острых проблем.

Видным представителем немецкого Просвещения был профессор Кенигсбергского университета Иммануил Кант 1724 – 1804. Он сформулировал идею морального и интеллектуального освобождения человека, обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают, путь постепенных реформ и исключают грубое насилие.

В XVIII веке происходит изменение отношений к разным видам искусства. Живопись уступает свое первенство музыке. Во Франции и Италии достигает расцвета опера, в Германии и Австрии в церковной музыке – оратория и месса, в светской – концерт.

Первыми композиторами, создавшими новый музыкальный язык, были немцы Иоганн Себастьян Бах 1685 – 1750 и Георг Фридрих Гендель 1685 – 1759. Великий немецкий композитор и органист Бах работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Наиболее известны его музыкальные произведения, специально приспособленные для органа – фуги и хоралы. Гендель писал оратории, органные концерты, сонаты, сюиты, а также создал 40 опер на библейские сюжеты.

Большое влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа, которую представляли композиторы Йозеф Гайдн 1732 – 1809, Вольфганг Амадей Моцарт 1756 – 1791, Людвиг Ван Бетховен 1770 – 1827. Гайдн уделял большое внимание симфонической музыке. Он создал более 100 симфоний, свыше 20 опер, 14 месс и других произведений. Моцарт работает во многих жанрах: симфонии, сонаты, концерты, квартеты. Самые известные произведения симфония «Соль минор» (№ 40) и «Реквием». В операх «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» создает разнообразные и живые человеческие характеры. Бетховен в своем творчестве обращается к героическим сюжетам. Пишет симфоническую музыку, самое известное произведение «Лунная соната», Девятая «Хоральная» симфония, единственная опера «Фиделио».

В XVIII в. работают знаменитые мастера скрипичных инструментов Амати, Страдивари, Гварнери.

Ведущими жанрами в литературе Просвещения были сатирический и семейно-бытовой роман, философская повесть, драма. Писатели Просвещения пытались приблизить литературу к жизни и через литературные произведения преобразовать общественные нравы. Большое место в литературе Просвещения занимал стиль реализм, который стремился правдиво показать разум и чувства человека, критическое отношение к реалиям жизни. Наиболее известные романы создали английские писатели. Даниэль Дефо 1660 – 1731 в романе «Робинзон Крузо» показал, что опираясь на свой разум и трудолюбие, человек может достичь счастья и взойти на вершины цивилизации. Джонатан Свифт 1667 – 1754 в книге «Путешествия Гулливера» в занимательной форме показал жизнь современной Англии.

В Германии в 70-80-е годы XVIII в. возникает объединение молодых немецких писателей «Буря и натиск». Известными представители этого объединения был Гете и Шиллер. Иоганн Вольфганг Гёте 1775 – 1787 – ученый, теоретик искусства, романист, поэт и драматург, наиболее известными произведениями являются трагедии «Фауст» и пьеса «Эгмонт». Фридрих Шилер 1759 – 1805 – ученый, историк, поэт и драматург. Большое внимание уделял историческим драмам «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль», «Мария Стюарт». Наиболее известные произведения драмы «Разбойники», «Коварство и любовь». И сейчас Шиллера считают современным автором, так как он по-новому показал сильные характеры героев.

XVIII век называют «золотым веком театра». Основная задача театра – показать обыденную жизнь людей, все ее негативные стороны. Эпоха Просвещения стремилась к общественным и человеческим идеалам и не воспринимала то, что им противоречило. В трагедии авторы негодовали, а в комедии издевались. Известными авторами комедий в Италии были Карло Гольдони (1707 – 1793) и Карло Гоцци (1720 – 1806), во Франции Пьера Бомарше (1732 – 1799). Крупнейшим драматургом Англии был Ричард Бринсли Шеридан (1751 – 1816).

В первой половине XVIII в. ведущим направлением в искусстве Франции стало рококо. Этот стиль основное внимание уделял развитию светской культуры. Для него характерны легкость и изысканность. Термин «рококо» происходит от французского слова «рокайль» (букв. бриллиант и украшение из раковин). Рококо не сложился в четко обозначенный стиль. В архитектуре в этом стиле оформлялись интерьеры.

В начале XVIII века в связи с постепенным упадком абсолютизма прекращается строительство крупных дворцовых сооружений. Жилые дома становятся удобными, целесообразными, рациональными. Основным видом постройки становится дом-особняк, который во Франции называют «отель». Здания, как правила, строили в стиле классицизм, а интерьеры оформляли в стиле рококо.

Живопись рококо обращалась к библейским и мифологическим сюжетам. На основе этих сюжетов создавалась нарядные светские картины. Получает развитие особый бытовой жанр (светские праздники, маскарады, прогулки на фоне пейзажа), идеализированный «пасторали», изображающие пастухов и пастушек на лоне природы, сцены реальной современной жизни, в том числе из жизни третьего сословия. Выдающимся живописцем этого стиля был Жан-Антуан Ватто (1684 – 1721). Он разработал новый жанр картин – галантные праздники: причудливые сценки, изображающие элегантно одетых молодых людей на лоне природы. («Отплытие на остров Киферу», «Капризница»). Большое развитие стиль рококо получил в рамках придворно-аристократического искусства. «Первым художником короля», директором Академии был Франсуа Бушэ (1703 – 1770). Он занимался разными видами творчества: панно и картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации и т.д. Типичные сюжеты его картин – «Триумф Венеры», «Венера с Амуром», «Купание Дины». Еще одним известным придворным художником был Жан-Оноре Фрагонар (1732 – 1806). Писал картины на фривольные сюжеты например – «Качели».

Известным скульптором XVIII в. был Этьен Морис Фальконе 1716 – 1791. Он руководил Севрской фарфоровой мануфактурой. Создавал мелкую пластику из бисквита (неглазурованный обожженный фарфор) – преимущественно женские фигуры и группы мифологического содержания. Он является автором конной статуи Петра I «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.



Изобразительное искусство эпохи Просвещения представлено стилями классицизм и реализм.

Классицизм в XVIII веке отходит от изображения античных сюжетов. Перед Великой Французской революцией он проявился в форме так называемого революционного классицизма. Основоположником этого направления был французский художник Жак Луи Давид 1748 – 1825. Он пишет картины на тему античной истории «Клятва Горациев», исторические картины на современную тему «Клятва в зале для игры в мяч», «Смерть Марата», «Переход Бонапарта через Альпы». В этом направлении появляется жанр портрета, что было не характерно для классицизма в XVII в. «Портрет мадам Рекамье».

Реалистическое направление в живописи Франции представлял художник Жан Батист Симеон Шарден (1699-1791). Его излюбленный жанр – натюрморты, в которых он изображал вещи кухонного обихода. Затем перешел к жанровым картинам, изображающим мирный домашний быт «Молитва перед обедом», «Прачка».

Гениальный испанский художник и гравер Франсиско Гойя 1746 – 1826 также работал в реалистическом направлении. Его полотна отличаются новаторством, эмоциональностью, остротой характеристик, гротеском. Он был придворным художником, поэтому написал портрет «Семьи короля Карла IV», но наиболее известным его картины, изображающие испанский народ – “Кузница”, “Девушка с кувшином”. Большое внимание он уделял портретам, особенно женским – портрет графини Альбы, “Маха обнаженная”, “Маха одетая”, “Махи на балконе”. Он безоговорочно стал на сторону народа, боровшегося против наполеоновской интервенции «Расстрел повстанцев». Большую известность получили офорты «Капричиос» (80 листов с комментариями художника). В них острая сатира направлена против церкви, дворянства, властей, а также против невежества и суеверий царящих в обществе.

В рамках Просвещения в культуре возникло новое направление сентиментализм. Представители этого направления разочаровались в возможностях разума улучшить жизнь людей, и основное внимание обратили на чувства человека. Писатели-сентименталисты анализировали тончайшие оттенки собственных чувств и настроений. Героями произведений были люди ничем не примечательные, слабые и гонимые. Излюбленные жанры литературы сентиментализма – романы в письмах, дневники. Наибольшее развитие это направление получило в английской литературе. Роман писателя Лоренс Стерна «Сентиментальное путешествие» дал название этому стилю. Известными английскими авторами были Генри Филдинг 1704 – 1754, написал роман «История Тома Джонса, найденыша», в котором показал уродливое воздействие денег на человеческие отношения. Большое внимание писатели-сентименталисты уделяли пейзажу.

Сентиментализм нашел свое отражение и в живописи. Английский художник этого направления Томас Геййнсборо 1727 – 1788 основное внимание уделял портретам, которые писал на фоне пейзажа. Этот жанр занял главное место в Английской Королевской Академии искусства (открыта в 1768 г.), одним из членов учредителей которой был Гейнсборо. Художник первым из английских мастеров придерживался реалистических традиций в пейзажной живописи. Французский художник Жан Батист Грёза (1725-1805) основное внимание уделял женским и девичьим портретам и жанровым картинам.

Французская революция и вызванные ею социально-политические катаклизмы рубежа XVIII – XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие группировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов. Просветителей обвиняли в том, что они внесли в умы людей путаницу, а в общество – смуту, нарушившие естественное, органическое развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно внезапно сошло с подмостков истории, заставив потомков задуматься, в чем же заключается его историческое предназначение.


следующая страница >>



Я знаю, откуда взялась легенда о еврейском богатстве. Евреи платят за все. Станислав Ежи Лец
ещё >>