страница 1 |
|
Похожие работы
|
Занятие по изобразительному искусству "Осенний день". Тема: «Осенний день» Цель - страница №1/1
![]() по изобразительному искусству "Осенний день". Тема: «Осенний день» Цель: развитие художественной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи:
Оборудование: репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», портрет А. Чехова, «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень. Слободка», «Осенние листья», Поздняя осень», «Осенний пейзаж с церковью», В. А. Серов «Портрет И. И. Левитана», диск с записью музыки П. Чайковского «Времена года», компьютер, мультимедийный проектор. Октябрь серебристо-ореховый, Блеск заморозков оловянный. Осенние сумерки Чехова, Чайковского и Левитана. Б. Пастернак ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? II. Беседа по теме урока В книге Дмитрия Борисовича Кабалевского есть такие слова «…русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни…». Художник Исаак Ильич Левитан и композитор Петр Ильич Чайковский – теснейшим образом сблизили музыку с живописью. А если вспомнить, как виделась и слышалась та же русская природа Антону Павловичу Чехову, то три искусства – музыка, литература и живопись, воплощение в творчестве трех гениев, предстанет перед нами как сердечная песнь о неповторимо скромной красоте русской природы. В чем мы сегодня убедимся. Самые мягкие и трогательные стихи, книги, картины и музыка написаны русскими поэтами, писателями, художниками и композиторами об осени. Презентация Слайды 1-2 Исаак Ильич Левитан также как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые краски лета, смывала дождями зелень. Рощи становились сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и сам воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Слайд 3-4 Осень на картинах Левитана очень разнообразна. В своих произведениях он воспевал красоту и величие русской природы. Удивительный дар был у Левитана, все, что рождалось под его кистью, начинало петь. Слайд 5 Поет свою светлую, хотя и печальную песнь его «золотая осень». Когда смотришь на его картину, то можно услышать нежно звучащие тихие переливы монастырских колоколен. Смотрим картину И. Левитана «Золотая осень». Звучат колокола. – Как вы думаете, какой период осени изобразил художник на картине? – Как отразил Левитан в своем произведении состояние природы? Слайд 6 У А.П.Чехова в повести «Степь» есть такие строки: «Покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого свежего звука, ни облачка». Полотно «Золотая осень» это не иллюстрация к произведению Чехова. Скорее наоборот, это комментарий к полотну Левитана. Это возможно, потому что схожи мироощущения двух художников - друзей. Их творчество близко и по своему художественному языку – простому и ясному, правдивому и поэтическому. Много близкого в их восприятии природы, в тех глубоких душевных движениях, которые пробуждал в них родной пейзаж и которые находили выражение в сложных поэтических образах, где в звуках радости слышались ноты печали, а печаль светлела перед разлитой вокруг красотой и гармонией природы. Бодрое, радостное чувство пробуждает картина Левитана «Золотая осень». Празднично звучат «багрец и золото» берез на синем небе. Чист и прозрачен воздух. Холодеет в речке вода. Ярким красным костром вспыхнул прибрежный куст. А там, вдали, зеленеют всходы озимых, говоря о вечном возрождении природы. Слайд 7 Русский композитор Петр Ильич Чайковский очень любил русскую природу, любовался ее пейзажами, подолгу гулял по лугам, лесным тропкам, собирая лесную ягоду, грибы. Композитор сочинил много музыкальных произведений, рассказывающих о красоте природы и одно из них фортепианный цикл «Времена года», включающий в себя двенадцать пьес, каждая из которых рассказывает о каком-то месяце. 12 пьес – 12 месяцев. Одна из пьес называется «Осенняя песня» или «Октябрь». – Ребята, а сейчас послушайте произведение и подумайте, по его звучанию, настроению, о чем оно рассказывает? Какие вызывает чувства? Слушаем пьесу «Октябрь» из цикла «Времена года». – Это произведение вызывает чувство грусти. – Вы услышали только грусть и задумчивость в музыке? – Звучала и радостная, быстрая музыка. Словно выглянуло солнышко. Вы правильно услышали и почувствовали музыкальное произведение. Ведь у осени есть и дождливые дни и солнечные. Поэтому музыка спокойная, печальная и в тоже время светлая, нежная, как само это время – месяц октябрь. Слайд 8 – Ребята, какие строки из стихов созвучны осенней мелодии П. И. Чайковского? Унылая пора! Очей очарованье!
Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце только грустнее Стаи птиц улетают Прочь за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. III. Практическая работа Задание. Выполните красками рисунки, изображающие различные осенние состояния в природе: ветер, дождь, яркое солнце. Во время практической работы делаю целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов рисования; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненных рисунков. Физкультминутка Я вышел в сад Осенний сад На ветках яблоки висят Качает ветер ветки Я в руки яблоки беру Красивые как лето Закаты на одном боку, а на другом – рассветы IV. Итог занятия Осень на ваших рисунках удивительно прекрасна и очень разнообразна. Многоцветные, наполненные разными чувствами рисунки получились у вас. Я довольна вашим творчеством. А вам самим понравилось рисовать состояние природы, в которое вы вложили, и состояние вашей души, вашего чувства и настроения? Закончить наше занятие я хотела бы стихотворением Федоровской Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зарделись клены, В пурпуре осинки, только дуб зеленый. Утешает осень: – Не жалейте лета! Посмотрите – роща в золото одета! Домашнее задание: собрать информацию по теме; принести репродукцию картины, описать ее, проанализировать цветовое решение и композиционное. Список используемых источников: 1. М.А. Абрамова. «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству», М., 2004. 2. Н.А. Горяева. «Первые шаги в мире искусства», М., 1991. 3. Дружинин С.Н. «Левитан», 1963. 4. Лободина Н.В. Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2006. 5. Б. М. Неменский. « Изобразительное искусство и художественный труд», М., 1991 6. Петров В.А. «Исаак Ильич Левитан», 1993. 7. Р.М. Чумичева. «Дошкольникам о живописи», М., 1992. 8. Т.Д. Шпикалова. «Изобразительное искусство», М., 2000. |
ещё >> |