Занятие 7 Свобода выбора, обусловленность души, освобождение - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Что есть человек? Душа и тело 2 444.48kb.
Экономическая свобода как возможность выбора 1 87kb.
Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» 1 320.73kb.
Литература Будинайте Г. Л. Классическая системная семейная терапия... 1 9.52kb.
«Субкультура. Свобода выбора?» 1 48.98kb.
Мирча Элиаде йога: бессмертие и свобода 28 5370.64kb.
Мирча Элиаде йога: бессмертие и свобода 21 5323.17kb.
Занятие одноканального устройства и его освобождение 1 66.8kb.
Урок №10 Свобода и ответственность 1 116.66kb.
Самоуспокоение: учёные и исследователи 1 86.86kb.
Свобода слова и свобода собраний в законодательстве Республики Беларусь 1 79.8kb.
Шри Шанкарачарья Дханйа-аштакам (восемь строф о блаженных) 1 26.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Занятие 7 Свобода выбора, обусловленность души, освобождение - страница №1/1

Занятие 7

Свобода выбора, обусловленность души, освобождение.

Живое существо обладает свободой выбора: Кришна или материальная иллюзия. Выбрав иллюзию, оно попадает в ее власть и власть деятельности и ее последствий (кармы) (ШБ 1.13.42; 2.1.22; 2.5.32; 2.9.2; 2.2.35; 2.6.42; 4.9.36; 3.27.20; 3.27.5; 3,31.15).

Человек, неправильно пользующийся своей свободой выбора, идущий на поводу чувств и ума (полная программа кармы), своей реакцией на приходящую карму (последствия) создает новую карму (новые события, укрепление независимых желаний). Бесконечная череда: события - реакция - последствия - является «топливом» для повторения все новых и новых рождений и смертей (ШБ 3.31.44), Только правильно пользуясь своей свободой выбора, живое существо «выключает вентилятор своей кармической деятельности» и, развивая свою истинную природу, очищается от уже созданной ранее кармы (БГ2,49; 9.2; 4.17-18; ШБ 1.8.35; 1.2.15; 2.7.49; 1.2.8).

Хотя свобода воли всегда есть у живого существа, тем не менее, воспользоваться ею правильным образом может только существо, обладающее высоким разумом и поэтому способное действовать осознанно. В какой мере живое существо действует осознанно, отдавая себе отчет в своих действиях, в такой мере у него есть свобода выбора (ШБ 1.5.15). Машина тела животного, в которую джива попадает, благодаря своим же желаниям и прошлой деятельности с которым себя душа отождествляет, очень сильно покрывает истинную природу ее сознания. Поэтому в таком случае джива может лишь подчиняться карме, не создавая новой (поскольку нет акта сознательной реакции и выбора) (БГ 13.21). Тонкое и грубое тела человека, хотя и сотканы кармой, не покрывают душа настолько, чтобы она была не способна оценивать и реагировать сознательно.



Форма сознания живого существа в момент смерти определяет форму его следующего грубого тела (БГ 8.6; 15.8-10).

Сознание, благодаря ложному отождествлению, распространяется на тонкое тело (ум, разум) и грубое тело. Душа, обретшая стойкое сознание Кришны, и отстранившаяся как от грубого тела, так и от ложных представлений о себе и своих желаниях (ШБ 2.1.15; 3.27.29), в момент смерти выходит из материального тела в своем чистом состоянии, без каких-либо тонких материальных оболочек, покрывавших ее до этого. Она способна беспрепятственно преодолеть все оболочки вселенной и обрести вечное существование в обители Кришны (ШБ 3.27.29). Это стойкое сознание, лишенное связи с материей - есть полное

сознание Кришны (БГ 13.24).

Дхарма, артха, кама, мокша.

Религиозная деятельность (дхарма) ради экономического процветания (артха), необходимого для обеспечения неограниченного удовлетворения чувств (кама) - вот 3 цели материалистов.

Но поскольку сам материальный мир, будучи обителью страданий - «дукхалая», не устроен для получения в нем удовлетворения, то после многих и многих попыток обрести его обусловленная душа разочаровывается в них и начинает искать освобождение (мокша) от тех бесчисленных страданий, которые несет этот мир. Таким образом, разочарование является для души толчком к поиску пути освобождения (УГЧ с. 270-271).



Освобождение - это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела (2.10.6).

Живое существо, достигает освобождения тогда, когда оно отказывается от восприятия мира, основанного на ложном эго: «я наслаждаюсь; я контролирую; я действую; я тело; все, что ощущает это тело - мое». Душа, избавившаяся от ложного эго и осознавшая верховное положение Личности Бога и свое подчиненное положение слуги по отношению к Нему, которое ей присуще, освобождается из рабства материальной энергии и достигает трансцендентного положения (ШБ 3.27.13; 3.27.9; 3.27.29, БГ 7.5).

Имперсоналисты под освобождением понимают освобождение от страданий и беспокойств материального существования, что достижимо даже при осознании безличного Брахмана.

Существует, таким образом, 5 видов освобождения: 4 из них для - персоналистов и одно - саюджья - для имперсоналистов (ШБ 3.29.13; 2.10.6).



  1. саюджья - растворение в сиянии Господа (или в Его теле)

  2. салокья- возможность жить на одной планете с Господом

  1. сарупья - получение духовного тела, подобного телу Господа

  2. саршти - обретение тех же богатств, которыми владеет Господь.

5. самипья - обретение, личного общения с Господом.

Когда попытки живого существа наслаждаться в материальном мире терпят крах, оно, разочарованное, отрекается от мира и ищет освобождения от его влияния. При этом само желание наслаждаться независимо от Бога не исчезает, а становится со знаком минус, то есть переходит в желание освободиться от страданий (ШБ 3.27.24). При этом джива не склонна принять верховное положение Бога. Обозленная, она не желает признавать Его существование и подчиняться Его воле, а упрямо ищет способ освободиться от тех ограничений, которые мешают ей наслаждаться и обрести положение высшей власти. Это высшее проявление зависти. Такая душа (майявади) не может обрести даже саюджья-мукти (ШБ 3.32.27). Но, если ей удастся очиститься от ложного эго (что возможно благодаря хотя бы тени преданности), она может войти в Брахман (брахмавади). Однако это положение неустойчиво. Из-за нереализованной склонности действовать и потребности во взаимообмене любовью с Господом, она падает вновь в материальный мир.



Вимукта-манинах - в своем уме считать себя освобожденным. Это относится к представлению о себе имперсоналистов. Они считают, что просто отрекшись от деятельности и взаимоотношений, и, подавив в себе все желания, погрузившись умом в процесс отделения Брахмана от того, что им не является они обретают освобождение (ШБ 3.27.20; 3.25.41).

Для преданного, имеющего всепоглощающую привязанность к Господу (асакти), обретение милости Господа, экстатической любви к Нему (бхавы) является горячо желанным. В то время, как сопутствующее ей освобождение даже не замечается им. Более того, преданный согласен добровольно страдать, если это принесет радость Господу, И даже преданный, находящийся на первых ступенях бхакти (бхаджана-крия) в то время, когда он поглощен служением Господу, незаметно для себя поднимается на уровень освобождения, В это время он соприкасается с внутренней энергией, и материальная энергия теряет власть над ним (ШБ 3.25.36; 1.2.15; 1.16.23).




Идеальный сосед тот, кто шумит точно в то же время, что и вы.
ещё >>