страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Законодательное Собрание Иркутской области, г. Иркутск - страница №1/1
![]() Законодательное Собрание Иркутской области, г. Иркутск ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «Целью объединения является восстановление в рамках единого субъекта Российской Федерации эффективного функционирования экономики региона и повышение на этой основе качества жизни населения, как округа, так и области». (Обращение к Президенту Российской Федерации В.В.Путину «Об образовании нового субъекта Российской Федерации», Прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации, Приложение 1) I. Предпосылки В первую очередь необходимо понимать, что процесс укрупнения субъектов Федерации есть общемировая и общероссийская тенденция, которая обусловлена не только политическими причинами, но и необходима "... ради оптимизации управления, более эффективной социально-экономической политики, в конечном счете, ради роста благосостояния людей" (Из послания Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г.) Федеральный центр заинтересован в сокращении дотационных субъектов Федерации, и формировании крупных, более сильных и экономически независимых регионов, которые могли бы самостоятельно реализовывать собственные полномочия. Укрупнение регионов позволяет оптимизировать финансовую помощь из федерального бюджета в бюджеты таких регионов, и направлять средства на решение основных проблемных точек, снизить административно-управленческие затраты за счет уменьшения количества объектов управления и упрощения политико-экономического взаимодействия. Для осуществления планов по удвоению ВВП и реализации заявленных национальных проектов стране также нужны экономически самодостаточные регионы. В случае объединительного процесса Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа мотивация укрупнения полностью соблюдается: более сильные «материнские» территории должны стать «локомотивами» развития автономных округов, которые невелики по численности населения и экономически слаборазвиты. Уровень экономического развития «материнских» территорий значительно выше, региональные власти способны реализовать эффективную модель интеграции и модернизации, а сами автономные округа на данный момент объективно не в состоянии преодолеть свое экономическое отставание. Необходимо отметить, что в ситуации Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, объединение обусловлено не только политикой федерального центра, но историко-культурными и экономическими потребностями. Исторически область и округ были единым регионом, автономия была создана искусственно, на волне отделений и суверенитетов. Последствия этого разрыва ощутили оба субъекта - и появившаяся несбалансированность экономики, и ряд организационно-управленческих проблем (например, разрыв между двумя субъектами дорожной сети или медицинских учреждений), и дублирование функций управления. Экономическая и социальная инфраструктура Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа создавалась как единый хозяйственный комплекс, когда предприятия разных сфер деятельности были связаны цепочками межотраслевой кооперации. Основа экономики Иркутской области (в масштабах всей страны) - промышленность: цветная металлургия (25,8% от общего объема промышленного производства в 2004 году), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (20,7%), машиностроение и металлообработка (15,4%), электроэнергетика (12,8%), химическая и нефтехимическая (6,8%), топливная (5,9%), пищевая (5,9%). Основной отраслью Усть-Ордынского Бурятского автономного округа является сельское хозяйство. В структуре валового регионального продукта удельный вес сельского хозяйства составляет 54%. Фактически УОБАО - это регион с моноотраслевой экономикой, что несет определенный риск для устойчивого регионального развития. Объединение двух наших субъектов объективно приведет к отраслевой сбалансированности экономики региона, когда отраслевая специализация области и округа будут гармонично дополнять друг друга. Например, теплоэнергетика субъектов – в отличие от электроэнергетики - работает раздельно. В этой области интеграция весьма востребована, поскольку позволит решить ряд сложнейших задач в сфере теплоэнергетики: модернизации теплосистем, внедрения новых технологий и др. Целесообразность укрупнения субъектов федерации будет подтверждена повышением инвестиционного потенциала региона. На данный момент рейтинг инвестиционной привлекательности Иркутской области по данным РА «Эксперт», составляет «2В средний потенциал - умеренный риск», а Усть-Ордынский Бурятский автономный округ - «3D низкий потенциал - экстремальный риск». На сегодня округ является дотационным регионом, в котором уровень жизни населения зависит от бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Это говорит о том, что в ближайшей перспективе округ не сможет самостоятельно привлечь масштабные инвестиции в экономику. Объединенный субъект Федерации со сбалансированной экономикой станет привлекательней в инвестиционном смысле, он сможет успешно конкурировать с соседними регионами за федеральные и международные инвестиции. Также предпосылкой для объединения можно назвать необходимость устранения административных барьеров как стимулирующую взаимодействие экономических субъектов и интенсификацию денежного и товарооборота. Сегодня между областью и округом существуют административные барьеры, которые порождают дублирование функций государственного управления, заметно увеличивают бюджетные расходы, ограничивают возможности развития бизнеса. Необходимо отметить эффект экономии в бюджетном секторе, возникающий при объединении субъектов. Он выразится в сокращении рабочих мест в госаппарате федеральных и региональных органов, возможности совместного проектирования и использования социальных инфраструктур, а также в возможности уменьшения расходов на государственные закупки за счет эффекта масштаба и использования единых транспортных схем. II. Перспективы Реализация уникальных возможностей экономического развития объединенной Иркутской области возможно только при наличии у региона действующей, реализуемой стратегии развития, частно-государственном партнерстве и федеральной поддержке. Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа позволит выстраивать целостное видение перспектив развития территории, заручиться поддержкой федерального центра в реализации крупных сырьевых и инфраструктурных проектов, привлечь дополнительные инвестиции. В качестве ключевых направлений развития экономики Иркутской области в разрезе секторов экономики можно назвать: 1) освоение огромного природно-ресурсного потенциала региона, 2) развитие инновационной экономики, 3) формирование современного туристско-рекреационного комплекса международного значения. Стратегия социально-экономического развития объединенной Иркутской области предполагает освоение крупных месторождений нефти и газа, в результате чего Иркутская область в 2020 году будет одним из ведущих нефте- и газодобывающих регионов России. Развитие нефте- и газодобычи создает условия для развития нефте-и газохимии. В рамках приоритетного направления развития региона – нефтегазового - предполагается освоение Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения и строительство нефтепроводов "Восточная Сибирь - Тихий океан", "Талакан - Усть-Кут". Разрабатывается также международный проект по поставке газа в Китай и Южную Корею. Примером частно-государственного партнерства может служить успешная реализация крупнейшего инвестиционного проекта – проект газификации области, при реализации которого объединили усилия региональная власть в лице администрации Иркутской области и компания ТНК-ВР. Основной целью регионального проекта ОАО «Восточно-сибирская газовая компания» является газоснабжение южных районов Иркутской области, где расположены крупные промышленные узлы (Саянск, Усолье-Сибирское, Ангарск, Иркутск) и проживает 55% (1,3 млн. человек) населения региона. Система газоснабжения позволит газифицировать 11 районов, более 100 населенных пунктов, на которые приходится 60% потребления топливно-энергетических ресурсов области. Объем поставки природного газа в 2010 г. составит 2,5 млрд.куб.м., что составит 20% от общего топливно-энергетического баланса региона. Таким образом, кроме долгосрочного социально-экономического и экологического эффекта использование газа обеспечит поддержание промышленного роста и сохранение энергетической стабильности в регионе. Проект газификации объединенной иркутской области означает огромный приток инвестиций в регион – всего 2160 млн. долларов, в том числе 2004 год – 3 миллиона, 2005 – 68 миллионов, 2006 – 392, 2007- 1002, 2008 – 507 и 2009- 188 миллионов долларов. При этом данные инвестиции не включают в себя инвестиции в смежных отраслях. Ежегодные налоговые поступления с 2010 года составят 1,3–1,5 млрд. руб., в том числе в консолидированный бюджет области 500-700 млн. руб. (из которых около 60 % приходятся на областной бюджет). Точкой экономического роста объединенной Иркутской области является туристический комплекс. Наличие уникального природного объекта - озера Байкал, создание особой экономической рекреационной зоны, объединение усилий заинтересованных субъектов позволят нашему региону превратиться в один из значимых международных туристических центров. Создание современной туристической и транспортной инфраструктуры, продвижение Иркутской области на рынке туристических услуг приведут к существенному росту приезжающих в регион туристов. Для реализации крупных сырьевых и инфраструтурных проектов необходимо решение целого ряда вопросов: – выработка механизмов реализации частно-государственного партнерства, поиск оптимальных форм софинансирования проектов за счет бюджетных средств и средств частных инвесторов, что позволит избежать неэффективного расходования бюджетных средств, затягивания сроков реализации инфраструктурных проектов; – развитие транспортной инфраструктуры (реализация целого ряда инвестиционных проектов сдерживается, прежде всего, из-за транспортной недоступности); – поиск компромисса между интересами государственных инфраструктурных компаний и интересами частных компаний (в Иркутской области это особенно актуально для Ковыктинского газоконденсатного месторождения); внятная позиция государства и государственных компаний по развитию трубопроводного транспорта; – эффективная лицензионная политика, принятие необходимых решений по собственникам (в ближайшей перспективе это наиболее актуально для Сухоложского золоторудного месторождения); – создание в ряде отраслей условий, при которых экспорт продукции переработки стал бы выгоднее экспорта необработанных природных ресурсов, что особенно актуально для лесного комплекса.
III. Экономическо-политические модели объединения Уже сложившаяся практика объединения субъектов Российской Федерации позволяет нам сформулировать два варианта объединения: А) Экстенсивный вариант (на примере Пермского края и Камчатки) Этот вариант предусматривает, что оба объединяющихся субъекта Федерации являются достаточно зависимыми в экономическом смысле, и потенциалы субъектов просто складываются. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ, который был опубликован перед объединительным референдумом в Пермском крае. Глава государства поручил Правительству РФ профинансировать комплекс мер по развитию транспортной и газовой инфраструктуры региона, которые уже предусматривались действующими федеральными целевыми и адресно-инвестиционными программами. Действовавший на тот период Губернатор Пермской области заявлял о том, что федеральные вложения в новый субъект Федерации составят 18 млрд. рублей. Б) Интенсивный (инвестиционный) вариант (на примере Красноярского края) Было заявлено, что целью объединения Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским АО является создание крупного региона с эффективной системой административного управления и сильной экономикой, основанной на реализации стратегических преимуществ территорий, входящих в новый субъект. Вместо одного региона-донора (Красноярский край) и двух реципиентов (Таймыр и Эвенкия) должен быть сформирован единый мощный донорский субъект Федерации. Механизм объединения заключается в запуске в течение 3-4-х-летнего переходного периода ряда крупных инфраструктурных и промышленных инвестиционных проектов, что, по сути, является новой индустриализацией региона. Отдача от реализации этих проектов должна заключаться не только в превышение налоговых поступлений над дотациями федерального бюджета, направляемыми сегодня на содержание депрессивных округов, но и в создании рабочих мест, в существенном улучшении жизни населения объединенного региона. Результатом объединения должно стать преумножение экономического потенциала региона, который в среднесрочной перспективе (через 4-6 лет) обеспечит значительные темпы роста валового регионального продукта. В соответствии с Указом Президента РФ, который был опубликован перед объединительным референдумом в Красноярском крае, Правительству РФ поручается профинансировать комплекс мер по развитию транспортной и социальной инфраструктуры региона, которые уже предусматривались действующими федеральными целевыми и адресно-инвестиционными программами. Данные мероприятия оцениваются в более чем 20 млрд. рублей. Кроме того, Правительству поручено оказать содействие в реализации инвестиционного проекта по разработке Ванкорского нефтегазового месторождения и в начале эксплуатации Богучанской ГЭС. Указанный комплекс мер уже сейчас называют вторым освоением Восточной Сибири, основанным на частно-государственном партнерстве, что должно дать мультипликативный эффект в экономическом развитии этого объединенного края. |
ещё >> |