Законодательная техника программа - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Законодательная техника уголовно-правовых норм 1 109.72kb.
Законодательная часть Серия «Актуальные проблемы спортивного права» 6 1527.63kb.
Понятие юридической техники 1 87.45kb.
Программа: Программа автоматизированного тестирования по спецкурсу... 1 10.76kb.
Примерная программа учебной дисциплины электронная техника для специальности 1 194.15kb.
3. 1 Законодательная власть 2 Исполнительная власть 3 Судебная система... 1 271.29kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 1 198kb.
Рабочая программа по дисциплине «Программирование», для направления... 1 152.08kb.
Ru резюме от 15 Ноября Морозов Олег Владимирович 1 25.3kb.
Рабочая программа дисциплина системное программное обеспечение направление... 1 99.79kb.
Рабочая программа дисциплина сетевые операционные системы направление... 1 75.08kb.
Волкова С. В. Межвузовская конференция о проблемах юридической техники... 1 30.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Законодательная техника программа - страница №1/3



Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ



КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЮРИДИЧЕСКАЯ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ) ТЕХНИКА

Программа

Рекомендуется для

Направления 030500 «Юриспруденция»
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр юриспруденции

Москва


2010

Одобрена на заседании кафедры

«Теории и истории государства и права»

Зав. кафедрой проф, д.ю.н

Немытина Марина Викторовна
«___» _________________ 2010 г.

Составитель:

к.ю.н. А.Р. Парамонов



Юридическая (законодательная) техника: Программа курса – М.: РУДН, 2010.

Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030500 «Юриспруденция».

© Парамонов А.Р., 2010

© Российский университет дружбы народов, издательство, 2010



СОДЕРЖАНИЕ






Стр.

Цели и задачи курса «Юридическая (законодательная) техника»

3

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

3

Требования к результатам освоения дисциплины

3

Содержание курса «Юридическая (законодательная) техника»

4

Разделы дисциплин и виды занятий

30

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

31

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

31

Нормативные правовые акты и иные официальные документы по курсу

31

Перечень основной литературы по курсу

32

Перечень специальной литературы по курсу

33

Материально-техническое обеспечение дисциплины

38

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

38

Образцы вопросов и заданий на семинарских и практических занятиях по курсу «Юридическая (законодательная) техника

41



ОПИСАНИЕ КУРСА

"Юридическая (законодательная) техника"
I. Цели и задачи курса

Курс "Юридическая (законодательная) техника" ставит своей целью получение студентами основ теоретических знаний, а также приобретение определенных практических навыков по разработке, написанию и оформлению проектов нормативных правовых актов, организации и осуществления законотворческого процесса.

Лекционные и практические занятия основываются на современном представлении о законотворческом процессе, обобщении отечественного и зарубежного опыта осуществления законотворческой деятельности.

Изучение вопросов юридической техники решает следующие задачи:

- получение студентами основных сведений о правилах, приемах и средствах, необходимых субъектам законотворческого процесса на этапе концептуальной разработки проектов нормативных правовых актов, а также на этапах их написания и оформления;

- приобретение студентами практических навыков в осуществлении технико-юридической экспертизы и иных видов экспертиз проектов нормативных правовых актов.


II. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Преподавание курса «Юридическая техника» базируется на знаниях полученных студентами в области истории права, теории государства и права, конституционного и муниципального права, административного права и иных преподаваемых на 1 – 3 курсах правовых дисциплинах.

Курс «Юридическая техника» является межотраслевой дисциплиной и направлен на углубление знаний студентов в области государства и права на последующих учебных курсах и при этом она опирается также на законы, присущие другим наукам – управление, логика, социология и др.
III. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения курса студент должен:

- знать и применять основные правила, методы, средства и приемы (инструменты), используемые субъектами законодательного процесса для организации и осуществления законотворческой деятельности;

- уметь самостоятельно осуществлять технико-юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов.


IV. Содержание курса «Юридическая (законодательная) техника»

Структура курса должна обеспечить последовательное освоение студентами теоретических знаний и получение соответствующих навыков в области разработки, написания и оформления проектов нормативных правовых актов.


Тема 1

Понятие о Юридической (законодательной) технике.



1. Понятие, назначение и содержание юридической техники.

Особое место в теории права занимает вопрос о содержании и назначении юридической (законодательной) техники, а также вопрос о качестве и эффективности отдельных законодательных актов и всей системы законодательства.

Под юридической (законодательной) техникой понимается совокупность требований, правил, методов, средств и приемов (инструментов), используемых субъектами законодательного процесса для организации и осуществления нормотворческой деятельности.

Наряду с термином "юридическая техника" в специальной литературе широко используется также термин «законодательная техника». Понятие юридической техники при всем многообразии существующих определений следует относить к технике написания и оформления текстов нормативных правовых актов. Инструментарий, используемый в юридической технике, является наиболее универсальным и практически применимым к любым видам нормативных правовых актов.



2. Принципы юридической техники.

В основе всех действий по разработке, написанию и оформлению тестов проектов законов, а также последующей работы с ними на различных стадиях законодательного процесса должны лежать принципы законодательной техники.

К основным принципам юридической техники относятся:

1) Общие принципы регулирования (управления) применительно к правотворчеству.

а) Принцип адекватности правового воздействия существу проблемной ситуации и его соответствие государственной политике в данной сфере общественных отношений. Действовать в соответствии с данным принципом значит обеспечить: соответствие предмета правового регулирования содержанию и границам проблемной ситуации; предоставление необходимых прав и установление достаточных требований к субъектам правоотношений; соответствие правового регулирования государственной политике в данной сфере общественных отношений.

б) Принцип полноты, безизбыточности и конкретности регулирования. Применение данного принципа призвано обеспечить всесторонне удовлетворение потребности в правовом регулировании, отсутствие в нем пробелов и упущений, а также излишних положений в текстах законов, без которых можно и обойтись.

в) Принцип минимизации (отсутствия или допустимости) побочных эффектов в результате правового регулирования. Действие данного принципа направлено на недопущение (минимизацию) последствий (в первую очередь негативных) не относящихся прямо к решению данной правовой задачи.

г) Принцип своевременности регулирования означает введение правового акта (его отдельных положений) в действие в нужный момент.

д) Принцип реализуемости правового воздействия означает наличие правовых механизмов, организационных и иных соответствующих ресурсов.

2) Принцип системности регулирования призван обеспечить соблюдение принятого структурирования права на отрасли, подотрасли и институты, а также установленных взаимоотношений правовых актов по их юридической силе; соответствие по целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих правовых актов, соответствие вида правового акта компетенции издавшего его органа; наличие связанных с принятием данного правового акта изменений действующих правовых актов.

3) Принцип точности, определенности и ясности содержания и формы устанавливаемых правоотношений: адекватность выражения языковыми средствами существа (концепции) правового решения, обеспечение точного понимания (интерпретации) положений правового акта всеми субъектами правоотношений; правильность оформления акта как официального юридического документа.

4) Принцип творческого подхода к процессу разработки, написания и оформления проектов законодательных актов. Несмотря на то, что совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей в законотворчестве серьезно отличается от выразительных приёмов и средств в художественной литературе, текст закона является произведением, т.е. продуктом творческой мысли и труда его авторов.


Тема 2

Становление и развитие юридической техники. развитие науки о юридической технике.
1. История становления и развития юридической техники в архаичный период.

Обращение к анализу истории развития законодательной техники позволяет глубже проникать в сущность этого явления, понимать его первопричины, осознавать закономерности, обнаруживать качественные изменения, складывающиеся в определенный отрезок времени, а также полнее постигать современное состояние правотворчества и на этой основе прогнозировать развитие современных методов законодательной техники.

Проведенный анализ текстов древних правовых актов различных государств показывает, что они имеют ряд общих юридико-технических особенностей:

1) Рассматриваемые акты представляли собой своды обычного права, а в отдельных случаях своды более ранних разрозненных законов, что предполагает знание приемов и правил систематизации правовых норм.

2) Преимущественным способом изложения этих актов (норм) был казуистический способ. Тем не менее, в рассматриваемых актах присутствовали и элементы абстрактного способа изложений нормативных предписаний..

3) Особенностью законов рассматриваемого периода является наличие в актах положений, призванных обеспечить их стабильность, неизменность во времени.

4) Многие правовые акты представляют собой достаточно объемные редакции.

5) Указанные акты охватывали, как правило, несколько групп вопросов, например, могли содержать нормы, относившиеся к судопроизводству, уголовному и гражданскому праву, некоторым полицейским функциям и т.д.

6) Названия актов не содержат указания на предмет регулирования, а отображают название государства, либо имена правителей государств, либо способ опубликования или иные варианты.

7) Как правило, запись положений актов осуществлялась либо сплошным текстом, либо отдельно друг от друга и только в некоторых случаях нумеровалась.

8) Язык древних законов, хотя и содержит основную терминологию разговорного и письменного литературного языка соответствующих государств, тем не менее, обладает определенной спецификой.

9) В законах практически не встречаются определения используемых терминов.

10) Еще не развита система внутренних и тем более внешних отсылок на иные нормы или акты.

11) Велика продолжительность действия норм древних актов.



2. Развитие юридической техники в периоды феодализма и нового времени.

Правовые акты этого периода, наследуя технико-юридические традиции актов предшествующего периода, свидетельствуют о дальнейшем совершенствовании юридической техники. На этом историческом этапе необходимо выделить следующие основные особенности развития юридической техники:

1) Акты формулируют основополагающие юридические принципы, на основе которых регулируются соответствующие общественные отношения.

2) По-прежнему принимаемые акты отличались большой временнόй стабильностью, что, помимо иных причин, косвенно подтверждает их достаточно высокое технико-юридическое качество.

3) Совершенствуется техника организации законодательного процесса.

4) Усложняется процедура разработки актов. Крупные акты готовились, как правило, по заказу государственной власти группой юристов или чиновников, профессионально занимающихся правотворчеством.

5) В заголовках законов начинают появляться указания на предмет регулирования..

6) Усложняется структура законов, появляются дополнительные реквизиты, чаще используется прием присвоения заголовков внутренним подразделениям законов. Структура отдельных актов внешне напоминает структуру современных законов: преамбула, части, главы, статьи, пункты, заключительные положения закона.

7) Заголовки статьям еще не присваиваются, а главам - достаточно часто. В отличие от заголовков законов наименования глав практически во всех случаях соответствуют регулируемому предмету.

8) Отдельные законы этого периода содержат уже довольно развитую систему внутренних отсылок.

9) Способы перечисления нормативного материала, содержащегося в правовых актах, отличаются наличием определенной системы и унифицированы в рамках всего акта.

3. Зарождение науки о юридической технике.

В период Нового времени появляются первые теоретические работы, посвященные проблемам законодательной техники. Это работы: Ф. Савиньи, Ш. Монтескье, Ч. Беккариа, И. Бентама, Р. Иеринга, Ф. Жени, Г. Еллинека и других ученых.

Одним из первых, кто дал свое понимание термина "законодательная техника", был выдающийся германский правовед Ф.К. Савиньи.

4. Развитие юридической техники в России (кон. XVII - нач. XIX века).

В России поворот от феодального права к праву Нового времени начался в период реформ Петра I и продолжился реформами второй половины XIX века. Законодательство стало развиваться в двух основных направлениях: расширение круга регулируемых отношений и совершенствование законодательной техники.

Актам этого периода свойственны следующие особенности:

1) В отличие от актов предшествующих периодов они охватывают, как правило, только одну группу вопросов и регулируют определенную сферу отношений.

2) Статьи (артикулы) нумеруются, появляются новые особые структурные элементы закона в виде таблиц и толкований (примечаний) к статьям.

3) Особым приемом изложения становится таблица в законе, которая позволяет излагать большой объем однородной информации в доступном виде.

4) Язык законодательства начал воспринимать в большом количестве иностранные термины ("канцелярия", "губернатор", "инспектор", "акт", "амнистия", "профос"), многие из которых и сейчас активно употребляются в языке закона.

5) В актах этого периода достаточно часто используется прием дачи определения терминам.

6) В правовых актах широко начинает использоваться такой знак препинания, как скобки, служащий для обособления какой-либо части текста и обеспечивающий его однозначное понимание. Указанные приемы были призваны обеспечить доступность и ясность языка законодательства.

7) Систематически в актах применяются бланкетные и отсылочные статьи, причем ссылки оформляются как на нормы внутри одного акта, так и на законоположения других актов.

8) С рубежа XVII - XVIII веков наименования актов во многих случаях соответствуют предмету их регулирования. В некоторых случаях наименование содержит указание на вид акта.

9) В отдельных случаях непосредственно в актах содержалось указание на действие закона во времени, пространстве и по лицам.

10) Постепенно развивается техника признания актов утратившими силу. Пока еще редко, но уже появляются в актах записи, признающие утрату силы актов, действовавших до их принятия.

11) Совершенствуется порядок введения актов в действие.

12) В документах появляются отдельные требования к написанию правовых актов. Ряд именных указов Екатерины II, например, "Обряд управления комиссии о сочинении проэкта новаго уложения" содержат целую систему требований к разработке, написанию и оформлению законодательных актов.

5. Возникновение науки о юридической технике в России.

Законодательная техника выступает в качестве прикладной науки по отношению к праву. В этой связи развитие законодательной техники как науки было возможно только после возникновения отечественной науки права. Термин "законодательная техника" появился в России позже, в конце XIX - начале XX века, а за столетие до этого существовали иные термины – "законоведение" и "законоискусство". Они обозначали науку, включающую представления об истории и философии права, о вопросах теории права, о некоторых методах разработки и написания законодательных актов, а также об особенностях применения законов. Наиболее распространенным был термин "законоведение".

В течение XIX века и первом десятилетии XX века в России существовала, скорее, “негативная законодательная техника”, выстраивавшая свои методы, в первую очередь, через обнаружение и анализ недостатков в законодательстве, законотворческих ошибок (как говорили тогда "юридические недоумения" или "недоуменные случаи"), а также через критику неправильных действий законодателей.

Под законодательной техникой в России к началу XX столетия понимали наиболее целесообразные способы (правила) ясного и краткого законописания.



6. Развитие юридической техники в Советский период и ее состояние в настоящее время.

На этапе формирования Советского государства можно говорить о наличии глубокого кризиса в законотворческом процессе. Это касается всех видов законодательной техники: техники концептуальной разработки актов, их написания и оформления, организации законодательного процесса, техники опубликования и вступления в силу актов, систематизации нормативных актов и т.д.

Законодательная техника Советского государства базировалась на знаниях и умениях, достигнутых прежними юристами, в том числе царской России. В.И. Ленин, будучи главой Советского правительства, принимал непосредственное участие в процессе правотворчества.

Начиная с середины 20-х годов в СССР начинают систематически проводиться исследования о различных аспектах законодательной техники. В этой сфере продуктивно работали М.А.Чельцов-Бебутов, М.М.Гродзинский, И.С.Перетерский, П.Веровский, Н.Жуков, И. Елизаров и многие другие ученые-юристы и практики.

С этого времени интерес к данной тематике практически не ослабевал, а пики его приходились на конец 20-х и 50-х гг., и особенно на начало 60-х годов.

В период с конца 1950 по 1970 гг. выделяется несколько региональных научных школ, наиболее плодотворно работавших в сфере законодательной техники. К ним можно отнести Московскую, Ленинградскую, Пермскую, Свердловскую школы, а также некоторых других регионов.

Продуктивно формировался и современный инструментарий законодателя. Именно в этот период были сформулированы принципы и основные правила, методы и средства законодательной техники к различным этапам законотворческого процесса, активно используемые в настоящее время.

7. Зарубежный опыт развития юридической техники.

Юридическая техника в зарубежных государствах имеет глубокие традиции в теоретическом осмыслении этого понятия, а также значительные наработки в области практической законодательной деятельности, что представляет значительный интерес с точки зрения изучения и возможного применения этого опыта в РФ.

В настоящее время в зарубежных странах существуют сложившиеся научные представления о юридической технике, а также технико-юридический инструментарий законодателей. По оценке ведущих российских специалистов (в частности, Ю.А.Тихомирова) коренных различий в понимании назначения и содержания юридической техники за рубежом с его российской трактовкой не существует.

Тема 3


Законотворческие ошибки
1. Понятие законотворческих ошибок.

Под законотворческими ошибками понимаются - неправильные действия субъектов законодательного процесса, нарушающие принципы, правила и требования законодательной техники, влекущие ухудшение качества закона и системы действующего законодательства в целом и, как следствие, негативные юридические и социальные последствия в законоприменительной практике.



2. Предупреждение, выявление и устранение законотворческих ошибок.

Предупреждение законотворческих ошибок основано на совершенствовании законодательной техники, принятии мер по правовой и специальной (общеуправленческой и предметно-ориентированной) подготовке законодателя, соблюдении им соответствующих принципов, требований и правил. Выявление ошибок в ходе законодательного процесса обеспечивается методами самопроверки авторами законопроекта, проведением всесторонней, в т.ч. независимой, экспертизы законопроектов и специальных исследований возможных последствий принятия закона, а также за счет организации собственно процесса. Недопущение всех видов ошибок может быть достигнуто за счет:

1) предупреждения (профилактики) - то есть, принятие мер, обеспечивающих правильность действий законодателя;

2) своевременного выявления законотворческих ошибок в ходе законодательного процесса и в процессе правоприменения;

3) устранения выявленных законотворческих ошибок.
Тема 4

Техника концептуальной разработки проектов нормативных правовых актов

1. Понятие и назначение концептуальной разработки нормативно-правового регулирования.

Техника концептуальной разработки проектов законодательных решений применяется для решения задач, возникающих на начальных этапах законотворческого процесса.

Применяемые здесь правила, методы, средства и приемы направлены на обеспечение необходимых концептуальных свойств разрабатываемого законодательного решения, таких как: соответствие целей и предмета регулирования уровню закона; адекватность (полнота, точность и своевременность) законодательного решения существу проблемной ситуации и государственной политике в данной сфере общественных отношений; оптимальность выбранного способа законодательного регулирования с учетом возможных социальных, политических и правовых последствий; реализуемость предполагаемого регулирующего воздействия, в т.ч. его обеспеченность организационными и правовыми механизмами, финансовыми и иными необходимыми ресурсами.

2. Определение сути и границ проблемной ситуации.

Определение сути и границ проблемной ситуации - необходимый начальный этап работы над законопроектом. Как правило, правовому регулированию подлежат те общественные отношения, которые, во-первых, характеризуются наличием сложных вопросов, которые нельзя (или трудно) разрешить обычным порядком, без использования правового регулирования, либо те отношения, у которых могут возникнуть проблемы в случае, если не принять соответствующий нормативный правовой акт.

Определить содержание и границы проблемной ситуации, значит, понять данное общественное отношение, как совокупность составляющих его основных элементов, выявить наиболее важные имеющиеся проблемы, а также установить внутренние связи элементов и внешние связи с другими общественными отношениями.

3. Определение предмета правового регулирования.

Под предметом закона понимается объект правового воздействия (отношение), подлежащий правовому регулированию аспект экономических, политических, социальных и иных явлений и отношений.

С предметом будущего закона необходимо определяться после того как будут в основном ясны параметры, подлежащей правовому регулированию проблемы.

У каждой структурной части законопроекта (раздела, главы, статьи) будет свой более узкий предмет регулирования, соответствующий предмету регулирования всего закона.

В некоторых случаях предмет закона предусматривается в актах более высокой юридической силы. Так, Конституция РФ предусматривает принятие целого ряда федеральных конституционных и федеральных законов по определенной тематике.

4. Выявление общественной потребности в нормативном правовом регулировании.

Для законодателя важно знать, каким образом данное регулирование будет воспринято гражданами. Разрабатываемый проект возможно, будет устанавливать новые обязанности, запреты, наказания либо предоставлять гражданам дополнительные права. В этой связи необходимо представлять возможную реакцию лиц, в отношении которых будет действовать этот закон.

Полученные на данном этапе сведения целесообразно использовать для возможной корректировки способов правового регулирования, написания пояснительной записки к тексту законопроекта, а также при работе с депутатами, воздействуя на них с целью принятия закона.

5. Определение целей и принципов предполагаемого регулирования.

Цель закона - желаемый результат, которого необходимо достигнуть посредством нормативного правового регулирования. Разработчик закона должен четко определить цель разрабатываемого акта и принципы (руководящие идеи, основные положения и правила), лежащие в основе правового регулирования данной сферы общественных отношений. Все положения будущего закона должны быть направлены на достижение поставленных целей и находиться в строгом соответствии с установленными принципами.

В последнее время существует практика формулирования целей и принципов регулирования непосредственно в тексте закона (в начальных его положениях). Концентрация разработчика на поставленной цели - одна из гарантий действенности закона.

6. Анализ действующего законодательства по данному вопросу, предыдущего законодательства, законодательства субъектов РФ. Анализ проектов законов по соответствующему предмету.

С целью установления корректного взаимодействия будущего закона с действующим законодательством разработчик проекта нормативного правового акта, должен проанализировать степень урегулированности соответствующего общественного отношения в действующем законодательстве (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

Анализ находящихся на рассмотрении законодательных (представительных) органов публичной власти законопроектов по теме разрабатываемого нормативного правового акта необходим для того, чтобы учитывать перспективы развития законодательства, необходимость продолжения разработки акта (в случае, если к.-л. субъект права законодательной инициативы (далее – СПЗИ) уже разработан и внесен аналогичный проект акта) и в иных целях.

7. Определение вида и формы нормативного правового акта.

Анализ законодательства в сфере, в которой предполагается разработка нового закона, необходим для того, чтобы выявить степень правовой урегулированности проблемы. Результатом анализа могут стать, например, следующие выводы: 1) поскольку действующее законодательство регулирует проблемную ситуацию исчерпывающим и надлежащим образом разрабатывать новый акт нет необходимости; 2) если проблема урегулирована фрагментарно, то возможна подготовка точечных изменений законодательства; 3) в случае, если проблема не урегулирована или урегулирована ненадлежащим образом, необходимо готовить новый законодательный акт.



8. Изучение зарубежного опыта нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

При изучении зарубежного опыта нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере отношений с целью его возможного использования при разработке проекта акта, необходимо учитывать много обстоятельств, среди которых: форма правления и форма государственного устройства этой страны, состояние регулируемого общественного отношения. Во многих случаях необходимо также рассматривать изучаемые зарубежные нормативные правовые акты в динамике их исторического развития.

9. Определение возможных последствий действия будущего закона. В целях исключения (минимизации) возможных негативных последствий от действия будущего закона необходимо проанализировать возможные правовые, финансово-экономические, социальные, экологические, криминологические и иные последствия. Это необходимо сделать для возможной корректировки текста разрабатываемого проекта, для уточнения списка нормативных правовых актов, в которые потребуется внести изменения либо признать их (отдельные положения актов) утратившими силу и т.п. в связи с принятием разрабатываемого проекта акта, а также для организации разъяснительной работы среди лиц от которых зависит принятие разрабатываемого акта и среди населения.

10. Написание концепции будущего закона.

В концепцию должны (могут) войти наработки всех предыдущих пунктов. Вместе с тем, представляется целесообразным включение в концепцию следующих позиций: 1) анализа проблемной ситуации (ее факторов); 2) обоснования выбора предмета правового регулирования; 3) формулировки целей и принципов законодательного регулирования; 4) способов и методов законодательного регулирования (как средство достижения цели), их преимущества в сравнении с другими вариантами; 5) финансово-экономического обоснования проекта решения; 6) глоссария - толкового словаря, с определениями наиболее значимых терминов, предполагаемых к использованию в проекте.


Тема 5

Планирование законопроектной работы



1. Опыт планирования законодательной деятельности в РФ.

Планирование законодательной деятельности в России осуществляется с целью достижения согласованности уже на ранних стадиях подготовки законопроектов, устранения дублирования в законодательной деятельности, обеспечения взаимодействия между всеми субъектами законодательной инициативы.

В настоящее время предпринимаются попытки планировать не только деятельность Государственной Думы (далее – ГД), но и деятельность всех субъектов законодательного процесса. Эту проблему в ежегодных посланиях Федеральному Собранию затрагивает Президент РФ.

2. Планирование законодательной деятельности палат Федерального Собрания РФ.

Основными причинами, вызвавшими необходимость планировать процесс подготовки и принятия законов на текущем этапе развития государственного развития России были: 1) резкое увеличение потока законодательных инициатив (в различных видах); 2) коренное реформирование жизни практически во всех сферах общественных отношений, что неизбежно вызвало обновление правовых регуляторов; 3) неотработанностью на практике взаимоотношений всех ветвей власти в процессе законотворчества; 4) отсутствием устойчивых парламентских традиций.

В основу планирования законопроектной деятельности должны быть положены следующие принципы: эффективности и оперативности правотворчества; приоритетности, т.е. первоочередное рассмотрение законопроектов, регулирующих основы российской государственности, принятие законов родового типа; экономии, т.е. устранение дублирования, взаимное информирование различных субъектов законодательной деятельности на стадии подготовки законопроектов; пакетности, т.е. рассмотрение законопроектов, близких по тематике и взаимодополняющих друг друга в данном блоке, синхронизация их экспертной проработки; открытости, т.е. к обсуждению законопроектов должны привлекаться все заинтересованные лица и организации, общественность

3. Виды плановых документов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

В ГД существуют следующие виды плановых документов.

1) Распорядок и порядок работы ГД на сессию устанавливают периоды времени для проведения пленарных заседаний, работы депутатских объединений, комитетов и комиссий палаты, работы с избирателями в избирательных округах, а также отпусков депутатов.

2) Примерная программа законопроектной деятельности ГД принимается палатой в конце текущей сессии на очередную сессию и делится на две большие части: а) законопроекты, подлежащие первоочередному рассмотрению палатой, распределенных по тематическим блокам; б) программа законопроектной работы комитетов ГД.

3) Календарь рассмотрения вопросов ГД определяет рассмотрение законопроектов ГД в течение месяца. Структура примерной программы и календаря примерно одинаковая.

4) Порядок работы пленарного заседания ГД содержит перечень вопросов, рассматриваемых в какой-либо день палатой. Порядок работы формируется Советом ГД и окончательно утверждается в начале дня в течение которого проводится пленарное заседание.

5) Повестка дня заседаний Совета ГД содержит перечень вопросов, относящихся к ведению Совета палаты: формирование планов работы ГД, рассылка всем СПЗИ текстов законопроектов для дачи ими замечаний и предложений, назначение парламентских слушаний и т.п.

4. Индивидуальное планирование законотворческой работы при разработке проекта нормативного правового акта.

Приступая к разработке будущего закона необходимо тщательно планировать все этапы собственной законотворческой деятельности. При индивидуальном планировании необходимо соблюдать те же принципы, что и при планировании законодательной деятельности.

Тема 6

Технико-юридические особенности законодательных актов РФ




следующая страница >>



Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, — это уже театр. Густав Холоубек
ещё >>