Законы Субботы 24 еврейский дом 24 Подлинное величие еврейской женщины 25 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. Дымшиц Еврейский мир в мемуарах 1 24.92kb.
Второеполугоди е 1 48.71kb.
Поэма Н. А. Некрасова Русские женщины 1 82.33kb.
Эдуард Ходос Еврейский синдром-2,5 17 2571.98kb.
Законы космоса «Скрытая реальность. Параллельные миры и глубинные... 42 5592.67kb.
Валерий Дымшиц Проклятые вопросы (Еврейский и женский вопросы в русской... 1 12.59kb.
Ангелы Земли Израиля 17 Источник жизненных сил 20 еврейский закон 8 672.9kb.
Закон еврейской автономной области о библиотечном деле и обязательном... 1 209.71kb.
Законодательного Собрания Еврейской автономной области Комитета образования... 8 527.74kb.
11. Что Решить еврейский вопрос. 11. Почему Еврейский вопрос 7 1242.31kb.
Законы идемпотентности 11 a V a = a 12 a  a = a законы коммутативности 1 61.54kb.
Ангелы Земли Израиля 17 Источник жизненных сил 20 еврейский закон 8 672.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Законы Субботы 24 еврейский дом 24 Подлинное величие еврейской женщины 25 - страница №1/8


Оглавление


Оглавление 1

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА 2

Заповедь первой десятины 2

Зависть и насмешничество изводят человека из мира 2

Спор во имя Небес 4

ЕВРЕЙСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ 4

Нефеш а-Хаим 4

Не хлебом единым жив человек! 7

Введение в устои веры (истина и вера) 12

Как преуспеть в изучении Торы 14

Месилат Йешарим 17

О МОЛИТВЕ 20

Алейну лешабеах 20

ЕВРЕЙСКИЙ ЗАКОН (АЛАХА) 23

Возлюби ближнего 23

Законы Субботы 24

ЕВРЕЙСКИЙ ДОМ 24

Подлинное величие еврейской женщины 25





НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

Заповедь первой десятины


Сефер а-Хинух

Заповедь обязывает сынов Израиля отделить для левитов одну десятую часть от урожая земли, как сказано: «ибо десятину сынов Израиля, которую отделят они в подношение Г-споду, отдал Я левитам». И сказано также (Ваикра, 27:30): «И всякая десятина земли – Г-споду». Эта десятина называется первой – маасер ришон.

Смысл этой заповеди можно объяснить следующим образом. Поскольку Всевышний, благословен Он, избрал колено Леви среди всех братьев его для постоянного служения в Храме, Он в милости Своей обеспечил левитов пропитанием с достоинством, как подобает царским слугам. Пусть другие готовят им пищу, а им не придется заниматься ничем, кроме служения Царю.

И, несмотря на то, что как одному из двенадцати колен, колену Леви полагалась бы двенадцатая часть от всего, что производит земля, Всевышний удостоит его особого почета и большего удела, чем у других. Служителям царского дома определена десятая часть урожая без вычета затрат. [Однако Леви не имеет права пользоваться своей долей, не отделив от нее десятину для Коэна, который тоже является членом колена Леви, но имеет специальные привилегии.] И тот, кто питает за счет своего имущества служителей Б-га, удостоится во всем благословения Всевышнего. Как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: «десятины – ограда богатства» (Авот, 3).

И также сказано мудрецами (Таанит, 9), что человеку не следует испытывать Б-га, думая: «Дай-ка попробую, даст ли Всевышний мне благо за то, что я исполню заповеди Его», как сказано (Дварим, 6:16): «Не испытывайте Г-спода Б-га вашего». И этот запрет касается всех заповедей, кроме отделения десятины. Человеку разрешено проверить, благословит ли его Творец за старание и расторопность в ней. Как сказано пророками (Малахи, 3:10): «Принесите всю десятину в закрома… и испытайте Меня в этом, сказал Г-сподь».

Перевод – рав М. Гафт.

Зависть и насмешничество изводят человека из мира


«И взял Корах, сын Ицхара…» (Бемидбар, 16:1).

Мудрецы (Менахот, 29б) говорят, что мир создан Всевышним буквой ה. Почему создан мир буквой ה? Потому что она по форме напоминает помещение с двумя входами. Всякий, кто хочет выйти (оставить, не дай Б-г, Тору и заповеди), может выйти.

А почему одна ножка ее как будто висит в воздухе? Тот, кто хочет вернуться (к Творцу) – пусть войдет. Почему бы не войти ему в ту же дверь, через которую он вышел? Это не удастся ему (из-за злого начала). Как сказал Рейш-Лакиш, что означает написанное (Мишлей, 3:34): «Над насмешниками – подшутит Он, а смиренным – даст благоволение»? Желающему очиститься – помогают, желающему оскверниться – открывают вход. (Желающему очиститься помогают, открывая для него еще одну дверь – между «подвешенной» ножкой и крышей.)

Рав Хаим Шмулевич говорит, что мудрецы открыли нам здесь: мир создан таким образом, что всякий желающий «выйти», оставив, не дай Б-г, путь Торы и заповедей, может сделать это. Выход открыт. Надо сказать, однако, что злое начало, как правило, не может открыто сбить человека с пути. Как говорится в Талмуде: «Таково искусство злого начала: сегодня говорит человеку, чтобы делал то-то, назавтра – еще что-то, пока не скажет ему: иди служить идолам». Злое начало не предлагает человеку сразу же стать идолопоклонником – обычно еврей даже не помышляет о таком. Оно соблазняет постепенно, пользуясь тем, чем можно соблазнить, открывая постепенно все новые и новые «горизонты».

Но существуют и пути, о которых сказано, что всякий, желающий выйти – может выйти. Всякий желающий может разом оставить все границы мира, сдерживающие его, так, что и злому началу не придется больше «возиться» со своей жертвой. Человек, который пошел этой дорогой – уже летит под откос. Теперь, для того, чтобы спастись, он нуждается в особом вмешательстве Творца.

Один из таких путей – зависть. Как говорится (Авот, 4:21), «зависть, вожделение и почести изводят человека из мира». О Корахе говорят мудрецы, что он покинул мир из-за зависти. «Корах, бывший мудрым, как совершил такую глупость? » – как Корах оставил мир, в границах которого человеку свойственно руководствоваться разумом? – «Позавидовал он Элицафану, сыну Узиэля, ставшему главой колена». Объятый завистью, он оставил границы мира и стал способен на любую глупость, вопреки даже собственной мудрости.

И все же этого недостаточно, чтобы объяснить поступок двухсот пятидесяти глав общины Израиля. Как они совершили такую глупость? Как удалось Кораху увлечь их за собой? Ведь у них не было зависти. Мидраш говорит так (Мидраш Раба, 18:3):

«“И взял Корах…” О чем шла речь прежде – о заповеди цицит. Выступил Корах и сказал Моше:

– Талит, который весь покрашен особой краской тхелет, требует ли нитей тхелет в цицит?

– Требует! – ответил Моше.

– Что добавят четыре нити тхелет к талиту, который сам весь сделан из тхелета?!

– Дом, который полон свитков Торы, требует наличия мезузы или нет? – спросил Корах.

– Требует! – ответил Моше.

– Что добавят две главы из Торы дому, который и так вмещает всю Тору?!

Сказал Корах:

– Не слышал ты эти заповеди от Всевышнего, а сам выдумал их!

Тут же повелел Корах, чтобы сделали двести пятьдесят талитов цвета тхелет и чтобы закутались в них двести пятьдесят глав народа, поднявшихся против Моше».

Как же могли такие «вопросы» Кораха вовлечь в спор с Моше двести пятьдесят мудрецов, не посчитавшихся с честью Моше-рабейну и с честью самой Торы?

Ответ в том, что в вопросах Кораха был дух насмешничества, против которого не в силах устоять даже великие люди.

И еще сказали мудрецы (Мидраш Раба): «Когда сказал Всевышний, благословен Он, Моше: ”Возьми левитов из среды сынов Израиля и очисть их, и так сделай им, чтоб очистить их… и проведут бритвой по всему телу своему…”, сразу же сделал он так Кораху (сбрил все волосы). Стал Корах обходить весь лагерь, и никто не узнавал его. Сказали ему: ”Кто сделал с тобой такое?” Сказал им: ”Моше сделал так. И мало того: взял меня за руки и за ноги и поднял меня и сказал мне, что я теперь чист. И привел Аарона – брата своего, и украсил его, как невесту, и усадил в Шатре Откровения”».

Даже над тем, что Аарон поднимал левитов (двадцать две тысячи в один день), что можно объяснить только чудом, потешался Корах. Сила насмешничества погубила Кораха и двести пятьдесят мужей, глав народа, вместе с ним.

Перевод – рав М. Гафт. Из книги рава Я. Байфуса «Леках Тов».


следующая страница >>



Разница между сестринским поцелуем и настоящим — примерно 55 секунд.
ещё >>