Закона рх «Об образовании» №53 от 04. 10. 2004 года, статья 8: «Национально-региональный компонент государственных образовательных с - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Начальное общее образование 1 116.77kb.
Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основе Федерального... 18 4064.57kb.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми... 4 649.44kb.
Разработка урока кубановедения по теме: «Географическое лото по страницам... 1 149.59kb.
Программа по дисциплине «Философия» Москва 2004 1 183.44kb.
Программа государственного экзамена «Математическое моделирование... 1 96.35kb.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2007 г. 1 86.4kb.
Рассмотрено Руководитель мо 1 127.92kb.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 15 2641.81kb.
Программа по физике для 11 класса (базовый уровень) 5 488kb.
Семинара «Интеллектуальные виды спорта в условиях реализации новых... 1 26.26kb.
Штур форма а набор заданий №1 1 87.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Закона рх «Об образовании» №53 от 04. 10. 2004 года, статья 8: «Национально-региональный - страница №1/1

Пояснительная записка
Программа составлена на основе стандарта национально-регионального компонента для основной школы, Закона РХ «Об образовании» №53 от 04.10.2004 года, статья 8: «Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов», Устава и учебного плана МБОУ Ефремкинской СОШ №8

Курс рассчитан на 35 часов в 8 классе. Время на изучение выделено из школьного компонента учебного плана

Курс нацелен на:

- содействие развитию патриотизма и гражданственности при изучении местного материала с учетом общего и особенного в развитии республики Хакасия;

- становление социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона как части России;

- развитие умения получать социальную информацию и самостоятельно ориентироваться в ней через расширение круга источников: местные СМИ, информацию от близких людей, личные наблюдения;

- формирование умения применять полученные при изучении курса сведения для определения собственной позиции для решения познавательных и практических задач в условиях конкретных проблем развития региона (на основе субъектного опыта жизнедеятельности учащегося);

- решение профориентационных задач в условиях региональной системы образования и рынка рабочей силы.

Достижению названных целей служит решение дидактических задач, прямо связанных с региональным компонентом содержания образования:

- использование местного, близкого и понятного учащимся материала для реализации деятельностного подхода при изучении содержания НРК;

- реализация возможностей семейного воспитания при опоре на раскрытие местного социально-экономического, политического материала, культурной жизни региона. Опора на возможности изучения регионального материала через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников. Изучение регионального материала в семье через беседы, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов; общую работу учащихся и родителей в деле охраны и восстановления памятников природы, истории и культуры, решения местных экологических задач.

Программа представляет собой интегрированный курс, выстроенный с опорой на такие науки как география, история, филология, экономика, культурология.

Ввиду того, что учебный план школы не дает возможности изучать курс «Родной край – Хакасия», как это предусмотрено Национально-региональным компонентом государственных стандартов общего образования и учебным программам с 5 по 8 классы, в данной программе объединено содержание программы 7 и 8 классов для более полного и всестороннего знакомства обучающихся с историей и культурой Хакасии.

Программа выбрана с учётом запроса родителей. Класс с высокой мотивацией и уровнем обучаемости. Обучаются дети разного уровня развития, поэтому на уроках используются задания разного уровня сложности в рамках реализации индивидуального подхода к обучению каждого ученика.




Основное содержание 35 часов
Сибирь глазами европейцев: первые сведения о Сибири 2 часа

Первобытнообщинный строй на территории Хакасско-Минусинской котловины

Палеолит. Эпоха мезолита и неолита. Медно-каменный век. Бронзовый век. Ранний железный век.
Расцвет государственности на территории Хакасии. 2 часа

Географическое положение Древнехакасского государства. Управление государством: налоги, армия. Земледелие: растениеводство, оросительная система. скотоводство, охота, рыболовство, промыслы, ремесло и горное дело. торговые пути и связи: Средняя Азия, Восточный Туркестан, Тибет, Китай. "Великий щелковый путь".


Древнетюркская письменность. 1 час

Сулекская, Подкуненская писаницы. Кыргызы. Легенды о происхождении. средневековые крепости: Тарпиг, у с. Чебаки, на г. Чалпан, средневековый замок у с. Тутатчикова.


Хакасские легенды о монгольском завоевании. 2 часа

Монгольское покорение Древнехакасского государства: от данничества к разгрому (1293 г.). Переселение народов. Влияние монголов.


Колонизация земель: этапы, итоги. Основание Красноярска. Роль казачества. 1 час
Присоединение Хакасии к России. 1 час

Двойное данничество. Административно-территориальное устройство. Кыргызская землица (Алтысарское, Езерское, Алтырское, Тубинское княжества). Население: улусные люди, кыштымы.


Становление государственности Хакасии в начале 18 века. 1 час

Пореформенное развитие Хакасско-Минусинского края (70-90-е годы 19 века): хозяйство, занятия населения.


Роль ссыльных в Хакасско-Минусинском крае: декабристы, народники, поляки, социал-демократы. 2 часа
Советская Хакасия 10 часов

Влияние революционных событий 1917 года. Политические процессы в Хакасско-Минусинском крае. Гражданская война (П.Е. Щетинкин, А.Гайдар, И.С. Соловьев и др.)

Хакасия в годы первых пятилеток Политическое устройство (уезд - область), хозяйство, образование, культура. Роль "красных юрт" в ликвидации неграмотности и развитии культуры. Хакасский учительский институт. Выдающиеся люди земли Хакасской (их именами названы улицы, поселки). Литература Хакасии (А.С. Топанов, М.С. Коков, Г.К. Суворов, П.Т. Штыгашев и др.)

Хакасия в годы Великой Отечественной войны.

309-я Пирятинская дивизия. Госпитали в Хакасии. Герои Советского Союза - уроженцы родного края. Памятники воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, в городах и селах Хакасии. Летопись огненных лет - война в истории моей семьи.

Послевоенное мирное строительство

Хакасия - промышленный регион (1950-е - конец 1980-х годов): Абакан-Тайшет. Освоение целины. Развитие и рост городов: Черногорск, Абаза, Сорск, Саяногорск.

Образование Республики Хакасия 1 час

от автономного округа к республике (1993). Административно-территориальное деление. Города и районы Хакасии. Конституция Хакасии. Органы власти: Законодательная (Верховный Совет) и исполнительная (правительство) власть в Хакасии. Геральдика: герб и флаг Хакасии. Общественно-политические процессы в Хакасии. Партии. Национальные движения, объединения.
Население Хакасии. 1 час

Численность населения городов и районов. особенности расселения, плотность.

Национальный состав. Языковые семьи и группы. Государственные языки РХ.
Традиции, культура и быт, религия народов Хакасии. 1 час
Просвещение. 2 часа

Театры, музыка, живопись, драматургия (М.Е. Кильчичаков, Г.Г. Котожеков). Республиканский русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова, Хакасский национальный театр им. А.С. Топанова, Хакасский государственный театр малых форм "Читиген", Хакасский государственный театр кукол "Сказка".

Известные деятели науки, литературы и искусства.
Особенности природы Хакасии 3 часа

аномальные явления в строении земной коры (Казановка, туим). Пещеры (Кошкулак, Бородинская, Ефремкинские) . Хакасские степи (Уйбатская, Койбальская).Синоптическая и агроклиматическая карты Хакасии. Погода своей местности. Почвы и земельные ресурсы Хакасии. Водные ресурсы: гидропотенциал рек. Особенности экологической ситуации в районах Хакасии. Виды и проблемы рационального использования природных ресурсов. Охраняемые территории: заказники Июсский, Боградский (Дубовая роща), урочище Трехозерки, озеро Улугколь.


География хозяйства. 2 часа

Горнодобывающая промышленность, топливная промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия, машиностроение, строительство, сфера услуг и современные коммуникации, легкая и пищевая промышленность. Зональная специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство). Торговля.


Памятники историко-культурного наследия Хакасии. 2 часа

Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения учебного предмета «Родной край – Хакасия» учащиеся должны знать:

- административно-территориальное устройство Хакасии;

- структуру законодательной, исполнительной и судебной власти республики

- пространственное размещение исторических объектов Древнехакасского государства, княжеств, Красноярского острога, г. Абакан;

- основные даты истории Хакасии;

- памятники истории и культуры, достопримечательности родного края;

- основные языковые семьи народов Хакасии;

- имена выдающихся деятелей Хакасии;


уметь:

- характеризовать основные периоды истории народов, населявших Хакасию; административное устройство Древнехакасского государства, систему управления в Хакасско-Минусинском крае до середины 19 века; этапы присоединения Хакасии к России; культурное строительство в Хакасии в 20 веке;

- описывать географическое положение и исторические границы государств, существовавших на территории Хакасско-Минусинского края до конца 18 века; «черезкаменный» и морской пути освоения Сибири;

- сравнивать особенности послевоенного строительства в Хакасии и Советском Союзе; развитие экономических и социальных процессов на российском уровне и в Хакасии;

- оценивать, исходя из внешних критериев на примере Хакасии последствия Монгольского завоевания; ход гражданской войны в 20 веке;

- оценивать качество природной окружающей среды, эффективность экологически рационального использования природных ресурсов, основные направления экологической политики.



Опыт познавательной и практической деятельности

Учащиеся смогут научиться:

- получать социальную информацию из разнообразных источников, осмысливать представленные в них различные подходы и точки зрения;

- решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

- наблюдать и оценивать явления и события, происходящие в социальной жизни;

- давать оценку собственным поступкам и действиям других людей с точки зрения общечеловеческих норм нравственности;

- выполнять творческие, практические работы по краеведческой тематике;

- конструктивно разрешать конфликтные ситуации в реальной жизни и в моделируемых учебных задачах;

- принимать участие в совместной деятельности по подготовке и реализации ученических социально-экологических проектов в школе, селе.
Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока, форма проведения

Оборудование, домашнее задание

1






Сибирь глазами европейцев: первые сведения о Сибири.

Первобытнообщинный строй на территории ХМК. Палеолит. Мезолит. Неолит



Урок изучения нового материала

§1,2 учебника «История Хакасии», П.И. Чебодаева

2




Медно-каменный век. Бронзовый век. Ранний железный век

Комбинированный урок

§3,4,5

3




Хакасия в составе державы гуннов. Религия и культура динлин

Комбинированный урок

§6,7

4




Хакасия в период таштыкской эпохи

Урок совершенствования ЗУН

§8

5




Образование древнехакасского государства

Урок совершенствования ЗУН

§9

6




Хакасия в военно-политических событиях Центральной Азии в VI-VII вв.

Комбинированный урок

§10

7




Социально-экономическое развитие

Комбинированный урок

§11

8




Религия и культура средневековых хакасов

Урок совершенствования ЗУН

§12

9

10





Борьба хакасов с монголо-татарским нашествием

Комбинированный урок

§13

11

12





Колонизация земель. Присоединение Хакасии к России

Урок совершенствования ЗУН

§16,18,20,21

13

14





Хакасия в 19 веке.

Минусинский округ – место политической ссылки



Комбинированный урок

§22-26 сообщения о ссыльных

15





Хакасия в начале 20 века

Столыпинская аграрная реформа и ее реализация в Хакасско-Минусинском крае



Урок изучения нового материала

лекция


Записи в тетради

Сообщение о П.А. Столыпине



16

17





Октябрь 1917 года в Хакасии

Установление советской власти

Гражданская война


Комбинированный урок

Глава 1 учебного пособия «Из истории Хакасии. Советский период»

18




Образование Хакасской автономной области.

Нэп. Коллективизация. Индустриализация.



Урок изучения нового материала

Глава 2,3

Сообщения «Моя семья в событиях коллективизации»



19

20





Великая Отечественная война

Воины Хакасии на фронтах.

Вклад трудящихся Хакасии в победу.


Урок изучения нового материала

Глава 4

Сообщения «Война в истории моей семьи»



21




Послевоенное мирное строительство.

Комбинированный урок

Глава 5

22

23





Хакасия в 1950-х – конце 1980-х годов. Промышленность, сельское хозяйство

Комбинированный урок

Глава 6

24




Образование республики Хакасия

Урок изучения нового материала

§2-3 учебника «Современная Хакасия»

25




Население Хакасии

Комбинированный урок

§18-23

26




Традиции, культура, религия и быт народов Хакасии

Урок совершенствования ЗУН

Сообщения по книге В.Я. Бутанаева «Традиции и быт хакасского народа»

27

28





Просвещение в Хакасии

Урок изучения нового материала

Экскурсия в музей С.П. Кадышева



§1-6 сообщения о театрах Хакасии

29




Особенности природы Хакасии. Пещеры

Урок совершенствования ЗУН

Экскурсия в грот Проскурякова




Сообщения о Сыйских пещерах

30




Экономический потенциал Республики Хакасия

Урок изучения нового материала

презентация



§24

31




Особенности экологической ситуации. Охраняемые территории

Урок изучения нового материала

§29

32

33





География хозяйства

Комбинированный урок

§25-28

34

35





Памятники историко-культурного наследия Хакасии

Урок обобщения и систематизации знаний

Задание на лето





Сегодня у каждого великого человека есть ученики, а его биографию обычно пишет Иуда. Оскар Уайльд
ещё >>