страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Закона «Об образовании», Закона города Москвы «Об общем образовании в г. Москве» - страница №1/1
![]() К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ГОУ гимназии №1587 на 2011-2012 учебный год 1. Общие положения Учебный план Государственного образовательного учреждения гимназии № 1587 разработан на основе Закона «Об образовании», Закона города Москвы «Об общем образовании в г. Москве», Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889, Московского базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации утвержденного приказом Департамента образования города Москвы от 11.05.2010 года № 958 «Об утверждении Московского базисного учебного плана» и Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089 (в редакции от 19 октября 2009 № 427), письма МДО «Особенности обоснования учебных планов школ разного статуса», концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Москва, 2002 г.), приказа Министерства образования и науки РФ от «26» ноября 2010 г. № 1241, приказа № 327 ДО г. Москвы от 04.05.2001г., целевой программой «Столичное образование -5». Учебный план обеспечивает преемственность с Московским базисным учебным планом, утвержденным решением коллегии Департамента образования города Москвы «Об утверждении базисного учебного плана» от 22 февраля 2007 года и выполнение «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Учебный план разработан на основе Устава ГОУ гимназии № 1587, образовательной программы гимназии, годового плана на 2011-2012 учебный год и в преемственности с учебным планом на 2010-2011 учебный год. Учебный план гимназии № 1587 реализует общеобразовательные программы и определяет:
- федеральный компонент - 76%, - региональный компонент - 10%, - компонент образовательного учреждения - 14%.
Учебный план ГОУ гимназии № 1587 представлен для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Для каждой ступени обучения приводится перечень учебных предметов, отражающий требования федерального государственного образовательного стандарта и специфики образовательного учреждения. Учебный план ГОУ гимназии № 1587 в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, Московским базисным учебным планом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008 (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 216) предусматривает временные параметры организации учебно-воспитательного процесса. Учебный план предусматривает для 1-ой ступени обучения 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебных недели; 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов. Продолжительность учебного года – 34 учебных недели (не включая летний экзаменационный период); 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования на основе сочетания базовых и профильных предметов для 10-11 классов. Продолжительность учебного года –34 учебных недели (не включая летний экзаменационный период и проведение учебных сборов по основам военной службы). Учебные занятия в 1-м классе проводятся по 5-дневной учебной неделе в первую смену с использованием "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый) в соответствии с п. 10.10. СанПиН 2.4.2.2821-10. Продолжительность урока в 2 - 11 классах составляет 45 минут, 2- 3 классы учатся по 5 дней в неделю, 5 – 11 классы – в режиме 6-дневной учебной недели. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения во 2-3-х классах - до 1,5 ч., в 5-м - до 2 ч., в 6 - 8-м - до 2,5 ч., в 9 - 11-м - до 3,5 ч. (п.10.30. СанПиН 2.4.2.2821-10). 2. Особенности учебного плана Региональной спецификой учебного плана является:
Интегративное преподавание предметов не ведет к снижению качества и отсутствию учета и контроля по этим дисциплинам. Реализация Концепции информатизации образовательного процесса в учреждениях системы Департамента образования города Москвы базируется на широкой интеграции информационных и коммуникационных технологий во все школьные дисциплины, интеграции, предполагающей и использование ИКТ в этих дисциплинах и их освоение в ходе использования. 3. Начальное общее образование
В целях сохранения единого образовательного пространства и единых требований к уровню подготовки выпускников начальной школы каждая образовательная область представлена предметами федерального и регионального компонентов. Образовательная область «Филология» предусматривает изучение «Русского языка» (1-4 классы), «Литературного чтения» (1-4 классы) и «Иностранного языка» (2-4 классы). При изучении этих предметов уделяется постоянное внимание развитию общеязыковой, коммуникативной компетентности, русскоязычной грамотности, нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности навыков скорописи и компьютерного набора текста. На предмет «Русский язык» выделено 4 часа, прохождение программы обеспечено за счет использования продуктивных педагогических технологий и методов обучения. Образовательная область «Математика» предусматривает изучение учебного предмета «Математика», на котором идет формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Вводится интегративное освоения математических разделов информатики, что играет роль пропедевтики изучения математики. Они содействуют, помимо непосредственного предметного содержания, расширению предметного контекста математики, развитию коммуникативной компетентности и общеинтеллектуальных способностей. Учебный предмет «Окружающий мир», изучение которого направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему входит в образовательную область «Окружающий мир». Особое внимание уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности. Программа предмета «Окружающий мир» предусматривает интеграцию курсов ОБЖ и Москвоведение. Образовательная область «Физическая культура» в 1-4 классах предполагает интегративное изучение предмета «ОБЖ». Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. Образовательная область «Искусство, технология» допускает интегративное изучение предмета ОБЖ. Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучаться как самостоятельный учебный предмет с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 1 и 2 классах. В третьих классах изучается интегрированный учебный предмет «Изобразительное искусство и художественный труд» (2 часа в неделю). С 1 по 3 класс ведется предмет «Музыка» Эта образовательная область направлена на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Технология» изучается как самостоятельный учебный предмет с учебной нагрузкой 1 час в неделю в 1 и 2 классах. При его изучении формируется практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов и создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. В содержание обязательных для изучения в начальной школе предметов включены материалы профориентационного информирования обучающихся. В рамках проектной, исследовательской деятельности обучающихся предусмотрена пропедевтическая профориентационная направленность. Интеграция в начальной школе играет принципиальную роль. Это определяется следующими факторами:
Интеграция ОБЖ в курсы «Физическая культура», «Технология» и «Окружающий мир» содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей с повседневной жизнью учащегося и его семьи и всем контекстом окружающего ребенка мира большого города. Учебные часы компонента образовательного учреждения в учебном плане использованы на:
Такое распределение часов дает возможность перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности и способствовать профориентации начальной школы. 4. Основное общее образование
В образовательной области «Русский язык и литература» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение предмета «Литература» в 5-8 классах отводится 2 часа, в 9 классе – 3 часа. Оставшиеся часы относятся к предмету «Русский язык». Часы компонента образовательного учреждения используются для организации спецкурсов в 9 классах; индивидуальных, групповых занятий – 9 часов (в 5-9 классах); Изучение предмета «Иностранный язык» в гимназии проводится в соответствии с IV моделью – со 2 по 11 класс с углубленным изучением. С 7 класса со вторым иностранным языком. В 7 классах ведется предмет «ИКТ на английском языке», что позволяет развивать коммуникативные навыки иностранного языка. Часы компонента образовательного учреждения используются для увеличения количества учебных часов по английскому языку – 2 часа (в 5-9 классах) и немецкому языку – 2 часа (в 7-9 классах). В образовательной области «Математика» в 7 – 9 классах включен раздел «Теория вероятностей, статистика и информатика (алгоритмика)». Таким образом, содержание курса математики, с одной стороны, расширилось фундаментальными вопросами теории вероятности и теории алгоритмов, другой стороны, темами прикладной направленности, связанными с обработкой данных и математической статистикой. Часы компонента образовательного учреждения выделены для организации индивидуальных и групповых занятий и консультаций по выполнению домашних заданий. Образовательная область «Социальные науки» включает изучение учебных предметов «История», «Обществознание», «География». «Москвоведение» в 6-9 классах изучается интегративно с предметом «История», в 5-х классах - во второй половине дня (экскурсии). Часы компонента образовательного учреждения используются для занятий проектной и экскурсионной деятельностью. Образовательная область «Естествознание» включает самостоятельные предметы «Природоведение», «Биология», «Физика» и «Химия». Часы компонента образовательного учреждения используются для увеличения количества учебных часов, отводимых на предметы «Биология» – 1 час (в 6 классах) и «География» – 1 час (в 6 классах); для организации индивидуальных и групповых. Образовательная область «Искусство» представлена предметами: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура». Предмет «Изобразительное искусство» ведется в 5 классе по 2 часа в неделю, поэтому его изучение заканчивается в 7 классе. В 8-ых классах в содержание предмета «Мировая художественная культура» включены вопросы музыкальной культуры и изобразительного искусства. В 5-6 классах в рамках предмета «Технология» ведется предмет «Материальные технологии», В 7 классах ведется предмет «ИКТ на английском языке», в 8-9 классах - «Черчение». Отдельным предметом изучается «Информатика и ИКТ» в 5, 7-9 классах. Кроме этого ИКТ используются на других предметах при написании домашних сочинений и выполнении других видов домашних заданий, проектных работ и т. д. В целях соблюдения требований здоровьесберегающих технологий, предмет ОБЖ интегрирован в курсы «Физическая культура», «Природоведение», «Биология» что будет содействовать лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей с повседневной жизнью учащегося и его семьи и всем контекстом окружающего ребенка мира большого города. Принципы предпрофильного обучения были определены прежде всего преподаванием математики стратами с 7 класса и вариативностью и свободой выбора учащимися элективных курсов. В 9-ом классе в рамках компонента образовательного учреждения организуется предпрофильная подготовка обучающихся за счет введения элективного курса «Профессиональное самоопределение», спецкурсов «Основы культуры дикторской речи», «Основы редактирования текста» и проектной деятельности. Предпрофильному обучению в 9-х классах отводится особая роль в целостном учебном процессе. Его основная задача – подготовить учащихся к выбору будущего профиля обучения в 10-11 классе. Содержание предпрофильной подготовки складывается из 3-х направлений деятельности:
В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю, расширения сведений по учебным предметам, знакомства учеников 9-х классов со способами деятельности в учебный план вводятся элективные курсы, позволяющие ученику спланировать индивидуальную программу обучения. Набор курсов по выбору был определен на основе анкетирования учащихся с учетом задач образовательной программы гимназии. Структура курсов предпрофильной подготовки:
5. Среднее (полное) общее образование
Учебный план для 10-11 классов реализует модель профильного обучения Московского базисного учебного плана и Федерального базисного учебного плана. Предмет «Русский язык» изучается в 10-11 классах на профильном уровне по 3 часа, для групповой работы выделены часы компонента образовательного учреждения – 3 часа в 10-11 классах. Факультативно ведется курс «Теория и история литературы XIX в» в 10-11 классах. Изучение предмета «Иностранный язык» проводится в соответствии с IV моделью со вторым иностранным языком. В образовательной области «Математика» выделены предметы: «Алгебра и начала анализа», «Геометрия». Факультативно ведется курс «Решение задач повышенной сложности по математике» в 10-11 классах, а так же индивидуальные и групповые занятия – 2 часа в 10-11 классах. Предмет «История» подразделяется на предметы «История России» и «Всеобщая история», по которым ведется раздельная аттестация обучающихся. Факультативно ведется курс «История религий» и «Светочи России» (в 10 – 11 классах); Изучение естественнонаучных дисциплин проводится отдельными предметами «Физика», «Химия», «Биология», «География», «Обществознание». Часы компонента образовательного учреждения используются для организации факультативных занятий по выбору обучающихся – 8 часов (в 10 – 11 классах); В 10-11 классах предмет «ОБЖ» изучается как самостоятельный с учебной нагрузкой 68 часов на два года обучения. В 10-х классах дополнительно проводятся учебные (пятидневные) сборы по основам военной службы (40 учебных часов). При изучении учебного предмета «Искусство и МХК» широко используется проектно-исследовательская деятельность обучающихся, музейно-экскурсионная работа, что служит формой разгрузки обучающихся и оптимизации учебных нагрузок. Предмет «Технология» входит в предмет «Информатика и ИКТ» как профориентационный, дающий учащимся опыт решения производственных задач, выполнения соответствующих проектов в областях, связанных с выбранным профилем. Часы компонента образовательного учреждения используются для консультаций по выполнению домашних заданий и подготовке к ЕГЭ. Профильное обучение на старшей ступени реализуется на основе концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного подхода путем создания модели учебного плана, который должен реализовать следующие цели: - обеспечить углубленное использование отдельных предметов программы полного общего образования; - создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников; - способствовать установлению равного доступа к образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными склонностями; - расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. В 2011 – 2012 уч.г. в гимназии на старшей ступени обучения – 3 класса. Проанализировав социальный заказ учащихся путем анкетирования и собеседования, с учетом предпрофильной подготовки, был выделен гуманитарный профиль. Набор базовых образовательных курсов обеспечивает минимальный уровень общего образования; разнообразные варианты учебных курсов (специальных, элективных) обеспечивает профильное обучение.
При профильном обучении предусмотрена организация проектной деятельности. Предложенное распределение часов дает возможность перераспределить нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. Оно, во-первых, дает возможность для реализации профильной модели обучения, во-вторых, допускает реализацию традиционной модели школы с углубленным изучением отдельных предметов и гимназического образования. Логическое построение учебного плана способствует продолжению работы по развитию творческих способностей учащихся, созданию психолого-педагогических условий развития личности каждого ребёнка как индивидуальности, независимо от его «стартовых» возможностей развития. Учебный план обеспечивает взаимодействие и единство содержания образовательных программ, являющегося обязательным на каждой ступени обучения, преемственности в содержании образовательных программ между ступенями обучения, соблюдение нормативов предельно допустимой нагрузки учащихся. Зам. директора по УВР Крашенинникова В.В. |
ещё >> |