Закон туркменистана об охране природы Охрана природы, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, оздоровление окружаю - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон Республики Таджикистан Об охране природы в редакции Закона... 4 703.96kb.
Охрана природы в Беларуси. Охраняемые территории: Национальный парк... 1 42.68kb.
Закон об охране природы 1 379.24kb.
Фгбоу впо ргау 1 36.56kb.
Запись 2-й встречи подгруппы по биоразнообразию и охране природы... 1 60.28kb.
Экология, охрана и рациональное использование ресурсов копытных на... 1 305.22kb.
Рациональное использование пр русской равнины 1 30.43kb.
Биология профиль подготовки «Биоэкология» Квалификация (степень) 1 47.99kb.
Тема. Охрана окружающей среды Башкортостана 1 380.6kb.
Программа «Охрана и рациональное использование земельных ресурсов» 1 367.23kb.
И в водные объекты утверждена: Заместителем Председателя Государственного... 1 262.01kb.
Закон Республики Таджикистан Об охране природы в редакции Закона... 4 703.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Закон туркменистана об охране природы Охрана природы, рациональное использование - страница №1/1

ЗАКОН ТУРКМЕНИСТАНА
Об охране природы
Охрана природы, рациональное использование и

воспроизводство ее ресурсов, оздоровление окружающей

среды в Туркменистане являют­ся национальными

государственными задачами, делом всего народа,

нравственным долгом каждого гражданина

Туркменистана.


Государственная политика Туркменистана в

области охраны при­роды направлена на

обеспечение приоритета экологических интересов

общества с учетом научно обоснованного сочетания

развития хозяйственной и иной деятельности с

бережным отношением к природе, ее бо­гатствам,

рациональным использованием природных ресурсов

и гаран­тированной защитой прав человека на

здоровую и благоприятную для жизни природную

среду. Государство исходит из необходимости

широкого и эффективного международного

сотрудничества в целях сохранения природных

ресурсов и установления всеобщей и полной

экологической безопасности всего мирового

сообщества.
Природоохранительное законодательство в

комплексе с мерами ор­ганизационного,

экономического и воспитательного характера

призвано способствовать формированию и

укреплению экологического правопо­рядка,

защищающего интересы охраны природы, жизни и

здоровья граждан.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы охраны природы
При осуществлении хозяйственной, управленческой и

иной деятель­ности, оказывающей влияние на состояние

природы. Советы народных депутатов, их

исполнительные и распорядительные органы,

юридичес­кие лица, а также граждане обязаны

руководствоваться принципами:


сохранения устойчивости биосферы и ее экологических

систем как среды обитания человека;


научно обоснованного сочетания экологических,

экономических и социальных интересов общества;


обеспечения реальных прав граждан на благоприятную

для жизни окружающую среду;


обеспечения гласности в решении природоохранных

задач и тесной связи с общественными организациями и

населением;
сочетания национальных, межгосударственных и

международных интересов в области охраны природы;


соблюдения требований природоохранительного

законодательства, привлечения к ответственности за его

нарушения.
Статья 2. Объекты природной среды, подлежащие

охране
Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения,

разрушения, уничтожения или иного нерационального

использования подлежат земли, недра, воды, леса,

растительный и животный мир во всем их ви­довом

многообразии, атмосферный воздух, как компоненты

естественных экологических систем и биосферы, а

также климат, озоновый слой Земли.


Статья 3. Законодательство Туркменистана по охране

природы
Отношения в области охраны природы в Туркменистане

регулируют­ся Конституцией Туркменистана, настоящим

Законом, издаваемыми в соответствии с ними иными

актами законодательства об охране приро­ды, а также

земельным, водным, лесным законодательствами и

законо­дательствами о недрах, об охране атмосферного

воздуха, растительного и животного мира и другим

специальным законодательством Туркме­нистана.
Статья 4. Компетенция поселковых, сельских, районных

и город­ских Советов народных депутатов в области

регулирования отношений по охране природы
Ведению поселковых, сельских, районных и городских

Советов на­родных депутатов в области регулирования

отношений по охране приро­ды на своей территории

подлежат:


организация планирования и финансирования

природоохранной


деятельности;
координация природоохранной деятельности органов

управления и юридических лиц;


организация добровольного кооперирования средств для

выполне­ния мероприятий по охране природы;


контроль за охраной природы, принятие в соответствии с

их компетенцией решения о приостановлении сроком до

10 дней хозяйственной деятельности, вредно

воздействующей на природу;


участие в организации заповедного дела;
пропаганда охраны природы, экологическое воспитание и

образо­вание;


регулирование других вопросов охраны природы,

входящих в их компетенцию.


Статья 5. Компетенция областных Советов народных

депутатов области регулирования отношений по охране

природы
Ведению областных Советов народных депутатов в

области регули­рования отношений по охране природы на

своей территории подлежат:
определение основных направлений охраны природы и

утвержде­ние экологических программ;


учет и оценка состояния природных ресурсов,

экологически вред­ных объектов, ведение

природноресурсовой кадастровой документации;
планирование охраны природы, финансирование и

материально-техническое обеспечение планов охраны

природы;
обеспечение проведения общественной экологической

экспертизы:


контроль за охраной природы, принятие в соответствии с

их компе­тенцией решения о приостановлении сроком до

10 дней хозяйственной деятельности, вредно

воздействующей на природу;


создание и использование областных государственных и

общественных фондов охраны природы;


пропаганда охраны природы, экологическое воспитание и

образо­вание;


регулирование других вопросов охраны природы,

входящих в их компетенцию.


Статья 6. Компетенция Туркменистана в области

регулирования от­ношений по охране природы


Ведению Туркменистана в области регулирования

отношений по охране природы подлежат:


разработка и принятие законодательных актов в области

охраны природы;


установление норм экологической безопасности на

территории Турк­менистана, определение лимитов и

нормативов природопользования;
создание государственного фонда охраны природы;
планирование и финансирование мероприятий по охране

природы, утверждение государственных экологических

программ, а также режима особо охраняемых природных

территорий;


учет, оценка природных ресурсов, ведение

природноресурсовых ка­дастров в порядке,

устанавливаемом законодательством;
координация деятельности юридических лиц в области

охраны при­роды, независимо от подчиненности;


установление порядка и предельных размеров платы за

пользова­ние природными ресурсами, за загрязнение

окружающей природной среды и другие виды вредного

воздействия на нее;


разработка и утверждение нормативов предельно

допустимых кон­центраций вредных веществ в

окружающей среде;
организация единой службы по охране природы,

обеспечение при­ведения государственной

экологической экспертизы, осуществление контроля за

охраной природы;


принятие решений о приостановлении, прекращении

деятельности, или перепрофилировании экологически

вредных объектов, независимо от формы собственности;
обеспечение организации пропаганды охраны природы,

экологического образования и воспитания граждан;


осуществление межгосударственного и международного

сотрудничества в области охраны природы;


регулирование других вопросов охраны природы.
II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ОХРАНЫ ПРИРОДЫ


Статья 7. Экономический механизм обеспечения охраны

природы
Экономический механизм охраны природы

осуществляется в виде:
взимания платы за пользование природными ресурсами,

за загрязнение окружающей среды (включая

размещение отходов) и другие виды вредного

воздействия на нее;


налоговых, кредитных и других льгот, предоставляемых

юридическим лицам, а также гражданам при внедрении

безотходных, малоотходных и ресурсосберегающих

технологий и производств, осуществлении другой

деятельности, дающей природоохранный и

природовосстановительный эффект;


ведения специального налогообложения предприятий,

учреждений, организаций за применение экологически

опасных технологий и осу­ществление другой опасной

для природной среды деятельности;


купли-продажи лицензий (разрешений) на право выброса

(сброса) загрязняющих окружающую природную среду

веществ или на осуществление иной экологически

отрицательной деятельности с учетом экологической

емкости территории и требований охраны природы;
возложения на юридических лиц и граждан обязанностей

по вос­становлению нарушенной ими природной среды

или ее отдельных час­тот;
взыскания в установленном порядке денежных

компенсаций за ущерб, причиненный в результате порчи

или уничтожения природных объектов;
полного или частичного лишения должностных лиц и

иных работни­ков премий, выдаваемых им по

результатам основной производственное деятельности, в

случаях невыполнения планов и мероприятий по охране

природы, нарушения нормативно-технических и других

требований за­конодательства в области охраны

природы;
материального поощрения коллективов и работников

юридических лиц, а также граждан, добившихся

наиболее высоких результатов в охране природы.
Законодательством Туркменистана, решениями местных

Советов на­родных депутатов в пределах их

компетенции могут быть установлены и другие виды

экономического стимулирования деятельности по охране

природы.
Применение мер экономического стимулирования

деятельности по охране природы осуществляется в

порядке, определяемом законода­тельством

Туркменистана, а также решениями местных Советов

народ­ных депутатов в пределах их компетенции.
Статья 8. Планирование мероприятий по охране природы
Целью планирования мероприятий по охране природы

является обеспечение гармоничного взаимодействия

природы и общества на осно­ве научно обоснованного

сочетания экологических, экономических и со­циальных

интересов, выбор наиболее эффективных средств для

рацио­нального природопользования, предотвращения и

Ликвидации негатив­ного влияния хозяйственной и иной

деятельности ва природную среду, сохранение и

увеличение природноресурсного потенциала

Туркмениста­на и его отдельных регионов.


Текущее и долгосрочное планирование охраны природы

осуществ­ляется в составе государственных планов

экономического и социально­го развития Туркменистана

с учетом государственных и иных программ,

генеральных схем развития и размещения

производительных сил и от­раслей народного хозяйства.


Территориальное планирование охраны окружающей

природной среды осуществляется соответствующими

Советами народных депута­тов с участием

государственных и общественных органов по охране

природы.
Отраслевое планирование в области охраны природы

осуществля­ется министерствами, ведомствами и

другими хозяйственными органами с учетом

показателей территориального планирования по

согласованию с органами Государственного комитета

Туркменистана по охране при­роды.


Статья 9. Финансирование мероприятий по охране

природы
Финансирование мероприятий по охране природы

производится за счет:
средств государственных, общественных и иных

предприятий, учреждений, организаций, добровольных

взносов населения, а также других источников;
городских, районных, областных и государственного

фондов охраны природы;


местных и государственного бюджетов;
кредитов банков.
Финансирование мероприятий по охране природы в

местных и государственном бюджетах выделяется

отдельной строкой.
Статья 10. Государственные и общественные фонды

охраны природы


Для финансирования мероприятий по охране природы,

воспроизводству природных ресурсов, восстановлению

потерь в природной среде, ликвидации экологических

последствий аварии и катастроф и компенсации

причинённого ущерба, а также для непредвиденных

расходов на эти цели создаются областные и

государственный фонды охраны природы. Порядок

образования и использования указанных фондов

определяется законодательством Туркменистана.
Общественные фонды охраны природы образуются за

счет добро­вольных взносов населения, юридических

лиц и других источников. По­рядок создания и

использования указанных фондов определяется

положением, утвержденным соответствующей

общественной организацией.


III. НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И

МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ

ПРИРОДЫ
Статья 11. Требования к нормативно-техническому и

метрологичес­кому обеспечению охраны природы


В целях охраны природы устанавливается единая

система требова­ний к нормативно-техническому и

метрологическому обеспечению природоохранной

деятельности, регулирующих воздействие

производственной иной деятельности на природу.
Система нормативно-технического и метрологического

обеспечения включает нормативы предельно

допустимых концетраций и выбросов загрязняющих

веществ и микроорганизмов в окружающей природной

среде, применения вредных физических воздействий на

нее и уровней радиационной безопасности.


Указанная система включает требования

государственные, местный отраслевые, а также

требования, устанавливаемые предприятиями.
Нормативно-технические и метрологические требования

в области охраны природы должны соответствовать

международным конвенциям. и соглашениям, в которых

участвует Туркменистан, стандартам, новейшим

мировым достижениям науки и техники в этой области.
Разработка нормативно-технических и метрологических

требования а области охраны природы осуществляется в

устанавливаемом законо­дательством порядке.
Статья 12. Соблюдение нормативно-технических и

метрологических требований охраны природы


При невыполнении нормативно-технических и

метрологических тре­бований охраны природы, выбросе,

сбросе загрязняющих веществ или:
иных видах вредных воздействий на нее могут быть в

порядке, установленном законодательством, ограничены,

приостановлены или запреще­ны вплоть до прекращения

деятельности предприятия, учреждения, ор­ганизации, их

обособленного подразделения, установки, оборудования

по решениям государственных органов по охране

природы, органов са­нитарного надзора, надзора за

безопасным ведением работ в промыш­ленности и

горному надзору и иных специально .уполномоченных

орга­нов либо по их представлению местными Советами

народных депутатов при одновременном прекращении

финансирования запрещенных работ впредь до

устранения нарушений.
IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

ЭКСПЕРТИЗА


Статья 13. Задачи государственной экологической

экспертизы


Задачами государственной экологической экспертизы

являются:


определение уровня экологической опасности

намечаемой и осуще­ствляемой хозяйственной и иной

деятельности, которая может в настоя­щем или

будущем прямо или косвенно оказать отрицательное

воздей­ствие на состояние окружающей природной

среды и здоровья населе­ния;


оценка соответствия планируемой, проектируемой

хозяйственной ч иной деятельности требованиям

природоохранительного законодательства;
определение достаточности и обоснованности

предусматриваемых проектом мер по охране природы.


Государственная экологическая экспертиза проводится

государ­ственными органами по охране природы на

основе принципов законно­сти, научной обоснованности,

комплексности, гласности и с участием в необходимых

случаях государственных и общественных организаций.
Для участия в проведении государственной

экологической экспертизы могут приглашаться эксперты

других государств и международных организаций.
Статья 14. Объекты государственной экологической

экспертизы


Государственной экологической экспертизе подлежат:
проекты государственных планов, программ, концепций,

основных направлений и схем размещения

производительных сил и отраслей на­родного хозяйства;
предплановая, предпроектная и проектная документация

по разви­тию хозяйственной и иной деятельности,

реализация которой может ока­зать отрицательное

воздействие на состояние окружающей, среды;


проекты инструктивно-методических и

нормативно-технических до­кументов,

регламентирующих хозяйственную деятельность;
документация по созданию новой техники, технологии,

материалов и веществ, в том числе закупаемых за

рубежом, и иная документация и техника;
ввозимая в Туркменистан и вывозимая из него

продукция;


экологическая ситуация в Туркменистане и регионах;
действующие предприятия и другие объекты,

оказывающие отрицательное влияние на состояние

окружающей природной среды.
Статья 15. Заключение государственной экологической

экспертизы


Заключение государственной экологической экспертизы

должно быть рассмотрено органом, принимающим

хозяйственное решение.
Реализация проекта, подлежащего экологической

экспертизе, без положительного заключения

государственной экологической экспертизы запрещается

и не подлежит финансированию.


Проведение государственной экологической экспертизы

осуществ­ляется в порядке, определяемом

законодательством Туркменистана.
V. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Статья 16. Экологические требования к размещению,

проектированию, строительству, реконструкции, вводу в

эксплуа­тацию, эксплуатации и ликвидации предприятий,

соору­жений и других объектов


При размещении, проектировании, строительстве,

реконструкции, расширении и техническом

перевооружении предприятий, сооружений и других

объектов, вводе их в эксплуатацию, эксплуатации и

ликвидации должны выполняться требования

экологической безопасности, предус­матриваться

мероприятия по охране природы.
Проекты хозяйственной и иной деятельности должны

содержать ма­териалы по оценке воздействия на

окружающую среду, которая прово­дится заказчиком

проекта и включает анализ, обобщение и

распростра­нение информации о таком воздействии и

необходимые меры охраны природы.


Оценка производится с учетом экологической емкости

территории, состояния окружающей среды в месте

планируемого размещения объек­та, перспективы

социально-экономического развития региона, мощности и

видов воздействия объекта на окружающую природную

среду, требо­ваний природоохранительного

законодательства Туркменистана.
Оценка воздействия на окружающую среду

осуществляется в по­рядке, определяемом

законодательством Туркменистана.
Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не

обеспечивающих выполнение в полном объеме всех

экологических требований, а также без завершения

запроектированных работ по охране природы.


Нарушение экологических требований влечет за собой

ответствен­ность, предусмотренную статьей 12

настоящего Закона.
Статья 17. Экологические требования при обращении с

радиоактив­ными и химическими веществами


Юридические лица и граждане обязаны соблюдать

экологические требования при производстве, хранении,

транспортировке, применении, обезвреживании и

захоронении радиоактивных и химических веществ,

соблюдать установленные нормативы их использования,

принимать ме­ры к предупреждению и ликвидации

вредных последствий их примене­ния для окружающей

природной среды, а также немедленно информи­ровать

органы обеспечения радиационной и химической

безопасности при превышении нормативов.


Запрещается ввоз в Туркменистан в целях хранения и

захоронения радиоактивных и химических отходов из-за

его пределов.
Нарушение экологических требований при обращении с

радиоактив­ными и химическими веществами,

создающими угрозу загрязнения окружающей природной

среды, влечет за собой запрещение производ­ства,

хранения, транспортировки, применения, обезвреживания

и захо­ронения этих веществ по решению

государственного органа по надзору за безопасным

ведением работ в промышленности и горному надзору,

органа по охране природы или иного специально

уполномоченного ор­гана.


Статья 18. Охрана природы от вредного биологического

воздействия


Юридические лица, оказывающие или могущие оказать

биологи­ческое воздействие на природу, обязаны

обеспечить экологически безо­пасное производство

(создание), хранение (содержание), акклимати­зацию и

реакклиматизацию, транспортировку, использование и

захоро­нение биологических видов микроорганизмов,

животных, растений и ве­ществ, разрабатывать и

осуществлять мероприятия по предотвращению аварий и

катастроф, предупреждению и ликвидации последствий

вредного биологического воздействия на природу и

здоровье человека, сохранение природного генофонда и

экологических систем.


Статья 19. Охрана природы от влияния шума, вибрации,

электро­магнитных полей и иных вредных физических

воздей­ствий
Местные Советы народных депутатов, юридические

лица, граждане обязаны принимать необходимые меры

по предупреждению и устране­нию вредного

производственного шума, вибрации, вредного

воздействия электромагнитных полей и других вредных

физических воздействий на природу и людей в

населенных пунктах, в загородных зонах отдыха

на­селения, на местах массового скопления и

размножения диких животных.
Запрещается нарушение нормативов предельно

допустимых уровней воздействия на здоровье человека

и природу производственного и транспортного шума,

вибрации, электромагнитных полей и иных вред­ных

физических воздействий.
Статья 20. Охрана природы от загрязнения

производственными, бы­товыми и другими отходами


Юридические лица, граждане обязаны принимать

эффективные ме­ры по сокращению образования,

обезвреживанию, переработке, исполь­зованию,

складированию или захоронению отходов производства и

пот­ребления.
Места складирования и захоронения отходов

определяются реше­ниями местных Советов народных

депутатов, согласованными с государ­ственными

органами по охране природы, санитарного надзора,

геологии, надзора за безопасным ведением работ в

промышленности и горному надзору и другими

заинтересованными государственными органами.

Запрещается сброс отходов и неочищенных сточных вод

в водоемы обще­го пользования, подземные водоносные

горизонты, на территории жи­лых массивов, лесов и

сельскохозяйственных угодий.
Обезвреживание вредных отходов на специальных

установках, за­хоронение и складирование отходов на

полигонах производятся с разрешения государственных

органов по охране природы, выдаваемого по

согласованию с органами санитарного надзора и другими

заинтересо­ванными государственными органами.

Запрещается захоронение вредных отходов, в том числе

радиоактивных отходов с высоким уровнем радиации, на

территории вблизи городов и других населенных пунктов,

в регионах с высокой плотностью населения, в водных

объектах, в том числе во внутренних морских и

территориальных водах, в курортных,

лечебно-оздоровительных и рекреационных зонах и иных

местах, где может быть создана опасность ухудшения

состояния окружающей природной среды и здоровья

населения.


Разрешения на захоронение радиоактивных отходов

выдаются специально уполномоченными органами в

порядке, устанавливаемом Правительством

Туркменистана.


Несоблюдение требований, установленных настоящей

статьей, влечет за собой ограничение, приостановление,

либо прекращение деятельности предприятий и иных

объектов, связанной с образованием отходов; по

решениям государственных органов по охране природы,

санитарного надзора, надзора за безопасным ведением

работ в промышленности и горному надзору, либо

местных Советов народных депутатов в пределах их

компетенции.
V. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ

ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ


Статья 21. Природные территории и объекты,

подлежащие особой охране


К особо охраняемым природным территориям и

объектам относятся государственные заповедники,

национальные, историко-природные и мемориальные

парки, заказники, памятники природы (геологические),

ботанические и зоологические сады, дендрарии, а также

животные и растения, относящиеся к видам, занесенным

в Красную книгу Туркме­нистана. Законодательством

Туркменистана, решениями местных Сове­тов народных

депутатов могут предусматриваться и иные категории

осо­бо охраняемых природных территорий и объектов.


Объявление территории государственным заповедником,

установ­ление и изменение его границ, порядок

образования других особо охра­няемых территорий, а

также ведения Красной книги Туркменистана

определяется Правительством Туркменистана.
Особой охране подлежат также курортные и

рекреационные зоны, прибрежные полосы и

водоохранные зоны (полосы) водных объектов,

заповедные рыбохозяйственные зоны, запретные полосы

лесов и другие зоны в порядке, определяемом

законодательством Туркменистана.


Статья 22. Охрана климата и озонового слоя Земли
Охрана климата и озонового слоя Земли от экологически

опасных изменений обеспечивается:


организацией части мировой сети глобального

наблюдения, учета и контроля за изменением состояния

климата и озонового слоя под влиянием хозяйственной

деятельности и иных процессов;


установлением и соблюдением нормативов предельно

допустимых выбросов вредных веществ,

воздействующих на состояние климата и озонового слоя

Земли;
сокращением и полным прекращением планирования

производства и использования в народном хозяйстве и

быту химических веществ, раз­рушающих озоновый

слой;
применением мер ответственности за нарушение

указанных требований.


VII. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

СИТУАЦИИ
Статья 23. Зоны чрезвычайной экологической ситуации и

экологического бедствия
Зонами чрезвычайной экологической ситуации

объявляются участки территории, водного и воздушного

пространства, где в результате хо­зяйственной и иной

деятельности, разрушительного влияния стихий­ных сил

природы либо имевшей место аварии, или катастрофы

происхо­дят устойчивые отрицательные изменения в

окружающей среде, угро­жающие здоровью людей,

состоянию естественных экологических сис­тем,

генетических фондов растений и животных.
Зонами экологического бедствия объявляются участки

территории, .водного и воздушного пространства, где в

результате хозяйственной или иной деятельности, либо

разрушительного влияния стихийных сил при­роды, либо

имевшей место аварии или катастрофы, произошли

устой­чивые и необратимые изменения природной среды

связанные с нару­шением природного равновесия,

разрушением естественных экологичес­ких систем,

деградацией почв, растительного и животного мира.
Объявление зон чрезвычайной экологической ситуации

или эколо­гического бедствия и установление их режима

определяются законода­тельными актами

Туркменистана.


Финансирование мероприятий по ликвидации

чрезвычайной эколо­гической ситуации и экологического

бедствия, оздоровлению зон чрез­вычайной

экологической ситуации и экологического бедствия

произво­дится за счет средств предприятий, учреждений,

по вине которых прои­зошла авария или катастрофа, а

также за счет целевых средств местного и

государственного бюджета, фондов охраны природы.


VIII. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
Статья 24. Задачи государственного контроля в области

охраны природы


Задачи государственного контроля в области охраны

природы состоят в обеспечении соблюдения всеми

юридическими лицами, а также гражданами требований

природоохранительного законодательства

Туркменистана.
Статья 25. Органы, осуществляющие контроль в

области охраны природы


Государственный контроль в области охраны природы

осуществ­ляется местными Советами народных

депутатов и уполномоченными на то государственными

органами.


Специально уполномоченным надведомственным

органом по охра­не природы является Государственный

комитет Туркменистана по охра­не природы,

координирующий деятельность по организации

рационального природопользования, охраны природы,

воспроизводства и охраны природных ресурсов,

осуществляющий единую научно-техническую политику

в этой области.


Деятельность государственных органов по охране

природы рег­ламентируется положениями,

утвержденными в установленном законодательством

порядке.
Экологическими службами министерств,

государственных комите­тов и ведомств

осуществляется ведомственный контроль в области

охраны природы за деятельностью подчиненных им

предприятий и организаций.


Порядок организации и деятельности ведомственной

экологической службы регулируется положениями,

утвержденными по согласованию с органами

Госкомприроды Туркменистана, министерствами,

государ­ственными комитетами и ведомствами на

основе настоящего Закона.


Производственный контроль в области охраны природы

осуществ­ляется экологическими службами

предприятий, объединений, организаций и ставит своей

задачей проверку выполнения планов и мероприятий по

охране природы, рациональному использованию и

воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению

окружающей среды, соблюдения нормативов качества

окружающей среды.


Порядок организации и деятельности производственной

экологичес­кой службы регулируется положениями,

утвержденными по согласова­нию с органами

Госкомприроды Туркменистана, предприятиями,

объединениями и организациями на основе настоящего

Закона.
Общественный контроль в области охраны природы

осуществляется общественными организациями,

трудовыми коллективами, населе­нием.


Порядок проведения общественного экологического

контроля регу­лируется настоящим Законом,

законодательством о трудовых коллек­тивах и

общественных организациях, уставами (положениями)

обще­ственных организаций.
Статья 26. Мониторинг окружающей природной среды
Мониторинг окружающей природной среды представляет

собой систему наблюдения за состоянием природы и

отдельных ее объектов, осуществляемого для

своевременного выявления изменений, их оценки,

предупреждения и устранения последствий негативных

процессов.


Структура, содержание и порядок осуществления

мониторинга устанавливаются Правительством

Туркменистана.
IX. ПРАВА ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ДЛЯ

ЖИЗНИ, ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, УЧАСТИЕ

НАСЕЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ПРИРОДЫ
Статья 27. Право граждан на благоприятную для жизни

окружаю­щую среду


Каждый гражданин Туркменистана имеет право на

проживание в благоприятной для его здоровья и здоровья

его будущих поколений окружающей среде.
Это право обеспечивается:
соблюдением экологических требований при развитии и

размеще­нии производительных сил,

территориально-производственных комплексов,

промышленности, сельского хозяйства, энергетики,

транспорта и других отраслей народного хозяйства,

предприятий, сооружений и дру­гих объектов,

оказывающих воздействие на окружающую среду;
установленным законодательством Туркменистана

порядком возме­щения ущерба, причиненного гражданам

нарушениями их прав в обла­сти охраны природы,

другими гарантиями, предусмотренными настоя­щим

Законом и иными законодательными актами

Туркменистана об охране природы.


Осуществление гражданами прав на благоприятную

окружающую среду должно сочетаться с выполнением

ими обязанностей по охране природы, соблюдением

природоохранительного законодательства

Туркменистана.
Статья 28. Права и обязанности граждан по охране

природы
Граждане Туркменистана имеют право:


на экологическое образование и воспитание;
принимать участие в охране природы, своим личным

трудом при­умножать и беречь природные богатства;


объединяться в общественные организации по охране

природы;
принимать участие в обсуждении проектов

законодательных и иных актов, выносимых на

всенародное обсуждение, обращаться с письмами,

жалобами, заявлениями по вопросам охраны природы;
требовать и получать своевременную и достоверную,

информацию о состоянии окружающей среды и мерах по

ее охране;
участвовать в разработке решений, осуществление

которых направ­лено на оздоровление окружающей

среды и проведение общественной экологической

экспертизы;


вносить предложения об отмене решений о размещении,

проектировании, строительстве, реконструкции,

эксплуатации экологически вред­ных объектов,

ограничении, приостановлении, прекращении

деятельности юридических лиц, оказывающих

отрицательное влияние на окружаю­щую среду и

здоровье человека;
предъявлять в суде иски к юридическим лицам и

гражданам о воз­мещении вреда, причиненного их

здоровью и имуществу в результате неблагоприятного

воздействия на окружающую среду.


Граждане Туркменистана обязаны беречь природу,

охранять ее богатства и соблюдать требования

природоохранительного законодательства

Туркменистана.


Статья 29. Формы участия граждан Туркменистана в

охране природы


Граждане Туркменистана принимают участие в охране

природы путем личного участия (по желанию граждан) в

мероприятиях по пре­дупреждению и устранению

нарушений законодательства об охране природы,

добровольного отчисления своих трудовых сбережений в

фонды охраны окружающей природной среды, участие в

работе по охране природы, осуществляемой трудовыми

коллективами и обще­ственными организациями, а

также оказания им содействия в деятель­ности по

охране природы.

Статья 30. Правомочия общественных природоохранных

организа­ций


Общественные природоохранные организации, иные

общественные организации и объединения,

осуществляющие функции по охране природы, имеют

право:
разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои

природо­охранные программы в печати, по радио и

телевидению, защищать пра­ва и интересы населения в

области охраны природы, способствовать повышению

экологической культуры населения, привлекать на

добро­вольных началах граждан к активной

природоохранной деятельно­сти;


за счет своих средств и добровольного трудового

участия населе­ния выполнять работу по охране и

воспроизводству природных ресурсов, сохранению и

улучшению окружающей среды, создавать

общественные инспекции по охране природы,

участвовать в проводимых государствен­ными органами

по охране природы проверках выполнения

юридически­ми лицами природоохранных планов и

мероприятий н требовать прове­дения таких проверок

уполномоченными на то органами, создавать

обще­ственные фонды по охране окружающей среды и

расходовать их на проведение природоохранных

мероприятий;
ставить вопросы о проведении государственной

экологической эк­спертизы решений о размещении,

строительстве, эксплуатации объектов, об ограничении,

приостановлении, прекращении (перепрофилировании) их

деятельности н принимать участие в работе экспертных

групп;
требовать предоставления своевременной, полной и

достоверной информации о состоянии окружающей

среды, источниках ее загрязне­ния, об основных

направлениях, государственных планах, программах и

мероприятиях по охране природы и получать

интересующую инфор­мацию;
предъявлять в суде или в хозяйственном суде иски о

возмещении ущерба природе, здоровью н имуществу

граждан и общественных орга­низаций, причиненного

нарушениями природоохранительного законода­тельства,

в том числе к государственным органам по охране

природы.
Природоохранная деятельность общественных

организаций и иных общественных образований

проводится в соответствии с их уставами и

действующим законодательством.
Статья 31. Гарантии прав граждан и общественных

организаций в области охраны природы


Туркменистан гарантирует гражданам и общественным

организа­циям. осуществляющим охрану природы,

реализацию предоставленных им прав в области охраны

природы в соответствии с действующим

зако­нодательством.
Советы народных депутатов, государственные органы

по охране природы н другие специально уполномоченные

органы обязаны оказы­вать всемерное содействие

гражданам и общественным природоохран­ным

организациям в реализации их прав и обязанностей в

области охра­ны природы, принимать необходимые

меры по рассмотрению предложе­ний в организации

природоохранной деятельности, а также обеспечи­вать

гласность, доступность сведений об экологическом

состоянии окру­жающей среды, о всех видах

загрязнения, результатах проводимых экологических

экспертиз, оперативно информировать население об

экологически опасных авариях и ситуациях.
Лица, препятствующие выполнению гражданами и

общественными организациями их прав и обязанностей,

вытекающих из настоящего Закона, умышленно

искажающие или скрывающие информацию о сос­тоянии

окружающей среды, привлекаются к ответственности в

соответ­ствии с действующим законодательством

Туркменистана.
X. ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ОБЛАСТИ

ОХРАНЫ ПРИРОДЫ. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Статья 32. Образование и воспитание в области охраны

природы
В целях повышения экологической культуры общества и

профессиональной подготовки специалистов в

республике обеспечивается все­общее, непрерывное и

доступное образование и воспитание в области охраны

природы, охватывающее дошкольное, школьное

образование и воспитание, профессиональную

подготовку специалистов в средних спе­циальных и

высших учебных заведениях, повышение их

квалификации. Во всех средних специальных и высших

учебных заведениях, неза­висимо от их профиля,

предусматривается обязательное преподавание основ

знания и курсов по охране природы.
Руководители министерств и ведомств, предприятий,

учреждений и организаций, иные должностные лица и

специалисты, связанные с дея­тельностью,

оказывающей влияние на окружающую природную

среду, обязаны иметь необходимые знания по охране

природы.
Органы народного образования, охраны природы, другие

государ­ственные органы и общественные организации,

средства массовой инфор­мации распространяют знания

об охране природы и ведут пропаганду

природоохранительного законодательства.


Статья 33. Научные исследования в области охраны

природы
В целях научного обеспечения охраны природы

проводятся иссле­дования, направленные на:
создание прогрессивных малоотходных технологических

процессов и современных технических средств,

обеспечивающих экологическую безопасность

промышленные, транспортных, сельскохозяйственных и

иных предприятий, сооружений и объектов при их

эксплуатации;


обеспечение экономически эффективного, рационального,

ресурсосберегающего природопользования;


создание средств непрерывного контроля состояния

природной среды, управления производством,

безаварийной безопасной эксплуатации оборудования;
восстановление необходимых качеств природной среды;
определение возможных качеств природной среды;
определение возможных способов предотвращения,

снижения пос­ледствий вредных воздействий на

природную среду;
развитие туризма, экскурсий, сотрудничество с

зарубежными стра­нами с целью ознакомления с

передовым опытом в деле охраны природы.
XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА,

ПРИЧИНЕННОГО НАРУШЕНИЕМ

ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В

ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
Статья 34. Ответственность за нарушение

природоохранительного законодательства


Лица, виновные:
в нарушении стандартов, норм и иных

нормативно-технических тре­бований по охране

природы;
в невыполнении требований государственной

экологической эк­спертизы;


в отказе от внесения установленной платы за

пользование природ­ными ресурсами, загрязнение

окружающей природной среды и другие, виды вредного

воздействия на нее;


в даче заведомо ложного заключения государственной

экологичес­кой экспертизы и заведомо ложной оценки

воздействия объекта на окру­жавшую природную среду;
в нарушении экологических требований, в том числе в

превышении установленной экологической емкости

территории, при планировании, проектировании,

размещении, строительстве, реконструкции, вводе в

эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации предприятий,

сооружений, передвижных средств и иных объектов,

экспорте, импорте экологически опасной продукций;
в сверхнормативном загрязнении окружающей среды,

биологичес­ком, физическим и иных вредных

воздействиях на нее;
в непринятии мер по восстановлению окружающей

среды и вос­производству природных ресурсов;


в невыполнении предписаний органов, осуществляющих

государст­венный контроль за охраной природы;


в нарушении требований при хранении, транспортировке,

использо­вании, обезвреживании и захоронении отходов

производства в потреб­ления;
в нарушении экологических требований при обращении с

радиоактивными и химическими веществами;


в воспрепятствовании посещению объектов

должностными лицами, осуществляющими

государственный контроль в области охраны

окружающей природной среды;


в отказе от предоставления своевременной, полной и

достоверной информации о состоянии окружающей

среды и использовании ее объек­тов, а также об

источниках загрязнения, в несообщении о произведенных

сверхнормативных выбросах загрязняющих веществ и

других аварийных вредных воздействиях на

окружающую среду - несут административную,

уголовную и иную ответственность в соответствии с

действующим законодательством Туркменистана.
Законодательством Туркменистана может быть

установлена ответственность и за другие нарушения

законодательства об охране природы.
Ответственность за правонарушения, указанные в

настоящей статье, не исключает ответственности за

нарушения земельного, водного, лес­ного

законодательства, законодательств о недрах, об охране

атмосфер­ного воздуха, растительного и животного мира

и другого специального законодательства.


Привлечение к ответственности не освобождает

виновных лиц от обязанности возмещения ущерба,

причиненного ими в результате дей­ствий, нарушающих

законодательство об охране природы.


Статья 35. Ограничение, приостановление, прекращение

и перепро­филирование деятельности, оказывающее

вредное влия­ние на окружающую среду
Деятельность предприятий, организаций, сооружений и

иных объек­тов может быть ограничена,

приостановлена, а при невозможности устранения причин

прекращена или перепрофилирована в случаях:


- вредного влияния на здоровье и условия проживания

людей, на природные ресурсы, особо охраняемые

природные территории и окру­жающую природную

среду:
- возникновение угрозы вредно воздействующих на

окружающую природную среду аварий или происшествия

таковой;


- нарушение требований нормативно-технического и

метрологичес­кого обеспечения охраны природы;


- нарушение экологических требований к размещению,

проектиро­ванию, строительству, реконструкции, вводу в

действие в эксплуатацию предприятий, организаций,

сооружений и иных объектов;


- нарушение экологических требований обращения с

радиоактив­ными, химическими, и биологическими

веществами и микроорганизмами;
- нарушение экологических требований охраны

окружающей среды от загрязнения отходами

производства и потребления.
Решения об ограничении, приостановлении, прекращении

или перепрофилирования деятельности предприятий,

организаций, сооружений и иных объектов принимаются

Советами народных депутатов, государственными

органами по охране природы в соответствии с их

компетенцией с одновременным прекращением

финансирования виновных юридических и физических

лиц.
Статья 36. Обязанность возмещения ущерба,

причиненного наруше­нием природоохранительного

законодательства


Юридические лица и граждане, причинившие ущерб

окружающей среде путем ее загрязнения, иных вредных

воздействий на нее и дру­гих нарушений

природохранительного законодательства, обязаны

воз­местить его в полном объеме в соответствии с

законодательством Турк­менистана.


Статья 37. Порядок возмещения ущерба, причиненного

нарушением природоохранительного законодательства


Возмещение ущерба, причиненного окружающей среде

нарушением природоохранительного законодательства,

производится добровольно либо по решению суда или

хозяйственного суда в соответствии с утвер­жденными в

установленном порядке таксами и методиками

исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по

фактическим затратам на восстановление нарушенного

состояния окружающей среды с учетом понесенных

убытков.
Статья 38. Возмещение ущерба, причиненного

гражданам неблагоприятным воздействием окружающей

среды
Ущерб, причиненный гражданам в результате

неблагоприятного воздействия окружающей, среды,

вызванного деятельностью юридических лиц или

отдельных граждан, подлежит возмещению в полном

объеме.
Возмещение ущерба производится на основании решения

суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора,

специально уполномо­ченных органов по охране природы

или общественных организаций.


Возмещение гражданам ущерба, причиненного в

результате круп­ных аварий, и катастроф с

экологическими последствиями, производится в

соответствии с законодательством Туркменистана.


Статья 39. Материальная ответственность работников,

виновных в причинении ущерба вследствие нарушения

природоохранительного законодательства
Должностные лица и иные граждане, виновные в

причинении ущер­ба окружающей природной среде,

здоровью и имуществу граждан, несут материальную

ответственность в соответствии с законодательством

Турк­менистана.
Статья 40. Исковые требования о прекращении

экологически вред­ной деятельности


Юридические лица вправе обратиться в суд или в

хозяйственный суд, а граждане - в суд о прекращении

экологически вредной деятель­ности, причиняющей

ущерб окружающей среде, здоровью и имуществу

граждан, юридическим лицам.
Решение суда или хозяйственного суда о прекращении

экологически вредной деятельности исполняется в

соответствии с законодательством Туркменистана и

является основанием для прекращения финансирова­ния

указанной деятельности.
Статьи 41. Порядок разрешения споров в области

охраны природы


Споры по вопросам охраны природы разрешаются

местными Сове­тами народных депутатов, судом или

хозяйственным судом в порядке, устанавливаемом

законодательством.


Имущественные споры, связанные с нарушением

законодательства об охране природы, разрешаются

судом или хозяйственным судом в соответствии с их

компетенцией.


Споры, связанные с охраной природы, между

государственными, общественными и иными

организациями Туркменистана и государст­венными и

общественными организациями другого государства,

рас­сматриваются комиссией, образуемой на

паритетных началах из представителей

заинтересованных государств.
ХII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ

ОХРАНЫ ПРИРОДЫ


Статья 42. Международные договоры в области охраны

природы
Если международным договором Туркменистана

установлены иные правила, чем те, которые содержатся

в законодательстве Туркменистана об охране природы,

то применяются правила международного договора, за

.исключением случаев, когда в Туркменистане

действуют более строгие требования .
Президент Туркменистана С. Ниязов
г.Ашхабад, 12 ноября 1991г. № 600-XII.

(Ведомости Верховного Совета Туркменистана, 1991г.,



№ 16, ст. 174)




Не знаю, существует ли Бог, но для его репутации было бы лучше, если бы он не существовал. Жюль Ренар
ещё >>