страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
«закон ома» 8 класс учитель: теменкова л. П. Купино -2013г. Тема урока: Закон Ома - страница №1/1
![]() «ЗАКОН ОМА» 8 КЛАСС УЧИТЕЛЬ: ТЕМЕНКОВА Л.П. КУПИНО -2013г. ТЕМА УРОКА:Закон Ома для участка цепи. 8-й кл. Цели урока: Установить зависимость между силой тока, напряжением на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка. Задачи урока: -Выяснить, что сила тока в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянной. -Научиться применять закон Ома для участка цепи при решении задач. Оборудование: экран, проектор, амперметр и вольтметр, источники тока, ключ, соединительные провода, демонстрационный магазин сопротивлений, ТСО, портреты ученых. План урока:
Ход урока 1. Организационный момент. (слайд 1) Учитель: По словам русского поэта XIX века Якова Петровича Полонского, Царство науки не знает предела – Всюду следы ее вечных побед, Разума слово и дело, Сила и свет. Эти слова по праву можно отнести к теме, которую мы сейчас изучает – электрические явления. Они подарили нам много открытий, осветивших нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще неопознанного! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры. Так что запускайте свой “вечный двигатель”, и вперед! Вспомним, что изучая тему “Электрические явления”, вы узнали основные величины, характеризующие электрические цепи. 2. Актуализация знаний учащихся. Учитель: В начале, пожалуйста, перечислим основные величины, характеризующие электрические цепи. Ученики: Сила тока, напряжение и сопротивление. Учитель: А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по следующему плану: заполнить таблицу (слайд 2) -Название Величины. -Что характеризует данная величина? -В каких единицах измеряется? -Каким прибором измеряется или изменяется? Ученики:
1. Сила тока – характеризует электрический ток в проводнике. I = q / t – формула для нахождения силы тока, где q-заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, t-время прохождение заряда. Единица измерения – ампер. Измеряется сила тока амперметром. 2. Напряжение – величина, которая характеризует электрическое поле. U = A/q – формула для нахождения напряжения, где А – работа по переносу заряда через поперечное сечение проводника, q-заряд. Единица измерения – вольт. Напряжение измеряется вольтметром. 3. Сопротивление: характеризует сам проводник, обозначается R, единица измерения 1Ом. Учитель: На доске заполни таблицу! Правильно, заполненная таблица. ( слайд 3.) Учитель: Ребята, а что вы знаете об ученых, открывших силу тока, напряжение, сопротивление? (Ученики приготовили сообщения об ученых физиках.)( слайд 4, 5, 6) Ученики: Единицы измерения физических величин силы тока, напряжение и сопротивления, названы в честь ученых открывших их. Ампер, Вольт и Ом. 1. Андре-Мари Ампер – на его памятнике надпись: “Он был также добр и также прост, как и велик”. Славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. 2. Алессандро Вольта – был рыцарем почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Изобрел электрическую батарею, пышно названную “короной сосудов”. 3. Георг Симон Ом – немецкий физик. Работал школьным учителем. Открыл закон зависимости силы тока от напряжения для участка цепи, а также закон, определяющий силу тока в замкнутой цепи. Чувствительный прибор для измерения силы тока он изготовил сам. Опыты и теоретические доказательства были описаны им в главном труде “Гальваническая цепь, разработанная математически”, вышедшем в 1827г. 3. Изучение нового материала. Учитель: На прошлых уроках ребята, мы изучали силу тока, напряжение и сопротивление в отдельности. Сегодня мы перед собой поставили цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Выясним, как зависит сила тока от сопротивления, если напряжение остается постоянным. Обратимся к опыту: 1. Соберем цепь, состоящую из: источника тока, амперметра, вольтметра, проводников сопротивлением 1 Ом, 2 Ом, 4Ом. (Слайд 6.) 2. В цепь по очереди включаем проводники, обладающие различным сопротивлением. Напряжение на концах проводника во время опыта поддерживается постоянным. Силу тока в цепи измеряем амперметром. Результаты измерений поместим в таблицу. (Приложение 1.) Учитель: Что вы наблюдали? Ученики: С увеличением сопротивления силы тока уменьшается. Учитель: Какой вывод можно сделать из этого? Ученики: Сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника Ученики: Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника. Учитель: Используя результаты опытов, и выводы сделанные их них, установим зависимость силы тока, напряжения и сопротивления. (Слайд ) Такая запись носит название закона Ома для участка цепи: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению. I = U/R Историческая справка: Этот закон открыл немецкий физик Георг Симон Ом в 1827году. (Слайд .) Учащийся — стихотворение Когда выходим из дома, то повторяем Закон Ома Он в голове никак не держится, видать вина в том центробежности, Иль виновата относительность, что расцвела в нас приблизительность. Поздравить Вас сейчас спешим и все- все- все, учить бежим! Учитель: для того, чтобы вам было легче запомнить формулу закона Ома можно воспользоваться следующим способом ее записи. ( Слайд .) Физическая пауза. Учитель: Прежде чем приступить к решению задач проведем физическую паузу. Представим что мы с вами пассажиры автобуса… – автобус резко трогается с места – ученики должны наклониться назад, – автобус тормозит – отклониться вперед, – автобус поворачивает направо – наклоняются влево, – автобус поворачивает налево – наклоняются вправо. Учитель: Какое физическое явление вы изображали? Ученики: Инерция – явление сохранения скорости тела, когда на это тело не действуют внешние силы. 4. Закрепление умений и навыков. Используя закон Ома для участка цепи, решим задачу. - Задача 1. Напряжение на зажимах электрического утюга 220В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе? Дано: Решение: U = 220В I = U/R R = 50 Ом I – ? Ответ: 4,4 А - Задача 2. (слайд ) - Разноуровневые задания: (Задания выполняют 2 группы учащихся). Задание№ 1. 1. Сколько ампер в 250мА? А) 250А Б) 25А В) 2,5А Г) 0,25 А 2. Вставьте пропущенное определение: Величина, равная … называется электрическим напряжением. А) произведению мощности на силу тока; Б) отношению мощности к силе тока; В) отношению работы к величине электрического заряда. 3. Начертите схему электрической цепи: источник тока, ключ, амперметр, соединительные провода, две лампочки и вольтметр, измеряющий напряжение на одной из лампочек. Ответ: (1 – Г; 2 – В; 3 – (Приложение 4.)) Задание № 2. 1. Сколько киловольт в 750 В? А) 750000кВ Б) 0,75кВ В) 75кВ Г) 7,5кВ 2. Вставьте пропущенное определение: Величина равная … называется силой тока. А) отношению работы к величине электрического заряда Б) отношению электрического заряда ко времени. В) произведению работы на время. 3. Начертите схему электрической цепи: источник тока, ключ, амперметр, соединительные провода, две лампочки и вольтметр, измеряющий напряжение на двух лампочках. Ответ: (1 – Б; 2 –Б; 3 – (Приложение 5.)) 5. Домашнее задание: п. 6. Подведение итогов урока, оценки работы учащихся. |
ещё >> |