страница 1 |
|
Похожие работы
|
Закон кыргызской республики «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях» - страница №1/1
![]() ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях» ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона 1. Настоящий закон направлен на систематизацию религиозного образования в Кыргызской Республике, регулирование правовых отношений субъектов в религиозном образовании, взаимоотношения с государственными учреждениями, с нерелигиозными учреждениями образования, определение видов и форм деятельности религиозных учебных заведений и упорядочение форм деятельности религиозных объединений в соответствии с требованиями государственной политики в области религии.
Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики о религиозном образовании Законодательство Кыргызской Республики о религиозном образовании основывается на принципах суверенности, стабильности и национальной безопасности Кыргызской Республики, закрепленных в Конституции Кыргызской Республики, Законе Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике», настоящего Закона, на международных договорах и соглашениях о правах человека, ратифицированных Кыргызской Республикой и иных принятых нормативно-правовых актах о свободе вероисповедания и религиозном образовании. Статья 3. Основные понятия В настоящем Законе основные понятия используются в следующем значении: аттестация (программная) – соответствие образовательной программы государственным или другим образовательным программам; воскресная школа – обучение в воскресные дни основам христианского учения детей и взрослых; духовная семинария - христианское учебное заведение для подготовки служителей культа; духовный колледж – среднее духовное учебное заведение, предоставляющее религиозное образование; итоговый экзамен – является междисциплинарным и определяет теоретическую и практическую подготовку выпускника и включает в себя проверку знаний по группе изучавшихся специальных дисциплин; курс по изучению Корана – первоначальное предоставление понятий об исламе; лицензирование – выдача образовательным учреждениям разрешения на образовательную деятельность, целью которого является обеспечение гарантийного, на уровне требований государственных стандартов, качества образования; медресе – среднее специальное мусульманское учебное заведение, является религиозно-ориентированным учебным заведением, обеспечивающим уровень общего среднего образования в сочетании с профильной подготовкой учащихся в области религии; пансион (религиозный) – закрытое учебное заведение с общежитием, организованное частными или юридическими лицами и обеспечивающее учащимся полное содержание; религиозная образовательная программа - направлена на решение задач формирования культуры личности, подготовки специалистов религиозной направленности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения начальных, общеобразовательных и профессиональных религиозных программ; религиозное образование – деятельность религиозных учебных заведений, направленная на специализированное изучение религии, постижение и распространение религиозных культов, подготовку обучаемых к богуслужебной деятельности по религиозной образовательной программе; религиозные институты – узко профильные высшие учебные заведения для профессиональной подготовки духовенства; религиозные университеты – многопрофильные высшие религиозные учебные заведения; церковно-приходская школа – начальная школа при церковном приходе. ГЛАВА 2 СИСТЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 4. Право на религиозное образование Каждый гражданин Кыргызской Республики имеет право на получение начального, среднего, специального, высшего религиозного образования независимо от пола, национальности, языка, социального и имущественного положения, вероисповедания, политических и религиозных убеждений. Статья 5. Религиозные образовательные стандарты 1. Религиозные образовательные стандарты должны быть выработаны субъектами религиозного образования и должны утверждаться уполномоченными государственными органами в сфере образования и религий. 2. Религиозные образовательные стандарты должны основываться на установленном государственном стандарте образования в Кыргызской Республике. 3. Основные требования к стандартам, применяющимся ко всем религиозным образовательным программам:
Статья 6. Правовой статус религиозных учебных заведений
Свидетельство об учетной регистрации выдается уполномоченным государственным органом по делам религий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 7. Религиозные образовательные программы
Статья 8. Учредитель религиозного учебного заведения
Статья 9. Устав религиозных учебных заведений
Статья 10. Форма религиозного образования
Статья 11. Документы о религиозном образовании
ГЛАВА 3 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕЛИГИОЗНОМ ОБРАЗОВАНИИ Статья 12. Права и обязанности учащихся и работников религиозного учебного заведения
7. Работники религиозного учебного заведения имеют право:
8. Работники религиозного учебного заведения обязаны:
Статья 13. Социальное обеспечение религиозных учебных заведений
ГЛАВА 4 РЕГИСТРАЦИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Статья 14. Регистрация религиозных учебных заведений
Статья 15. Реорганизация и ликвидация религиозного учебного заведения 1. Религиозное учебное заведение может быть реорганизовано в иную религиозную или образовательную организацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Порядок реорганизации религиозных учебных заведений устанавливается уставом религиозной образовательной организации и в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 2. Ликвидация религиозной образовательной организации осуществляется:
ГЛАВА 5 ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Статья 16. Источники финансирования религиозного образования Источниками финансирования религиозного учебного заведения являются:
Статья 17. Материально-техническая база религиозных учебных заведений Собственность и материально-техническая база религиозных учебных заведений включает в себя: здания, строения, оборудование, объекты для реализации социальной, образовательной и гуманитарной деятельности и другие средства необходимые для реализации деятельности организации. ГЛАВА 6 МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 18. Международное сотрудничество
ГЛАВА 7 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 19. Вступление в силу настоящего Закон
Президент Кыргызской Республики Справка-обоснование к проекту Закона Кыргызской Республики «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях» С обретением Кыргызской Республикой суверенитета и независимости, после краха коммунистической идеологии, в условиях идеологического плюрализма в условиях глобализации, начался процесс роста национального самосознания граждан, который снял все запреты и ограничения, в том числе и на свободу вероисповедания. Демократизация общества и принятие самого либерального на всем постсоветском пространстве «Закона о свободе вероисповедания и религиозных организациях» (1991) способствовала развитию религий и религиозных конфессий на территории государства. В итоге, на сегодняшний день наша страна занимает одно из первых мест на постсоветском пространстве, по количеству зарегистрированных религиозных организаций. По данным Государственной комиссии по делам религий при Президенте Кыргызской Республики в Кыргызстане на сегодняшний день по всей республике действует 1648 мечетей, 46 православных храмов, иудейская и буддийская община, а также 30 христианских храмов, в том числе 15 протестантского направления, функционируют 1983 исламских и 372 христианских организаций. В Кыргызстане также действуют сатанисты, Белая Церковь, кришнаиты, церковь Муна, представители Фалунгуня и представители прочих сект. Кроме того, подпольно действуют организации экстремистского толка, такие, как Хизбут-Тахрир, Исламское движение Узбекистана (ИДУ), Акромия. Точное количество сект и религиозных течений неизвестно до сих пор. На сегодняшний день Кыргызстан не имеет четкой правовой и законодательной базы, которая бы являлась инструментом идеологической защиты государства и общества от всевозможных сект. Возможность лавирования и размытость законов, позволяют различным сектам находить различные пути для осуществления деструктивной деятельности в нашей стране. В последние годы в нашей многоконфессиональной стране особенно наблюдается отход определенного количества верующих от ислама и традиционного христианства, причем не только среди молодежи, но и вполне зрелых людей, т.е. прозелитизм - переход верующих из общин традиционных в нетрадиционные религиозные течения. Одной из главных причин «процветания» прозелитизма, перехода кыргызов в протестантские религии и размножения сект в стране, является незнание собственной религии, отсутствие религиозного просвещения населения, а также собственной системы религиозного образования, адаптированного к кыргызстанским реалиям. Сегодня Кыргызстан лидирует на постсоветском пространстве по количеству религиозных образовательных учреждений. Однако, в республике отсутствуют единые стандарты религиозного образования. Нам нужно думать о том, как сделать религиозное образование качественным, чтобы оно кооперировало со светским, а в будущем выпускники пополнили мусульманскую интеллигенцию, которая будет лояльна к государству. Религия, будучи социальным феноменом, способствует стабильности социальных институтов, в которых она обеспечивает сохранение и развитие ценностей культуры народа и осуществляет передачу этого наследия следующим поколениям, а самое главное в религии откристализованы общечеловеческие ценности, которые необходимо использовать для духовно-нравственного возрождения народа, в условиях духовного кризиса. Со своей стороны, я, как Депутат, инициирую проект Закона Кыргызской Республики «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях». Данный проект закона позволит установить стандарты религиозного образования в Кыргызстане, упорядочить учебные заведения, их материально-техническую базу, а также учетную регистрацию зарубежных религиозных учебных заведений (центров, представительств, отделений) в Кыргызской Республике, кроме того, остановить беспорядочный и бесконтрольный выезд несовершеннолетних детей за границу для получения религиозного образования, религиозным вузам аккредитовать свою образовательную программу, помочь ДУМК Кыргызской Республики качественно реформировать исламское религиозное образование, а также ввести в светские учебные заведения республики основы духовно-нравственной культуры, с целью воспитания подрастающего поколения духовным ценностям. Населению необходимо предоставить правильное религиозное образование. Грамотно подготовленный в вопросах религии молодой человек не будет фанатично переходить в ту или иную веру. Он подумает, прежде чем вступить в секту. В Кыргызстане необходима реформа и скорейшее развитие религиозного образования. Чтобы укрепить позиции власти в сфере религиозной политики государства, необходимо иметь в виду, что религия является сферой идеологии, поэтому процессы, происходящие в ней не должны быть пущены на самотек. Кыргызской Республике необходимо формировать новую модель государственно-конфессиональных взаимоотношений, где государство и конфессии, должны совместно решать общественно-значимые проблемы в социальной сфере, как это происходит в России, Казахстане, Турции. Вопросы модернизации в сфере религиозного образования в Кыргызстане являются на сегодня наиболее актуальными, так как радикализация верующих и условия, толкающие их на это, могут представлять опасность для национальной безопасности республики. Религиозная безграмотность населения является угрозой общественной стабильности, если подрастающему поколению не давать возможность получить достойное, правильное религиозное образование, то, возможно, в будущем радикальные группировки будут их использовать. Качественное религиозное образование сегодня, это гармоничное развитие отношений между светской и религиозной частью общества страны в будущем. Разработанный с моей стороны в 2008 году проект Закона Кыргызской Республики «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях» выносился совместно с международной организацией и неправительственными организациями на общественные обсуждения, а также с 2008 года был размещен на официальном сайте Государственной Комиссии по делам религий Кыргызской Республики. На основе поступивших дополнений и замечаний подготовлен данный окончательный вариант проекта Закона. Проект Закона был разработан с учетом анализа соответствующего опыта таких стран как Россия, Казахстан, Турция и др. Принятие проекта Закона Кыргызской Республики «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях» не влечет за собой отрицательных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий. Также данный проект закона не требует анализа регулятивного воздействия и изменений в законодательные акты. По результатам проведенного анализа действующих норм национального и международного законодательства установлено, что нормы проекта Закона Кыргызской Республики «О религиозном образовании и религиозных учебных заведениях» им не противоречат. Принятие данного законопроекта дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета не потребует. Депутат К. Осмоналиев |
ещё >> |