Задача проекта дать учащимся информацию об источниках, развитии и последствиях геноцидов, имеющих место в истории, подвести их к пси - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Классный час "Беда, которую несут наркотики" 1 46.68kb.
Соборная площадь – духовное сердце Коломны 1 40.33kb.
Урок : «Путь к звездам» 1 182.66kb.
Изготовление топорища 1 70kb.
175 лет Российским железным дорогам 1 111.16kb.
Цель урока: способствовать формированию многоаспектного понимания... 1 52.39kb.
Классный час для учащихся 10-х классов 1 70.79kb.
Конспект часа общения в 11 классе «Эра милосердия?! » 1 161.91kb.
Внеклассное мероприятие по профилактике курения 1 137.52kb.
Программа кружка «Музееведение» 1 60.94kb.
Индийские касты 1 109.37kb.
Причины и последствия 1 182.47kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Задача проекта дать учащимся информацию об источниках, развитии и последствиях геноцидов - страница №1/1

Программы курса «Уроки толерантности»
Актуальность темы толерантности и ненасилия определяется реалиями современного мира: постоянно вспыхивающие межнациональные и межэтнические конфликтами, от кровавых последствий которых все труднее избавиться и негативное влияние нетерпимости, насилия, ксенофобии, антисемитизма, дискриминации мешают человечеству решать насущные жизненные проблемы.
После событий 11 сентября 2001 года жители планеты почувствовали реальность угрозы терроризма. От этой угрозы невозможно отгородиться национальными границами, она носит глобальный характер.
От людей, живущих рядом, подчас зависит больше, чем от власть предержащих. Причем речь идет не только о вопросах жизни и смерти, а и о том, что определяет нашу обыденную жизнь – стереотипы, оскорбления, унижения или уважительное, цивилизованное отношение.
Наиболее эффективным методом предупреждения нетерпимости в обществе является воспитание толерантности.

Целью программы «Уроки толерантности» является воспитание ответственных граждан, открытых восприятию религий, традиций, культур других народов, способность ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильными средствами.


Проект основывается на концепции систематического изучения истории геноцидов и этнонациональных катастроф.
Задача проекта – дать учащимся информацию об источниках, развитии и последствиях геноцидов, имеющих место в истории, подвести их к психологическому и этическому пониманию уроков геноцида, способствовать формированию основ национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия.
Чаще всего жертвами нетерпимости оказываются самые незащищенные, а это обычно – дети. Именно в детской и подростковой среде распространены оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей подвергаются остракизму, известны молодежные группировки, выдвигающие профашистские лозунги.
Поэтому одна из главных задач проекта – формирование позитивного национального самосознания подростка, т.е. уважения себя и других, как представителей определенных народов.
Важной целью проекта является также формирование у подростков способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации.
Прогнозируемый результат. Как показывает опыт европейских стран, в детских коллективах, охваченных программой, заметно ослабляется напряженность в отношениях подростков различных национальностей, исчезают стереотипы, возникает интерес к другим народам и их представителям: к их культуре, истории, традициям, формируется и укрепляется чувство самоуважения, повышается самооценка. Во многих случаях можно увидеть действенное, активное отношения к происходящему рядом, активное неприятие несправедливости, готовность защищать слабого и обиженного, готовность радоваться успехам другого.
Тематическое поле курса включает четыре темы:

  1. Введение. Что такое толерантность. Что и для чего мы изучаем. – 3 ч.

  2. Европа, СССР и Казахстан между двумя мировыми войнами. –

4 ч.

  1. Милосердие – 3 ч.

  2. Этнонациональные конфликты современности. Казахстан – страна, говорящая на языке миролюбия и дружбы (Модель толерантности в Казахстане) – 4 ч.

Проблемное поле курса формируется как его отдельными темами, так и сквозной его проблематикой, в состав которых входят: проблема сосуществования различных народов, религий, культур; феноменология толерантности; проблема выживания человеческих общностей и отдельных людей в критических ситуациях; проблема уникальности и универсальности модели толерантности в Казахстане.


Тема 1. Введение. Что такое толерантность. Что и для чего мы изучаем – 3 часа.
Череда мировых конфликтов ХХ – н. XXI вв.
Ксенофобия, этноцид, геноцид – определение реалий. Религиозная, культурная, бытовая нетерпимость – кому заповедана Истина.
Вопрос об «избранных» народах, этносах, расах. Социальные, психологические и моральные аспекты геноцида. Значение памяти. Югославия, Чехия, Абхазия продолжение следует?
Об источниках и первоисточниках информации. «Декларация принципов толерантности». Ключевые понятия: ксенофобия, этноцид, геноцид, толерантность, избранность, расизм, этническая чистка, декларация.
Тема 2. Европа, СССР (Казахстан) между двумя мировыми войнами – 4 часа.
Психологические и моральные последствия Первой мировой войны: Европа без победителей. Формирование «национального комплекса»: «для укрепления нации и строя нам нужен враг».
Первый геноцид в Европе ХХ в. – неузнанная катастрофа. Национализм как искушение.
Армяне как «враги турецкой нации».
Нацизм – «условия национального расцвета Германии и ее исторический выбор».
Ариизация и еврейство – нечто о «пальме избранности». Как формировался образ «главного врага» немецкой нации.
Нацизм, фашизм, тоталитаризм. Интернациональный тоталитаризм. Тоталитарный режим Сталина. Сталинская система Гулага. Алжир, Карлаг – полигон сталинских репрессий.
Казахстан в годы массовых репрессий. Враг народа и враг нации – о родственности фашизма и советского тоталитаризма.
Ключевые слова: нация, национализм, фашизм, нацизм, тоталитаризм, арийцы, сталинизм, Алжир, Карлаг, Гулаг.
Тема 3. Милосердие – 3 часа.

Милосердие как высшая форма толерантности: от терпимости к жертвенности.

Милосердие как подвиг.
Осознание зла; проблема морального выбора. Выбор ценою жизни. Обыденный облик добра. Милосердие за плату. Милосердие как экзамен на человечность.
Ключевые понятия: милосердие, жертвенность, безразличие, толерантность, подвиг.
Тема 4. Этнонациональные конфликты современности. Казахстан – страна, говорящая на языке миролюбия и дружбы – 4 часа.
Причины современных конфликтов и пути их решения. Модели толерантности и ее границы в современном мире.
Модель толерантности в Казахстане.
Обобщение. Какой народ победить нельзя (урок – размышление) – 2 часа.

Методические рекомендации к курсу


Методические рекомендации адресованы учителям старших классов и тем, кто будет проводить беседы и практические занятия с учащейся молодежью – то ли по какой-либо из отдельных тем, то ли по курсу в целом. Рекомендации выполнены в соответствии с концепцией курса и направлены на раскрытие его предметного и проблемного содержания, а также на реализацию его основной цели (см. таблицу к программе курса).
Вместе с тем следует отметить, что данный курс имеет еще и определенную сверхзадачу. Она состоит в том, чтобы придать процессу усвоения молодежью страшного опыта. Характер своеобразной прививки против антисемитизма, нацизма и расизма в любых их проявлениях. Эту сверхзадачу следует иметь в виду при изложении всех тем курса без исключения.
Таким образом, проект представляет определенную нравственную проблему патриотического воспитания, так как казахстанский народ прошел опыт сталинских репрессий. Прежде всего, для самого себя учитель должен выработать ясную позицию относительно осознания собственной ответственности за духовные и нравственные результаты преподавания данного курса. Во-вторых, следует четко представлять исходный морально-психологический климат Ваших учеников и в случае необходимости быть готовым радикально, но ненавязчиво его корректировать. Школьная молодежь, составляющая Вашу аудиторию, также отчасти может быть не свободной от определенных стереотипов и предубеждений, сформированных окружение, семейным воспитанием и т.д. Терпеливо и тактично обезвреживать это «наследие» - задача, которую преподаватель должен эффективно решать на протяжении всего курса.
Существенно отметить, что подобную работу целесообразнее проводить, не только опираясь на конкретные знания и здравый смысл слушателей, но и, прежде всего, апеллируя к естественным человеческим чувствам справедливости, сочувствия, приязни, сознанию собственного достоинства, которое оскорбляет любое проявление уничижительного отношения к другому человеку. Ни при каких условиях учитель не должен прибегать к оценочным противопоставлениям человеческих качеств, менталитетов и поступков по национальному признаку.
Размышляя над событиями прошлого и не исчерпанными доныне проблемами, которыми эти события были порождены, принципиально важно вместе с Вашей аудиторией проанализировать возможности избежания подобных ситуаций в нашей современности и в жизни будущих поколений людей.
Программа предлагаемого курса намеренно представлена с достаточно детализированной разверткой всех ее составляющих. Несомненно, все охватываемые ею темы и подтемы, проблемы и подпроблемы невозможно, да и не нужно излагать с одинаковой содержательной нагрузкой. Следует иметь в виду, что ни программа, ни сам курс не имеют нормативного характера, они были задуманы как авторский вариант – один из возможных; соответственно и каждый преподаватель должен иметь возможность выбрать из предложенного разнообразия тем и проблем именно те, которые в наибольшей степени окажутся адекватными специфике его аудитории, наиболее актуальными для нее и доступными для ее восприятия.
Как предполагается, индивидуализированным в каждом случае должен быть и способ изложения.

Цель урока:


Образовательная: дать характеристику гражданского общества, раскрыть понятия толерантность, доказать, что отсутствие толерантности ведет к межэтническому непониманию, дичайшей форме не толерантности.
Развивающая: развивать умение аргументировано отстаивать свои мысли, сравнивать, обобщать, учиться быть терпимым к мнению других;
Воспитательная: формировать толерантные отношения, способствовать взаимопониманию, помнить: «Мир сегодня обречен на толерантность», формировать предпочтение компромисса конфронтации, помнить о трагедиях и невосполнимых утратах.
Оборудование: картина Галины Цимбал» «Холокост», плакаты из музея Яд – Вашем, фильм Сергея Чухрая «Дети из бездны», фотодокументальный альбом «Передайте об этом детям вашим»: Москва «Текст» 2000.
Базовые идеи: «Мы разные и в этом наша сила»,

«Толерантность – это преимущество, которое поможет

сформировать гражданский мир»,

«Недопустимость нарушения прав человека по

национальному, расовому, религиозному и

культурному признакам»

«Никогда больше»
Тип урока: урок-размышление.
Вступительное слово учителя: Можно выдумать какую угодно историю, но настоящая – одна, и в ней мы все вместе, рядом друг с другом».

Сергей Аверинцев


Будущее в твоих руках. Где ты? На тропе войны, ненависти, предрассудков, или на пути к толерантности?

Нургуль С.


Мировая история сопровождалась конфликтами и войнами: 14500 воин за 5 тысячелетий за всю историю только триста «мирных лет». Если сравнивать существование человеческой цивилизации с сутками, то мирным было время 6,5 секунд, так ничтожно мало… Человечество заплатило очень дорого за свои ошибки и просчеты «История ничему не учит?».
Сегодня в Казахстане создано гражданское общество, в котором права и свободы человека признаются высшей ценностью.
Нужна ли толерантность? Методом «микрофона» узнаем, мнение участников урока.
Резюме: толерантность необходима, потому что мы живем в полиэтническом обществе, должны знать о существовании проблем национальных меньшинств и стремиться вместе решить эти проблемы.
Творческая работа
Задание классу «Работа в группах»:
Первой группе: определите проблемы национальных меньшинств;
Второй группе: определите пути реализации этих проблем;
Третьей группе: как политологии, спрогнозируйте результаты.
Проблемы национальных меньшинств

(по определению первой группы):



Пути реализации по определению

(по определению второй группы)

Политологи

(третья группа)

Построение модели европейско-азиатского – мирного дома



Вот такой дом нам предстоит построить и научиться в нем жить ВМЕСТЕ! И помнить «Человечество обречено на толерантность».


Отсутствие толерантности привело к дичайшей форме геноцида – Холокоста. Что вы знаете о Холокосте?
Холокост, Катастрофа, Шоа – разные термины, суть одна: уничтожение еврейского народа по национальному признаку.

Проблема.



Почему? Стало возможно убийство народа? Как можно объяснить подобную жестокость и безумие.
Антиеврейская политика нацисткой Германии (1933-39)
1. Антисемитская идеология была положена в основу программы Национал – социалистическая партии Германии (NSDAP), принятой в 1920, и обоснована в книге Гитлера «Моя борьба». После прихода к власти в январе 1933 Гитлер проводит последовательную политику государственного антисемитизма. Ее первой жертвой стала еврейская община Германии, насчитывавшая более 500 тыс.человек. «Окончательное решение» (от нем. Endlosung) еврейского вопроса в Германии, а позднее – в оккупированных нацистами государствах предполагало несколько этапов. Первый из них (1933-39) состоял в принуждении евреев к эмиграции посредством мер законодательного характера, а также пропагандистских, экономических и физических акций против еврейского населения Германии.
2. 1 апреля 1933 нацисты организовали по всей стране «бойкот еврейских магазинов и товаров». Спустя 10 дней был принят Декрет, определяющий статус «не арийца», который был присвоен евреям. Они изгонялись с государственной службы, из школ и университетов, медицинских учреждений, средств массовой информации, армии и судебных учреждений. Нацистская пропаганда небезуспешно создавала из евреев образ «внутреннего и внешнего врага», виновного во всех бедах страны. 10 мая 1933 в Берлине состоялось массовое сожжение книг, написанных «не арийцами».
Принятые в сентябре 1935 на съезде нацистской партии в Нюрнберге законы «О гражданах рейха» и «Защите немецкой чести и немецкой крови», а также принятые два месяца спустя поправки к ним юридически оформили лишение евреев Германии всех политических и гражданских прав. Последующие законодательные акты принудительно обязывали евреев – владельцев предприятий и фирм передать их «арийцам». Мужчинам и женщинам с нееврейскими именами предписывалось вписать в паспорта «Израиль» или «Сара» (впоследствии также букву «J», от нем. Jude – еврей). После аншлюса Австрии создается специальное бюро для «добровольной эмиграции евреев» во главе с начальником «еврейского отдела» Управления Имперской безопасности Рейха (РСХА) К. Эйхманом.
3. Состоявшаяся 5 июля 1938 во французском городе Эвиан-ле-Бен международная конференция по проблемам еврейских беженцев показала, что ни одна страна Запада не готова принять евреев Германии. Символом равнодушия к их судьбе стал пароход «Сент-Луис» с еврейскими беженцами на борту, не допущенный в территориальные воды сначала Кубы, а затем США.
В ноябре 1938 мир был потрясен событиями «Хрустальной ночи», организованными гестапо в ответ на убийство в Париже немецкого дипломата, совершенное после насильственной депортации в Польшу 15 тыс.евреев. В ночь с 9 на 10 ноября были сожжены и разрушены все 1400 синагог Германии, разграблены еврейские дома, магазины, школы, 91 еврей был убит, несколько тысяч ранены, десятки тысяч отправлены в концентрационные лагеря. На еврейскую общину Германии была наложена контрибуция в 1 млрд. марок «за причиненный ущерб». 24 января 1939 г Геринг издал распоряжение «О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии». В целом накануне Второй мировой войны Германию покинуло свыше 300 тысяч евреев. Более быстрым темпам эмиграции препятствовали высокая степень ассимилированности немецких евреев, невозможность массового выезда не только на территорию Палестины, находящейся под мандатом Великобритании и незаинтересованной в еврейских переселениях, но и другие государства мира.
4. «Окончательное решение» еврейского вопроса в Европе.
После захвата Польши под контролем нацистов оказалось более 2 млн.евреев этой страны. 21 сентября 1939 был издан приказ шефа РСХА Р. Гейдриха о создании специальных еврейских кварталов (гетто) в городах вблизи крупных железнодорожных станций. Туда же переселялись евреи из прилегающей сельской местности. Первое гетто было создано в г. Петроков – Трибунальский в октябре 1939. Самое крупное гетто Европы находилось в Варшаве (создано в конце 1940). Здесь 500 тысяч евреев – треть населения города – были размещены на улицах, составлявших не более 4,5 % территории Варшавы. Недостаток продовольствия, болезни и эпидемии, непосильный труд вели к огромной смертности. Однако такие темпы уничтожения евреев не устраивали нацистов. На проведенной 20 января 1942 в пригороде Берлина Ван-Зее конференции, подготовленной Гейдрихом и Эйхманом, был вынесен смертный приговор 11 млн евреям 33 стран Европы. Для их уничтожения на территории Польши (в Хелмно, Собиборе, Майданеке, Треблинке, Белжеце и Освенциме) создавалось 6 лагерей смерти. Главным из них (с использованием газовых камер и крематориев) стал построенный близ города Освенцим лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау, где погибло свыше 1 млн. 100 тысяч евреев из 27 стран.

5. Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию и сдавать драгоценности. Они были лишены всех гражданских и политических прав, заключались в гетто, концентрационные лагеря или депортировались. В лагерях смерти и гетто на территории Восточной Европы (включая оккупированные области СССР) были уничтожены 200 тыс.евреев Германии; 65 тыс. – Австрии; 80 тыс. – Чехии; 110 тыс. – Словакии; 83 тыс. – Франции; 65 тыс. – Бельгии, 106 тыс. – Нидерландов; 165 тыс. – Румынии; 60 тыс. – Югославии; 67 тыс. – Греции; 350 тыс. – Венгрии. Подавляющее число мирных граждан всех этих стран, погибших от рук нацистов и их пособников, составили евреи. Наиболее ощутимые жертвы (свыше 2 млн. человек) понесла еврейская община Польши (помимо этого более 1 млн. бывших польских евреев погибли на территориях, отошедших осенью 1939 к Советскому Союзу).


Это преступление не имеет срока давности. Мы не в силах были сделать что-либо тогда, поэтому так важно сделать это сейчас! Помнить и никогда не повторять. Без этой трагической памяти мир не стал лучше… к сожалению.
Изучение темы Холокост – это интеллектуальный иммунитет против ненависти и безумия, она дает возможность объективно посмотреть на историю народов и своего в первую очередь. Коснувшись разумом и сердцем этой темы, понимаешь: ты наследник горького прошлого и ответственный за день сегодняшний, в твоих руках будущее.
Калейдоскоп истории высветил сложный треугольник: убийца, жертва, наблюдатель. Высветил всю низость в человеке, вместе с тем показал величие духа не сломленное мужество, гражданский подвиг. Холокост – это испытание на человечность в человеке.
Просмотр фрагмента фильма «Дети из бездны». Пауза.

Диалог:


- какова главная идея фильма?

- «Почему удалось спастись детям из бездны?»



- Потому что из толпы нашлась женщина, которая выдернула ребенка из людского потока идущего на смерть, другая назвала чужого своим, третья отдала крестик и дала славянское имя.
Среди толпы всегда были ЛЮДИ!




Всеобщее образование породило массу людей, которые умеют читать, но не умеют понять, что стоит читать. Джордж Тревельян
ещё >>