страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
З. А. Саитова тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск творческий путь поэтессы к. - страница №1/1
![]() ТГСПА им.Д.И. Менделеева, г. Тобольск ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ПОЭТЕССЫ К.БУЛАТОВОЙ Поэзия – это цельное явление. Но в жизни существует понятие женская душа, мир женщины, женская логика… Поэтому в мире лирики выделяют «женскую поэзию». Интерес к этому «пласту» литературы заключён в том, что в настоящем активируется приход в литературные круги поэтов-женщин. В последнее время этот список дополнился именами: Л.Шагирзян, Ф.Гиззатуллиной, И.Иксановой и др. Поэтесса Клара Булатова вошла в поэзию в конце 60-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня является одной из своеобразных поэтесс своего времени. Актуальные мотивы, составляющие основу её поэзии, – темы Родины, родного края, любви к труду, народу, человеку, судьбы человечества, о смысле жизни – К.Булатова раскрывает с помощью психологических и философских параллелей. Будучи творческой личностью, поэтессой, К.Булатова в течении сорока лет ревностно отдаёт себя преподавательской деятельности. Она глубже чувствует все тонкости и прелести языка, его своеобразие, богатство и ценность. Учитель Клара Булатова является ярчайшим примером вышесказанного. В одном из своих стихотворений она пишет: Укытучы булып гомер иттем, Укытучы идем! Чын ихластан ул исемне йөрттем, Шул эшемне сөйдем. К.Булатова в течение вот уже пятидесяти лет на поэтическом поединке ведёт священную войну за родной татарский язык. Этот путь, конечно, не был выстлан из цветов. Но не смотря ни на что она с огромной силой воли, с душой борца никогда не останавливается перед трудностями, всегда в поисках ответов задаваемых самой жизнью. Гомернең, шушы гомернең Минеке калганнары – Үтмәгән, китмәгәне дә, Бар әле, алда әле. К.Булатова продолжает работать над разрешением проблем, поднятых поэтессами-педагогами и просветителями начала ХХ в. Г.Биктимировой, З.Акчуриной, Х.Гисматуллиной, З.Бурнашевой, С.Гиффат, М.Музаффария. На примере их творчества она достигает азы литературного мастерства. В советское время такие татарские поэтессы, как Д.Аппакова, Э.Бикчентаева, активно работали в области детской литературы. К.Булатова внесла свой вклад и в эту сферу литературного творчества. Поэтесса, посвятившая всю свою жизнь преподавательской работе, хорошо знавшая психологию молодого поколения, написала множество стихотворений для юных читателей. В тематике поэзии К.Булатовой постоянно присутствуют образы учителей и школьников. Творчество К.Булатовой во многом отличается от творчества других поэтов. Её живой характер, желание всё делать самой и при этом очень быстро, умение доводить начатое до конца отражаются в её стихотворениях, в них чувствуется внутренняя динамика, сила. В творчестве поэтессы читателей привлекает бескорыстие и умение человека высказать свои внутренние переживания. Стихотворения К.Булатовой привлекают читателей своей простотой, доступностью, в них нет напускной оригинальности, выдуманных сравнений,фальши. И герои в них из среды рабочих, учителей и т.д. Стихотворения К.Булатовой очень актуальны, проблематичны и на сегодняшний день пользуются большим спросом. Литература: Казан утлары. 1992, №4. Рябиновая пастила (стихотворения).
С творчеством поэтов Сибирского региона читатели знакомятся на страницах местной периодической печати, в особенности областной татарской газеты “Янарыш”. Стихотворения местной поэтессы Зили (Галии Абайдуллиной) начали появляться с первых выпусков газеты (с 1995 года) и сразу приобрели популярность. Они заинтересовали читателей своей обширной тематикой, доступностью языка, разнообразностью жанров. “В моих стихотворениях запечатлена вся моя биография”, – это говорит она в одном из интервью. Ана назы, ата җылысында Үстек “тал тамырлары кебек”; Канатларга изге дога тезеп Очтык кош балалары кебек. (“Ата йорты”) Во многих её стихотворениях затронута тема войны. Глубокая прочувственность стихотворных строк, понимание военных невзгод – результат того факта, что детские годы Г.Абайдуллиной пришлись на суровое военное и послевоенное времена. Эти стихотворения наполнены глубокой тоской, женским милосердием и душевной теплотой лирического героя. Яу кырында калды гәүдәләре. Туган илгә кайтты җанары; Мәңгелек ут булып кабындылар Батырларның үлмәс җаннары. (“Мәңгелек ут”) Тема любви к своей земле, малой родине просматривается почти в каждом стихотворении Г.Абайдуллиной: “Бәргәрем”, “Мин себер татарымын” и мн.др. Хәтфә келәм кебек сазлыкларны Көзгеләрдәй күлләр бизәгән; Шул күлләрнең керфекләре булып, Камышлыклар белән бизәлгән. (“Олыкүл”) Л.Б. Хабибуллина в книге “Из истории народного образования Тюменской области ХХ века” пишет: “Г.Абайдуллинаның иҗатында ихлас мәхәббәт, үкенеч һәм киләсе көнгә өмет хисләре чагылган шигырьләр бар”. В стихотворениях о человеческой любви Г.Абайдуллина верна своей немногословной и точной манере выражения глубокого и сильного, порой горького чувства. За каждой строкой читатель ощущает душевное состояние лирического героя. Исемеңне яза идем Ап-ак кар өсләренә. Яшьрен сөйдем... Кыймый идем Карарга күзләренә. Её волнуют вопросы будущего сибирских татар, его культуры, языка. Это запечатлено в таких стихотворениях, как: “Телемне кем яклар”, “Саклап калыйк туган телебезне” и др. Г.Абайдуллина, как истинный педагог, проработавший всю жизнь в школе, посвятивший себя учительской работе, стремится передать свой опыт, свои знания другим учителям. С любовью пишет о школьной жизни, о любимых учениках, о юном поколении. Эти и десятки других стихотворений, в которых поэтесса рассказывает о судьбе земляков, делится своими размышлениями, затрагивает вопросы воспитания нынешнего и будущего поколений, вошли в сборники её стихотворений. Галия Абайдуллина (Зиля) продолжает свою творческую деятельность. Почти в каждом выпуске газеты “Янарыш” печатаются новые и новые творения сибирской поэтессы. Ведь не важно, какими словами оно приукрашено, а важна его суть и актуальность. Литература: Гафу итәрсезме, чәчәкләр?” (стихотворения). “Кая, болыт, болай ашыгасың?” (стихотворения). Хабибуллина Л.Б. “Из истории народного образования Тюменской области ХХ века”. |
ещё >> |