Юные герои русско-японской войны - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Царевококшайский уезд в годы Русско-Японской войны 1904-1905 гг по... 1 78.93kb.
«Ратная доблесть кубанских казаков в русско-японской и первой мировой... 1 114.94kb.
Цель: раскрыть причины войны, охарактеризовать основные события,... 1 62.65kb.
Информационное обеспечение русско-японской войны в провинции (на... 3 530.13kb.
Сражения русско-японской войны 1 64.81kb.
Тарбагатайцы в русско – японской войне 1 29.58kb.
Контрольная работа «Россия в начале XX века» 1 8.08kb.
Вороницын И. П. Лейтенант Шмидт. М.; Л., 1925 8 1232.22kb.
Русско-литовские войны 1 114.28kb.
«Сергей Иванович Мосин выдающийся русский оружейник» 1 127.52kb.
Контрольная работа №1 по истории 9 класс Сословие в России считали... 1 24.23kb.
Тематическое планирование по истории для 9 класс 1 38.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Юные герои русско-японской войны - страница №1/1

Коновалов А.Ф.1

Военно-исторический музей

артиллерии, инженерных войск и войск связи

Филиал «Музей кадетских корпусов»

Мл. научн. сотрудник
ЮНЫЕ ГЕРОИ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ

1904 -1905 ГОДОВ

(К истории кадетских корпусов в России)

Начало XX века было ознаменовано рядом важных событий в военной и политической истории. Это, прежде всего, русско-японская война 1904-1905 гг.,1 первая революция в России 1905-1907 гг.,2 Первая мировая война3 - коренным образом изменившие ход российской истории.

Для России война с Японией стала одной из тех войн, политические последствия которых, затмили их военное значение. С одной стороны, эта война стала одним из предвестников краха Российской империи, с другой стороны – именно она завершила формирование коалиции государств, десять лет спустя принявших участие в Первой мировой войне.4 «Эта война оказалась несчастливой для России. Потерпев ряд поражений как на суше, так и на море, тем не менее, армия и флот явили миру множество примеров беззаветной храбрости и верности воинскому долгу».1 Еще одна оценка русско-японской войны: «Трудно для России забыть то горькое и постыдное, что дала нам несчастная, неподготовленная и незаконченная война. Но пора России вспомнить и то великое, достойное вечной памяти, что в отдельных случаях она дала нам. Среди поражений были примеры истинного героизма. Были среди сынов России бившиеся с мужеством и павшие с честью за свою родину. Они заслуживают того, чтобы Россия их не забыла».2

Но, для нас эта война, прежде всего, важна качественным составом ее участников: в военных действиях принимали участие выпускники многих кадетских корпусов, к тому времени ставшие генералами и адмиралами, старшими и младшими офицерами.3

В 2011 году исполняется – 310 лет со дня основания Морского корпуса Петра Великого (ныне - Санкт-Петербургского военно-морского института) – старейшего кадетского учебного заведения нашей страны.4 Созданное по личному Указу Императора Петра I в 1701 году, оно послужило началом развития в России регулярного светского, военного и военно-морского образования. 280 лет назад в России появился первый кадетский корпус,1 который положил начало созданию системы кадетского воспитания и образования в России.

История кадетских корпусов России берет начало 27 января 1701 года, когда император Петр Великий подписал Указ об организации в Москве школы математических и навигационных наук. Сюда принимались дети всех сословий за исключением крепостных. Срок обучения в школе был неограничен. Некоторые постигали науки за 4 года, другие за 13 лет. Переводных экзаменов не было. Из класса в класс ученики переводились по мере выучки, поэтому и возраст их сильно отличался – от 15 до 33 лет. Наиболее богатых и способных направляли на практику за границу. По возвращении их подвергали строгому экзамену. Иногда экзаменатором был сам Петр. Принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских состояло в том, что юношей в них готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государственной службе на гражданском поприще.

 Священным праздником всех кадет является 17 февраля, когда в 1732 году начались занятия в школе, впервые именованной именно «Кадетский корпус», который был учрежден указом императрицы Анны Иоанновны в 1731 году. В Екатерининскую эпоху кадетских корпусов было уже четыре. Благодаря благосклонности и щедрости императрицы в них были собраны лучшие учителя России. Со временем это стало хорошей традицией. Выпускники Пажеского и кадетских корпусов составили гордость России: полководцы генерал - фельдмаршалы Румянцев, Паскевич, Прозоровский, Кутузов и Гурко, флотоводцы адмиралы Ушаков, Нахимов, мореплаватели адмиралы Беллинсгаузен, Крузенштерн и Лазарев, писатель и драматург Сумароков, поэт Рылеев, основатель Российского театра Волков, герои Отечественной войны 1812г. генералы Кульнев, Дорохов, Сеславин, композиторы Римский-Корсаков и Скрябин, врач Сеченов, художники Богомолов, Верещагин и Коцебу, писатели Радищев, Херасков, Куприн, Лесков, писатель и ученый Даль, ученый Кропоткин, военный историк и археолог генерал Бранденбург, военный летчик Нестеров и многие другие.

Заметный след в истории кадетских корпусов оставил великий князь Константин Константинович,1 дядя императора Николая II. С 4 марта 1900 г. он был назначен Главным начальником военно-учебных заведений, а с 13 марта 1910 г. - Генерал-инспектором военно-учебных заведений России. Великий князь, сам отец девятерых детей, человек блестящего ума, благородный и порядочный, видел будущих офицеров многогранными, духовно богатыми личностями. Кадеты искренне любили и уважали великого князя, называя его «отцом всех кадет». Несмотря на то, что великий князь Константин Константинович был обременен многими государственными и общественными делами, он всегда находил время для чтения, занятий музыкой, сочинительства. И хотя в основном он выступал, как поэт-лирик, но написал немало стихов и на военную тематику. А одно из них: «Умер…» (Умер бедняга! В больнице военной долго родимый лежал…) стало народной песней. В разгар войны с Японией он, как и многие деятели культуры и искусства, также откликнулся на эти трагические события.


ПОРТ – АРТУРЦАМ

Среди громов и молний бури бранной

Твердыни вы незыблемый оплот.

Смерть, в очи вам глядяся непрестанно,

Борцам венцы бессмертия плетет.
О, страстотерпцы! Мукой несказанной

Запечатлен осады грозный год…

За ужасы лишений и невзгод

Блеснет ли вам свободы день желанный?


Вы претерпеть готовы до конца;

Богатырей в вас ожили сердца

С их мужеством, отвагою и рвеньем.
России слава, гордость и любовь,

За подвиг ваш, страдания и кровь

Мы скорбью платим вам, и восхищеньем.
Псков

8 декабря 1904 г.1


Кстати, сын великого князя Константина Константиновича, Олег,2 выпускник Полоцкого кадетского корпуса, кавалер ордена Св. Георгия Победоносца3 IY степени, погиб на фронте Первой мировой войны.

В научном архиве Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС) хранятся многие документы, касающиеся кадетской тематики.1 Многие из выпускников кадетских корпусов приняли непосредственное участие в русско-японской войне, проявив лучшие качества, такие как: товарищество, взаимовыручка и взаимопомощь, воля, смелость и решительность, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели, сметливость, самоотверженность и самопожертвование, став кавалерами многих орденов, в том числе и ордена Св. Георгия Победоносца.2 Музей располагает богатыми материалами по кадетской тематике за тот исторический период. Это музейные предметы – вещественные и художественные памятники, изобразительные материалы, письменные источники. Часть из них находится в научной библиотеке музея. В ней представлены очерки и исторические справки многих кадетских корпусов царской России, другие источники, которые характеризуют разные стороны учебы, быта и досуга воспитанников кадетских корпусов. И здесь мы находим материалы, в которых рассказывается, что участниками военных действий были не только выпускники кадетских корпусов, но и учащиеся кадеты.

Удивительна судьба воспитанника Первого кадетского корпуса - кадета 7 класса Сергея Селезнева. Он так же был удостоен георгиевской награды - знака отличия военного ордена в боях с японцами в 1904 г. Вот что было написано о нем в журнале «Нива»: «Грозная и колоссальная война, которую мы переживаем в настоящее время, выдвинула множество героев: встречаются среди них семидесятилетние старики, встречаются, что особенно удивительно, и дети. Геройскому духу, боевым способностям в любви к подвигам тоже, оказывается, «все возрасты покорны».1 «Почти все газеты сообщили недавно, - отмечалось далее в статье, - интересные подробности о подвигах кадета 7-го класса Петербургского кадетского корпуса, Сергея Селезнева. Селезневу всего 17 лет. В начале июля он поехал на Дальний Восток – навестить своего отца, подполковника В.Н.Селезнева. Но, попав в боевую обстановку, юноша так пленился ею, что пожелал вступить в ряды действующей армии. Его причислили к конно-саперной команде и откомандировали ординарцем к генералу Мищенке. Сергей Селезнев участвовал в нескольких очень опасных и важных предприятиях: так, 24-го августа он под сильным огнем неприятеля принимал участие в порче железнодорожного моста... 30-го августа он участвовал в глубокой разведке и перестрелке с японцами. Под Ляояном Селезнев участвовал в трудном отступлении нашего левого фланга, помогая убирать, под убийственным огнем, оставшихся раненых. За все эти отличия кадет-герой был удостоен знака отличия военного ордена 4-ой степени. 8 сентября 1904 года в Мукдене генерал Куропаткин2 лично наградил крестом юношу со словами: «спасибо вам за заслуги».3 В заключении в статье было сказано, что Селезнев возвратился в корпус для окончания курса. Недавно нам удалось выяснить, что Сергей Селезнев был награжден георгиевским крестом за № 98515.4

В Первом историческом фонде музея хранятся документы по истории 1-го и 2-го кадетских корпусов за 1809 -1913гг. Среди них телеграммы 1904 года генерал-майора Покатило (директора 1-го кадетского корпуса) великому князю Константину Константиновичу. На них - автографы Николая II и Константина Константиновича. В телеграммах выражаются верноподданнические чувства кадет императору Николаю II.1 «Встречая кадета 7–го класса 1-го кадетского корпуса Сергея Селезнева, награжденного знаком отличия военного ордена в боях с японцами, кадеты, чины и директор корпуса, видя в лице юного кадета воплощение святой идеи защиты Родины, повергают перед Вашим Императорским Величеством одушевляющие их чувства горячей сыновней любви и беззаветной верноподданнической преданности. 16 октября 1904г. Генерал-адъютант Сахаров2». На телеграмме пометка красным карандашом: «Искренно благодарю 1-й кадетский корпус. Николай II». Далее надпись: «В 1-й кадетский корпус на вечное хранение. Генерал-адъютант Великий князь Константин Константинович». 26 ноября 1904г. на Георгиевском празднике кадет Селезнев удостоился милостивых расспросов Его Императорского Величества и осчастливлен был словами: «Спасибо за вашу молодую работу».1

В историческом архиве музея хранится документ, где записано: «Выпуск 1905 года № 41. Сергей Селезнев, воспитанник 1-го кадетского корпуса, направлен в Михайловское артиллерийское училище для дальнейшего обучения».2 К сожалению, среди множества фотографий выпускников 1-го кадетского корпуса, хранящихся в архиве музея, фотография кадета Сергея Селезнева отсутствует. Но есть его фотографии в журнала «Нива» за 1904 год, под которой сделана следующая надпись: «Юный герой – Сергей Селезнев, воспитанник 7-го класса 1-го кадетского корпуса в Санкт- Петербурге, вернувшийся с войны и получивший за боевые отличия георгиевский крест».3

Фото 1.

На той же странице представлена фотография и описываются боевые действия еще более юного русского героя. «Кроме Селезнева, - сообщал журнал «Нива», - следует упомянуть еще об одном юном герое - 13-летнем порт-артурце Николае Зуеве. Зуев несколько раз пробирался через японские войска между Порт-Артуром и Лаояном для передачи депеш. Однажды он попал в плен, но ускакал от японцев на японской же лошади и при этом получил рану с раздроблением плеча. В другой раз он забрался в неприятельский лагерь, высмотрел, захватил вывинченный им замок от японского орудия и благополучно доставил его вместе с ценными сведениями в русский лагерь. Зуев хорошо говорит по-китайски и по-японски и похождения свои совершает, переодеваясь в соответственные костюмы. Этот замечательный мальчуган получил уже два знака отличия военного ордена и представлен теперь к третьему».1



Фото 2.

В Первом общеисторическом фонде музея на хранении находится большая коллекция художественных произведений, посвященных русско-японской войне. Среди них: хромография-лубок, на которой запечатлен «Маленький герой Зуев» (портрет с лошадью и различные моменты его подвигов на театре военных действий 1904-1905 годов).2 В 1908 году о Зуеве появилась статья «Тринадцатилетний герой» в сборнике «Наши герои на Дальнем Востоке: примеры их доблестных подвигов». В ней дана краткая, но яркая характеристика: «Прибывший с транспортом раненых в Москву рядовой Гончаров дал в разговоре с сотрудником «Московского Листка» следующую характеристику этого малолетнего героя, которого он хорошо знает: - Какой из себя на вид Зуев? Он крепкий, сильный мальчик?

- Нет, низенький, худенький, только шустрый уж очень. Три Георгия за шустрость, за эту самую, имеет».3

В середине 1990-х годов об этом юном герое и его подвигах писал Владимир Бутков в статье «Берегите наши корни!» в журнале «Кадетская перекличка».4 Вот что он вспоминает: «На нашем годовом банкете по случаю общекадетского праздника в имении «Отрада» я обещал написать и еще об одном нашем герое – кадете Николае Зуеве, который является нашей кадетской и общероссийской гордостью. Коля Зуев прославился на всю Россию еще во время русско-японской войны 1904-1905 годов. Когда ему было 13 лет, сын оренбургского казака – урядника, Коля Зуев трижды пробирался в осажденный Порт-Артур и приносил ценные сведения. Он был награжден тремя Георгиевскими медалями. По высочайшему повелению Колю определили на казенный счет в Симбирский кадетский корпус. О нем много писали в популярном журнале «Нива» и помещали его фотографии. Корпус Коля окончил вице-урядником и, также, по высочайшему повелению, был определен в Михайловское артиллерийское училище в Петербурге, блестяще закончил его и перед самой Первой мировой войной был принят в ряды Сибирской артиллерийской бригады, с которой и вышел на фронт в 1914 году».1 Дальнейшая судьба юного героя сложная, похожая на судьбы многих российских воинов после 1917 года, довольно основательно описана автором статьи. Закончил свою жизнь Николай Алексеевич Зуев в Америке, похоронен на кладбище монастыря Новое Дивеево, под Нью-Йорком, в 1954 году. Материалы о подвигах кадета С.Селезнева и Н.Зуева легли в основу подготовленного нами справочного пособия.2

Тема героизма, в том числе в русско-японской войне 1904-1905 годов, близка нам до сих пор. И не только в нашей стране, но и наши соотечественники за рубежом отзываются до сих пор об этих трагических событиях. Вот стихотворение, напечатанное в журнале «Кадетская перекличка».3

Н.Михайлов


ГЕОРГИЕВСКИЕ КАВАЛЕРЫ

Святой Георгий Крест свой чудный

запечатлел у нас в сердцах.

Готовы мы на подвиг трудный

Во славу нам, врагам на страх.
А тем, кто смертью смелых пали,

Тем слава вечная и честь,

За них врагам в сверканьи стали

Мы отнесем святую месть.


И вновь пойдем мы в бой кровавый,

Горя традиции огнем,

Путем побед, дорогой славы.

И победим или умрем.1


В заключение отметим, что приведенные примеры судеб юных героев русско-японской войны говорят о самом главном: их нравственном и воинском воспитании, о качественной подготовке воспитанников. К 1917 году в Российской империи насчитывался в общей сложности 31 кадетский корпус с почти 12-ю тысячами воспитанников. Многие из них пали смертью храбрых на фронтах первой мировой. В период революционной смуты воспитанники кадетских корпусов оказались среди тех немногочисленных представителей Русской Армии, которые оставались верными присяге. В годы Гражданской войны множество кадет приняло участие в боях на стороне Белой Армии. В 1920 году по приказу ее Главнокомандующего генерала Врангеля из действующих частей были отозваны все без исключения кадеты — им предстояло вернуться за школьную скамью. Врангель стремился сохранить этих мальчишек, чтобы впоследствии они пополнили собой ряды офицеров в армии новой, освобожденной России. Еще до 1964 года существовал русский кадетский корпус в Версале под Парижем. Их выпускников судьба разбросала по всему миру, многие сегодня живут в Европе, Америке и Канаде. Вывезенные из России знамена кадетских корпусов ныне хранятся в музее в Нью-Йорке. В Аргентине, Венесуэле и Соединенных Штатах издаются журналы, посвященные кадетскому движению. Огромную работу по сбору и систематизации того наследия, которое удалось спасти в эмиграции, ведут зарубежные объединения выпускников кадетских корпусов и их потомков, возникшие в середине минувшего века. «Именно на них, - отмечает историк кадетского образования И. Лощилов, - легла главная часть ужасной статистики по истреблению кадрового офицерского корпуса».1 Сегодня на основании исторических документов и письменных источников, газетных и журнальных статей, воспоминаний очевидцев, писем, фотографий и других памятников культуры, мы можем сделать вывод, что уровень патриотического воспитания в кадетских корпусах Российской империи был высоким, а также можем отметить, что педагогический опыт столетней давности был бы весьма полезен для воспитания юношества России в настоящее время.

Кадету

Хоть мальчик ты, но сердцем сознавая

Родство с великой воинской семьей,

Гордися ей принадлежать душой;

Ты не один - орлиная вы стая.

Настанет день, и крылья расправляя,

Счастливые пожертвовать собой,

Вы ринетесь отважно в смертный бой.

Завидна смерть за честь родного края,

Но подвиги и славные дела

Свершать лишь тем, в ком доблесть расцвела.

Ей нужны труд, и знанье, и усилья.

Чтоб мог и ты, святым огнем горя,

Стать головой за Русь и за Царя.

Пускай твои растут и крепнут крылья!

К.Р.2



1 Коновалов Александр Фёдорович - выпускник Киевского СВУ (1965г.), Ленинградского ВОКУ (1968г.), ВПА им. В.И.Ленина (1979 г.). Член Совета Санкт-Петербургского союза суворовцев, нахимовцев и кадет. Автор концепции создания МИККР. (См.: www.ruscadet.ru Энциклопедия кадетского воспитания и образования). Дипломант и лауреат премий Правительства Санкт-Петербурга в области журналистики в номинации: «Лучшая публикация в детской и юношеской прессе» за материалы в журнале «Костёр» рубрики «Школа мужества» (июнь 2008 и июль 2010). - Ред.

1 Русско-японская война 19041905, возникла в обстановке усилившейся борьбы империалистических держав за раздел полуфеодальных Китая и Кореи. Японский стратегический план предусматривал захватить господство на море, высадку войск в Корее и Южной Маньчжурии, захват Порт-Артура и разгром главных сил русской армии в районе Ляояна. В дальнейшем предполагалось занять Маньчжурию, Уссурийский и Приморский края. Япония прилагала все усилия, чтобы быстрее овладеть Порт-Артуром и уничтожить русскую эскадру, но неоднократные штурмы были отражены героически оборонявшимся русским гарнизоном. Мукденское сражение в феврале1905 г., окончилось крупным поражением русских войск. Последним этапом русско-японской войны явилось Цусимское сражение 1905. Русская 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского совершили переход (32,5 тыс. км) из Балтийского моря вокруг Африки и 14 (27) мая подошли к Цусимскому проливу, где вступили в бой с главными силами японского флота. В этом морском сражении русская эскадра была полностью разгромлена. Несмотря на победу, Япония была истощена войной, в ней росли антивоенные настроения. Россия была охвачена революцией, и царское правительство стремилось поскорее заключить мир. 18 (31) мая 1905 военное правительство обратилось к президенту США Т. Рузвельту с просьбой о посредничестве в мирных переговорах, которые начались 27 июля (9 августа) в американском городе Портсмуте. 23 августа (5 сентября) был подписан Портсмутский мирный договор 1905, по которому Россия признала Корею сферой японского влияния, передала Японии арендные права России на Квантунскую область с Порт-Артуром и южную ветку Китайской Восточной железной дороги, а также южную часть Сахалина.

2 Русская революция 1905 года или Первая русская революция  - события, происходившие в период с января 1905 по июнь 1907 г. Толчком к началу массовых выступлений под политическими лозунгами стало «Кровавое воскресенье» — расстрел императорскими войсками в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих во главе со священником Георгием Гапоном(22) января 1905. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии. Итогом выступлений стал Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Был учреждён Парламент, состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы. За революцией последовала реакция: так называемый «Третьеиюньский переворот» от 3 (16) июня 1907. Были изменены правила выборов в Государственную думу для увеличения числа лояльных монархии депутатов; власти на местах не соблюдали декларированные в Манифесте 17 октября 1905 года свободы; наиболее существенный для большинства населения страны аграрный вопрос не был решён. Таким образом, социальное напряжение, вызвавшее Первую русскую революцию, не было полностью разрешено, что определило предпосылки для последующего революционного выступления 1917 года.


3 Первая мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. Это название утвердилось в историографии только после начала Второй мировой войны в 1939 году. Германская империя, образованная после франко-прусской войны 1870 года, стремилась к политическому и экономическому господству на Европейском континенте. Включившись в борьбу за колонии только после 1871 года, Германия желала передела колониальных владений Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Португалии в свою пользу. Россия, Франция и Великобритания стремились противодействовать гегемонистским устремлениям Германии. Непосредственным поводом к войне послужило Сараевское убийство 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская (хотя возникшая вместо кайзеровской Германии Веймарская республика формально продолжала именоваться Германской империей). Страны-участницы потеряли около 12 млн человек убитыми (считая мирных жителей), около 55 млн. были ранены.

4 См.: Быков П.Д. Русско-японская война 1904-1905 годов. Действия на море. – М.: изд-во Эксмо, Изографус; СПб: Terra Fantastica 2003.

1 Судостроение. № 2, 2004. С. 61 (61- 63).

2 Наши герои на Дальнем Востоке. Примеры их доблестных подвигов. Изд. второе, значительно дополненное. - СПб. 1908. Стр. 55.

3 См.: Исторический архив ВИМАИВиВС. Сведения о георгиевских кавалерах, бывших воспитанников кадетских корпусов 1901-1915 гг., Ф. № 51, опись № 96/2, дело № 29, л. 2.


4 Морской кадетский корпусвоенно-морское учебное заведение в Санкт-Петербурге. Берет начало 14 января 1701 г., когда по указу царя Петра I в Москве была учреждена Школа «математических и навигацких, т.е. мореходных хитростно искусств учения». В 1715 г. в новой северной столице была учреждена Морская академия, или Академия морской гвардии. Академия и школа просуществовали до 15 декабря 1752 г., когда указом по образцу сухопутного был основан «Морской шляхетный кадетский корпус» на 360 учащихся. Воспитанники старших классов назывались гардемаринами, двух младших - кадетами. Для помещения был отведен дом, бывший дворец Миниха, на Васильевском острове, на углу Большой Невы и 12 линии. При общей реформе военно-учебных аведений, в 60-х гг. XIX в., Морской корпус был переименован в Морское училище и получил в 1867 г. новый Устав. Морской кадетский корпус (1891-1906); Морской корпус (1906-1914); Морской Его Императорского Высочества наследника Цесаревича кадетский корпус (1914-1916); Морское Его Императорского Высочества наследника Цесаревича училище (Санкт-Петербург, Петроград август 1916 – март 1917). В 1918 г. в здании бывшего Морского корпуса были открыты Курсы ком. состава, реорганизованные в 1919 г. в Училище ком. состава. С 1926 по 1998 годы училище носило имя «ВВМУ им. М.В.Фрунзе». 1 ноября 1998 г. в результате слияния ВВМУ им. М.В.Фрунзе и ВВМУПП им. Ленинского комсомола был создан Санкт-Петербургский Военно-морской институт (СПВМИ). 25 января 2001 г. в связи с 300-летием военно-морского образования в России постановлением Правительства РФ, институту было присвоено наименование «Морской корпус Петра Великого – СПВМИ».

1 Кадетский корпус — начальное военно-учебное заведение с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере. В России кадетский корпус впервые был основан по инициативе генерал-фельдмаршала Миниха в 1732 г С 1882 г. - 1-й кадетский корпус. После 1900 г., в период руководства военно-учебными заведениями в.к. Константина Константиновича, программа значительно расширилась. Вводилось изучение химии, механики, элементов высшей математики, увеличилось число часов по естественной истории, физике. С 1907 г. он стал именоваться Императорским. Кадетские корпуса подчинялись Главному управлению военно-учебных заведений. К 1917 в Российской империи существовало 29 кадетских корпусов (кроме Морскго и Пажеского) с общим числом кадет свыше 10 тыс. чел. После Февральской революции 1917 кадетские корпуса были переименованы в гимназии военного ведомства, однако никаких изменений в программе обучения не произошло. В 1918 в связи с ликвидацией старой армии кадетские корпуса были закрыты.


1 Великий Князь Константин Константинович (Стрельна, 10/23 августа 1858 – Павловск, 2/15 июня 1915). Сын в.к. Константина Николаевича и в.к. Александры Иосифовны (урожд. Принцессы Саксен-Альтенбургской). Начал военно-морскую службу гардемарином в 1874. Участник Русско-турецкой войны 1877-1878 на фрегате «Светлана». Кавалер Ордена св. Георгия IV ст. (1877). Флигель-адъютант (1878). В 1882 переведен из флота в армию. 15/28 апреля 1884 в Санкт-Петербурге вступил в брак с Принцессой Саксен-Альтенбургской Герцогиней Саксонской (в Российском Императорском Доме – Великая Княгиня Елисавета Маврикиевна),. Президент Императорской Академии Наук (1889). Генерал-майор, командир лейб-гвардии Преображенского полка (1894). Генерал-майор Свиты Его Величества (1898). Главный начальник военно-учебных заведений (1900). Генерал-лейтенант, генерал-адъютант (1901). Генерал-от-инфантерии (1907). Генерал-инспектор военно-учебных заведений (1910). Присутствующий в Правительствующем Сенате (1911). Августейший председатель и покровитель ряда благотворительных, научных и учебных учреждений. Сопредседатель Императорского Православного Палестинского Общества. Талантливый поэт, драматург, переводчик и композитор (творил под псевдонимом «К.Р.» - Константин Романов). Погребен в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.



1 Романов К.К. Порт-артурцам. – См.: Времена года. Избранное. - Санкт-Петербург, Северо-Запад, 1994. С.176.

2 Великий князь Олег Константинович(1892-1914). Отец — в. к. Константин Константинович. Мать — в. к. Елизавета Маврикиевна. Олег был пятым ребёнком (четвёртым сыном). В 1903 князь он выдержал вступительный экзамен в Полоцкий кадетский корпус и был зачислен в списки его кадетов, однако реально получал образование дома. 10 мая 1910 года он был официально зачислен в Александровский лицей. В 1913 окончил лицей с серебряной медалью. Подготовил к печати издание автографов А.С. Пушкина из коллекции лицея, над которыми тщательно работал долгое время. 27 сентября (10 октября) 1914 года князь Олег, командовавший взводом в своём полку, был смертельно ранен близ деревни Пильвишки в районе Владиславова. Он стал единственным членом Российского императорского дома, погибшим на фронте Первой мировой войны. 3 (16) октября князь Олег был похоронен в имении Осташево Московской губернии, где в 1916 был построен четырёхстолпный одноглавый храм-усыпальница, сооружённый по образцу древних псковско-новгородских церквей (после революции усыпальница была разорена). Князь Олег Константинович не был женат и не оставил потомства.

3 Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия (Орден Святого Георгия) — высшая военная награда Российской империи. Учреждён императрицей Екатериной II 26 ноября (7 декабря) 1769 в честь Святого Георгия для отличия офицеров за заслуги на поле боя. Имел четыре степени отличия. Орденом награждено более 10 тысяч человек, первой, высшей степенью ордена — всего 23 человека, из них только четверо стали кавалерами всех четырёх степеней. Орден Святого Георгия выделялся своим статутом среди других российских орденов как награда за личную доблесть в бою, и заслуги, за которые офицер мог быть удостоен награды, строго регламентировались статутом ордена. Был упразднён после 1917 года. С 2000 года орден Святого Георгия — военная награда Российской Федерации.

1 См.: Маковская Л.К. – Архивные документы о кадетских корпусах в фондах Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. – См.: Бомбардир.1995, № 1, с. 66.

2 См.: Именные списки 1769-1920. Биобиблиографический справочник. Отв. Составитель В.М. Шабанов. – М.: Русский мир. 2004. С.358-368.


1 Юные герои. «Нива», СПб, 1904, № 43. С. 853.


2 Куропаткин Алексей Николаевич (1848-1925), окончил 1-й кадетский корпус, Павловском училище и Николаевскую Академию Генерального штаба. В офицеры был произведен в 1866, по окончании академии был командирован во Францию, затем в Алжир и принимал участие в экспедиции французских войск в Большую Сахару. Боевое крещение получил в Кокандском походе в 1868 и в походах 1876 в Средней Азии. Один из ведущих военных историков царской России, генерал-адъютант, генерал от инфантерии, военный министр (1898-1904), главнокомандующий русской армией на Дальнем Востоке в период русско-японской войны; после проигрыша Мукденского сражения в марте 1905 г. смещен с поста главнокомандующего. Более 10 лет находился не у дел. Осенью 1915 г. назначен командиром гренадерского корпуса, а позднее — главнокомандующим армиями Северного фронта. В июле 1916 г. назначен туркестанским генерал-губернатором и командующим войсками Туркестанского военного округа. После Февральской революции 30.2.1917 отстранен от поста, хотя официально оставался генерал-губернатором до 5.6.1917, когда был назначен членом Александровского комитета о раненых. С мая 1917 до конца жизни жил в своем бывшем имении селе Шешурино Холмского уезда Псковской губернии. Организовал сельскую школу, в которой работал учителем. В 1964 на могиле поставлен памятник с надписью: «Основателю сельскохозяйственной Наговской школы».

3 Юные герои. «Нива». Стр. 853

4 Знак отличия военного ордена Святого Георгия. Списки награжденных за русско - японскую войну. – М. 2006. С. 285.

1 Николай II (1868-1918) —Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский, последний Император Российской Империи (1894-1917). Полковник (1892); кроме того, от британских монархов имел чины: адмирала флота (28 мая 1908) и фельдмаршала британской армии (18 декабря 1915). Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно - ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 19051907 годов и революцию 1917 года; во внешней политике — экспансией на Дальнем Востоке, войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне. Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьей под домашним арестом в Александровском дворце Царского села. Летом 1917 года, по решению Временного правительства, был вместе с семьей отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где был расстрелян в июле 1918 года, вместе с семьёй и приближенными.



2 Сахаров Виктор Викторович (1848-1905). Окончил 3-е Александровское военное училище, Николаевскую академию Генерального Штаба. С мая 1877 года занимал должность старшего адъютанта полевого штаба армии. За боевые отличия в компании 1877-1878 гг. был произведён в подполковники. С 1881 по 1884 гг. занимал должность штаб-офицера для особых поручений при командующем войсками гвардии и Петербургского военного округа. С 1884 по 1889 гг. находился на должности начальника штаба 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. В 1889 году был назначен заведующим мобилизационной частью Главного Управления казачьих войск, а в 1890 году – помощником начальника штаба Варшавского военного округа. В этом же году произведён в генерал-майоры. Во время службы в Петербурге Сахаров В.В. преподавал в офицерской кавалерийской школе историю конницы, в академии Генерального Штаба заведовал практическими занятиями по тактике. В 1892 году был назначен окружным генерал-квартирмейстером штаба Варшавского военного округа, а в 1894 году – начальником штаба Одесского военного округа. В 1903 году зачислен в свиту Его Величества. В 1904 году назначен военным министром. 21 июня 1905 г. уволен с этой должности. 22 ноября того же года убит в гор. Саратове, во время командировки для прекращения аграрных беспорядков в Саратовской и Пензенской губ.
/См.: В. Смердов. Сборник биографий бывших юнкеров Александровского военного училища и кадет Александринского Сиротского кадетского корпуса. Ч. 2. М., 1904/.

1 Цит. по: Химишев Н.В. Дом Романовых в истории 1-го кадетского корпуса. – СПб. 1913. С. 69.

2 Списки выпускных кадет 1-го кадетского корпуса с 1834 по 1910 гг. С. 77. – См.: Исторический архив ВИМАИВиВС. Ф. № 51, опись № 96/2, дело № 51. С.77.


3 Юный герой. Нива. СПб, 1904. № 43. С. 853.

См. также: Коновалов А.Ф. История одного награждения (к 275-летию Первого кадетского корпуса). /Труды Государственного Эрмитажа XXXVII. Первый кадетский корпус во дворце Меньшикова. К 275-летию основания. Материалы научной конференции. – СПб., изд-во Гос. Эрмитажа. 2007. С. 96-98/.



1 Нива, 1904, № 43. С.853.

2 Маленький герой герой Зуев (хромография – лубок). –1-й общеисторический фонд ВИМАИВиВС. Хромолитография тов-ва Сытина. 1904-1905.


3 Тринадцатилетний герой.- См.: Наши герои на Дальнем Востоке: примеры их доблестных подвигов. С. 84-86.

4 Бутков Владимир. Берегите наши корни! - См.: Кадетская перекличка. 1996. № 59. с. 53-59.

1 Там же, С. 58-59.


2 Коновалов А.Ф. Кадеты - Георгиевские кавалеры, герои русско-японской войны 1904- 1905 годов. – Санкт-Петербург: ВИМАИВиВС. 2008.

3 «Кадетская перекличка» — периодический журнал. Выходит в Нью-Йорке на русском языке с 1971 года. Издатель — Объединение Кадет Российских Кадетских Корпусов за рубежом. Девиз журнала: «Рассеяны, но не расторгнуты». Первым редактором журнала был П. В. Олферьев, вице-унтер-офицер 14-го выпуска Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича Кадетского Корпуса (РВКККК) и председатель Нью-Йоркского Кадетского Объединения. Затем, с 1978 по 1992 год, редактором был Н. В. Козякин, кадет 8-го выпуска Крымского Кадетского Корпуса. С 1992 года по 2002 год редактором был А. Б. Иордан, вице-фельдфебель 21-го выпуска I РВКККК и вице-председатель Кадетского Объединенния в Нью-Иорке. После кончины А. Б. Иордана, редактором стал И.Н Андрушкевич, кадет 26-го выпуска I РВКККК и председатель Кадетского Объединения в Аргентине. 80-й номер журнала вышел в Нью Йорке в 2009 году. Последние номера журнала выпускались исключительно стараниями его редактора И.Н. Андрушкевича, который из-за преклонного возраста и состояния здоровья фактически прекратил работу по изданию. Все 80 номеров, вышедшие за 38 лет существования журнала, являются ценной и незаменимой летописью не только кадетского движения, его Съездов и его решений, резолюций и обращений, но также и верным отражением идей, мыслей, надежд и упований Русской Белой Эмиграции.

1 Михайлов Н. Георгиевские кавалеры. Кадетская перекличка. Нью-Йорк, 2002. № 72-73. С. 123.

1 Лощилов И.Н. Памятка российского кадета. - Санкт-Петербург. 2001. С. 53.


2 «К.Р.» (Константин Романов) - криптоним, которым подписывал свои стихи великий князь Константин Константинович.








То ли люди ходят в театр, потому что кашляют, то ли кашляют потому, что ходят в театр? Пьер Данинос
ещё >>