Взаимосвязь учебных дисциплин как средство личностно-профессионального - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тест А18 Взаимосвязь углеводородов и кислородосодержащих органических... 1 38.07kb.
Программа учебной дисциплины «Математика 1» Направление подготовки... 1 263.82kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины протестные движения и развитие... 1 355.51kb.
Технологии личностно-ориентированного образования Основные концептуальные... 1 115.14kb.
Программы дисциплины «Молекулярная биология» Дисциплина «Молекулярная... 1 22.11kb.
1. методологические основы курса 1 174.47kb.
Программа по курсу «История экономики» 1 54.63kb.
Программа дисциплины «Актуальные проблемы гражданского права» 1 237.39kb.
Секция № Повышение эффективности инновационной деятельности как средство... 1 9.97kb.
Маоу гимназии №8 г. Тихорецка Интегрированные уроки как средство... 1 143.13kb.
Тезисы выступления на фундаментальных курсах по теме: «Метод проектов... 1 39.21kb.
Результаты квалификационного тестирования членов летных экипажей... 5 875.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Взаимосвязь учебных дисциплин как средство личностно-профессионального - страница №1/3

На правах рукописи


ЖАКУПОВА Гульнара Александровна

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

КАК СРЕДСТВО

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

(на примере подготовки учителя
естественнонаучного профиля)

13.00.08 – теория и методика

профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Волгоград — 2011
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального
образования «Волгоградский государственный
социально-педагогический университет».
Научный руководитель — чл.- кор. РАО, доктор педагогических наук,
профессор Сергеев Николай Константинович
(ФГБОУ ВПО «Волгоградский государст-
­венный социально-педагогический универ-
ситет»).
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Арнаутов Владимир Владимирович (ГОУ
ВПО СПО «Михайловский профессиональ-
­но-педагогический колледж», г. Михай-
ловка Волгоградской области);
кандидат педагогических наук, доцент
Шелестова Людмила Васильевна (ФГБОУ
ВПО «Волгоградский государственный
аграрный университет»).

Ведущая организация — ФГАОУ ВПО «Южный федеральный уни-


верситет».
Защита состоится 25 января 2012 г. в 12.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете по адресу: 400131, г. Волго­град, пр. им. В. И. Ленина, 27.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волго­градского государственного социально-педагогического университета.
Текст автореферата размещён на официальном сайте Волгоградского государственного социально-педагогического университета: http://www. vspu.ru 23 декабря 2011.
Автореферат разослан 23 декабря 2011 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета А. А. Глебов


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. Гуманизация и демократизация образования послужили предпосылками пересмотра концептуальной системы взглядов на профессиональную подготовку педагога, от уровня культурного развития и профессионализма которого зависит решение многих актуальных проблем как самой образовательной системы, так и общества в целом.

В настоящий период активизации самосознания общества появляется потребность в людях, имеющих не только до­статочный запас профессио­нальных знаний и умений, но и способности к самостоятельному вы­страиванию стратегии собственной жизни, созданию себя. Без опыта правильного творческого решения возникающих проблем, приобретаемого в процессе получения профессионального образования, будущему специалисту трудно осознать, что реализация его жизненных целей будет зависеть от умения соотносить с ними свои возможности и непрерывно наращивать их. Глобальной целью образования, закрепленной Законом РФ «Об образовании», является «достижение уровней развития индивида и становление его личности, мировоззрения, профессиональных качеств, знаний и навыков, обеспечивающих его активную социальную позицию, успешную интеллектуально-профессиональную деятельность, не имеющую полного предписания, и ее творческое развитие».

Система высшего педагогического образования (ВПО) имеет особую специфику, определяемую повышенными социальными требованиями к профессиональной деятельности и личности педагога как субъекта учебно-воспитательного процесса, и призвана решать две группы задач: во-первых, содействовать социально ценностному развитию личности будущего педагога (его фундаментальной общекультурной подготовке, нравственной и культурной зрелости) и, во-вторых, способствовать профессиональному становлению и специализации в избранной области педагогической деятельности (В.А. Беляева, Н.В. Мартишина, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.).

В педагогических исследованиях многие ученые отмечают, что система профессиональной подготовки педагога недостаточно нацелена на формирование специалиста как личности и профессионала, способного личностно развиваться в педагогической профессии, быть ее полноправным субъектом (О.А. Абдуллина, В.И. Андреев, С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, В.А. Сластёнин и др.). По данным диагностического эксперимента, проведенного нами в Волго­градском государственном социально-педагогическом университете, лишь у 11,5% студентов принятие педагогической профессии является приоритетной жизненной ценностью. Для 49,5% студентов отмечаются осознанная потребность личности в раскрытии своего потенциала, направленность познавательных мотивов на самостоятельность и активность, но одновременно недостаточная степень владения средствами профессионального саморазвития. Значительная часть студентов (39%) имеет отвлеченные представления о социальной и личностной значимости профессии педагога, слабо выраженные ценностные ориентации на профессиональную и образовательную деятельность.

Такая статистика свидетельствует об актуальности проблемы выявления педагогических условий личностного и профессионального развития будущих педагогов. Особое внимание ученых направлено на студенческий возраст, характеризующийся интенсивным развитием всех компонентов личности, изменением ее личностных и деятельностных характеристик в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности (Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя и др.).

Рассматривая проблему личностно-профессионального развития будущего учителя естественнонаучных дисциплин, в своем исследовании мы опирались на концепции И.Д. Лушникова, Л.М. Митиной, Е.И. Рогова, В.А. Сластёнина, с которыми солидарны во мнении о том, что процессы личностного и профессионального развития не следует рассматривать обособленно, что они тесно связаны между собой и было бы неправомерно пытаться их разорвать или противопоставить друг другу.

К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного решения проблемы личностно-профессионального развития будущего учителя: социальные (потребность общества в личности специалиста, способной к преобразовательной, конструктивной деятельности), практические (формирование передового опыта по развитию потенциала студентов).

В современной педагогике, психологии и других науках накоплен определенный объем знаний, позволяющий разрешать существующие противоречия в процессе личностно-профессионального развития будущих учителей: разработана психологическая концепция активности субъекта (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский и др.); изучены и обобщены закономерности развития и саморазвития лично­сти (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, Н.М. Таланчук, Г.А. Цукерман и др); акцентируется внимание на реализации личностного подхода как одного из факторов эффективного развития личности в процессе профессионального образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Зайцев, А.П. Тряпицына, Н.К. Сергеев, В.В. Се­риков и др.).

В педагогических исследованиях представлен опыт, подтверждающий взаимную обусловленность развития личностных и профессиональных качеств специалиста педагогической сферы деятельности, связанных с жизненным и профессиональным самоопределением учителя (Г.С. Сухобская), творческим развитием специалиста (С.В. Тарасов), субъектной позицией педагога (Н.К. Сергеев, Н.М. Борытко и др.).

В контексте развития педагогической мысли обозначим направления, влияющие на решение проблемы личностно-профессионального развития будущего учителя: реализация принципа единства личностного и профессионального развития (А.А. Бодалев, В.В. Бондарева, Р.К. Бикмухаметов, М.И. Жинько и др.); обоснование движущих сил и средств личностно-профессионального развития (М.В. Николаева, Л.Н. Звягина, З.А. Климентьева и др.); выявление показателей профессионализма в деятельности учителя (Е.И. Рогов, В.А. Сла­стенин и др.); анализ различных этапов подготовки специалиста-педагога (Е.Ф. Аврутина, И.Д. Лушников и др.); концепция формирования и развития психологических профессионально важных качеств специалиста (J. H. Holland, Е.А. Климов и др.); разработка психологических основ профессионального мастерства (Е.А. Климов, А.К. Маркова, К.К. Платонов и др.); психолого-педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов (Н.Г. Ершова); акмеологические закономерности и детерминанты развития профессионализма (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, Н.В. Кузь­мина и др.). Если одни из исследований закладывают основы мировоззренческого, аксиологического и методологического подходов к труду педагога, то другие указывают пути достижения цели, представленной в виде модели идеального учителя.

Задача повышения эффективности личностно-профессионального развития будущего учителя требует привести методы обучения студентов в соответствие с современными задачами высшего образования, разработать новые и совершенствовать известные средства. К числу эффективных средств подготовки студентов к профессиональной деятельно­сти относят связь учебных дисциплин (И.Д. Зверев, Э.В. Майков, И.З. На­летов, Л.А. Полякова, Н.К. Сергеев и др.), дидактические взаимосвязи учебных дисциплин (Е.А. Ско­белева, И.А. Башкатов и др.), взаимосвязи форм организации обучения (Н.И. Липс, Л.В. Масленникова и др.) и учебной и внеучебной деятельности (И. Г. Крупнова, В.П. Шуман и др.).

Значимость проблемы личностно-профессионального развития будущего учителя с использованием взаимосвязи учебных дисциплин объясняется также современной ситуацией в средней общеобразовательной школе. Образовательные стандарты нового поколения для общеобразовательной школы предусматривают переход от традиционного «предметного» подхода в организации обучения к овладению достижениями современной науки в рамках образовательных областей, предполагающих тесную взаимосвязь учебных дисциплин. Чтобы быть готовыми к реализации такого подхода в профессиональной деятельности, будущие учителя в процессе профессиональной подготовки должны иметь четкое представление о возможностях и специфике подобного рода организации учебного процесса.

С другой стороны, переход вузов на образовательные стандарты третьего поколения предусматривает освоение будущими учителями ключевых компетенций, которые формируются не в рамках какой-либо одной учебной дисциплины, а в отношении определенного круга «реальных объектов действительности» (А.В. Хуторской), что возможно лишь при условии тесной взаимосвязи учебных дисциплин (имеются в виду дисциплины не только предметной подготовки, но и психолого-педагогические).

Отмечая наличие в педагогических исследованиях ценных сведений о связях, их сущности, путях и способах установления (И.А. Башкатов, И.Д. Зверев, А.А. Зиновьев, И.Г. Крупнова и др.), необходимо отметить, что связь различных процессов и, в первую очередь, взаимосвязь учебных дисциплин как средство личностно-профессионального развития изучены недостаточно. Современная система непрерывного педагогиче­ского образования предполагает не только усиление профессиональной направленности обучения, но и организацию принципа взаимосвязи учебных дисциплин в профессиональном образовании, обеспечивающего включенность личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития и предполагающего взаимосвязь не только содержательной части учебных дисциплин, а также образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другой, от одного жизненного этапа будущего педагога к другому.

Весьма наглядно возможности взаимосвязи учебных дисциплин как средства личностно-профессионального развития будущего учителя прослеживаются на примере подготовки учителя естественнонаучного профиля и, конкретнее, на примере взаимосвязи дисциплин естественнонаучного цикла. Обусловлено это, во-первых, объективно существующей связью между естественнонаучными дисциплинами, проявляющейся в различных формах, в том числе в форме взаимосвязи, во-вторых, тем, что именно благодаря грамотно реализуемой взаимосвязи естественнонаучных дисциплин у будущего учителя формируется научная картина мира. Влияние социально-гуманитарных дисциплин на личностное развитие будущего учителя в исследованиях по педагогике обосновано в достаточной степени (Н.В. Мартишина, М.В. Николаева, Л.П. Разбегаева и др.), а в исследованиях по дисциплинам естественнонаучного цикла акцент сделан на профессиональном развитии будущих педагогов. В педагогической теории эта проблема представлена недостаточно, что указывает на необходимость разработки, теоретического обоснования и экспериментальной апробации системы взаимосвязи учебных дисциплин при подготовке будущего учителя. Весьма логично рассматривать в качестве одного из важнейших средств личностно-профессионального развития взаимосвязь учебных дисциплин, реализуемую на основе инновационных педагогических концепций и технологий.

Анализ состояния теории и образовательной практики позволил выделить ряд противоречий между:

· современной потребностью повышения уровня личностно-профессионального развития будущего учителя и недостаточной разработанностью его сущностных характеристик с учетом особенностей современной системы непрерывного педагогического образования;

· значительным потенциалом взаимосвязи учебных дисциплин в решении задач личностно-профессионального развития будущих учителей естественнонаучного профиля и недостаточным его использованием в практике подготовки учителя, обусловленным отсутствием целостного знания о возможностях взаимосвязи учебных дисциплин в данном процессе;

· необходимостью учета процессуальных характеристик личностно-профессионального развития будущего учителя естественнонаучного профиля при организации его профессиональной подготовки с использованием взаимосвязи учебных дисциплин естественнонаучного цикла и фрагментарностью теоретических представлений о критериях и уровнях личностно-профессионального развития будущего учителя;

· специфическим характером процесса использования взаимосвязи учебных дисциплин естественнонаучного цикла как ведущего средства личностно-профессионального развития будущего учителя естественнонаучного профиля и неразработанностью логики и способов организации данного процесса.

Данные противоречия определяют проблему, которая заключается в недостаточной разработанности в педагогической науке вопроса о модели конструирования и реализации разных видов взаимосвязи учебных дисциплин как средства личностно-профессионального развития будущего учителя естественнонаучного профиля.

С учетом вышеизложенного сформулирована тема диссертационного исследования: «Взаимосвязь учебных дисциплин как средство личност­но-профессионального развития будущего учителя (на примере подготовки учителя естественнонаучного профиля)».



Объект исследования – учебный процесс в вузе, обеспечивающий целостное личностно-профессиональное развитие будущего учителя.

Предмет исследования – взаимосвязь учебных дисциплин естественнонаучного цикла как средство личностно-профессионального развития будущего учителя.

Цель исследования – научно-педагогическое обоснование системы взаимосвязи учебных дисциплин естественнонаучного цикла как средст­ва личностно-профессионального развития будущих учителей.

Гипотеза исследования заключается в том, что личностно-профессио­нальное развитие будущего учителя будет более эффективным по сравнению с массовой практикой при соблюдении следующих условий:

· личностно-профессиональное развитие будущего учителя будет рассматриваться как целенаправленный процесс, ведущий к качественным преобразованиям социально значимых (в том числе профессионально значимых) свойств личности; обеспечивающий его способность к целеобразованию, самопознанию, самообразованию, саморегуляции, личност­но-профессиональной рефлексии в собственной профессионально-педагогической деятельности, в котором главная роль принадлежит личност­ным свойствам будущего учителя;

· деятельность преподавателя педагогического вуза будет предполагать активное применение взаимосвязи учебных дисциплин как эффективного средства личностно-профессионального развития будущего учителя и осуществляться на основе организации взаимосвязи ценностей, целей, содержания, методов и форм образования будущего учителя, выстраиваться с учетом процессуальных характеристик такого развития, в основе выделения которых лежит система критериев, отражающих как специфику составляющих исследуемого феномена в единстве его личност­ного и профессионального аспектов, так и его целостные характери­стики;

· возможности взаимосвязи учебных дисциплин будут обусловлены как объективными (потребности общества и образования, профиль подготовки учителя), так и субъективными (специфика личностного развития будущего учителя) факторами; при этом взаимосвязь учебных дисциплин будет представлена в структурированном виде, что облегчит ее реализацию в учебном процессе педагогического вуза;

· логика реализации взаимосвязи учебных дисциплин как ведущего средства личностно-профессионального развития будущего учителя будет основываться на анализе и развитии его ценностей и мотивов в отношении будущей профессии как основы личностно-профессионального развития с учетом особенностей профиля подготовки, а также на понимании содержания и технологий организации обучения как ведущих основ профессиональной подготовки педагога, что обеспечит успешное личностно-профессиональное развитие.

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Уточнить научные знания о сущности личностно-профессионального развития будущего учителя.

2. Обосновать критерии и уровни личностно-профессионального развития будущего учителя, их особенности для учителей естественнонаучного профиля.

3. Выявить линии, виды и возможности взаимосвязи учебных дисциплин как педагогического средства личностно-профессионального развития будущего учителя на примере подготовки учителей естественнонаучного профиля.

4. Разработать и обосновать логику реализации взаимосвязи учебных дисциплин как ведущего педагогического средства процесса личностно-профессионального развития будущего учителя на примере подготовки учителей естественнонаучного профиля.



Методологическую основу исследования составили: 1) идеи системно-целостного подхода к проектированию образовательного процесса (В.В. Краевский, В.С. Ильин, Н.К. Сергеев), задающие методологиче­ские ориентиры исследования личностно-профессионального развития будущего учителя; 2) концепция непрерывного педагогического образования (В.С. Ильин, Н.К. Сергеев, В.В. Арнаутов и др.), положения которой стали основой для исследования личностно-профессионального развития будущих учителей в системе непрерывного профессионального образования; 3) педагогические исследования личностно-профессионального развития будущего учителя (В.В. Бондарева, М.В. Николаева, Р.К. Бик­мухаметов, М.И. Жинько и др.), послужившие основой для выявления структурно-функциональных характеристик личностно-профессионального развития будущего учителя; 4) идеи по проблемам профессионального образования и подготовки специалистов в вузе ( С.М. Маркова, В.А. Сластёнин и др.), ставшие основой для конкретизации логики реализации различных линий взаимосвязи учебных дисциплин; 5) педагогические исследования особенностей взаимосвязи учебных дисциплин в педагогических системах (И.Г. Крупнова, Э.В. Майков, Н.К. Сергеев и др.), позволившие определить структуру и выявить возможности взаимосвязи учебных дисциплин как средства личностно-профессионального развития будущего учителя.

Этапы исследования:

Поисково-теоретический (2003–2006 гг.) – изучалось состояние научного знания по проблеме исследования, определялись цели, задачи исследования, разрабатывался понятийный аппарат. На этой основе определены общий концептуальный замысел исследования, логика, организован констатирующий эксперимент с первичной диагностикой.

Опытно-экспериментальный (2006–2009 гг.) – собран эмпирический материал для исследования, на основании которого уточнена рабочая гипотеза; разработана теоретическая модель взаимосвязи учебных дисциплин как средства личностно-профессионального развития, проведены конструирование процесса, формирующий эксперимент.

Теоретико-обобщающий (2009–2011 гг.) – проведены анализ, систематизация и обобщение результатов эксперимента, контрольная диагностика личностно-профессионального развития будущих учителей естественнонаучного профиля, уточнены основные положения исследования, завершено оформление текста диссертации.

В ходе работы для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

· на поисково-теоретическом этапе – теоретический анализ литературы по данной проблеме, изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта, научное наблюдение с целью получения эмпирических данных о состоянии исследуемого качества;

· на опытно-экспериментальном этапе – педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование обследуемых в процессе констатирующего и формирующего экспериментов, статистическая и качественная обработка результатов исследования;

· на теоретико-обобщающем этапе – методы сравнения, абстрагирования, обобщения полученных теоретических и эмпирических результатов.

Базу исследования составило ФГБОУ ВПО «Волгоградский государст­венный социально-педагогический университет». Всего на разных этапах исследования в эксперименте участвовали 349 студентов и 15 преподавателей.

В результате проведенного исследования были сформулированы положения, выносимые на защиту:

1. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя представляет собой целенаправленный процесс, ведущий к качественным преобразованиям социально значимых свойств будущего учителя, обеспечивающий его способность к целеобразованию, самопознанию, самообразованию, саморегуляции, личностно-профессиональной рефлексии в ходе решения значимых для педагогической деятельности задач. Целостный направленный процесс личностно-профессионального развития будущего учителя реализуется через следующие аспекты: мотивационно-ценност­ный аспект отражает ценностные ориентации, потребности, интересы педагога, которые определяют направление предстоящих преобразований в личности будущего учителя с ориентацией на самосовершенствование с учетом потребностей предстоящей профессиональной деятельности; деятельностно-практический аспект включает в себя владение способами проектирования личностно-профессионального развития; содержательно-операциональный аспект предполагает вооружение студентов системой знаний, составляющих базу для осуществления лич­ностью преобразований, направленных на самореализацию в педагогической деятельности, включая знания об основных источниках профессионально значимой информации; эмоционально-волевой аспект отражает осознание положения собственного Я, позитивное восприятие себя как педагога, положительное отношение к педагогической деятельности, эмоциональную устойчивость и волевую саморегуляцию; рефлексивно-оценочный аспект характеризует способность к самоизучению, саморегуляции деятельности на основе осмысления и личностной оценки собст­венного жизненного и педагогического опыта.

2. В своем личностно-профессиональном развитии будущие учителя естественнонаучного профиля проходят три уровня: низкий, представители которого отличаются неустойчивым отношением к педагогической профессии, размытыми представлениями о социальной значимости профессии педагога; средний, характеризующийся осознанной потребностью личности в раскрытии своего потенциала, направленностью познавательных мотивов на самостоятельность и активность, но одновременно недостаточной степенью владения средствами профессионального саморазвития; высокий, для представителей которого принятие педагогиче­ской профессии является приоритетной жизненной ценностью. Критерия­ми для выявления уровней личностно-профессионального развития будущего учителя естественнонаучного профиля являются профессионально-педагогическая направленность, профессиональная компетентность, степень осознанности содержания учебных (естественнонаучных) дисциплин и их значимости для личностно-профессионального развития, эмоциональная отзывчивость, уровень сформированности профессиональной самооценки.

3. Возможности взаимосвязи учебных дисциплин в личностно-профессиональном развитии будущего учителя естественнонаучного профиля заключаются в том, что данное средство обеспечивает целостность содержания и процесса профессионально-педагогического образования; более эффективно, по сравнению с массовой практикой, решает актуальные задачи, направленные на освоение будущим учителем ключевых компетенций; содействует овладению комплексом умений и навыков, необходимых для осуществления педагогической деятельности; стимулирует непрерывное личностно-профессиональное саморазвитие будущего учителя; создает комфортную психологическую обстановку для учебной работы студентов с целью их ориентации на творческую активность в индивидуальной и коллективной деятельности. Возможности взаимосвязи учебных дисциплин реализуются наиболее полно при условии структурирования взаимосвязи по содержательной (взаимосвязь между понятиями и закономерностями), процессуальной (взаимосвязь методов и форм обучения и личностно-профессионального развития), ценностной (взаимосвязь целевых установок и ценностных ориентиров учебных дисциплин) линиям.

4. Одной из целесообразных является логика реализации взаимосвязи учебных дисциплин как ведущего средства личностно-профессионального развития будущего учителя естественнонаучного профиля, представляющая собой последовательную реализацию трех этапов: 1) мотивационно-ценностного, целью которого является формирование у студентов профессионально-педагогической направленности, обеспечивающей целостность личностно-профессионального развития, а ведущим средством – ценностная линия взаимосвязи учебных дисциплин; 2) когнитивно-деятельностного, цель которого – формирование у студентов профессиональной компетентности и осознания личностной значимо­сти и содержания учебных дисциплин, ведущее средство – содержательная линия взаимосвязи учебных дисциплин; 3) рефлексивно-преобразующего, цель которого – формирование у будущих учителей способности к личностно-профессиональному саморазвитию, ведущее средство – процессуальная линия взаимосвязи учебных дисциплин.



следующая страница >>



Вопреки обычному представлению, труднее всего покорить глупую женщину — потому что на нее ничто не производит впечатления. Джанни Мондуцци
ещё >>