Вспомогательные исторические дисциплины - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К рабочей программе дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» 1 33.28kb.
Программа факультативного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» 1 109.31kb.
И н. Вспомогательные исторические дисциплины на современном этапе. 1 14.46kb.
Программа дисциплины вспомогательные исторические дисциплины: геральдика... 1 332.45kb.
Рабочая программа дисциплины вспомогательные исторические дисциплины... 1 337.5kb.
Рабочая программа учебной дисциплины вспомогательные исторические... 1 279.75kb.
Рабочая программа учебная дисциплина б 19 Вспомогательные исторические... 1 298.28kb.
Процесс изучения спецкурса направлен на формирование следующих 1 282.76kb.
Программа курса «вспомогательные исторические дисциплины» 1 262.52kb.
Задание к 1 семинару: Понятия 1 84.09kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «вспомогательные исторические дисциплины» 1 16.81kb.
Этап 3 – terra incognita молодцы! Этимологию слова календарь и названия... 1 46.57kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вспомогательные исторические дисциплины - страница №1/1



Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД__________/р.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная программа для специальности

1-21 03 01-01 История (отечественная и всеобщая)


Факультет исторический




Кафедра истории славян и специальных исторических дисциплин




Курсы 1,2


Семестр 2,3

Лекции 16 часов Экзамен 1 семестр



Всего аудиторных


часов по дисциплине 16 часов

Всего часов Форма получения


по дисциплине 172 часа высшего образования заочная

Составил В.И. Бышик, старший преподаватель

2010

Учебная программа составлена на основе учебной программы, утвержденной _____ ______________ 2010 г.,


регистрационный номер _________/_баз___

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта


на заседании кафедры истории славян и специальных исторических дисциплин
___ __________ 2010 г., протокол № __
Заведующий кафедрой

доцент ____________ Г.А. Алексейченко


Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом исторического факультета
___ __________ 2010г., протокол № __

Председатель


доцент ____________ Г.А. Алексейченко

Пояснительная записка


Актуальность проблемы вспомогательных исторических дисциплин обусловлена тем, что в наше время историческая наука включает ряд общеисторических, а также вспомогательных дисциплин. Она строит выводы на мате­риалах исторических источников (продуктах и следах деятельности людей в прошлом, письменных источниках и др.).

В процессе развития исторической науки из нее выделились и получили самостоятельное значение дисциплины, которые имеют общее название «вспомогательные исторические дисциплины». Каждая из этих дисциплин изучает соответствующие виды источников, или совокупность источников с точки зрения выбранной проблемы.

Каждому историку необходимо иметь хотя бы начальные знания в области многочисленных вспомогательных исторических дисциплин. Это необходимо не только для проведения исторических исследований, но и для значительной активизации учебного процесса во время преподавания истории в школе. Знания по вспомогательным историческим дисциплинам помогут прочитать с учащимися древние рукописи, перевести на современную систему летоисчисления даты, указанные по другим календарным системам, определить название населенных пунктов, возраст монет и т. д.

Большое значение в изучении вспомогательных исторических дисциплин имеет междисциплинарный подход. Несмотря на то, что в наше время наблюдается тенденция к узкой специализации в области каждой их вспомогательных исторических дисциплин, они взаимодействуют между собой, поэтому их изучение и использование должно носить комплексный характер. К вспомогательным историческим дисциплинам относятся палеография, хроноло­гия, метрология, геральдика, сфрагистика, нумизматика, историческая ономастика и другие дисциплины.


Цели и задачи учебной дисциплины
Целью дисциплины является первоначальное знакомство с палеографией, хроноло­гией, метрологией, нумизматикой, ономастикой, топонимикой, геральдикой, сфрагистикой, антропонимикой, овладение главными теоретическими и практическими методами и приемами исследования исторических источников.

Задачи дисциплины:

─ усвоение навыков чтения и палеографического анализа письменных памятников по истории Беларуси»;

─ овладение знаниями в области хроноло­гии, метрологии, геральдики, сфрагистики, нумизматики, ономастики и умениями использовать их при изучении отечественной и всемирной истории;

─ овладение умениями использовать данные вспомогательных исторических дисциплин для организации учебной и внеклассной работы учителя истории и в работе историка-ученого.




Требования по овладению учебной дисциплиной

Требования к уровню овладения содержанием дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» определен образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу специальных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода.



а) обобщенные знания:

─ понятие о вспомогательных исторических дисциплинах, их месте и роли в системе исторических наук;

─ содержание основных вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, хроноло­гии, нумизматики, метрологии, топонимики, геральдики, эпиграфики, ономастики, сфрагистики;

─ использование вспомогательных исторических дисциплин в историческом исследовании;

─ использование вспомогательных исторических дисциплин в преподавании истории в школе.

б) обобщенные умения:

─ читать и переводить на современный язык кириллические тексты X – XVII вв;

─определять тип текста (устав, полуустав, скоропись) и примерное время написания текста;

─ переводить даты разных календарных систем на современное летоисчисление;

─ знать основные правила геральдики и описывать герб;

─ использовать данные метрологии, нумизматики, ономастики, геральдики, сфрагистики и эпиграфики в исторических исследованиях и работе учителя истории.

Методы (технологии) обучения

Основными методами (технологиями) обучения, которые адекватно отвечают целям обучения данной дисциплины, являются:

─ проблемное обучение (проблемное преподавание, частично-поисковый и исследовательский методы);

─ технология обучения как учебного исследования;

─ коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения.

Типовыми учебными планами по специальности 1-21 03 01-01 История (отечественная и всеобщая) на изучение дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» отводится всего 172 часа, из них аудиторных – 16: лекции – 16. Форма отчётности — экзамен.



Содержание учебного материала






Тема 1 Вспомогатель­ные исторические дисциплины в системе исторических наук

Вспомогатель­ные исторические дисциплины и их место исторической науке.

Вспомогатель­ные исторические дисциплины и источниковедение.

Предмет исследования вспомогатель­ных исторических дисциплин. Их связь между собой и другими науками (историей, археологией, этнологией, языкознанием, астрономией, математикой и др.)

Роль вспомогатель­ных исторических дисциплин в исторических исследованиях. Использо­вание материалов вспомогатель­ных исторических дисциплин работе учителя истории.
Тема 2 Зарождение и развитие вспомогательных исторических дисциплин

Зарождение и развитие вспомогательных исторических дисциплин.

Практический, прикладной и научно-теоретический период развития вспомогательных исторических дисциплин. Вспомогатель­ные исторические дисциплины на современном этапе. Условность названия.

Литература по курсу «Вспомогательные исторические дисциплины», ее анализ.



Тема 3 Палеография

Предмет, задачи и методы палеографии. Источники изучения палеографии. Связь с другими науками: эпиграфикой, хроноло­гией, дипломатикой, филигранологией и др. История развития палеографии. Выделение берестологии и филигранологии.

Практическое использование данных палеографии в исторических исследованиях: определение времени и места создания, авторов рукописей, подлинности или поддельности. Понятие свода, извода, протографа, списка. Использо­вание палеографических материалов в работе учителя истории.
Тема 4 Происхождение славянской письменности

Происхождение славянской письменности. Сведения о докириллической письменности. Кириллица и глаголица: о вопросы времени возникновения, авторстве, первоначальности. Кириллица. Происхождение и звуковое значение букв. Обозначение цифр буквами. Надстрочные знаки. Памят­ники письменности восточнославянских народов. Широкое распространение и быстрое развитие письменности и письменной культуры у восточных славян в XI-XII вв. Расширение и усложнение функций письменности в XVI-XVII вв. Введение гражданского шрифта и другие реформы письма в XVIII – XIX вв.


Тема 5 Материал и орудия письма

Материал и орудия письма. Пергамент: история возникновения, технология выработки, палимпсесты. Бумага: история возникновения, технология выработки, бомбицина, филиграни. Производство бумаги в Речи Посполитой, гербы на водяных знаках. Использование бересты, стилов как орудий для письма. Чернила и краски, использование золота и серебра. Гусиные перья, карандаши, кисточки и другие орудия для письма и украшения. Формат рукописей.


Тема 6 Графика письма

Устав, полуустав, скоропись как графические разновидности письма. Причины изменения графики письма. Особенности устава XI -XII вв. Графика письменных памятников XIII - начала XIV вв. Особенности скорописи конца XIV - начала XV вв. Ско­ропись XVI - XVII вв. Особенности скорописи XVIII в. Канцелярский и писарс­кий почерки. Вязь как вид декоративного письма, лигатурирование, штамбование, показатель вязи.


Тема 7 Украшения рукописей

Украшения рукописей. Заставки, инициалы, украшения на полях и концовки. Особенности украшений XI – XVIII. Орнамент и его разновидности. Орнамент: старовизантийский или геометрический, тератологический. Нововизантийский, балканский, старопечатный. Барокко, рококо, стиль Людовика XVI, ампир. Миниатюры. Миниатюры памятников XI - XVIII в.


Тема 8 Геральдика

Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина. Предмет, объект и задачи геральдики. Ис­точники изучения геральдики. Этапы развития геральдики. Связь геральдики с другими науками. Внешние и внутренние причины возникновения геральдики. Институт герольдов. Геральдика европейских стран, России и Беларуси.


Тема 9 Теоретическая геральдика

Теоретическая геральдика. Основные геральдические термины. Виды гербов. Составные части герба: щит, корона, шлем, клейнод, бурелет, намет, мантия, девиз, постамент. Виды щитов. Геральдические фигуры: фигуры деления, геральдические фигуры первого и второго порядка, неге­ральдические фигуры (естественные, искусственные, фантастические). Эмали, металлы и меха. Основные правила геральдики. Шрафировка. Блазанирование герба.


Тема 10 Практическая геральдика

Городские гербы Беларуси. Основные этапы существования: история возникновения, существование во времена ВКЛ, Речи Посполитой, Российской империи, после революции, период «туристского значка», период возрождения.

Личные гербы. Знаки Руриковичей. «Сарматизм» и «римское происхождение» шляхты. Отличительные черты белорусских личных гербов.

Гербы объединений. История возникновения и существования.

Государственные гербы Республики Беларусь: история создания и существования.

Возрождение гербовой символики: основные пути и тенденции.

Дальнейшие направления развития геральдики, логотипизация, понятие символа и эмблемы.
Тема 11 Сфрагистика

Предмет, объект и задачи сфрагистики. Ис­точники изучения сфрагистики. Развитие сфрагистики как вспомогательной исторической дисциплины. Понятие печати. Понятие матрицы и отпечатка. Сфрагистическая терминология: рабочая поверхность, изображение, легенда. Виды печатей: вислые, прикладные, моливдовулы, аргировулы, хрисовулы, восковые, воскомастичные, сургучные печати, печати из сажи.

Методика исследования печатей.
Тема 12 Практическая сфрагистика

История печатей с древности до современности. Печати на территории проживания восточных славян: первые упоминания и проблема внешнего вида. Печати Х в. Печать Изяслава Владимировича: внешний вид и связи с геральдической традицией (знаки Рюриковичей). Печати ХI-XIII вв.: внешний вид и материал. Буллы архаичной традиции, Греко-русские печати. Печати епископов, князей, женские печати: внешний вид и материал. Печати ДЪНЕСЛОВО. Печати XV-XVIII вв. внешний вид и материал отпечатков, законодательное подтверждение применения печатей. Печати личные и государственные. Печати XIX-XX вв.


Тема 13 Историческая хронология

Хронология как наука. Математическая (астрономическая) и историческая хронология. Теоретические и практические задачи хронологии. Связь хронологии с другими науками. Возникновение и развитие хронологии как вспомогательной исторической дисциплины. Литература по курсу, ее анализ. Датирование исторических событий и источников. Датирование по косвенным данным. Использо­вание исторической хронологии в исторических исследованиях и работе учителя истории.


Тема 14 Время и его измерение

Время и его измерение. Понятие года, месяца, недели, суток, времени. Лунные, солнечные и лунно-солнечные ка­лендари. Древние календарные системы: древнеегипетская, вавилонская, древнегреческая, римская, древнееврейская. Юлианский, григорианский и новоюлианский календарь. Мусульманский календарь. Календарь французской революции. Попытки создания мирового календаря.

Названия месяцев и дней недели. Понятие эры.

Система счета времени восточнославянских народов. Мартовский, ультрамартовский, сентябрьский и январский стили.



Тема 15 Методика хронологических исследований

Работа с древними источниками по переводу дат на современную систему летоисчисления. Понятие о мартовском, ультрамартовском и сентябрьском годах византийской эры и способах их перевода на современную систему летоисчисления. Понятие индикта. Датирование исторических событий по указаниям на религиозные праздники и астрономические явления. Формула Гаусса. Переходные и непереходные праздники. Определение дат событий со дня празднования Пасхи с помощью формул и таблиц. Понятие вруцелето. Определение дня недели по формуле Бережкова.


Тема 16 Историческая метрология

Метрология с древности до XIV в. Предмет и задачи метрологии. Ее роль в исторических исследованиях. Связь метрологии с другими науками. Метрологические источники. История становления и развития метрологии. Практическое использование данных метрологии в исторических исследованиях и работе учителя истории.

Метрология восточнославянских народов. Меры длины, поверхности, веса и объема сыпучих и жидких веществ.

Метрология XV-XVII вв. Унификация мер в Великом княжестве Литовском и Российском государстве. Новгородская и Московская системы. Меры длины, поверхности, веса и объема, налогообложения.


Тема 17 Метрология XVIII-XX вв.

Использование английских мер и изменение в связи с этим мер длины и поверхности. Уточнение мер в связи с развитием капиталистических отношений. Метрическая система мер и вопрос ее введения. Введение метрическая система мер. Ее характеристика. Эталоны мер.


Тема 18 Нумизматика

Нумизматика как наука. Бонистика, фалеристика. Клады как основной объект нумизматических исследований. Виды и датирование кладов. Связь нумизматики с другими науками. Анализ литературы по нумизматике. История возникновения нумизматики. Использо­вание данных нумизматики в исторических исследованиях и работе учителя истории. Нумизматическая терминология. Деньги, их виды и функции.



Тема 19 Европейское денежное обращение в V - XX вв.

Варвар­ская чеканка V – VIII вв. Монеты Византийской империи. Каролинг­ский денарий VIII - X вв. Западноевропейский денарий X - середины XIII в. Период гроша и флорина (середина XIII - начало XVI в.). Пе­риод талера (начало XVI - XIX в.). Создание унифицированных денежных сис­тем. Современные денежно-монетные системы.


Тема 20 Денежное обращение с античности до XIII вв.

Античные монеты на белорусской земле. Первый безмонетный период. Арабские, византийские, киевские и новгородские монеты. Западноевропейские денарии. Пути поступления монет. География расположения кладов. Второй безмонетный период. Дискуссия о его причинах. Литовские, киевские, новгородские и черниговские гривны.


Тема 21 Денежное обращение XIV - XVII вв.

Денежное обращение XIV - XVI вв. Пражский грош. Литовские денарии. Монеты Польши, Ливонского ордена, Золотой орды и других стран.

Монеты Великого княжества Литовского. Взаимоотношения между монеты Великого княжества Литовского и польскими монетами. Талеры. Чеканка билоновых монет. Поступление на территорию Беларуси монет Ливонии, шведской Прибалтики, России, Пруссии и других стран.

Денежное обращение XVII - XVIII вв. Финансовый кризис. Чеканка медной, билоновой и серебряной монеты. Боратинки и тымфы. Монеты России и Пруссии.


Тема 22 Денежное обращение конца XVIII - XX вв.

Денежное обращение конца XVIII - XX вв. Особенности денежного обращения Беларуси в конце XVIII – первой половине XIX вв. Введение золотого монометаллизма. Денежное обращение в период первой мировой войны.

Денежное обращение в советское время. Развал денежной системы в период гражданской войны. Подготовка и проведение денежной реформы 1922-1924гг. Чеканка бронзовых и никелевых монет. Денежные реформы 1947 и 1961 гг. Юбилейные и памятные монеты. Денежная система в конце XX - начале XXI вв.
Тема 23 Историческая ономастика

Предмет и задачи исторической ономастики. Топонимика, этнонимика, антропонимика. Связь ономастики с языкознанием, историей, географией, социологией и другими дисциплинами. Социальная обусловленность личных имен. Форманты личных имен и их изучение. Использо­вание данных ономастики в исторических исследованиях и работе учителя истории. Литература по теме, ее анализ.



Тема 24 Историческая топонимика

Топонимика как наука. Связь топонимики с языкознанием, историей и географией. Топонимическая терминология. Микротопонимика, макротопонимика и мегатопонимика. Отражение в географических названиях этногенеза, миграции населения, экономической, политической и социальной жизни общества. Топонимический субстрат. Гидронимы. Названия населенных пунктов. Топонимика Беларуси и родного края. Угрофинские, балтские, славянские и другие названия географических объектов на территории Беларуси.


Тема 25 Историческая антропонимика

Антропонимика как наука. Социальная обусловленность личных имен в прошлом. Дохристианские и христианские имена. Княжеские имена. Женские и мужские имена. Фамилии и клички. Особенности фамилий и имен в разных социальных группах. Именная мода.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА



Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия;

перечень изучаемых вопросов

Всего часов

Количество аудиторных

часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)


Литература


Формы контроля знаний

лекции

практические

(семинарские)

занятия


лабораторные

занятия

СУРС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Место и роль вспомогатель­ных исторических дисциплин в системе исторической науки

1 Понятие о вспомогательных исторических дисциплинах.

2 Место и роль вспомогатель­ных исторических дисциплин в системе исторической науки.

3 История развития вспомогатель­ных исторических дисциплин.

4 Использо­вание вспомогатель­ных исторических дисциплин


2

2

-

-

-





[1]

[2]


[3]





2

Объект и предмет палеографии

1 Предмет и задачи палеографии.

2 Зарождение письменности у сла­вян.

3 Вопрос о двух славянских азбуках.

4 Древнейшие памят­ники письменности.


2

2

-

-

-




[1]

[2]


[3]

[9]





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

Развитие письменности у восточных славян в X-XX вв.

1 Славянская письменность в период средневековья.


2 Южнославянские влияния на русскую письменность.

3 Введение гражданского шрифта и другие реформы

4 Развитие письменности у восточных славян в XX в.


Самостоятельное изучение



[1]

[2]


[3]


Проверочная контрольная работа

4

Внешние признаки памятников письменности XI -XII вв.

1 Характеристика письменности

2 Материал и орудия письма.

3 Форма и внешний вид письменных памятников.

4 Особенности устава XI -XII вв.


Самостоятельное изучение



[1]

[2]


[3]

[9]





5

Внешние признаки памятников письменности XIII -XIV вв.

1 Письменности периода средневековой раздробленности

2 Материал и орудия письма.

3 Форма письменных памятников.

4.Графика письменных памятников XIII – начала XIVв.



Самостоятельное изучение



[1]

[2]


[3]

[9]





6

Внешние признаки памятников письменности XV в.

1 Письменность XV в.

2 Материал и орудия письма.

3 Форма и вид произведений 4.Графика памятников XV в.




Самостоятельное изучение



[1]

[2]


[3]

[9]


Проверочная контрольная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7

Внешние признаки памятников письменности XVI -XVII вв.

1 Письменности XVI -XVII вв.

2 Материал и орудия письма.

3 Форма и вид произведений.

4 Графика письменных памятников


Самостоятельное изучение



Таблица графики скорописи XV – XVII вв.

[1]

[2]


[3]

[9]





8

Внешние признаки письменных памятников XVIII в.

1 Письменность XVIII в.

2 Введение гражданско­го шрифта и письменность.

3 Материал и орудия письма.

4 Графика памятников XVIII в.


Самостоятельное изучение






[1]

[2]


[3]

[9]





9

Украшения памятников письменности


1 Орнамент и его разновидности.

2 Особенности украшений XI - XVIII

3 Вязь.

4 Миниатюра памятников XI - XVIII в.



Самостоятельное изучение

Таблица образцов вязи XV – XVII вв.

[1]

[2]


[4]

[9]


Защита отчета

10

Объект и предмет нумизматики

1 Предмет, задачи нумизматики.

2 Объект изучения и источники.

3 Возникновение и развитие нумизматики.

4 Методы исследования.


2

-

-

-

-




[1]

[2]


[4]




11

Основные понятия и категории нумизматики

1 Возникновение и роль денег.

2 Монета и клад.

3 Понятия, относящиеся к монете.

4 Понятия денежно-весовых систем и денежного обращения.


Самостоятельное изучение






[1]

[2]


[3]


Защита рефератов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12

Европейское денежное обращение в V – середине XIII вв.

1 Варвар­ская чеканка V – VIII в.

2 Монеты Византийской империи

3 Каролинг­ский денарий VIII - X в.

4 Западноевропейский денарий X - середина XIII в.


Самостоятельное изучение



Таблица образцов европейских монет X-XIII вв.

[1]

[2]


[3]





13

Европейское денежное обращение в середине XIII - XIX вв.

1 Период гроша и флорина (середина XIII - начало XVI в.).

2 Флорентийские флорины.

3 Период талера (начало XVI - XIX в.).

4 Создание унифицированных денежных систем.


Самостоятельное изучение



Таблица образцов европейских монет XIII- XVI вв.

[1]

[2]


[3]


Проверочная контрольная работа

14

Современные денежно-монетные системы

1 Доллар США.

2 Фунт стерлингов Великобритании и Ирландии.

3 Марка ФРГ.

4 Валюта Евросоюза.


Самостоятельное изучение






[1]

[2]


[3]





15

Монеты и денежное обращение у восточных славян в IX - XVII вв.

1 Денежные единицы и их названия.

2 Чеканка древнерусскими князьями собственной монеты.

3 Возобновление чеканки монеты торой половине XIV в., монетные типы.

4 Чеканка монет в Российском государстве.


Самостоятельное изучение



Таблица образцов монет восточных славян IX - XVII вв.

[1]

[2]


[3]

[5]


Защита рефератов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

16

Российская монетно-денежная система XVIII - XXI вв.

1 Денежные реформы XVIII в.

2 Денежная реформа 1897 г..

3 Монеты и денежные реформы в СССР.

4 Денежное обращение в России в конце XX - начале XXI вв.



Самостоятельное изучение



Альбом российских монет XVIII - XIX вв.


[1]

[2]


[3]





17

Хронология

1 Предмет и задачи хронологии.

2 Виды календарей.

3 Система счета времени в России.

4 Использование данных хронологии при работе с источниками.


2

-

-

-

-




[1]

[2]


[3]

[6]





18

Метрология

1 Предмет и задачи метрологии.

2 Русская метрология XII–XVII вв.

3 Русская метрология XVIII – XX вв.

4 Использование данных метрологии при работе с источниками.



2

2

-

-

-

Таблица основных мер длинны и веса восточных славян IX - XVII вв.

[1]

[2]


[3]

[7]


Проверочная контрольная работа

19

Сфрагистика

1 Предмет и задачи сфрагистики.

2 Русская сфрагистика XII – XVII вв.

3 Русская сфрагистика XVIII – XX вв.

4 Использование данных сфрагистики при работе с источниками.



2

2

-

-

-




[1]

[2]


[3]

[8]





20

Геральдика

1 Предмет и задачи геральдики.

2 Теоретическая геральдика.

3 Развитие геральдики в России.

4 Практическое значение геральдики при работе с источниками.


2

2

-

-

-

Таблица основных геральдических фигур

[1]

[2]


[7]

[8]


Проверочная контрольная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

21

Ономастика

1 Предмет и задачи ономастики.

2 Составные части исторической ономастики.

3 Определение топонимики.

4 Использование данных ономастики при работе с источниками.


2

2

-

-

-




[1]

[2]


[7]

[14]


Защита рефератов



Всего часов за семестр:


16

16

-

-

-










ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ




Рекомендуемая литература

Основная


  1. Вспомогательные исторические дисциплины: учеб. пособие для вузов / Н.Г. Абрамова, Т.А. Круглова. – М., 2008. –308 с.

  2. Калечиц И.Л. Вспомогательные исторические дисциплины: учебно- методическое пособие / И.Л. Калечиц. – Минск: БГПУ, 2008. – 140с.

  3. Леонтьева, Г.А., Шорин, П.А., Кобрин, В.Б.: Вспомогательные исторические дисциплины: учеб. пособие для вузов / под ред. Г.А. Леонтьевой. – М., 2003. – 368 с.

  4. Римский, С.В. Вспомогательные исторические дисциплины: учеб. пособие для вузов / С.В. Римский. – М., 2006. – 112 с.

  5. Леонтьева, Г.А. Палеография, хроноло­гия, археография, геральдика / Г.А. Леонтьева. – М., 2000. – 200 с.

  6. Пронштейн, А.П. Использование вспомогательных исторических дисциплин при работе над источниками: учеб. пособие для вузов / А.П. Пронштейн. – М., 1967. – 326 с.

  7. Археология и нумизматика Беларуси: Энцикл. / Беларус. Энцыкл.; рэдкал.: В.В. Гетов [и др.]. - Минск: БелЭн, 1993. – 702с.


Дополнительная


  1. Адамушко, В.И. Гербы и флаги Беларуси / В.И. Адамушко, М.М. Елинская.- Минск: Беларусь, 2006. – 253с.

  2. Бирила, В.М. Беларуская антропонимия / В.М. Бирила. - Минск: Наука, 1996. – 328с.

  3. Жучкевич, В.А. Топонимика Беларуси / В.А.Жучкевич. - Минск: Наука и техника, 1968. – 184с.

  4. Каменцева, Е.И. Хронология: учеб. пособие для вузов / Е.И. Каменцева. – М., 1967. – 256 с.

  5. Каменцева, Е.И. Устюгов, Н.В. Русская метрология: учеб. пособие для вузов / Е.И. Каменцева, Н.В. Устюгов. – М., 1973. – 285 с.

  6. Каменцева, Е.И. Устюгов, Н.В. Русская сфрагистика и геральдика: учеб. пособие для вузов / Е.И. Каменцева, Н.В. Устюгов. – М., 1974. – 268 с.

  7. Рябцевич, В.Н. Нумизматика Беларуси / В.Н. Рябцевич – Минск: Полымя, 1995 – 687с.

  8. Черепнин, Л.В. Русская палеография: учеб. пособие для вузов / Л.В.

Черепнин. – М., 1956. – 616 с.

  1. Щепкин, В.Н. Русская палеография: учеб. пособие для вузов / В.Н. Щепкин. – М., 1967. – 387 с.

  2. Бондалетов, В.Д. Русская ономастика: пособие для вузов / В.Д. Бондалетов. – 1983. – 224 с.

  3. Спасский, И.Г. Русская монетная система / И.Г. Спасский. – М., - 1970. – 297 с.

  4. Поспелов, Е.М. Топонимика и картография: учеб. пособие для вузов / Е.М. Поспелов. – М., 1971. – 322 с.

  5. Поспелов, Е.М. Топонимический словарь / Е.М. Поспелов. – М., 2001.– 353 с.

  6. Цiтоу, А. Сфрагистыка i геральдыка Беларусi / А. Цiтоу. – Минск: БГУ, 1999. – 175с.

  7. Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. У 6 т. / Рэдкал. Г.П.Пашкоу [i iнш.] - Минск: БелЭн, 1994.







Сплетник — тот, кто говорит с вами о других; зануда — тот, кто говорит с вами о себе; а блестящий собеседник — тот, кто говорит с вами о вас. Лайза Керк
ещё >>