Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 1 83.33kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 1 94.88kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 1 173.57kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 1 176.38kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 1 86.4kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс... 1 118.92kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс... 1 84.58kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс... 1 63.85kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс... 1 76.6kb.
Конкурс работников народного образования Всероссийский интернет конкурс... 1 41.62kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс... 1 90.06kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс... 1 104.74kb.
Внеклассного мероприятия 1 80.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества - страница №1/1

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ – КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

2013/2014 учебный год

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Свирска»

Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Методическая разработка

Урок в 11 классе.

" Культура в годы Великой Отечественной войны "

Автор: преподаватель истории

МОУ СОШ № 1г. Свирска Семенова Ольга Васильевна

2013 год


ТемаКультура в годы Великой Отечественной войны.

Цели: показать характер изменений, произошедших в отечественной культуре в годы войны, оценить вклад деятелей культуры в победу над противником.

Задачи:


  • осветить особенности агитационно-пропагандистской работы;


  • рассмотреть основные направления развития отечественной культуры в годы войны;


  • проследить преемственность патриотических традиций отечественной истории;


  • воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию России;


  • продолжить формирование у учащихся устойчивого интереса к исследовательской деятельности;


  • способствовать развитию творческой личности учащихся.




Понятия: фронтовые агитбригады;

военные корреспонденты;

боевые киносборники.

Форма урока: урок-панорама.

Формы работы учащихся: сочетание индивидуальной, фронтальной и групповой работы.


  • сообщения учащихся;


  • рассказ с элементами драматизации;


  • презентации;


  • просмотр документальных фильмов;


  • просмотр фрагментов художественных фильмов;


  • экскурсия по экспозиции (элементы);


  • музыкальное сопровождение;


  • выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне;


  • творческая работа по выпуску фронтовых газет.




Задание для самостоятельной работы.

За 10 дней до урока ребята делятся на группы. Каждая группа получает задание, соответствующее заявленной тематике. Учащиеся начинают сбор информации, затем ее обрабатывают и создают черновой вариант презентации и своего выступления. Вместе с ребятами я рецензирую подготовленный материал, даю рекомендации. Кроме того, готовятся рабочие листы для учащихся, в которых они могут дать оценку презентациям и выступлениям, задать вопросы и высказать свое особое мнение по ходу урока. Можно пригласить на урок учащихся с других классов, которые также могут в конце урока поделиться своим мнением.

^ Ход урока:

1. Организационный момент.

Сообщение темы, целей и задач, хода урока:

Сегодня мы посвятим наш урок раскрытию темы «Культура в годы Великой Отечественной войны» и 


  • осветим особенности агитационно-идеологической работы;


  • рассмотрим основные направления развития отечественной культуры в годы войны;


  • проследим преемственность патриотических традиций отечественной истории;




Вашему вниманию будут представлены презентации, отрывки из документальных и художественных фильмов. Кроме того, вы услышите песни военных лет, отрывки литературных произведений, побываете на экскурсии, познакомитесь с книжной выставкой и попробуете свои силы в создании фронтовых газет.

Таким образом, мы не только покажем характер изменений, произошедших в отечественной культуре в годы войны, но и попытаемся оценить вклад работников науки и культуры в победу над противником.

^ 2. Работа над темой урока.

Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная война, длившаяся четыре года, была страшным испытанием для нашей Родины. Враг был силен и кровожаден, он не жалел ни стариков, ни женщин, ни детей. Сотни городов, тысячи и тысячи сел и деревень были разрушены и сожжены, миллионы советских людей погибли. 

Война изменила течение повседневной жизни народа. Люди готовы были идти на смерть, отдать все силы для одоления врага. В смертельной схватке с фашизмом отечественная культура сыграла не последнюю роль.

Как это происходило?

Голос Левитана – голос эпохи (просмотр фрагмента документального фильма «Голос эпохи»). 

Слушая сводки с фронта, жители Советского Союза узнавали и о героях, которые стали символами мужества и воинской доблести (зачитываем сообщения с опорой на презентацию).

Летчик Николай Гастелло погиб на пятый день войны, экипаж его самолета пренебрег парашютами и протаранил колонну техники противника.

Летчик Виктор Талалихин 7 августа 1941 года впервые в истории воздушных ночных боев протаранил вражеский самолет.

17октября 1941 года Т-34, под командованием старшего сержанта С.Х. Горобца, прорвался в Калинин и, пройдя по центральным улицам города, оккупированного немцами, соединился с советскими войсками на восточной окраине города.

22 ноября 1941 года была казнена разведчица Пеновского партизанского отряда Лиза Чайкина.

В январе 1942 года стало известно о мученической смерти в подмосковном селе Петрищево бесстрашной «партизанки Тани» - Зои Космодемьянской.

В январе 1943 года в боях за деревню Чернушки совершил свой подвиг Александр Матросов, закрыв своим телом вражеский дзот, чтобы открыть путь наступавшим товарищам.

Они стали для миллионов людей символами стойкости духа и беспримерного мужества.

Родина не забывала о своих героях. У руководства возникла идея преемственности патриотических традиций отечественной истории, которая воплотилась в учреждении в июле 1942 года высших военных наград в честь великих русских полководцев (сообщение с опорой на презентацию, несколько слов о поисковой работе, которая ведется в школе, о работе с ветеранами).

О работе школьного музея созданного под руководством В.В.Пазникова.

Орден «Победа»

Орден Александра Невского

Орден Отечественной войны

Орден Славы

Медаль за отвагу

Награждались офицеры от командира взвода до командира дивизии за проявленные в боях личную отвагу, мужество и храбрость, за умелое командование, обеспечившее успешные действия частей.

Награждались военнослужащие и партизаны, проявившие в боях за Родину храбрость, стойкость и мужество и способствовавшие успеху боевых операций наших войск.

Награда для солдат, сержантов и старшин, а также младших лейтенантов в авиации, проявивших в боях славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия.

Высший военный орден СССР для награждения высшего командного состава за успешное проведение боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне менялась обстановка в пользу Советских Вооруженных сил.

В общем русле народных настроений находилась и развивалась художественная культура военной поры (презентация, рассказ учащихся с элементами драматизации, представление выставки книг).

Более тысячи писателей и поэтов ушли на войну. В боях за Родину пали 275, каждый четвертый из них. Осенью 1941 года на Украине погиб известный детский писатель Аркадий Гайдар. При возвращении из осажденного Севастополя был убит один из авторов сатирических романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Евгений Петров. Погиб в бою Юрий Крымов. В берлинской тюрьме Шпандау зверски замучен татарский поэт Мусса Джалиль, попавший в плен тяжело раненым.

Самыми популярными жанрами первого периода войны стали статьи и очерки, короткие рассказы и стихи, которые публиковались в центральной и армейской печати. Они позволяли немедленно откликнуться на события в тылу и на фронте. Многие писатели обратились к жанру публицистики. Особой известностью пользовались полные ненависти к фашистам статьи военных корреспондентов - И. Эренбурга, А. Толстого, Л. Леонова, М. Шолохова, К. Симонова.

С 1942 года стали появляться крупные литературные произведения, которые даже в это трудное время издавались огромными тиражами. М. Шолохов опубликовал первые главы нового романа «Они сражались за Родину». О героическом подвиге защитников Сталинграда поведали миру К.Симонов («Дни и ночи») и В.Гроссман («Направление главного удара»). Стойкость и мужество защитников Москвы прославил А.Бек в повести «Волоколамское шоссе».

Особой любовью на фронте и в тылу пользовались поэтические произведения О.Берггольц, в которых она воспела мужество героев-блокадников Ленинграда («Февральский дневник» и «Ленинградская поэма»), К.Симонова («Жди меня»), а герой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» стал подлинным любимцем, заняв прочное место в русском фронтовом фольклоре.

Значительное место в творчестве писателей занимали темы героической борьбы советских людей в тылу врага, трудового подвига работников тыла, популярной оставалась историческая тематика. На нашей выставке вы можете увидеть произведения В.Шишкова «Емельян Пугачев», А.Степанова «Порт-Артур», М. Шолохова «Судьба человека», А.Фадеева «Молодая гвардия». К.Симонова «», А.Твардовского «Василий Теркин», Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке», а также сборники стихов и рассказов.

С первых дней войны широкое распространение получил выезд фронтовых бригад с концертами известные артисты и музыканты страны, бригады ведущих театров, камерные музыкальные коллективы, ансамбли песни и пляски, народного танца, группы цирковых артистов, представители эстрадных жанров. Только в Москве было создано 700 таких бригад, в Ленинграде – 500. За время войны на фронте побывало около 4 тыс. артистических бригад, в которых было занято более 40 тыс. деятелей искусств. В их числе были выдающиеся актеры М.И.Жаров, И.В.Ильинский, Н.К.Черкасов и др. (презентация)

Большой зрительский успех сопровождал выступления эстрадного оркестра под управлением Л.Утесова, артистов сатирических жанров – рассказчика Б.Хенкина, куплетистов Б.Борисова и И.Набатова, «дуэтов»

М Миронова и А. Менакер. Любимцами публики были исполнители народных и лирических песен Л. Русланова, К.Шульженко, Р.Бейбутов. 

Всего фронтовыми бригадами было дано 470 тыс. спектаклей и концертов. В госпиталях перед ранеными воинами было проведено 530 тыс. концертных выступлений (презентация с музыкальным сопровождением, просмотр фрагмента фильма «Живет такой парень»: увидим одно из выступлений в госпитале перед ранеными, услышим исполнение стихотворения К.Симонова «Жди меня»).

Большую популярность в годы войны приобрел кинематограф.

Уже в первые дни войны на фронт выехало более ста съемочных групп, они отсняли тысячи метров пленки, запечатлели самые важные битвы с врагом. Огромный эмоциональный заряд патриотизма и ненависти к врагу несли документальные ленты «Ленинград в борьбе», «разгром немецких войск под Москвой», «битва за Севастополь», «Берлин» и др. (показ фрагментов кинохроники «Блокада Ленинграда», «Сталинград 1943 года», «Москва 1944 года» из художественного фильма «Семнадцать мгновений весны»).

Особой популярностью у зрителей как фронта, так и тыла пользовались «Боевые киносборники», составленные из короткометражных художественных фильмов, созданных крупнейшими мастерами советского кинематографа – В.Пудовкиным, С.Герасимовым, братьями Васильевыми.

Столицей военного кинопроизводства являлась Алма-Ата, столица Казахской ССР. Здесь на базе эвакуированных киностудий Москвы и Ленинграда была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОСК). В 1942 г. созданы фильмы «Парень из нашего города» режиссера А.Б.Столпера, «Два бойца» режиссера Л.Д.Лукова. В фильме «В шесть часов вечера после войны», снятого И.А.Пырьевым в 1944 году, был показан салют в честь Победы. Вышедший на экраны страна в 1946 году «Небесный тихоход» режиссера С.А.Тимошенко увековечил в главных героях те черты национального характера, которые присущи народным героям войны.

В фильмах военной поры снимались выдающиеся советские актеры – Б.Андреев, М.Жаров, Н.Крючков, М.Ладынина, В.Серова, Н.Черкасов, Б.Чирков и др. всего было создано 34 полнометражных фильма, выпущено около500 киножурналов.

Может ли музыка поднимать в бой? (презентация с музыкальным сопровождением).

Фронтовики утверждают, что, да, и называют песню «Священная война» композитора А.В.Александрова и поэта В.Лебедева-Кумача, которая была впервые исполнена ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы перед отъезжающими на фронт советскими воинами в первые дни войны.

Лирическая песня стала в годы войны самым популярным музыкальным жанром. «Вечер на рейде» В.П.Соловьева-Седого, «Темная ночь» Н.В.Богословского, «В лесу прифронтовом» М.И. Блантера, «Огонек» и «Землянка» К.Листова пела вся страна.

Потрясающий успех имела Седьмая симфония Д.Шостаковича, написанная и впервые исполненная в Ленинграде. Ее первая трансляция из осажденного города была воспринята во всем мире как проявление гражданского мужества.

На ратный подвиг звали монументальные полотна Александра Дайнеки «Оборона Севастополя», Сергея Герасимова «Мать партизана» и потрясающий по своему накалу плакат «Родина-мать зовет!» Ираклия Тоидзе.

Советские художники возродили традиции времен гражданской войны. На первый план вновь вышли агитационные формы: плакаты, политическая карикатура. По аналогии с «Окнами РОСТА» стали выходить «Окна ТАСС», в создании которых принимали участие художники Кукрыниксы (М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов), М.Черемных, Б.Ефимов, А.Дайнека.

Тексты к плакатам писали поэты Д.Бедный, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров, С.Маршак.

Созданные талантливыми мастерами рисунки и тексты плакатов вносили свой вклад в формирование эмоционального фона ненависти к врагу, готовности драться с ним, не жалея собственной жизни (элементы экскурсии по экспозиции: плакаты не только размещаются на доске, но и дублируются показом на экране). 
Плакат Великой Отечественной войны — одно из самых запоминающихся и ярких художественных событий культуры ХХ века. Его убедительность и высокий патриотический пафос во многом объясняются профессионализмом советских художников-плакатистов, их большим жизненным опытом и умением ясно говорить средствами плакатной графики. Сегодня, спустя десятилетия со времени его создания, плакат 1941–1945 годов остался искусством нестареющим, острым, боевым и призывным.

Первым плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня 1941 года, был лист художников ^ Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», изображавший Гитлера, вероломно нарушившего Пакт о ненападении между СССР и Германией, и красноармейца, вонзившего штык в его голову. 

Среди многих искренних работ тех дней — лист^ В.Корецкого «Наши силы неисчислимы��. Плакат нес идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обратился к символу русского национального патриотизма — скульптуре Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и весь многонациональный советский народ. Тогда же, в июне, В.Корецкий создал композицию «Будь героем!». Этот плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. 

Защитников Ленинграда вел в бой плакат «Защитим город Ленина».
Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, были созданы плакаты ^ Н.Жукова и В.Климашина «Отстоим Москву!», «Каждый рубеж - решающий».Авторы пошли по пути художественного обобщения и придали воину черты народного героя, призывающего отстоять от врага не только столицу, но и свободу всей страны.
События на фронтах войны 1942 года: блокада Ленинграда приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а, главное — оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, поставили перед авторами новые задачи. Художники показали трагедию войны; героями их листов были женщины и дети. 

Плакат^ Н.Жукова «Бей насмерть!�� вызывал у бойцов ненависть к врагу. 

Плакат В.Дени и Н.Долгорукова «Сталинград» продемонстрировал всему миру несгибаемую силу бойцов и мощь Красной Армии, сумевшей противостоять многотысячной немецко-фашистской армаде и отбросить врага от Волги.

После разгрома врага от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ, которые показали бы встречу освободителей советских городов и сел. На плакате В.Иванова «Ты вернул нам жизнь!», явились выражением народной любви и гордости за своих героев. Плакат «На Запад!», «Освободим Европу от фашистского рабства» отличало необыкновенное сочетание героизма и лиричности при создании образов советского воина.

В 1944 году художнику ^ Л.Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой — снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа. 

Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. В мае Москва украсилась многочисленными красочными плакатами, выполненными В.Ивановым, В.Корецким, А.Кокорекиным, В.Климашиным, Л.Головановым. Художники прославляли советский народ и его героических воинов. 
^ 3. Подведение итогов.

1. Какие жанры преобладали в изобразительном искусстве времен Великой Отечественной войны? Почему?

2. Постарайтесь объяснить, в чем феномен литературного героя А. Твардовского - Василия Теркина.

3. Какую смысловую нагрузку несла поэзия в этот период?

4. Почему песни военных лет так любимы и старшим, и молодым поколениями?

5. Дать оценку вкладу деятелей культуры в победу над врагом. (Поразмышлять: почему тема Великой Отечественной войны близка и дорога всем поколениям наших соотечественников).

^ 4. Выставление оценок за работу на уроке:


  • собрать рабочие листы с результатами;


  • обсудить с учащимися выступления учащихся: что получилось, что нет, что требует доработки 


  • нравится ли учащимся такая форма работы…




^ 5. Домашнее задание: 

1. Как складывались отношения церкви и власти в годы Великой Отечественной войны? Чем можно объяснить некоторое смягчение по отношению к религии в стране? Подготовьте презентацию.

2. Напишите сочинение-размышление на тему 

«Роль советского искусства и культуры в мобилизации народа на отпор фашистским захватчикам».

3. Сделайте подборку копий фотографий из семейного архива, иллюстрирующих эту эпоху. Напишите очерк по воспоминаниям современников событий, их участников.





Любой приказ, который может быть понят неправильно, будет понят неправильно. «Законы Мерфи»
ещё >>