Воздействие цвета на психическое здоровье детей дошкольного возраста - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей... 1 55.83kb.
Подвижная игра как средство развития воображения у детей дошкольного... 1 187kb.
Учебно-тематический план особенности социализации детей дошкольного... 1 36.41kb.
Набиуллина Анна Сергеевна воспитатель с должностными обязанностями... 1 36.43kb.
Музыка способна оказать известное воздействие на этическую сторону... 1 84.46kb.
Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного... 8 1630.35kb.
Программа по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста... 1 248.35kb.
Доклад по теме: Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного... 1 119.19kb.
Примерные конспекты занятий, направленные на развитие цветовосприятия... 1 33.14kb.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий... 1 15.92kb.
«Эстетическое воспитание средствами искусства детей дошкольного возраста» 1 37.52kb.
Психология восприятия цвета 1 32.9kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Воздействие цвета на психическое здоровье детей дошкольного возраста - страница №1/1

Воздействие цвета на психическое

здоровье детей дошкольного возраста.
Москвина Н.В.

кандидат психологических наук,

доцент кафедры специальной педагогики

и психологии БелГУ

Матвиенко Людмила Викторовна.

воспитатель изодеятельности

Окружающий мир поражает нас своим цветовым многообразием и изменчивостью. Цвет имеет свойство по-разному воздействовать на человека, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого (будь-то взрослый или ребёнок), есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В силу этого, в изобразительном искусстве цвет становится важным средством выразительности создаваемого образа.

На протяжении веков люди по-разному воспринимали и чувствовали цвета. В процессе усвоения опыта предшествующих поколений за многими предметами в нашем сознании закреплён определённый цвет - предметный (трава - зелёная, лимон - жёлтый, помидор-красный). Современные исследования показывают, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим цветовым тоном, это относится и, к высшим социальным, и в частности, к художественно – эстетическим эмоциям (таким как восторг, стыд, ненависть, счастье и др.). Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, А.А.Малик-Пашаев, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, А.В.Размыслова и др.) в своих работах придавали большое значение воспитанию чувства цвета, доказывая, что цвет является основным компонентом художественного образа и сильным эмоциональным побудителем к его созданию.

Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека. Они способны развиваться с первых дней жизни ребёнка при условии организации цветовой среды и различных упражнений на развитие мышления, воображения, художественно-эстетического восприятия окружающей действительности. Это и является приоритетным направлением в работе нашего дошкольного учреждения.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад №30 «Росинка» г. Губкин вот уже 23 года

( со дня открытия в сентябре 1984) главной своей задачей ставит создание условий для развития здоровой личности ребёнка через художественно-эстетическое воспитание. Изобразительная деятельность – одно из его направлений.

Занятия изодеятельностью решают целый ряд задач эстетического и духовного развития дошкольников. Важное место среди них отводится формированию чувства цвета – цветоведению, которое позволяет ребёнку ориентироваться в цветовом богатстве окружающего мира, понять и почувствовать значение цвета с последующим использованием его в своём изобразительном творчестве.

Изучив и проанализировав результаты диагностики детей, занимающихся в изостудии «Радуга» за предыдущие годы, мы выявили следующую закономерность: почти 40% дошкольников плохо владеют цветом, не в полной мере используют богатства цветовой палитры для передачи в рисунке своего настроения, состояния природы, колорита декоративных росписей. Это и подтолкнуло нас перестроить свою работу по изобразительной деятельности, определить для себя необходимые условия для формирования чувства цвета у детей с учётом физиологических и психологических аспектов.

Для осуществления задач по формированию чувства цвета у дошкольников были специально разработаны:


  • перспективный план занятий по цветоведению для каждой

возрастной группы;

  • блок специальных занятий, сказок и развлечений;

  • план - карты занятий;

  • дидактические пособия, развивающие и обучающие игры;

  • методические рекомендации для воспитателей и родителей.

Для дальнейшей коррекции разного рода затруднений, касающихся психологического здоровья и несформированности умений в изодеятельности через цветовосприятие, мы провели тестирование детей с последующей обработкой на предмет доминирования полушарий, используя «сбалансированный опросник» и цветовой тест Люшера. Результаты тестирования дали нам возможность глубже познать внутренний мир каждого ребёнка, его страхи, затруднения, замкнутость и помогли создать благоприятный климат в изостудии через продуктивное общение детей с педагогом и друг с другом .

Каждый ребёнок – особенный и требует к себе индивидуального отношения. Чтобы он в полной мере мог развивать свои индивидуальные особенности, интересы, способности, чувства, увлечения, и в полной мере чувствовал себя комфортно и легко на занятиях в изостудии, мы используем разнообразные приёмы и методы проведения занятий по формированию чувства цвета.

Так, одним из них является ассоциативное рисование. Темы для рисунков самые различные: мой дом, моя мама, моя любовь, мой страх, радость, свет, тепло и др. Дети используют разнообразные изобразительные средства по желанию, подбирая цвет, который, по их мнению, ассоциирует с данной темой.

Хорошим побудителем к развитию творческой фантазии ребёнка служит медитативное рисование. На первом этапе занятия, дети, представляя себя тем или иным предметом или явлением: свеча, цветок, самовар, гроза и др., осуществляют под музыку разнообразные движения. Это может быть ритмичная, плавная, быстрая или медленная мелодия. Чем больше музыкальных отрывков, тем интереснее наблюдать за движениями тел. Последующим этапом занятия является отражение услышанной и воспроизведённой движением музыки через цвет в изобразительной композиции акварелью или в технике свободной росписи по ткани.

Все дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность, а воображение послужит хорошим помощником в выборе темы рисунка. Таким свойством обладает релаксация. После упражнений под музыку или звуки живой природы, дети свободно и непринуждённо фантазируют в рисунке, цвета получаются яркими, насыщенными.

Детские фантазии – своеобразное выражение чувств ребёнка. Хорошими изобразительными приёмами рисования на развитие фантазии являются «Кляксография», «Монотипия», «Цветные ниточки». Из ярких мазков, клякс, капель краски получаются волшебные, сказочные образы. Дети внимательно рассматривают их и, при необходимости, делают некоторую конкретизацию образа фломастером или тонкой кистью.

А сколько удивления и восторга вызывают у ребят эксперименты с красками. Получая новые цвета и оттенки, различные по насыщенности, светлоте в той или иной цветовой гамме, они непосредственно познают законы цветоведения, казалось бы, без всякого на то затруднения, просто смешивают разные цвета друг с другом. Чем не игра?

Приёмы использования игры на занятиях, пожалуй, самые разнообразные и обширные. Они позволяют быстро снизить уровень тревоги, страха, и неуверенности в своих возможностях. На занятиях ИЗО мы используем игровые психотерапевтические техники рисования: с помощью клубка; рисование пальчиком, ладошкой; рисование нетрадиционными изобразительными средствами (свечой, опилками, клеем, комочком бумаги, поролоновым тампоном, тычками и др.); рисование по сырому фону; рисование с использованием схемы и др. Процесс превращения схемы в изображаемый предмет вызывает у наших воспитанников неподдельную радость.

Дидактические и развивающие игры, такие как «Палитра осени», «Пятачок и радуга», «Цветик - семицветик», «Цветные кляксы» и многие другие формируют у дошкольников не только чувство цвета, но и создают условия для выражения ребёнком своих эмоций через цвет.

Игра тесно связана со сказкой. Многие игровые технологии, применяемые на занятиях, сопровождаются сказками, которые придумывают, как педагог, так и сами дети, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти. Сказка помогает взрослому найти общий язык с ребёнком, а ребёнку спроецировать себя на персонаже, чьи качества и черты характера он хотел бы иметь. Проигрывая, проговаривая и в дальнейшем прорисовывая сказку, дети получают необходимый им опыт в выражении чувств через рисунок и цветовую гамму. Произвольно используя цвет, он обозначает для себя негативные полюсы эмоций, создавая индивидуальный блок психической защиты. Заканчивая занятие, мы предлагаем закрасить квадратик бумаги в любой цвет, который нравится ребёнку или соответствует его настроению и наклеить на именной лист. В конце месяца (затем квартала, года) проводим сравнительный анализ психического состояния и индивидуальных особенностей развития творческого мышления детей.

Анализ сводных таблиц показывает, что мальчики свободны в выборе всей предложенной цветовой гаммы, а девочки в своих выборах очень постоянны и чаще выбирают красные, розовые, желтые, сиреневые цвета. Праворукие дети опираются на приобретённые ранее знания по цветоведению, используют свой жизненный опыт. Делая рисунок в цвете, они думают, куда положить тот или иной цветовой оттенок, анализируя их взаимодействие.



Леворукие дети действуют и творят чувствами, а не умом, работают по наитию, используя своё воображение. Повинуясь своим чувствам и интуиции, они необыкновенно красиво и профессионально заливают свою работу цветом.

Дети, предпочитающие тёплые тона – более активны, подвижны, с избытком эмоций и внутренней энергии. Дети склонные к созерцанию, размышлению и их психическое состояние достаточно стабильно, отдают предпочтение холодным тонам.

Анализ проделанной работы, результаты проведенной диагностики позволяет сделать вывод, что существует органическая связь процесса формирования личности и становления эмоциональной сферы ребёнка, а любая методика, использующая цвет, так или иначе позволяет ему, в атмосфере доброжелательности и внимательного отношения, раскрыть свои творческие и личностные качества.

Здоровое непрерывное развитие чувственных ощущений и интеллекта ребёнка – основа его Я!




Литература:

  1. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности.

С-Пб. 1999

  1. Ветлугина Н.Н. Художественное творчество и ребёнок

М., 1972

  1. Венгер Л.А. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка М. 1988г

  2. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве, М. 2002

  3. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства, М. 2002

  4. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка С-Пб, 2006

  5. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы М. 1993





Научная истина торжествует по мере того, как вымирают ее противники. Перефразированный Макс Планк
ещё >>