Воспитательно-образовательной среды в условиях доц - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План Основная идея статьи. Актуальность выбора темы. Подходы к организации... 1 119.56kb.
Закон Мерфи Планирование воспитательно-образовательной работы в доу 1 69.2kb.
Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы гбоу... 1 135.04kb.
Морфология, элементный и фазовый состав поверхностного слоя, полученного... 1 244.83kb.
Университетский образовательный стандарт 10 986.27kb.
Программа междисциплинарного государственного экзамена 1 324.08kb.
Возможности электронной образовательной среды км-школа по созданию... 1 236.23kb.
Цель мбоу «Гимназия №11 им. С. П. Дягилева» г. Перми в рамках проекта... 4 492.24kb.
Примерная структура планирования воспитательно-образовательной работы... 1 232.34kb.
Проблема педагогического общения воспитателя доу с детьми 1 136.8kb.
Закона РФ «Об образовании», Закона рт «Об образовании» 3 524.29kb.
Внутреннее строение земли 1 25.68kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Воспитательно-образовательной среды в условиях доц - страница №1/1





Загрудницкая Елена Юрьевна

методист информационно-методического отдела

РГКП РУОЦ «Балдаурен», Республика Казахстан.


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДОЦ

Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные социально-психологические характеристики.

Фаза индивидуализации характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе – формированием образа «Я». По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием личностных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение в условиях ДОЦ.

Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств «хорошего товарища» повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально-волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ребенка. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта остается одним из ведущих оснований межличностного выбора.

Выявлено, что «предпочитаемые» и «отверженные» подростки в отряде отличаются разными системами ориентации. «Предпочитаемые» в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер. Подростки с неблагоприятным положением в отряде фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.

Как популярные, так и непопулярные подростки отличаются по уровню социального развития личности. Первые демонстрируют более зрелые подходы к анализу конфликтов. Они анализируют ситуации достаточно объективно и рассматривают их даже несколько отстраненно. Они либо уходят от решения, либо, ориентируясь на сиюминутный результат, не задумываются о последствиях предпринятых ими действий.

Обостренная потребность в индивидуализации личности в сочетании с максимализмом в оценках окружающих, которые тоже стремятся обрести и продемонстрировать свою индивидуальность, может осложнять процессы группового развития. Индивидуализация рождает напряженную потребность, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого.

Уровень развития коллективных отношений в условиях ДОЦ определяет специфику процессов индивидуализации. В отрядах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Необычность сверстника воспринимается как нежелательный фактор и несет в себе угрозу для персонализации остальных. В отрядах с подобным типом межличностных отношений индивидуализация одного происходит за счет деиндивидуализации других.

Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.

Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым.

Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не осознаются.

Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и характера аффиляции.

На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакт с другими детьми, затевают совместные игры и т.д. Чувство принадлежности к группе сверстников для мужчин всех возрастов значительнее, важнее, чем для женщин.

Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и собственный успех означает для мальчиков больше, чем наличие симпатии к другим участникам игры.

С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки – к интенсивному общению; мальчики чаще всего играют большими группами, а девочки – по двое или по трое. Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности.

Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение - не просто способ проведения досуга, но средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя улица. Разные формы и места общения не только сменяют друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.

Если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностными. Качество совместного времяпрепровождения часто оставляет желать лучшего. Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные.

Любое взаимодействие детей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого невозможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания.



Литература

1. Психология личности. Т.2. Хрестоматия – Самара: Бахрам–М., 2002. – 554 с.

2. Д.Б. Эльконин. Психология игры. – М., 1998. серия «Самоучитель».- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 224.

3. Психология, Педагогика: И.И.Аминов, О.В.Афанасьева, А.Т.Васьков, А.М.Воронов и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА 2002. – 551 с.

4. Лепешев Д.В. Воспитательно-образовательная среда детского оздоровительного центра: монография. – Астана, 2010. – 175 с.

5. Лепешев Д.В. Социализационная траектория личности подростка в условиях детского оздоровительного центра. Автореф. кан. пед. наук. – Астана, 2010. – 21 с.




Митинг — это когда собирается много народу и одни говорят то, что не думают, а другие думают то, что не говорят. Владимир Войнович
ещё >>