страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Воспитательная система - страница №1/1
![]() МБОУ «Успенская ООШ Волоконовского района Белгородской области» ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() педагогического совета школы приказом по школе от 31.08.2011 г. № Директор МОУ «Успенская ООШ» Протокол № 189 от 31.08.2011 г. __________ Шабельникова И.В. Воспитательная система «Школа самовыражения личности» Разработал: Коростылева Л.Н., заместитель директора по УВР МБОУ «Успенская ООШ» село Успенка ул. Центральная, д. 2 Волоконовского района, Белгородской области 4-12-68
УСПЕНКА 2011-2012 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Краткая справка об образовательном учреждении………………3 2. Концепция воспитательной системы ……………………………6 2.1. Механизм функционирования .………………………………9 2.2. Содержание воспитательной системы ………………………12 -Ценностные ориентиры воспитания …………………………13 -Обеспечение готовности личности учащихся, родителей, педагогов к самовыражению …………………………………14 -Виды совместной деятельности детей и взрослых …………15 -Характер взаимоотношения с окружающей средой…………15 2.3. Механизм реализации воспитательной системы …………17 2.4. Этапы построения воспитательной системы …………………19 2.5. Основные направления и средства реализация ……………22 2.6. Управление образовательным учреждением как воспитательной системой……………………………………………26 Ожидаемые результаты ………………………………………………28 Заключение ……………………………………………………………29 Список литературы……………………………………………………30 Приложения (Приложение № 1) Традиционное мероприятие. Конкурс «Ученик года» (Приложение № 2) Положение о школьном ученическом самоуправлении (Приложение № 3) Тест Н. Е. Щурковой «Размышления о жизненном опыте (Приложение № 4) Программа «Сотрудничество школы и родителей» (Приложение № 5) Методы изучения классного коллектива (Приложение № 6) План воспитательной работы (Приложение № 7) Система воспитательной работы в классе
Ж. Дантон. Эти слова точно характеризуют роль нашей школы в селе, где она находится. По современным меркам школа небольшая – в ней обучаются 38 учащихся. Все учителя знают каждого ученика по имени и фамилии, в курсе развития его способностей. Педагоги осведомлены о составе его семьи, о взаимоотношениях ребенка с другими людьми в школе и дома, об особенностях характера и его увлечениях. В настоящее время в школе работают 13 педагогов, из них с высшим образованием – 9 человек (70 %), средним специальным – 3 человека (30 %). Среди них – 1 учитель имеет высшую квалификационную категорию, 9 человек – первую, 3 человека имеют 2-ю квалификационную категорию. Имеют почетные звания: «Отличник народного просвещения» – 1 человек, «Заслуженный учитель» – 1 человек. Награждены отраслевой наградой «Почетный работник общего образования РФ» – 4 человека. Нет текучести кадров, большая часть учителей выпускники нашей школы. Педагогический коллектив школы работает творчески, выпускники школы успешно выдерживают экзамены в различные техникумы и подтверждают свои знания при переходе в среднюю школу. Основные направления работы школы: трудовое воспитание, краеведение. В районных смотрах школьных музеев наш музей неоднократно занимал призовые места. А учащиеся школы являлись победителями краеведческих и других районных конкурсов. Ученики любят свою школу, с интересом изучают ее историю, бережно хранят школьные традиции. Школа активно взаимодействует со всеми социокультурными учреждениями сельского округа. Из истории школы: 1870 год – открытие церковно-приходской школы, 1917 год – открытие начальной школы, 1931 год – реорганизация в школу крестьянской молодежи, 1934 год – реорганизация в семилетнюю школу, 1961 год – реорганизация в восьмилетнюю школу, 1986 год – реорганизована в неполную среднюю школу, 2000 год – реорганизована в основную общеобразовательную школу. Состав обучающихся: Всего обучающихся – 38 человек. Из них: учащихся 1-ой ступени – 9 человек, учащихся 2-ой ступени – 29 человека. Средняя наполняемость классов-комплектов по школе – 3, 1 ступень – 2, вторая ступень – 6. Количество классов – комплектов первая ступень – 2, вторая ступень – 5. Всего классов - комплектов – 7, Число смен – 1. Социальный состав учащихся школы: из малообеспеченных семей – 4 чел; из многодетных семей – 2 чел.
служащие – 45 %, рабочие – 30 %, пенсионеры – 3 %, предприниматели – 5 %, безработные – 15 % Режим работы школы Шестидневная учебная неделя во вторых - девятых классах, продолжительность уроков 45 минут. Состояние материально-технической базы школы
в том числе учебной – 783 экземпляра.
биологии, православной культуры.
Техническая оснащенность Количество персональных компьютеров – 10, из них, имеет выход в Интернет – 6, в локальной сети – 6. Количество единиц видео- и телеаппаратуры – 5, Интерактивная доска. Структура школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Успенская основная общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области» является общеобразовательным учреждением начального общего, основного общего образования. В соответствии со статьей 32 «Типового положения об общеобразовательном учреждении» школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования: 1. Начальная школа: 2-4 классы. 2. Основная школа: 5 – 9 классы.
Лицо у каждой школы есть своё, А нашу школу трудно не узнать. Всегда быть первой – вот девиз её! Всегда вперёд к успеху! Так держать! Отличительная черта современного мира - стремительные перемены. Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничиться лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность, уважать и восхищаться неповторимостью личности другой. Целью современного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. С одной стороны, как никогда ранее, открыто множество путей для самореализации. С другой стороны, на этом пути очень много подводных камней, главные из которых связаны с возможной дезориентацией молодых людей в духовно-нравственных ценностях. Это может привести их к неверному жизненному выбору, к личным разочарованиям, ошибкам, трагедиям, что в конечном итоге создает негативный моральный фон в семье, учебном или рабочем коллективе, порождает чувство личной неуспешности. Школа должна создать образовательную среду, способствующую развитию, воспитанию, социальной адаптации для каждого ребёнка. Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности любого образовательного учреждения, и МБОУ «Успенская основная общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области» - не исключение, является личность выпускника, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства, испытывающих постоянное воздействие макросоциума. В настоящей концепции мы исходим из того, что воспитание – есть управление процессом развития личности. Основной целью воспитательной системы является поэтапное создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе. Данной цели в конечном итоге подчинен весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. Мы считаем, что основой правильного воспитания является опора на нравственные ценности, выработанные опытом предшествующих поколений, овладение культурой своего народа, терпимость и толерантность по отношению к представителям других культур, взаимное уважение и принятие. Исходя из этого, несложно было определить основные принципы построения воспитательной системы: • системность; • оптимальность, эффективность; • точное целеполагание, конкретность; • информационность, открытость; • принципы здравого смысла и обратной связи; • демократизм, гуманизм; • дисциплина и порядок; • стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы. В центр нашей системы воспитания мы поставили ребенка и определили следующие приоритетные направления воздействия на его личность: • познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим; • найди себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение различными умениями во внешкольной деятельности; • реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи, член общества, гражданин великой страны – через становление социально активной личной, гражданской позиции. Школа выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живёт взрослый мир. В формировании личности ребёнка исходным фактором выступает наследственность. Её нельзя не учитывать. А решающим фактором является социальная среда. Воспитание не в состоянии изменить ни её, ни микросреду ученика, но в состоянии помочь выработать необходимое отношение к позитивным и негативным сторонам действительности, приучить к активному участию в изменении обстоятельства жизни. Это и предстоит решить школе как институту социализации. На это нацелена воспитательная работа в школе. Правовой базой воспитательной системы школы являются:
Методологическую основу деятельности по моделированию построению воспитательной системы Школы самовыражения личности учащихся, педагогов, родителей составили:
Механизм функционирования Основной механизм воспитания - образовательное воспитательное пространство, центральным структурным элементом которого является система отношений внутри пространства, морально-психологическая атмосфера, требования и эталоны поведения, принятые в школе. Как указывает Е.Н. Дзятковская, воспитывает сама среда воспитательного процесса: • система отношений между преподавателями и школьниками; • система отношений внутри ученического и педагогического коллективов; • отношения между микросоциумами (группами педагогов и (или) учащихся, объединенных общими ценностями, целью, совместной деятельностью). Значимость того или иного микросоциума определяется тем, насколько велико его воздействие на формирование ценностных установок ученика, его мнений, убеждений. Следующим структурным элементом воспитательного пространства школы является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию ученика как личности.
• ученическое самоуправление; • система работы классных руководителей, эффективность деятельности МО классных руководителей; • построение образовательного пространства на основе интеграции обучения, развития и воспитания с приоритетом последнего; • система традиций школы.
Считаем, что необходимо стремиться к тому, чтобы все структурные элементы воспитательного пространства оказывали максимально эффективное, позитивное воздействие на учащихся, на их социализацию. При организации учебно-воспитательного процесса в школе педагогический коллектив учитывает специфику сельского социума, которая проявляется в следующем:
Социально - экономические преобразования, происходящие в стране существенные изменения в деятельности сельской школы, состояние и уровень работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, одним из культурных и духовных центров на селе. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы все структурные элементы воспитательного пространства оказывали максимально эффективное, позитивное воздействие на учащихся, на их социализацию. Содержание воспитательной системы Содержание воспитательной цели школы воплощена в модели ученика, составленной по «акцентам развития». Модель ученика Первая ступень (начальные классы) Становление своего «Я» в коллективе: - отношение к жизни, здоровью; - отношение к творчеству, труду; - отношение к прекрасному; - отношение к школе, как второму дому; - отношение к семье, родному краю, Родине; - отношение к народным традициям, обрядам, обычаям. Вторая ступень (среднее звено) Утверждение и развитие личности: - осмысление значимости приобретения знаний, умений, навыков; - формирование нравственно-эстетических потребностей, жизненных ценностей; - стремление к здоровому образу жизни; - становление гражданской позиции; - развитие активной творческой самореализации; - умение общения и совместной деятельности. Ценностные ориентиры воспитательной системы Нам представляется, что решению поставленных задач будет способствовать творческая атмосфера, которая основывается на 10 заповедях:
Региональный подход к созданию воспитательной системы В процессе организации воспитательной работы с детьми педагоги школы будут учитывать богатые педагогические традиции, историческое и культурное богатство области, обогащая его личным примером. Региональным подходом предполагается ряд особенностей воспитательной работы со школьниками: по содержанию - органическое включение местных материалов в учебно-воспитательный процесс; познание истории культуры региона и сознательное, активное участие ребят в его преобразован по технологии - помощь школьникам в осознании ими своей принадлежности к региону через личное участие в его жизнедеятельности; по педагогическому стилю - использование передового педагогического опыта, участие в его развитии, использование традиционных педагогических средств народной педагогики. Обеспечение готовности личности учащихся, педагогов, родителей к самовыражению Создавая систему воспитания, мы стремимся к тому, чтобы воспитательное пространство стало пространством самовыражения личности ребенка педагога, родителей. Педагогам предоставляется реальная возможность для самовыражения как в профессиональной сфере посредством организации и участия в преподавательской, воспитательной, управленческой деятельности, так и в непрофессиональной сфере посредством развития и проявления своих способностей в различных видах искусства, спорте, техническом творчестве, рукоделии и т. д. Учащимся создаются условия для самовыражения в познавательной, трудовой, эстетической, коммуникативной игровой деятельности, занятиях физической культурой и спортом. Родителям, участвующим в учебно-воспитательном процессе школы, предоставляется возможность в изучении, раскрытии и развитии в своем ребенке лучших качеств и способностей. Формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о состоянии образования в школе
Виды совместной деятельности детей и взрослых ![]() Характер взаимоотношения с окружающей средой Школе принадлежит ведущая роль во взаимодействии с социальной средой, поэтому мы постоянно выявляем воспитательный потенциал окружения, стремимся создать единую воспитательную среду. Такая технология управления позволит видеть все объекты и всех субъектов образовательного процесса, видеть динамику развития школы в целом. Между школой и учреждениями культуры сложилась многолетняя творческая деятельность, направленная на организацию досуга учащихся и всего социума, воспитание молодого поколения, предупреждение правонарушений и безнадзорности учащихся и молодежи. Деятельность школы направлена на то, чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал других участников социума – родителей, общественных организаций, жителей села. Педагогический коллектив реализует идею создания в социуме единого образовательного пространства, центром которого является школа, и воспитательной среды в нем с целью координации всех усилий социума на воспитание учащихся и молодежи.
- формирование высоких нравственных ориентиров для воспитанников школы; - воспитание гордости за каждого члена коллектива, за сообщество в целом.
Для реализации намеченных воспитательных задач предполагается использование следующих системообразующих видов деятельности:
Традиции школы Базовым основанием, на котором строится воспитательная система школы, является система традиционных дел, сложившаяся в школе. СЕНТЯБРЬ Торжественная линейка, посвященная Дню знаний. «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики». Праздник для первоклассников.
Концертная программа, посвященная Дню учителя. День самоуправления. Осенний бал. НОЯБРЬ День матери. День пожилых людей.
Новогодние праздники. ФЕВРАЛЬ День защитника Отечества. Конкурс инсценированной песни. МАРТ 8 Марта. Праздничный концерт. День открытых дверей. Неделя детской книги. День птиц.
Конкурс «Ученик года» (Приложение № 1) Школьная Юморина.
9 Мая – праздник Победы. Праздник «Последний звонок». Прощание с начальной школой. Праздник окончания учебного года «Каша из походного котелка» Военно-спортивная игра «Зарница»
Выпускной вечер. Операция «Школьный дворик»
Школьное самоуправление - это совместная и в то же время самостоятельная жизнь ученика в школе, ученическом коллективе. Оно обеспечивает условия для индивидуального развития, полную самореализацию во внеурочной деятельности, учитывает личностные достижения ученика, стимулирует их творческую активность, формирует у учащихся сознательное и ответственное отношение к своим правам и обязанностям. Через школьное самоуправление формируется свободная, инициативная, творческая личность. Структурным элементом управления учебно-воспитательным процессом является школьное самоуправление. Основной задачей развития системы школьного самоуправления мы считаем вовлечение максимально возможного количества учащихся в работу органов школьного и классного самоуправления, формирование лидерских качеств, активной жизненной позиции, предоставление возможностей самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности. (Приложение №2) Модель ученического самоуправления
Этапы построения воспитательной системы I этап - создание предпосылок становления ВС / 2011 - 2012 гг./, в ходе которого планируется изучение научно-методической литературы, опыта инновационных учебных заведений по созданию воспитательной системы. II этап - этап поиска своего пути, своего лица /2012-2013 гг./, в ходе которого идет становление воспитательной системы. III этап - этап развития ВС /2013-2014 гг./, в ходе которого отрабатываются коллективно-творческие методы деятельности. IY этап - этап стабильного функционирования ВС /2015-2016гг./, в ходе которого необходимо обобщить опыт работы администрации, педагогов, родителей и учащихся школы по построению ВС и наметить перспективы и пути дальнейшего развития школы. Сферы жизнедеятельности: 1. Сфера познания / учеба, информация, знания /. 2. Сфера практической деятельности / трудовая деятельность, умения, навыки /. 3. Сфера игры /игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей /. 4. Сфера физического развития / реализация физических возможностей /. 5. Сфера отношений / познай себя, людей, взаимодействие с ними /. Программа реализации I этапа.
Программа реализации II этапа.
Программа реализации III этапа.
Программа реализации IV этапа.
Для оценки эффективности воспитательной системы нами разработаны и будут использованы следующие критерии:
К перечисленным критериям подобраны методики: - тест Н. Е. Щурковой «Размышления о жизненном опыте»; (Приложение № 3) - тест А.А. Андреева « Изучение удовлетворенности учащихся школой»; - анкета под ред. Е.Н. Степанова «Я и моя школа»; - методика М.И. Шиловой « Изучение воспитанности учащихся». - методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (разработана Л.Г. Жедуновой, ЯГПУ); - Методика «Социально - психологическая самоаттестация коллектива» (разработана Р.С. Немовым). Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся, уровне педагогической культуры, сформированности школьного коллектива, развитии педагогического коллектива, удовлетворенности родителей качеством обучения, организацией воспитательной работы. Воспитательная программа школы охватывает весь педагогический процесс: учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, расширяющееся воспитательное пространство. Основными направлениями содержания воспитательной работы являются: 1. Здоровьесбережение. 2. Гражданско-патриотическое 3. Духовно-нравственное 4. Спортивно-оздоровительное 6. Содружество семьи и школы Средства реализации программы: ПРОГРАММА «Здоровье» Цель этой программы состоит в том, чтобы показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных и духовных сил, для профессионального становления. Программа «Здоровье» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов в деле сохранения собственного здоровья.
ПРОГРАММА «Патриотическое воспитание граждан Волоконовского района на 2011-2015» Главной целью программы является воспитание у обучающихся патриотических чувств, обучение пониманию смысла человеческого существования, формирование у обучающихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли в жизни родной страны. Основные направления программы: 1. Сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину, город, район, школу. Формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей. 2. Воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. 3. Развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. 4. Воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях. 5. Воспитание интереса обучающегося к самому себе, желания самосовершенствоваться. 6. Формирование позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи, воспитание уважения и терпимости к обычаям и традициям других народов. ПРОГРАММА «Наши истоки» Основные цели: -приобщение детей к духовно-нравственным ценностям и культуре Православия как духовной сокровищнице русского народа; -содействие духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Основные направления программы:
ПРОГРАММА организации физкультурно-оздоровительной работы в школе Основные цели: -сохранение и укрепление здоровья учащихся; -дополнительное образование детей в области -формирование навыков здорового образа жизни.
ПРОГРАММА «Сотрудничество школы и родителей» (Приложение № 4) Цель программы: создать в школе организованное пространство взаимодействия с семьей, сформировать положительное субъективное отношение родителей к школе как к педагогической системе» Основные направления программы.
Управление образовательным учреждением как воспитательной системой Деятельность работников школы по реализации модели воспитательной системы «Самовыражение личности» Директор руководит реализацией модели воспитательной системы, координирует всю совокупность воспитательных влияний в процессе обучения, в том числе через органы самоуправления школы и управляющий совет. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет реализацию воспитательного влияния в процессе обучения, выполняет прогностическую, организационно-педагогическую и координирующую функцию в ходе реализации модели воспитательной системы. Руководитель МО осуществляют координацию МО по реализации модели воспитательной системы. Классные руководители планируют воспитательную работу с учётом интересов и способностей класса, вовлекают учащихся в различные виды деятельности, предусмотренные программой, оказывают поддержку учащимся в самоопределении по отношению к участию в программе, отслеживают результаты учащихся. Учителя - предметники осуществляют практическую связь обучения с формированием отношений к окружающему миру, воспитанием ученика. Старшая вожатая содействует развитию талантов, способностей, формированию общей культуры личности. Родители оказывают помощь в вопросах семейной педагогики, активно участвуют в жизни школы. Роль классного руководителя в процессе воспитания Значимость классного руководителя со временем не уменьшается. Сегодня он выполняет 3 функции: - организовывает деятельность в классе;
Главное в его деятельности – содействие самовыражению личности, реализации ее творческого потенциала, социальная защита ребенка. В работе классного руководителя следует выделить 3 главных направления: 1. Непосредственное воздействие на ученика; 2. Создание воспитывающей среды; 3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка. Классные руководители постоянно совершенствуют свои умения, знания, навыки, овладевают современными методами воспитания детей. (Приложение № 5) Методы изучения классного коллектива (Приложение № 6) План воспитательной работы (Приложение № 7) Система воспитательной работы в классе Ожидаемые результаты Выпускник школы – это главный результат воспитательной деятельности классного руководителя и школы в целом. Его образ складывается из пяти потенциалов: - нравственный: проявление уважения к людям, их убеждениям, патриотических качеств, общая культура и интеллигентность; - познавательный: устойчивый интерес к познанию жизни; - коммуникативный: умение общаться, сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим; -художественный: эстетическая культура и восприимчивость к социальной среде, природе, культуре; - физический: устойчивое принятие здорового образа жизни как основы, желание беречь и дорожить своим здоровьем. Модель личности выпускника каждой школьной ступени будет своей. Но выпускник школы – это творчески развитая, социально-ориентированная личность, способная к самореализации и самоутверждению. В результате реализации воспитательной системы «Школа самовыражения личности» школа видит своего выпускника как Человека: - способного применить полученные знания для продолжения дальнейшего успешного образования; - овладевшего основами компьютерной грамотности; -способного быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям; - знающего свои гражданские права и умеющего их реализовать; - умеющего осмысленно и ответственно осуществлять, контролировать и анализировать выбор собственных действий и деятельности; - ведущего здоровый образ жизни; - владеющего чувством социальной ответственности; - любящего свою Родину. Заключение Образование может осуществляться эффективно, если станет развивающей средой для личности. В этой среде личность приобретает качества, необходимые и достаточные для успешного бытия в системе объектов мира и общества, сознательного и адекватного определения среди них себя и участия в процессах их развития. Концепция воспитательной работы «Школа самовыражения личности» подразумевает, что школа создает условия для самореализации и самоутверждения учащихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Ведь ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т. д., но и социально. Причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выйдет в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания.
|
ещё >> |