Вопросы по менеджменту - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы управления качеством» 1 12.49kb.
Литература по тайм менеджменту: Глеб Архангельский «Корпоративный... 1 56.07kb.
Образовательная программа для получения дополнительной квалификации... 1 329.97kb.
Конвенция о создании совместной магистерской программы по менеджменту... 1 80.96kb.
Научно-исследовательской работы (нир) 1 33.27kb.
Совместная франко-российская магистратура по менеджменту между Государственным... 1 13.18kb.
Верхоглазенко В 1 294.42kb.
Программа вступительных испытаний по менеджменту 081100. 68 «Государственное... 1 37.28kb.
Бизнес: чему и как учиться в условиях спада экономики 1 104.09kb.
Интеллектуальная собственность. Менеджмент без премудростей 1 160.91kb.
Должностная инструкция бренд-менеджера 1 53.23kb.
Норберт Винер родился 26 ноября 1894 г в городе Колумбия (штат Миссури... 1 26.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вопросы по менеджменту - страница №1/5

Вопросы по менеджменту
1.Содержание понятия "менеджмент".

2 .История развития менеджмента и его "школы".

3.Состав комплекса менеджмента организации.

4.Системность в менеджменте.

5. Основные различия российского и зарубежного менеджментов.

6.Соотношение менеджмента с экономикой и другими науками.

7.Демократизация управления - путь повышения эффективности организации.

8.Отличительные черты современного менеджмента.

9.Смысл ситуационной концепции менеджмента.

10.Роль организационной культуры в успехе предприятия.

11. Роль технического прогресса в менеджменте.

12.Ресурсы менеджмента и эффективность их использования.

13.Миссия организации и ее выбор.

14.Внутренняя и внешняя среды организации.

15.0сновные управленческие ограничения.

16.Сущность организационной управленческой структуры.

17.Практические разновидности организационных структур.

18.Характеристика основных функций управления.

19.Постановка вопроса о методах управления.

20.Характеристика методов управления.

21.Система методов управления социальной организацией.

22.Стиль управления /руководства/ и его влияние на эффективность организации.

23.Типовые стили руководства.

24.Практическая работа менеджера по формированию стиля руководства.

25.Зарубежные подходы к анализу стиля руководства.

26.Авторитарный стиль руководства.

27.Демократический стиль руководства.

28.Управленческая "решетка" Р.Блейка и Д.Мутон.

29. Модели стилей руководства, предложенные Рэнсисом Лайкертом.

30.Пассивный и либеральный стили руководства.

33.Главные требования к руководителям.

35.Целеполагание в планировании.

36.Стратегическое и тактическое планирование.

37.Сущность и основания планирования: преимущества плановой работы.

38 .В иды планов.

39.Принципы рационального планирования.

40. Типы управленческих решений.

41.Сущность процесса подготовки, принятия и исполнения управленческого решения.

42.0собенности принятия управленческих решений в японском менеджменте.

43.Требования к управленческим решениям.

47.Потребности человека.

49.Принципы обеспечения эффективного материального стимулирования.

50.Влияние трудовой ситуации на отношение к труду.

51 .Цель и сущность трудовой мотивации.

52.Мотивационная теория ожиданий.

54.Мотивационная теория справедливости.

55.0снования власти менеджера.

56.Мотивация группового поведения.

57.Смысл и содержание функции организация.

58.Делегирование полномочий /цель и основные условия эффективности.

59.Эффективность функции контроля.

60.Функция контроля в менеджменте.

61.Основные этапы процедуры контроля.

62. Мера контроля работников.

63.Управление нововведениями.

64. Методы убеждения в работе менеджера.

65.Важнейшие социально-психологические явления в организации.

67.Критика в работе менеджера.

68.Взаимодействие менеджера с неформальными лидерами.

69.Авторитет менеджера.

70.Режим труда и отдыха менеджера.

71 .Имидж менеджера.

72. Работа менеджера над повышением деловой квалификации.

73.Организация рабочего места менеджера.

74. Планирование личного труда и анализ использования рабочего времени менеджера.

75. Работа менеджера с информацией и взаимодействие с секретарем.



1.Содержание понятия менеджмент

Менеджмент - из английского языка, означает управление. Управление (процесс управления) - организация воздействий, направленных на достижение целей. Менеджмент - сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами. Как наука М. Появилась 100 лет назад. Основные направления (школы) М. За этот период: 1)школа научного управления (1885-1920) Тейлора, Гилберта и др. - рациональность труда плюс мат. заинтересованность ведут к повышению эффективности; 2) административная (классическая) школа Файоля, Вебера и др. (1920-50)- универсальный принцип управления; 3) школа человеческих отношений (1930-50) Маслоу и др. - межличностные отношения между людьми; 4) поведенческая школа Арджириса, Лайкерта - максимальное использование человеческого потенциала на основе психологии и социологии; 5) количественная школа Винера, Акоффа - компьютерное математическое моделирование ситуаций.

Существует несколько определений М. Различных авторов: 1) определение Паркера-Роллета из школы человеческих отношений - М.- “обеспечение выполнения работы с помощью других лиц”; 2) определение из учебника “Основы М.” Мескона, Альберта и Хедоури - М. - ”процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимых для формирования и достижения целей организации”; 3) Винан “Основы М.” - “теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка”. 4) “совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности” - из словаря иностранных слов 1988г.; 5)”сфера человеческой деятельности и область знаний, включающая в качестве обязательного элемента управление людьми” - из американской энциклопедии; 6) постановка и их эффективное достижение с помощью людей”, - связывает 3 главных фактора М. - цели, эффективность, человек.

В условиях конкуренции эффективность - главное условие выживания фирмы. Эффективный М., обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды - на потребителя, в части внутренней среды - на персонал.



2.История развития М. И его школы

Как наука М. Появилась 100 лет назад, а в начале века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Школы М.: 1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.

Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ М. “цели человек-эффективность”. Золотое правило М.: “эффективный М., обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”

В науке современного М. Выделяются следующие черты: 1) системный подход к управлению; 2) ситуационный принцип управления; 3) определяющая роль организационной культуры; 4) механизация и автоматизация управленческих процессов; 5) демократизация управления; 6) интернационализация М.



3.Состав комплекса М. в организации

Комплекс М. состоит из след. компонентов: стратегический М., управление персоналом (или персональный или кадровый М.), управление технологическими процессами и операциями, управление финансами (финансовый М.), управление материально-техническим снабжением, управление сбытом продукции, управление недвижимость., инновационный М.(управление развитием), управление качеством продукции или услуг.

1.Стратегич.М. - постановка и достижение главных стратегических задач, включает: выбор миссии, ситуационный анализ, стратегический маркетинг, стратегическое планирование деятельности, создание и коррекцию организационных структур, управление реализацией стратегии.

2.Управление персоналом - все цели организации достигаются через людей - важнейшая составляющая М.

3.Управление технологическими процессами - осуществляется людьми с помощью машин, механизмов, аппаратуры и приспособлений, в том числе компьютеров и других специальных устройств.

4.Управление финансами - через распределение финансов и их динамики регулируется производственно-хозяйственная деятельность предприятия для обеспечения эффективности.

5.Управлениематериально-тех.снабжением - обеспечиваются поставки сырья, материалов, оборудования, инструментов и других необходимых изделий.

6.Управление сбытом - осущ-ся на основе маркетинговой деятельности, включающей мониторинг внешней среды.

7.Управление недвижимостью - имеется в виду эксплуатация, купля, продажа, обмен, аренда и другие действия с недвижимостью.

8.Инновационный М. - управление развитием - необходим для сохранения и повышения эффективности организации в меняющихся условиях. Планируются, организуются, мотивируются и контролируются нововведения.

9.Управление качеством - является обязательным для поддержания конкурентоспособности фирмы в условиях рыночной конкуренции.

4.Системность в М.

Система - совокупность отдельных элементов, рассматриваемых во взаимодействии как единое целое. Системность присутствует во всех элементах управления. Различные системы, используемые для обеспечения планирования, контроля, организации, мотивации, принятия решений, - самый действенный инструмент фирмы.

Система целей включает деловые установки, принципы, духовные ценности, долгосрочные цели.

Система планирования компании в целом. Уровни планирования: 1)стратегические планы; 2)тактические планы; 3)оперативные планы; 4)анализ, разработки, маркетинг.

Система показателей, к которым стремится фирма: 1)рост фирмы; 2)рентабельность; 3)платежеспособность; 4)доля рынка; 5)гибкость, устойчивость.

Система факторов успеха фирмы, например: 1)выбор продукта с потенциалом роста; 2)выбор продукта с высокой конкурентоспособностью.

Система показателей деятельности фирмы: экономичность, действенность, качество; производительность; условия труда, инновативность; прибыльность.

Система контроля, система мотивации.

Системы управления - системы, реализующие процесс управления для достижения целей.

Система управления организацией:

Система управления состоит:


  • из субъекта управления - управляющая часть системы, которая вырабатывает управляющие воздействия и подает их на объект;

  • объекта управления - управляемая часть системы, представляющая собой часть системы, состояние которой приводится к желаемому результату.

Если субъект управления управляет собственными действиями, то есть субъект и объект являются одним целым, то в этом случае мы имеем дело с самоуправлением.

Рисунок 1

5.Основные различия российского и зарубежного М.

Различие по следующим пунктам: 1)внешняя среда (в силу различий исторического развития); 2) менталитет народа (взгляды, привычки, психология, нравственный уровень). Отсюда следующие различия:

1.Преобладающий метод управления. В США и Зап. Европе - экономический, дополнен командным и социально-психологическим. В России - командный, дополнен экономическим и немного социально-психологическим.

2.Преобладающий стиль руководства. В США и Зап. Европе - консультативно- демократический или благосклонно-авторитарный. В России - эксплуататорско-авторитарный или авторитарно-пассивный. Япония - основанный на участии или консультативно-демократический.

3.Сосредоточенность менеджеров. В США и Зап. Европе - на деле или на людях, или на том и другом. В России - на себе или на деле или на том и другом. В Японии - на людях и на деле.

4.Преобладающий тип управленческих решений. В США и Зап. Европе - единолично-консультативный или компромисс. В России - сугубо единоличный или единолично-консультативный. В Японии - конценсуум или компромисс.

5.Структура управленческих решений. США и Зап. Европа - короткая фаза подготовки, длинная фаза исполнения. В России - очень короткая фаза подготовки, очень длинная фаза исполнения. В случае провала оправдание: “хотели как лучше, получилось как всегда”. В Японии - длинная фаза подготовки, короткая фаза исполнения.

6.Преоладающий тип мотивации как процесса настройки на труд. В США и Зап. Европе - мотивация конкретных работников на основе экономических и нематериальных стимулов. Россия - мотивация конкретных работников материальными стимулами на основе досужих домыслов руководителей, мотивация принуждением и отсутствие мотивации. Япония - мотивация работы на фирму. Формирование корпоративного сознания.

7.Планирование. США и Зап. Европа - упор на долгосрочное стратегическое планирование. Россия - работа на основе краткосрочных планов или бесплановая. Япония - тщательное стратегическое и тактическое планирование.

8. Демократизация производства. В США и Зап. Европе - умеренное привлечение работников к управлению. Россия - очень слабое привлечение к управлению. Япония - активное привлечение работников к управлению.

9.Автоматизация управленческих решений. США и Зап. Европа - высокая и очень высокая. Россия - очень низкая и низкая. Япония - очень высокая и высокая.

10.Организационная культура. США и Зап. Европа - высокая. Россия - очень низкая и низкая. Япония - высокая.

11.Назначение на высокую руководящую должность. США и Зап. Европа - требуется высокая профессиональная квалификация и опыт успешной работы. Россия - необходимы личные связи, иногда требуются формальные основания в виде диплома или некоторого опыта работы на какой-либо руководящей должности. В Японии - обязательно базовое высшее образование (предпочтительно университетское) плюс наличие степени как результата защиты новой научно-практической работы.
6.Соотношение М. С другими науками.

М. Оперирует тремя понятиями, - это цели, эффективность, человек. Эти понятия затрагивают и другие науки: экономика, право, этика, социология, психология, информатика и другие науки. Изобразим на схеме положение М. в общественном процессе, среди других наук.



Рисунок 2

Рисунок показывает единый общественный процесс, в котором М. важен наряду с другими науками и находится в тесной взаимосвязи со всеми элементами этого процесса. Далее кратко раскрыть суть процесса (управление - превратилось в особый вид деятельности, когда производственные, экономические и другие процессы усложнились, охватили весь общественный процесс, и стало очевидно, что без грамотного управления этим процессом не обойтись, необходимо упорядочить все, что происходит в системе, согласовать все действия отдельных участников. Управление ставит своей непосредственной задачей внести определенную упорядоченность в процесс, организовать совместные действия людей, достичь согласованности, координации действий. Наука об управлении - М.



7.Демократизация управления - путь повышения эффективности организации.

Демократизация управления - отличительная черта современного М. Демократия в экономике - развитие сотрудничества между руководителями и персоналом. Формы демократии следующие:

1.Право работников на участие в управлении предприятием в ходе принятия решений (инвестиционные сбытовые, производственные, программные. Это наиболее сильная возможность оказывать влияние).

2,Право работников на участие принятия решений по хоз.-трудовым вопросам, вопросам управления и социальной политики.

3.Право работников в области информации, обсуждения и обоснования решений.

4.Реализация дем. принципов управления вместо иерархических стилей руководства.

5.Учет социальных, кадровых последствий планируемых решений.

Системы “участия в управлении” в Японии функционируют на всех уровнях национальной экономики:

1.На уровне рабочего места, участка, цеха - в виде кружков качества и автономных бригад. 2.На уровне предприятий - в виде производственных комитетов, включающих представителей персонала и администрации, а также “рабочих-директоров”.3.На уровне отраслей, где действуют отраслевые консультативные комитеты, состоящие из представителей профсоюзов и руководителей. 4.На уровне национальной экономики, в масштабах которой существует ряд правительственных консультативных советов труда и капитала.

В Европе законодательно закреплено участие рабочих в управлении в Нидерландах, Франции, Германии. В Германии в 50-х годах принят ряд законов об обязательном участии рабочих в советах директоров с правом голоса.

Отличие М. в России от зарубежного в плане демократизации управления состоит в следующем: в США и Зап. Европе - умеренное привлечение работников к управлению. В Японии - активное привлечение работников к управлению. Россия - очень слабое привлечение к управлению. Отсюда выводы: высокая конкурентоспособность японских фирм, японские менеджеры считают, что потенциал фирмы - мастерство работников.
8.Отличительные черты современного М.

1.Системный подход к управлению - состоит в следующем - предусматривает принятие решений на основе учета важнейших обстоятельств и возможных приемов воздействия в их взаимодействии;

2.Ситуационный принцип управления - утверждает отсутствие рецептов, годных на любой случай. Признает существование принципиальных подходов к управлению. Требует принятия конкретных решений только в связи с конкретной ситуацией;

3.Определяющая роль организационной культуры - формы деятельности и нормы поведения, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она опирается на систему ценностей, принятых в организации. Играет ведущую роль в развитии и судьбе организации по причине ее глубокого влияния на эффективность всех сторон деятельности.

4.Механизация и автоматизация управленческого процесса - представляет собой внедрение механических устройств в управленческий труд: компьютеров, современных средств связи, множительных аппаратов и другой оргтехники;

5.Демократизация управления - проявляется в активном участии рядовых работников в управлении производством на основе подачи предложений, участии в работе кружков качества, оказании помощи менеджерам при коллегиальных формах подготовки решений.

6.Интернационализация М. - означает усиление роли интернационального фактора в управлении организацией по причине растущего межгосударственного разделения и кооперации труда, а также обостряющейся международной конкуренции.

9.смысл ситуационной концепции менеджмента.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом С.П. является СИТУАЦИЯ - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Используя этот подход руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. СП признает, что общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Например: Все организации должны создавать структуры для того, чтобы добиться своих целей. Однако существует множество способов построения организационных структур - может быть создано много или мало уровней управления. Руководители среднего и низового звеньев могут получить большую долю участия в принятии решений, или наоборот - руководители высшего звена могут резервировать за собой право принимать самые ответственные решения. Руководство должно определить, какая структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации и так как ситуация может меняться, руководство должно решить как необходимо соответственно поменять организационную структуру, чтобы сохранить эффективность организации. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД - пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации более эффективно. Ситуационный подход концентрируется на СИТУАЦИОННЫХ РАЗЛИЧИЯХ между организациями и внутри самих организаций. Методологию СП можно объяснить как 4-х-шаговый процесс:

1.Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и методах принятия решений:

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются в конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия (повышение з/п приводит к большим затратам. что ведет к разорению)

3.Рук-ль должен правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. 4.Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей орг-ции самым эффективным путем.

СИТУАЦИОННЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ и их влияние определяют успех или неуспех СП. ВНУТРЕННИЕ-ситуационные факторы внутри организации (цели, структура, задачи, технология и люди). ВНЕШНИЕ - потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, .финансовые организации и источники трудовых ресурсов. Они разделяются на среду ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (потребители, конкуренты, законы и гос. органы, профсоюзы, поставщики трудовых рес., материалов, капиталов) и среду КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (состояние экономики, социо-культурные факторы. Политические факторы, НТП, Международные события).



10.Роль орг.культуры и успехе предприятия

Орг.культура - это специфические для данной организации ценности, отношения, поведенческие нормы, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она опирается на систему ценностей организации.

Поведенческие нормы - отношения - ценности.

То, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни - таблички с именами на груди персонала Макдональдса, фирменная одежда персонала на многих предприятиях, в Японии - исполнение гимна в начале рабочего дня, -это верхний слой орг. культуры, который основан на поведенческих нормах, вытекающих из базисных ценностей организации.

Некоторые компании излагают свои базисные ценности в виде кредо. Для большинства организаций ценности - это что-то нематериальное, воспринимаемое сотрудниками через весь комплекс их взаимодействия с организацией - работа, - общение с руководителями, коллегами и подчиненными, -чтение внутренних изданий и др.

Влияние орг. культуры на результаты очень велико - в случае несоответствия орг. целей или ее структуры ценностям и поведенческим нормам сотрудников возникает внутренний конфликт, который может перерасти в глубокий кризис.

Орг. культура претерпевает изменения:


  • орг. культура эволюционирует естественным путем под воздействием изменений во внешней среде.

  • орг. культура может быть сознательно изменена руководством или другой влиятельной группой сотрудников.

Этот процесс требует незаурядных лидерских качеств, настойчивости, терпения, стратегического мышления.

Существуют культуры, способствующие достижению целей организации в определенных условиях и, наоборот, препятствуют этому. Изменения орг. культуры занимает порой многие годы.

11. РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В МЕНЕДЖМЕНТЕ.

НТП-проникновение и продвижение научных достижений в технику и технологию, преобразование на их основе производственных процессов, освоение производства новых видов материалов, энергии, машин, товаров и услуг. НТП - очень емкое понятие, охватывающее рационализаторские предложения, изобретения, открытия, проектные, экспериментальные, технологические разработки, опытное производство и использование новых видов продукции. В современном менеджменте механизация и автоматизация процессов управления играет особую роль. В управленческую деятельность широким фронтом внедряется технический прогресс: - все электронные информационные средства - компьютеры, электронная почта, селекторные и телевизионные совещания, средства связи (включая спутниковую), множительные устройства и другая оргтехника. Все это облегчает работу менеджера, сокращая рабочее время на рутинную обработку информации. Например, "диджитал эквимпент корпорейшн" имеет внутреннюю сеть, которая связывает 95 тыс. пользователей и 35 тыс. компьютеров в 33 странах. Любой служащий компании может послать сообщение любому другому служащему независимо от времени, географического положения и места в организации.



следующая страница >>



Крысиные гонки имеют тот недостаток, что даже в случае выигрыша ты остаешься крысой. Лили Томлин
ещё >>