Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «История и философия науки» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «история... 1 48.68kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия... 1 55.94kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия... 1 30.68kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «история и философия... 1 41.19kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия... 1 32.02kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 300.19kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 4 763.81kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену «История и философия науки» 1 26.47kb.
2014 год вопрос ы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История... 1 28.52kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену «История и философия науки» 1 35.43kb.
Рефератов по общенаучной дисциплине «история и философия науки» 1 97.47kb.
Главное управление образования мэрии города новосибирска управление... 3 455.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «История и философия науки» - страница №1/1

Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «История и философия науки»

Философия науки

  1. Понятие науки: наука как познавательная деятельность, система знаний, социальный институт и особая сфера культуры.

  2. Виды научного знания. Научное и вненаучное знание.

  3. Проблема достоверности научного знания в философии науки. Вера и знание.

  4. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни знания.

  5. Предмет философии науки и его трактовки в системе современного философского знания.

  6. Основания науки: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, стиль мышления исследователя, роль философских идей и принципов.

  7. Эмпирические методы научного познания: наблюдение, измерение, эксперимент.

  8. Формализация как метод теоретического познания.

  9. Понятие научного факта: фактуализм и теоретизм.

  10. Научное объяснение. Логическая структура научного объяснения.

  11. Научный закон: соотношение необходимости и вероятности.

  12. Понятие научной теории. Структура и классификация научных теорий.

  13. Абстрагирование и идеализация как методы теоретического познания.

  14. Идеалы и нормы научного познания.

  15. Научная картина мира, ее функции и исторические формы.

  16. Модели роста знания: кумулятивизм и его разновидности; парадигмализм.

  17. Индукция и дедукция как методы научного познания.

  18. Гипотеза как форма развития знания. Виды гипотез.

  19. Типы научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический.

  20. Гипотетико – дедуктивная модель научного знания.

  21. Интернализм и экстернализм как механизмы динамики научного знания.

  22. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Концепция научной революции Т. Куна.

  23. Позитивистская традиция в философии. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки.

  24. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

История науки

  1. Возникновение науки и преодизация ее истории.

  2. Научное знание периода античности.

  3. Становление теоретической науки: решение проблемы научного метода и универсального языка науки в период античности.

  4. Становление опытной науки в эпоху средневековья.

  5. Развитие научного знания в средневековом Востоке.

  6. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

  7. Формирование идеалов математезированного и опытного знания (Оксфордская школа, Р. Бекон и У. Оккам).

  8. Формирование экспериментально–математического естествознания (Г. Галилей, Ф. Бекон, Р. Декарт).

  9. Университет и научное сообщество как первые формы организации профессиональной научной деятельности.

  10. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно–организованной науки.

  11. Наука в культуре современной цивилизации.

  12. Особенности современного этапа развития науки.

  13. Наука как социальный институт: функции, структура, организационные формы.


Вопросы по философским проблемам техники.


  1. Предмет и задачи философии техники.

  2. Философские концепции техники Э. Каппа и А. Эспинаса.

  3. Понятие техники и творчества в философии П. К. Энгельмейера.

  4. Проблема социально-культурной обусловленности генезиса техники в работах К. Маркса, Ж. Эллюля, Т. Адорно, Ю. Хабермаса, Н. Бердяева

  5. Технофилософия К. Ясперса.

  6. Учение о «мегамашине» М. Мемфорда.

  7. Сущность и этапы развития техники в философии Х. Ортеги-и-Гассета.

  8. М. Хайдеггер о технике как о способе раскрытия «потаенного».

  9. Этапы и формы развития техники.

  10. Понятие научно-технического прогресса, его критерии и этапы развития.

  11. Виды технических революций и их значение для развития общества.

  12. Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры.

  13. Ступени рационального обобщения знания в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника.

  14. Различия классических, неклассических и современных научно-технических дисциплин.

  15. Специфика технического знания и его отношение к другим видам знания.

  16. Амбивалентная природа техники. Социальная оценка техники.

  17. Инженерная деятельность как вид технической деятельности.

  18. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика.

  19. Основные подходы к оценке перспектив развития техносферы. Технический пессимизм и технический оптимизм.

  20. Техническая деятельность, технологии и техника как особый социокультурный и культурно-исторический феномен.


Вопросы по философским проблемам социально-гуманитарного знания.


  1. Субъект и объект социально-гуманитарного познания.

  2. Трансформация понимания субъекта и объекта в современном гуманитарном познании. Принцип доверия познающему субъекту.

  3. Специфика социально-гуманитарного знания. Методы и задачи познания в социально-гуманитарных науках.

  4. Характеристика видов социально-гуманитарного знания (идеологическое, философское, теологическое, художественное, социальное, нарративное, паранаучное, игровое).

  5. Конвергенция гуманитарного, естественнонаучного и технического знания. Тенденция инструментализации гуманитарного знания.

  6. Проблема истины в социально-гуманитарном познании. Понимание плюрализма истины в гуманитарном знании.

  7. Осмысление времени и пространства в гуманитарных науках. Понятие хронотопа в гуманитарном контексте.

  8. Сравнительная характеристика наук о природе и наук о духе.

  9. Соотношение методов понимания, объяснения, интерпретации в социально-гуманитарных науках. Феномен «молчаливого согласия» Гадамера.

  10. Интерпретация как базовая операции гуманитарного познания. Виды интерпретаций в социально-гуманитарных науках: грамматическая, психологическая, историческая, философская, социологическая. Многозначность и открытость интерпретации.

  11. Понятие ценности в социально-гуманитарных науках. Классификация видов ценностей.

  12. Отнесение к ценностям как исходный принцип социально-гуманитарного познания. Оценка субъектом объекта.

  13. Соотношение истины и ценности в социально-гуманитарном познании. Социально-культурная обусловленность науки.

  14. Текст как основной источник познания в социально-гуманитарных науках. Признаки текста.

  15. Взаимодействие автора текста и его интерпретатора. Условия понимания текста.

  16. Соотношение понятия знака, символа, смысла в процессе гуманитарного познания.

  17. Знание учения И. Канта о практическом (моральном) сознании для развития науки о ценностях (аксиологии).

  18. Герменевтика как теория интерпретации и ее представители.


Вопросы по философским проблемам естественно-научных дисциплин.


  1. Образ математики как науки: философский аспект.

  2. Философские концепции математики.

  3. Философские проблемы развития физической картины мира.

  4. Проблема единства мира и перспектива создания «теории всего».

  5. Проблема пространства-времени в физике и философии.

  6. Проблема детерминизма в философии и физике. Механический и вероятностный детерминизм.

  7. Познание сложных систем и физика.

  8. Проблема объективности в современной физике.

  9. Современные космологические теории: теории «расширяющейся Вселенной» А. А. Фридмана, теории, «горячей Вселенной» Г. А. Гамова, инфляционной космологии А. Линде.

  10. Философские проблемы существования жизни и разума во вселенной: проблема внеземных цивилизаций. Антропный принцип в космологии: современные дискуссии.

  11. Концептуальные системы химии и их эволюция.

  12. Возникновение жизни на Земле. Мировоззренческое значение проблемы происхождения жизни.

  13. Проблема системной организации в биологии.

  14. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. История отношений человека и природы. Истоки и пути преодоления экологического кризиса.





Не стоит тратиться на составление своей родословной. Займитесь политикой, и оппоненты сделают это за вас. Лоренс Питер
ещё >>