Похожие работы
|
Вопросы к кандидатскому экзамену по философии науки - страница №1/1
Вопросы к кандидатскому экзамену по философии науки
-
Наука в системе культуры как познавательная деятельность и социальный институт, дисциплинарная организация современной науки и междисциплинарные научные сообщества.
-
Предмет философии науки: проблема соотношения философии и науки – позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
-
Логический эмпиризм о соотношении теоретического и эмпирического языков науки: проблемы редукционизма и физикализма, верификации и интерпретации.
-
Философия и история науки - социологический, культурологический и методологический подходы к исследованию развития науки, экстернализм и интернализм.
-
Критический рационализм К. Поппера.
-
Концепция исследовательских программ и рациональной реконструкции истории науки И. Лакатоса.
-
Методологический анархизм П. Фейерабенда: принципы полифирации, постоянства и плюрализма.
-
Историко-критический анализ концептуальных структур науки А. Койре.
-
Инновации и преемственность в развитии науки («тематический анализ науки» Дж. Холтон, «личностное знание» М. Поляни, С. Тулмин - эволюционная модель развития научного знания).
-
Концепция научных революций Т. Куна: понятие парадигмы и научного сообщества.
-
Основные стадии исторической эволюции научного знания: накопление преднаучных знаний в практической деятельности и в рамках мифологической картины мира, становление рациональной формы мышления о природе у античных натурфилософов - роль механических аналогий, природа (фюсис) и техника (тэхнэ) - естественное и искусственное.
-
Основные исследовательские программы античной философии и науки: от корпускулярного представления Гераклита через теорию первичных и вторичных качеств и монадологию Лейбница до квантовой физики как вечно возвращающаяся мыслительная модель в истории философии и науки.
-
Основные исследовательские программы античной философии и науки: софисты и Сократ формирование гуманитарной парадигмы анализа знания. Рождение социально-гуманитарного знания в процессе взаимодействия «коммуницирующих индивидов».
-
Основные исследовательские программы античной философии и науки: платоново-пифагорейская программа античной математики и ее воплощение в евклидовой геометрии, анализ ее концептуальной структуры Д. Гильбертом.
-
Основные исследовательские программы античной философии и науки: философия природы Аристотеля, геоцентрическая картина мира, «Альмагест» Птолемея и коперниканская революция.
-
Основные исследовательские программы античной философии и науки: геометризация механики и механизация геометрии у Архимеда как прецедент «научной техники» и «технизированной науки» и образцовый пример для построения Галилеем «геометро-кинематической схемы» для описания природных процессов.
-
Средневековая наука (западная и восточная): «истины веры» и «истины разума» - метафизическая и геометрическая оптика, роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого («опытная наука» по Роджеру Бэкону), университеты и развитие логических форм научного мышления («бритва Оккама»), алхимия, астрология, магия — манипуляция с природными объектами.
-
Формирование «проектной» (в отличие от традиционалистской канонической) культуры в эпоху Возрождения - человек как творец с маленькой буквы, учение о перспективе как геометрическая визуализация природы.
-
Формирование идеалов экспериментального и математизированного естествознания в «новой науке» Г. Галилея, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона. Институализация науки: университеты и академии наук.
-
Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука: историческая смена типов научной рациональности.
-
Науки о природе и науки о культуре. Проблема специфики гуманитарного знания.
-
Специфика и структура эмпирического и теоретического знания. Роль оснований науки.
-
Функции и исторические формы научной картины мира, взаимодействие научной картины и опыта, идеалы и нормы исследовательской деятельности.
-
Становления научной теории как формы порождения научного знания. Структура и функционирование развитой научной теории: роль абстрактных объектов и процедуры конструктивного обоснования теоретических схем, обобщенные и частные теоретические схемы.
-
Техника как предмет исследования естествознания. Естественные и технические науки.
-
Научная и техническая теория - «технологическое» понимание современной научной теории.
-
Особенности теоретических исследований в современном неклассическом естествознании и комплексных неклассических научно-технических дисциплинах.
-
Системно-интегративные тенденции в современной науке: глобальный эволюционизм и сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного знания, междисциплинарные взаимодействия как фактор развития научного знания.
-
Основы методологии системных исследований (системного подхода и общей теории систем, системного анализа и системотехники): основные системные представления и понятия, от организмизма и теории открытых систем Л. Берталанфи к новой парадигме теории систем Н. Лумана.
-
Особенности современной постнеклассической науки и изменение мировоззренческих ориентиров техногенной цивилизации: нелинейная динамика и синергетика в развитии современных представлений о сложно-организованных человеко-размерных системах.
-
Математика и развитие научного знания в современной техногенной цивилизации: роль компьютерного моделирования и эксперимента.
-
От постиндустриального общества к информационному обществу и обществу знания.
-
Эпистемологическое содержание компьютерной революции: искусственный интеллект, инженерия знаний и виртуальная реальность.
-
Влияние экологического кризиса на изменение парадигмы научного исследования, экспериментальной и технической деятельности: формирование новой формы проектно и проблемно-ориентированного исследования и нового понимания научно-технического прогресса концепции устойчивого развития.
-
Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов: проблемы социальной оценки научно-технического развития (прогностический и сценарный подходы).
-
Научная и техническая этика, эколого- и биоэтика.
-
Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов, границы научного познания и технического воздействия на природу, общество и человека: проблемы поиска имеющегося знания и определения сфер незнания.
-
Проблема государственного регулирования науки и роль общественности - повышение значимости «локального знания», наука и псевдонаука.
|