Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «история и философия науки» для аспирантов и соискателей крипкипро - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия... 1 30.68kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия... 1 55.94kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «история... 1 48.68kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «История... 1 56.06kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия... 1 32.02kb.
Программа для аспирантов и соискателей юридического факультета к... 1 260.28kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки для... 1 34.1kb.
Программа для аспирантов и соискателей юридического факультета к... 1 260.1kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену «История и философия науки» 1 26.47kb.
2014 год вопрос ы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История... 1 28.52kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия... 1 278.68kb.
Неклассическая 1 77.71kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «история и философия науки» для аспирантов - страница №1/1

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования повышения квалификации специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Отдел аспирантуры



Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «история и философия науки»

для аспирантов и соискателей КРИПКиПРО
I раздел: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ


  1. Многообразие представлений о науке, их социально-историческая обусловленность.

  2. Онтологические, методологические, эпистемологические, ценностные аспекты науки.

  3. Позитивистская традиция в науке. О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах.

  4. Логический позитивизм 30-50 гг. ХХ в. Основные идеи и эволюция.

  5. Постпозитивизм. Концепция К. Поппера.

  6. Постпозитивизм. Концепция И. Лакатоса.

  7. Постпозитивизм. Концепция Т. Куна.

  8. Постпозитивизм. Концепция П. Фейерабенда.

  9. Постпозитивизм. Концепция М. Полани.

  10. Особенности научного познания: наука и философия, наука и искусство. Наука и обыденное познание.

  11. Функции науки в жизни общества – наука как мировоззрение; наука как производительная сила; наука и экономика; наука и политика.

  12. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

  13. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.

  14. Средневековые университеты, их роль в средневековом процессе познания.

  15. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек-творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия.

  16. Возникновение экспериментального метода – Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон.

  17. математическое описание природы – в XVI-XVII вв. – И. Коплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц.

  18. Мировоззренческая роль науки в Новое время (XVII-XVIII вв.).

  19. Формирование науки как профессиональной деятельности (XVIII-XIX вв.).

  20. Возникновение дисциплинарно-организованной науки (XVIII-XIX вв.).

  21. Структура научного знания. Эмпирический уровень: методы исследования, формы организации знания. Особенности эмпирического языка науки.

  22. Структура научного знания. Теоретический уровень: методы исследования, формы организации знания. Особенности теоретического языка науки.

  23. Структура научного знания. Основания науки: идеалы и нормы научного исследования; научная картина мира (НКМ); философские идеи и принципы в обосновании научного знания.

  24. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологий научных революций.

  25. Научные революции как точки бифуркации в развитии знаний. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития.

  26. Разум, рассудок, научная рациональность.

  27. Научная рациональность в классической науке.

  28. Научная рациональность в неклассической науке.

  29. Научная рациональность в постнеклассической науке.

  30. Особенности современного этапа развития науки. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований.

  31. Особенности современного этапа развития науки. Синергетика – новое научное направление. Общая характеристика.

  32. Особенности современного этапа развития науки. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.

  33. Особенности современного этапа развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце ХХ века.

  34. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма – Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский.

  35. Учение В. И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

  36. Научная рациональность и проблема диалога культур.

  37. Наука как социальный институт. Общая характеристика.

  38. Научные сообщества и их исторические типы.

  39. Научные школы. Подготовка научных кадров.

  40. Историческое развитие способов трансляции научных знаний – от рукописных изданий до компьютера.



II раздел: ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК


  1. Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке.

  2. Формирование корпуса социальных и гуманитарных наук в XIX-XX вв.

  3. Натуралистическая исследовательская программа в социальных и гуманитарных науках.

  4. Культуроцентристская исследовательская программа в социальных и гуманитарных науках.

  5. Специфика объекта и предмета в социально-гуманитарном познании.

  6. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке.

  7. Субъект социально-гуманитарного познания. Научное сообщество как субъект познания.

  8. Ценности и их роль в социально-гуманитарном познании. Неоконтеанская программа гуманитарного познания (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

  9. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (Ф. Ницше, А. Гирчсон, Г. Зимляев, О. Шпенглер).

  10. Категория науки в программе развития гуманитарного знания В. Дильтея.

  11. Время, пространство, «хронотоп» в социальном и гуманитарном знании.

  12. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

  13. Проблема рациональности в социально-гуманитарных науках.

  14. Проблема истины в социально-гуманитарном познании.

  15. Природа и типы объяснений в гуманитарных науках.

  16. Понятие в гуманитарных науках.

  17. Герменевтика как общеметодологический проект гуманитарных наук у В. Дильтея.

  18. Соотношение веры и знания в социально-гуманитарных науках.

  19. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук: по предмету, по методу, по исследовательским программам.

  20. Методы в социальных науках.

  21. Методы в гуманитарных науках.

  22. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания в неклассической науке.





Если вы будете пополнять свой словарь пятью новыми словами в месяц, то уже через год ваши друзья скажут: а кого он, собственно, из себя корчит? Неизвестный американец
ещё >>