Похожие работы
|
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «история и философия науки» для аспирантов - страница №1/1
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования повышения квалификации специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Отдел аспирантуры
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «история и философия науки»
для аспирантов и соискателей КРИПКиПРО
I раздел: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
-
Многообразие представлений о науке, их социально-историческая обусловленность.
-
Онтологические, методологические, эпистемологические, ценностные аспекты науки.
-
Позитивистская традиция в науке. О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах.
-
Логический позитивизм 30-50 гг. ХХ в. Основные идеи и эволюция.
-
Постпозитивизм. Концепция К. Поппера.
-
Постпозитивизм. Концепция И. Лакатоса.
-
Постпозитивизм. Концепция Т. Куна.
-
Постпозитивизм. Концепция П. Фейерабенда.
-
Постпозитивизм. Концепция М. Полани.
-
Особенности научного познания: наука и философия, наука и искусство. Наука и обыденное познание.
-
Функции науки в жизни общества – наука как мировоззрение; наука как производительная сила; наука и экономика; наука и политика.
-
Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.
-
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.
-
Средневековые университеты, их роль в средневековом процессе познания.
-
Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек-творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия.
-
Возникновение экспериментального метода – Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон.
-
математическое описание природы – в XVI-XVII вв. – И. Коплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц.
-
Мировоззренческая роль науки в Новое время (XVII-XVIII вв.).
-
Формирование науки как профессиональной деятельности (XVIII-XIX вв.).
-
Возникновение дисциплинарно-организованной науки (XVIII-XIX вв.).
-
Структура научного знания. Эмпирический уровень: методы исследования, формы организации знания. Особенности эмпирического языка науки.
-
Структура научного знания. Теоретический уровень: методы исследования, формы организации знания. Особенности теоретического языка науки.
-
Структура научного знания. Основания науки: идеалы и нормы научного исследования; научная картина мира (НКМ); философские идеи и принципы в обосновании научного знания.
-
Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологий научных революций.
-
Научные революции как точки бифуркации в развитии знаний. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития.
-
Разум, рассудок, научная рациональность.
-
Научная рациональность в классической науке.
-
Научная рациональность в неклассической науке.
-
Научная рациональность в постнеклассической науке.
-
Особенности современного этапа развития науки. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований.
-
Особенности современного этапа развития науки. Синергетика – новое научное направление. Общая характеристика.
-
Особенности современного этапа развития науки. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.
-
Особенности современного этапа развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце ХХ века.
-
Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма – Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский.
-
Учение В. И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
-
Научная рациональность и проблема диалога культур.
-
Наука как социальный институт. Общая характеристика.
-
Научные сообщества и их исторические типы.
-
Научные школы. Подготовка научных кадров.
-
Историческое развитие способов трансляции научных знаний – от рукописных изданий до компьютера.
II раздел: ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
-
Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке.
-
Формирование корпуса социальных и гуманитарных наук в XIX-XX вв.
-
Натуралистическая исследовательская программа в социальных и гуманитарных науках.
-
Культуроцентристская исследовательская программа в социальных и гуманитарных науках.
-
Специфика объекта и предмета в социально-гуманитарном познании.
-
Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке.
-
Субъект социально-гуманитарного познания. Научное сообщество как субъект познания.
-
Ценности и их роль в социально-гуманитарном познании. Неоконтеанская программа гуманитарного познания (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
-
Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (Ф. Ницше, А. Гирчсон, Г. Зимляев, О. Шпенглер).
-
Категория науки в программе развития гуманитарного знания В. Дильтея.
-
Время, пространство, «хронотоп» в социальном и гуманитарном знании.
-
Коммуникативность в науках об обществе и культуре.
-
Проблема рациональности в социально-гуманитарных науках.
-
Проблема истины в социально-гуманитарном познании.
-
Природа и типы объяснений в гуманитарных науках.
-
Понятие в гуманитарных науках.
-
Герменевтика как общеметодологический проект гуманитарных наук у В. Дильтея.
-
Соотношение веры и знания в социально-гуманитарных науках.
-
Проблема разделения социальных и гуманитарных наук: по предмету, по методу, по исследовательским программам.
-
Методы в социальных науках.
-
Методы в гуманитарных науках.
-
Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания в неклассической науке.
|