Вопросы к кандидатскому экзамену «История и философия науки» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия... 1 55.94kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «история... 1 48.68kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «История... 1 56.06kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену «История и философия науки» 1 26.47kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «история и философия... 1 41.19kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия... 1 32.02kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия... 1 30.68kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «Философия науки и техники» 1 21.31kb.
Вопросы к кандидатскому минимуму «История и философия науки- философия... 1 23.85kb.
2014 год вопрос ы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История... 1 28.52kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки для... 1 34.1kb.
Н. Л. Мишатина, д пед наук, проф кафедры 1 187.25kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вопросы к кандидатскому экзамену «История и философия науки» - страница №1/1

Вопросы к кандидатскому экзамену «История и философия науки»
I. Философия и наука до середины XIX в.



  1. Античная натурфилософия как первая форма рационального познания.

  2. Математика в структуре античного знания.

  3. Гносеологический релятивизм софистов и скептиков.

  4. Онтология и гносеология античных атомистов. Их вклад в науку.

  5. Гносеологический абсолютизм Платона.

  6. Представления Аристотеля о науке.

  7. Особенности эллинистической и позднеантичной науки.

  8. Проблема универсалий в онтологии и гносеологии античности и средневековья.

  9. Роль университетов в развитии средневековой философии и науки.

  10. Пантеизм как идея единства мира: от античности к Возрождению.

  11. Природа как механизм: от средних веков к Новому времени.

  12. Вклад Галилея в науку Нового времени.

  13. Индуктивный метод Ф.Бэкона.

  14. Эволюция эмпиризма в XVII-XVIII вв.

  15. Рационализм Декарта и его научная программа.

  16. Спиноза: детерминизм. Проблема свободы и необходимости.

  17. Научная программа Ньютона.

  18. Лейбниц: философия и наука.

  19. Концепция «всесилия разума» как компонент культуры Просвещения.

  20. Учение Канта о теоретическом разуме.

  21. Гегель о развитии форм мышления и субъекта познания. Философия истории.

  22. Марксизм о социальной обусловленности научного знания и мировоззрения.


II. Становление и развитие философии науки.


  1. Особенности неклассической науки.

  2. Возникновение позитивизма. Философия и наука в интерпретации Конта и Спенсера.

  3. «Критика опыта» в философии Маха и Авенариуса.

  4. Возникновение философии науки в качестве особого раздела современной философии.

  5. Сциентизм как идеология. Проблемы технократии.

  6. Философия иррационализма как реакция на сциентизм.

  7. Неопозитивистская критика метафизики и классические философские проблемы. «Венский кружок» об анализе языка науки.

  8. Конвенционализм Пуанкаре.

  9. Логический атомизм Рассела.

  10. Разделение наук по методу в неокантианской философии.

  11. Философская герменевтика Гадамера и Рикера.

  12. Проблемы науки и религии в трудах Флоренского.

  13. Особенности постнеклассической науки. Вернадский о ноосфере.

  14. Критический рационализм Поппера.

  15. Социологический и лингвистический «повороты» в философии науки последней трети XX в.

  16. Лакатос о механизме развития научного знания.

  17. Научные традиции и научные революции глазами Куна.

  18. «Методологический анархизм» Фейерабенда.

  19. Структурализм и постструктурализм в философии науки.

  20. Методологическое значение синергетики.

  21. Философские проблемы инфокоммуникационного общества.

  22. Идеология, утопия и наука в мировоззрении XX –XXI в.в.


III. Наука и методы научного познания.


  1. Научное и философское знание.

  2. Наука как социокультурный феномен.

  3. Научное сообщество как субъект познания.

  4. Научное знание как целостная, саморазвивающаяся система. Внутренние и внешние факторы ее развития.

  5. Научное и обыденное знание.

  6. Научная картина мира и ее мировоззренческая роль.

  7. Эвристическое значение философских идей в развитии науки.

  8. Современное понимание детерминизма в философии и естествознании.

  9. Проблема практики и истины в современной науке и философии.

  10. Структура эмпирического знания. Соотношение эксперимента, наблюдения с теоретическими обоснованиями науки.

  11. Структура теоретического знания. Проблема, гипотеза, идеализированный объект, теория.

  12. Соотношение рационального и иррационального в научном познании.

  13. Агностицизм, скептицизм и проблема познаваемости мира.

  14. Познавательное и ценностное отношение к действительности. Историческая изменчивость идеалов и норм научного исследования.

  15. Соотношение «фактуального» и «парадигмального» знания в науке.

  16. Язык как средство и проблема развития науки.

  17. Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе.

  18. Научно-технический прогресс и его социальные последствия.

  19. Основные тенденции и противоречия глобализирующегося мира. Унификация и разнообразие культур в условиях глобализации.

  20. Статус науки в современном обществе. Роль и ответственность ученых.

  21. Влияние социальных и познавательных стандартов культуры на индивидуальную научную деятельность.

  22. Наука и образование. Роль науки в формировании мировоззрения.











Совесть — тысяча свидетелей. Квинтилиан
ещё >>