Вопросы к экзамену по мчи для студентов дневного отделения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по курсу «философия» для студентов дневного отделения... 1 99.12kb.
Вопросы к экзамену по истории государства и права зарубежных стран... 1 51.77kb.
Пояснительная записка Приведенные ниже практические задания рассчитаны... 1 88.45kb.
Учебно-методический комплекс для студентов I курса дневного отделения... 11 2095.91kb.
Программа дисциплины основные проблемы в изучении Великой Отечественной... 1 232.58kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Социальная психология» для... 1 227.8kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов дневного и заочного отделения... 3 454.87kb.
Конспект лекций по курсу «эконометрика» для студентов III курса дневного... 3 489.22kb.
Вопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности для... 1 42.76kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история государства и... 4 854.63kb.
Учебного плана 2010-2011 учебного года для студентов 2 курса дневного... 1 52.61kb.
□ Слушайте, прежде чем говорить. Если кто-то уже говорит, подождите... 1 29.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вопросы к экзамену по мчи для студентов дневного отделения - страница №1/5

Оглавление



Вопросы к экзамену по МЧИ для студентов дневного отделения.

Составитель - А.С. Лапшина


  1. Международное частное право в российской правовой системе. Предмет и методы МЧП. Система МЧП.

Существует огромное кол-во мнений по этому вопросу. Различные исследователи выделяют мчп самостоятельной отраслью права, подотраслью гражданского права и тд.



МЧП - как отрасль права и отрасль правоведения представляет собой область отношений гражданско-правового характера в широком смысле - Лунц.

МЧП - совокупность общих и спец норм ГП, регулирующих имущественные и связанные с ним личные неимущественные отношения с участием иностранцев, основанные на равенстве сторон, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников - Попондополо.

Но на последнем исследовании наиболее полно и точно место мчп в российской правовой системе выражает понятие подсистема рос права. Это объясняется предметом его регулирования который объединяет различные группы отношений.



Предмет МЧП составляют частноправовые отношения осложнен иностранным элементом. Иностранный элемент может проявляться в 3 формах:

1. Иностранный элемент на стороне субъекта правоотношений;

2. Иностранный элемент как юридический факт (смерть чел за границей, причинение вреда за границей;

3. Иностранный элемент на стороне объекта правоотношений (недвижимость находится за границей).

Метод – поскольку международные отношение регулируемые МЧП выходят за рамки одного государства, то возникают столкновения между материальными нормами права различных государств. Специфика МЧП связывается с наличием собственных методов – коллизионно-правовой (отсылочный) и материально-правовой (метод прямого регулирования).

Суть коллизионного в выборе компетентного правопорядка для разрешения конкретного дела. Коллизионный работает при помощи коллизионных норм. Коллизионная норма - правило определения применимого права. Недостатки - применение нормы отправляет нас к норме иностранного государства осложняя работу суда, коллизия коллизий - в различных государствах коллизионные норма в отношении одного и того же предмета может не совпадать.



Коллизионный метод - 2 формы:

  1. Национальный (подразумевается применение национальных коллизионных норм);

  2. Международный (применяются международные коллизионные нормы).

Материально- правовой метод – принятие государством обычной нормы, исключающей коллизию (спор решается по закону данного гос-ва). ПРИМЕР: усыновление в РФ решается по зак-ву России.

Профилактический метод – направлен на предупреждение коллизионных ситуаций: - унификация зак-ва различных гос-в; - заполнение пробелов зак-ва.

Диспозитивный метод – направлен на преодоление коллизий: - путем достижения консенсуса м/у сторонами без проведения коллизионных норм; - выборы сторонами вариантов договора, исключающим возникновение коллизий.

Система МЧП следует пандектной традиции (ПАНДЕКТНАЯ СИСТЕМА - один из способов систематизации (расположения) частноправовых норм, сложившихся в мировой практике (наряду с институционной системой); заключается в том, что нормы гражданского кодекса подразделяются на общую и особенную.) Система МЧП - общая и особенная части.

Общая включает - вопросы предмета и метод, коллизионные нормы, оговорка о публичном порядке, сверх императивные нормы, источники МЧП, субъекты МЧП, государства и м\у организации. Особенная - права собстввенности, м\унар перевозки, расчеты, деликты и обязательства, арбитраж и процесс.


  1. Понимание содержания международного частного права в различных государствах.


Франция. 1. Разрешение коллизии законов – т.е. закон какого государства регулирует данные отношения. 2. Коллизия юрисдикций – суд какого государства уполномочен рассматривать споры по отношениям которые осложнены иностранным элементом. 3. Традиционно включает вопросы о правовом положении гражданство (принятие, выход из гражданства).

Германия. Под предметом МЧП – понимают коллизию законов, вопросы гражданства в доктрину не входят.

Испания. В сферу МЧП включают коллизию законов и коллизию юрисдикций, а также вопросы гражданства, публичного порядка, действия международных договоров и законодательство ЕС по вопросам МЧП.

Англия. В основе доктрины МЧП: 1. Вопросы о юрисдикции английского суда (коллизия юрисдикций); 2. Вопросы о выборе права (коллизия законов); 3. Вопросы о признании и исполнение иностранных решений.

Россия. Сложилось одно из наиболее широких пониманий МЧП. Коллизионному праву отводится центральное место но не единственное. Сюда же входит: ГП и дееспособность; правовое положение иностранных граждан; вопросы права собственности и иных вещных прав; отношения из обязательств; вопросы использования интеллектуальной собственности; вопросы международной перевозки; наследственные отношения с иностранным элементом; брачно-семейные и трудовые отношения с иностранным элементом.


  1. Соотношение и взаимодействие международного частного права и международного публичного права.

Вопросы о соотношении МПП и МЧП в современной юридической науке продолжают оставаться дискуссионными. Нормы МПП и МЧП служат одной и той же цели, созданию прав условий развития международного сотрудничества в различных областях. Общее состоит в том, что в обоих случаях речь идет о международных отношениях в широком смысле этого слова т.е. отношениях выходящих за пределы одного гос. связанных с двумя или несколькими гос-вами. Но нормы МЧП регулируют не публичное право а частноправовые отношения - международное оно лишь в том смысле, что регулирует отношения осложненные иностранным элементом.

Отличия:


  • В МПП главное место занимают политическое взаимоотношение государств, вопросы обеспечения мира и международной безопасности, суверенитета гос-в. МЧП регулирует особую группу частноправовых отношений, которые имеют международный характер. Это прежде всего имущественные отношение и связан с ними неимущественные отношения.

  • Основным субъектом МПП являются гос-ва. Основным субъектом МЧП - отдельные лица - физический и юридические

  • В МПП роль основного источника регулирования отношений играет м\унар договор. В МЧП - м\унар договоры имеют большое значение, но их правила в одних гос-вах входят в состав прав системы данной страны, они должны применятся непосредственно, а в других они могут применятся лишь после того как это будет в определенной форме санкционировано гос-вом. Существенное значение для МЧП имеют источники чисто внутреннего характера.

Существует тесная связь м\у нормами и институтами МПП и МЧП - проявляется тогда, когда в качестве источника МЧП применяются нормы сформированные первоначально в качестве правил м\унар договора, а затем трансформированные в нормы внутреннего законодательства.

Связь проявляется и в том, что в МЧП используется ряд общих начал МПП. Определяющее значение имеют прежде всего принципы суверенитета гос-в, невмешательства во внутренние дела и т.д.




  1. Международный договор как источник МЧП.

Международные договоры представляют собой соглашения между государствами и другими субъектами международного права, разрабатываемые на основе согласования их волеизъявлений в целях единообразного регулирования определенных разновидностей общественных отношений.



Международные договоры (МД) - соглашение двух и более гос-в, устанавливающее в определенных отношениях права и обязанности этих гос-в. Международные договоры устанавливают общие нормы МЧП т.е. материальные нормы, обязательные для всех участвующих в дог-ре гос-в, и таким образом предупреждают возникновение коллизий между законами этих гос-в либо содержат правила разрешения этих коллизий т.е коллизионные нормы.

ВИДЫ:

  • по числу участников:

    • многосторонние – региональная и универсальная унификация предполагает участие ряда гос-в и устанавливает общие правила по предусмотренным в дог-рах вопросам (Венская Конвенция «О договоре международной купли продажи товаров» 1980г., Конвенция «Об исковой давности международной купли продажи товаров» 1974г., Парижская Конвенция «Об охране промышленной собственности» 1983г.)

    • двусторонние – соглашения между двумя гос-ми (дог-ры о правовой помощи, консульские Конв-ции, дог-ры о торговле и мореплавании).

  • по предмету:

    • о правовой помощи дог-ры;

    • торговые дог-ры;

    • транспортные дог-ры;

    • консульские дог-ры;

    • налоговые;

    • по вопросам семейного права;

    • по вопросам трудового права;

    • по вопр. интелектуальной собствеености;

    • другие.

  • Также выделяют:

    • Универсальные;

    • Региональные;

    • Договоры содержащие нормы коллизионного права:

    • Договоры содержащие нормы материального права.

В РФ Международные договоры ч. правовой системы РФ. Если нормы Международные договоры устанавливают иные правила чем внутреннее закон-во, то применяются нормы Международные договоры. В РФ приоритет норм междунар-го права над нормами национального законод-ва. Международные договоры — основная форма унификации национально-правовых норм различных гос-в (материально-правовых, или коллизионных). при этом необходимо уточнить, что Международные договоры регулирует затрагиваемые МЧП отношения не прямо, а опосредствованно. благодаря механизмам трансформации содержащихся в нем положений в нормы внутригос-венного права.

Принципиальной и основной юр обязанностью любого гос-ва-участника по всякому международно-правовому соглашению является обеспечение всеми доступными гос-ву средствами того, чтобы соблюдались положения заключенного дог-ра.




  1. Роль международных организаций в унификации МЧП.

Международные организации занимающиеся практическими и научными вопросами МЧП:



  • Межд-ный институт унификации гос-ва и права (УНИДРУА),

  • Комиссия ООН по праву межд-ной торговли (юнситрал),

  • Международная торговая палата.

  • Гаагская конференция по МЧП. Создана в 1893 г. в Нидерландах.

Сегодня конференция включает в себя более 60 государств (СССР являлась членом, РФ присоединилась в 2000 г.). Имеет целью проведение работы по постепенной унификации норм МЧП.

  • Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. (СССР с 1966 г.)

  • Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г. (РФ с 2001)

  • Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г. (РФ с 2001).

  • Конвенция о заключении брака и признании его недействительным 1978 г.

  • Конвенция о праве, применимом к режимам собственности супругов 1978 г.

  • Конвенция о защите детей и сотрудничества в области международного усыновления 1993 г. (РФ с 2001)

Межд-ный институт унификации гос-ва и права образован в 1926 г. как орган лиги наций. Его задачи: изучение средств и способов унификации и сближения частного права гос-в или групп гос-в и постепенная подготовка к принятию разными гос-ми законод-ва, содержащего единообразные нормы частного права. С этой целью готовит: проекты законов и конвекций направленных на принятие единообразного внутр-го зак-ва, готовит проекты соглашений чтоб улучшить междунар-ные отношения в области частного права, участвует в работе др. организаций может устанавливать с ними деловые связи, организует конференции и публикует исследования которые сочтет для широкого распространения. Межд-й институт унификации ЧП – межд-ная межправительственная орг-ция . Ею приняты: Конвенция УНИДРУА о межд-ном факторинге, о межд финансовом лизинге.

Комиссия ООН по праву межд-ной торговли (юнситрал) образована ООН по инициативе Венгрии. Это спец орган для содействия развитию межд-ной торговли, унификации правил межд-ной торговли Ген ассамблеей ООН. На основе разработанных юнситрал материалов были приняты Конв-ции ООН: о дог-рах медж-ной купли-продажи товаров, об исковой давности в этих дог-рах, о морской перевозке грузови др.

Международная торговая палата основана в 1920г. Цели и задачи её по уставу: влияние на все стороны межд-ной экономической деят-сти, торговлю, промышл-сть, транспорт и финансы, содействие улучшению условий экономических отношений между странами и решению межд-ных экономических проблем. Деятельность её – как научно-исследовательского органа, ищет новые пути, методы и способы организации, а также внедрение новых технологий межд-ной торговли. Имеет консультативный статус при ООН. У нее национальные подразделения палаты. Национальные комитеты - независимые неправительственные и негосуд-ные орг-ции, содействующие развитию межд-ных торговых отношений и всей мировой экономики. Осущ-ют представительство в руководящем совещательном органе имеют возможность участия во всех сферах деят-сти, даже в межд-ном арбитраже. МТП приняты акты: международные правила толкования торговых терминов ‘’Инкотермс’’, унифицированные правила по инкассо.


  1. Развитие международно-частного права в рамках СНГ: вопросы унификации и гармонизации.


Унификация – это процесс создания одинаковых норм для различных субъектов МЧП. Создание типовых кодексов и законов – эти акты не имеют обязательного статуса и носят рекомендательны характер.

Гармонизация – процесс направленный на сближение права различных государств, на установление различий в праве этих государств. Главное отличие гармонизации от унификации — отсутствие международных обязательств.

После распада СССР и образования Содружества Независимых Государств объективная экономическая ситуация привела его участников к необходимости налаживания интеграционных процессов внутри Содружества, в том числе и в области охраны промышленной собственности. По существу, речь идет о реинтеграции таких процессов на новой основе.

Поскольку промышленная и вообще интеллектуальная собственность являются частью более обшей сферы сотрудничества государств в производственной, научной, культурной и экономической областях, первыми многосторонними соглашениями стран Содружества были соглашения о научно-техническом сотрудничестве, производственной кооперации и взаимодействии в области изобретательства, образования, подготовки кадров и согласования приоритетных направлений развития науки и техники.

Так, Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в рамках государств—участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. на основе учета государствами-членами высокоинтегрированных элементов научно-технического потенциала, сложившихся связей в данной области, а также необходимости межгосударственной кооперации предусматривало формы совместной научно-технической деятельности, регулирование создания и эксплуатации научно-технических объектов совместного использования, оказание государственной поддержки совместным научным исследованиям и разработкам.

Государства взяли на себя обязательства создавать правовые, экономические и организационные условия, гарантирующие равные права и ответственность всех организаций, предприятий и граждан, участвующих в межгосударственном научно-техническом сотрудничестве. Особое внимание и усилия страны—члены Содружества, согласно этому договору, должны приложить к обеспечению гармонизации систем охраны промышленной собственности, сотрудничества в проведении научно-технической экспертизы и совместимости правовых норм, регулирующих научно-техническую деятельность (ст. 2). Соглашение закрепило договоренность о том, что вопросы охраны интеллектуальной собственности регулируются законодательными актами сторон и специальными межгосударственными соглашениями (ст. 14). До принятия Патентной конвенции сотрудничество государств по вопросам охраны промышленной собственности предполагалось регулировать Временным соглашением (ст. 15), которое было принято странами—членами СНГ в этих целях.


  1. Основные внутренние источники международного частного права в Российской Федерации.




  • Конституция РФ;

  • ФЗ;

  • Акты субъектов РФ по вопросам совместного ведения.

Важнейшим источником в области МЧП является Конституция РФ. В Конституция есть спец. глава посвященная внешней политике гос-ва. Ряд положений Конституции касается межд-ного права и межд-ых дог-ров (о добросовестном выполнении обязательств, общепризнанных принципов и норм межд-ого права, о межд-ых нормах, относящихся к правам человека). В Конституции РФ содержатся положения о том, что РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами, о правах и обязанностях иностранных гр-дан и лиц без гражд-ва в РФ.

Важное значение для МЧП имеют кодифицированные акты -3ч. ГК РФ, содержащая нормы МЧП как по общим так и по специальным вопросам: основания применения иностр-го права, установление содержания иностр-го права, ограничения применения иностр-го права, исковая давность, право- и дееспособность иностр гр-н и лиц без гражд-ва, правоспособность иностр юр лиц, наследственное право, межд-е дог-ры и т.д.

Еще нормы МЧП закреплены в Семейном кодексе РФ (разд7), ГПК РФ(разд 5,6) АПК(разд5), Водном кодексе, Таможенном кодексе, Кодексе торгового мореплавания - ругулир-ет правил кодекса и правил иностр-го права, прим-е правил межд-х дог-ров и др. В основах законод-ва о нотариате 1993г опред-ся нотариальн действия, совершаемые консульскими учреждениями РФ, вопросы применения иностр-го права при совершении нотариальных действий и т.д. Разные законы к области регулир-я внешнеэкономической и инвестиционной деят-сти (напр. ФЗ об иностранных инвестициях, и т.д.). Закон о межд-м комерч-ком арбитраже.

Нормы МЧП закреплены и в ряде законов общего хар-ра : о залоге, о недрах, патентном законе, и т.д. Судебная практика - проводимые в решениях взгляды судей на какой-либо правовой вопрос, имеющие руководящее значение при решении судами аналогичных вопросов в дальнейшем. Этот источник характерен для ряда гос-в, в некот-х из них он явл-ся осн-ным источником права.

Такое положение в Великобритании и частично в США. В России судебная практика вообще не рассматривается как источник права. Источником права в РФ явл-ся закон. Суд в РФ не создает правовых норм, поэтому судебная практика не явл-тся и источником МЧП. В области МЧП большую роль играют судебные акты высших судебных инстанций РФ (консти-го суда РФ, высшего арбитражного суда РФ, ВС РФ) кот-е разъясняют, толкуют положения нормат-х актов, а также обобщают правоприменительную практику. Судебный прецедент - вынесенное судом решение по конкретному делу, обоснование кот-го становится правилом обязательным для всех судов той же или нижестоящей инстанции при рассмотрении аналогичных дел.


  1. Роль обычаев как источников международного частного права Обычай и обыкновение в МЧП Судебный прецедент и доктрина как источники МЧП.

Правовой обычай - норма поведения сложившаяся в результате многократного повторения одних и тех же действий. В отличие от обычая правое обыкновение имеет локальное значение.

ГК РФ определяет правовой обычай как в ст5: 1) обычай делового оборота – сложившееся и широко применяемое в к.либо области предприним-ской деят-сти правило поведения, не предусмотр-ное законод-вом, независимо от того, зафиксировано ли оно в к.либо документе. 2) обычаи делвого оборота противоречащие обязательным для участников соотв-щего отношения положениям закон-ва или дог-ру не применяются. Обычай делового оборота м.б. применен независимо от того зафиксирован ли он в к.либо док-те. Если условие дог-ра не определено сторонами или диспозитивной нормой, то условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон. В РФ правовой обычай явл-ся источником МЧП.

Обычаи — это правила, кот-е сложились давно, систематически применяются хотя и нигде не зафиксированы. Этим обычай отличается от нормы закона.

Межд-е обычаи признаются в кач-ве источника права даже если они не зафиксир-ны в каких-либо актах, исходящих от гос-й власти. Признаки межд-го обычая: длительность существования, устойчивость в практике, признание гос-ми этого правила поведения в кач-ве общеобязательной нормы. В рф обычай признается источником права, они как ср-во восполнения пробелов в законод-ве.

Межд-ные обычаи, основанные на последовательном и длительном применении одних и тех же правил, наша доктрина и практика рассматривают в качестве источников международного публичного, а также международного частного права. Обычаи — это правила, кот-ые сложились давно, систематически применяются хотя и нигде не зафиксированы. Этим обычай отличается от нормы закона. Обычаи, в основе кот-х лежат принципы суверенитета и равенства гос-в, обязательны для всех стран; что же касается других обычаев, то они обязательны для того или иного гос-ва в случае, если они им в какой-либо форме признаны. Кроме международно-правовых обычаев имеются торговые обычаи, кот-ые широко применяются странами в межд-ной торговле и в области торгового мореплавания.


  1. Нормативный состав МЧП. Вопрос включения национальных материальных норм в состав МЧП.

Нормативный состав МЧП состоит из двух групп норм разного хараетар:



  • коллизионно-правовые нормы, которые сами по себе не регулируют отношения, осложненные иностранным элементом, а лишь отсылают к праву, подлежащему применению;

  • материально-правовые нормы национального законодательства, регулирующие отношения с иностранным элементом.

Ныне же исследователями обсуждается проблема национальных материально-правовых норм как норм МЧП. Такие авторы, как М.М. Богуславский, М.Н. Кузнецов и др. вслед за И.С. Перетерским полагают, что данные нормы, будучи предназначенными исключительно для регулирования определенных отношений, т.е. образующих именно объект регулирования МЧП, не могут не включаться в его состав. Следовательно, определяющим для них критерием выступает объект регулирования.

Другие же (прежде всего Л.А. Лунц) исходят из того, что данный вид норм не отражает существа международного частного права, которое заключается в том, что «по всякому правоотношению с «международным» или «иностранным» элементом возникает коллизионный вопрос», и коллизионная норма, разрешающая этот вопрос, не может быть заменена внутренней материальной нормой».

Для М.И. Брагинского, вообще полагающего, что нормы международного частного права суть часть гражданского права, вопроса о качестве материально-правовых предписаний национального права считаться принадлежащими к какой-либо иной, нежели гражданско-правовой отрасли, не встает в принципе. Г.К. Дмитриева, в свою очередь, указывает, что, «с одной стороны, они так же, как и нормы международного частного права, специально предназначены для регулирования гражданских отношений с иностранным элементом и, следовательно, у них общий предмет регулирования. Но с другой стороны, они не выражают метод международного частного права — преодоление коллизии права». Даже оставляя в стороне проблему иерархии отраслеообразующих факторов (все же приоритетным для деления отраслей права на самостоятельные виды, с позиций теории права всегда было наличие специфического объекта регулирования), следует заметить, что аргументация, основанная на подобном подходе, не может показаться фундаментальной и с другой точки зрения. Материально-правовая норма, установленная в национальном праве и предназначенная регулировать отношения, выходящие за рамки правопорядка одного государства, применяется к конкретному общественному отношению, когда к ней отошлет коллизионная норма, а также непосредственно, «напрямую», т.е. не дожидаясь этого момента, — в силу самого характера этой нормы, поскольку подобные предписания в большинстве своем выражены как императивные правила поведения.

Трудно согласиться с трактовкой Л.А. Лунцем некоторых таких норм из числа материально-правовых как норм коллизионных или норм публичного порядка, однако можно тем не менее предположить, что и сущность международного частного права они все же выражают вполне адекватно — их внутренней предпосылкой, как бы имплицитно присутствующей гипотезой является односторонняя коллизионная норма, обусловливающая применение отечественного правопорядка и указывающая на сформулированное в норме соответствующее правило поведения.




  1. Состав и правовая природа коллизионных норм. Классификация коллизионных норм.

КН – это норма общего, абстрактного, отсылочного характера, которая не содержит материальной модели поведения, не устанавливает прав и обязанностей сторон, а только на основе заложенного в этой норме объективного критерия определяет право какого государства должно регулировать соответствующие отношения.

Структура коллизионной нормы – объем (указание на какое-либо ПО) и привязка (правило определения применимого права). Оба структурных элемента обязательны.

Объём указывает на круг отношений, которые подлежат воздействию со стороны коллизионной нормы, а привязка содержит указание на признаки определения применимого права.

Пример: Форма сделки определяется местом её совершения. В данном примере объём коллизионной нормы составляет указание на форму сделки. Именно этот вопрос будет решаться по праву страны, где сделка совершена (привязка). Привязка коллизионной нормы также может именоваться формулой прикрепления.



  • По способы выражению воли законодателя

    • Императивные (не предполагают возможности отступления от содержащихся в них правил поведения даже при наличии соглашения сторон. Формулировки таких норм всегда однозначно указывают на права и обязанности сторон — участников конкретного правоотношения);

    • диспозитивные (закрепляют общее правило поведения, адресованное участникам правоотношения, от содержания которого они могут отступить при наличии их взаимного согласия. Формальным признаком диспозитивности выступают такие формулировки, как «стороны могут», «если иное не установлено соглашением сторон»);

  • По форме коллизионной привязки

    • двусторонние – допускают применение как национального, так и иностранного права.

    • односторонние – только национальное право (ст. 1200 ГК РФ)

  • По юридико-техническим свойствам привязок

    • альтернативные (предполагают наличие нескольких привязок для регулирования конкретного правоотношения, закрепленного в объеме, причем та или иная привязка применяется по усмотрению соответствующего субъекта правоотношения или иного лица (например, правоохранительного органа));

    • кумулятивные (сочетают возможность применения иностранного права для регулирования данного правоотношения с указанием на то обстоятельство, что соответствие требованиям собственного национального права исключает признание юридической недействительности отношения, даже если не соблюдены требования иностранного права, к которому отсылает кумулятивная коллизионная норма).

  • По правовой форме

    • Национальные;

    • унифицированные международно-правовые (в рамках международных договоров).

  • .

    • Генеральные коллизионные нормы.

    • Субсидиарные коллизионные нормы (применяется если невозможно применить генеральную коллизионную норму).




  1. Основные типы традиционных коллизионных привязок.




  1. Личные закон физического лица. (лекс персоналес lex personalis)

        1. закон гражданства (правовой статус лица определяется законодательством того государства, гражданство которого лицо имеет);

        2. закон места жительства (закон домицилия) правовой статус лица определяется по законодательству государства, на территории которого данное лицо проживает).

  1. Личный закон юридического лица. Указывает на государственную принадлежность ЮЛ (национальность ЮЛ). В современном международном частном праве существуют четыре варианта определения личного закона юридических лиц:

1) теория инкорпорации — личным законом юридического лица считается право того государства, в котором данное лицо зарегистрировано (инкорпорировано). Такая трактовка закреплена в праве Великобритании, России (ст. 1202 ГК РФ), Китая, Кипра, США.

2) теория оседлости — юридическое лицо принадлежит тому государству, на чьей территории находится его административный центр. Данная трактовка свойственна праву большинства государств Европы;

3) теория эффективного (основного) места деятельности — юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории оно ведет основную хозяйственную деятельность (законодательство Италии, Алжира). Критерий эффективного места деятельности оптимален для определения национальной принадлежности оффшорных компаний;

4) теория контроля — юридическое лицо имеет национальность того государства, с территории которого контролируется и управляется его деятельность (к какому государству принадлежит лицо, обладающее большим пакетом акций предприятия). Эта теория закреплена в законодательстве подавляющего большинства развивающихся стран и в международном праве (Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и иностранными лицами 1965 г.) Теория контроля — наилучший критерий для установления действительной национальности транснациональных корпораций.



  1. Закон места нахождения вещи. Одна из старейших коллизионных привязок, определяющая вещно-правовой статут правоотношения (ст. 1205 ГК РФ). Закон места нахождения вещи определяет правовой статус и движимых, и недвижимых вещей (п. 2 ст. 1205 ГК РФ). Закон местонахождения вещи понимается как реальная, физическая категория, т.е. как право того государства, на территории которого находится вещь. В особом порядке определяется вещно-правовой статут движимых вещей, находящихся в процессе международной перевозки («груз в пути»): для решения этого вопроса применяется право страны места отправления груза, места назначения груза, места нахождения товарораспределительных документов (п. 2 ст. 1206 ГК РФ). Правовое положение вещей, приобретенных в силу приобретательной давности, регулируется правом страны, где имущество находилось в момент окончания срока приобретательной давности (п. 3 ст. 1206 ГК РФ). К договору в отношении недвижимого имущества возможно применение автономии воли — стороны могут сами избрать применимое право, независимо от того, где именно находится данное имущество (ст. 1213 ГК РФ).

  2. Закон места совершения акта. Определяет формальный статут договора, т.е. порядок подписания и форму сделки (ст. 1209 ГК РФ). Классический случай применения этой формулы в обобщенном виде — это разрешение коллизии законов, связанных с формой частноправового акта. Форма любого официального юридического акта регулируется правом того государства, на территории которого этот акт имеет место. Закону формы акта подчиняются форма доверенности, срок ее действия и основания прекращения. Применяется в различных вариантах, например, при определении формы договора, формы и срока доверенности, вопросах наследования (ст.39,40, 41 Минской конвенции)

  3. Закон флага. Этот коллизионный принцип является трансформацией привязки «личный закон» применительно к воздушным и водным судам и космическим объектам. Правовой статус таких объектов регулируется правом того государства, флаг которого несет воздушное или водное судно. Основная сфера применения закона флага — международные морские и воздушные перевозки, торговое судоходство и мореплавание. Водные и воздушные суда, космические объекты представляют собой «условную территорию» государства флага, поэтому большинство отношений, возникающих на борту любых судов, в первую очередь предполагают применение закона флага.

  4. Закон места совершения деликта - одна из старейших коллизионных привязок, применяемых для регулирования деликтных обязательств и определения деликтного статута правоотношения (ст. 1220 ГК РФ). В настоящее время закон места совершения деликта оценивается как «жесткая» коллизионная привязка и в праве всех государств наблюдается тенденция к отказу от ее применения. Основной принцип современного разрешения деликтных обязательств  — возможность выбора законодательства, наиболее благоприятного для потерпевшего.

  5. Закон страны суда. это привязка односторонней коллизионной нормы, означающая применение права того государства, суд которого рассматривает дело. Коллизионный вопрос решается судом в пользу применения собственного права. Отсылка к закону суда привлекательна для правоприменительных органов всех государств — она позволяет применять местное право, что значительно упрощает и ускоряет процесс. Право страны суда вполне применимо к любому виду частноправовых отношений и может выступать альтернативой всем остальным формулам прикрепления.

  6. Закон, избранный арбитрами. то основная коллизионная привязка по всем договорным обязательствам. Автономия воли считается самой «гибкой» коллизионной нормой. Она предполагает максимальную свободу сторон относительно выбора модели поведения (в том числе относительно выбора законодательства). Как коллизионная привязка автономия воли применяется только к обязательственному статуту правоотношения. Большинство стран предусматривает возможность неограниченного выбора права сторонами; даже приветствуется выбор права «нейтрального» государства (ст. 1210 ГК РФ).

  7. Закон места заключения брака.

  8. Закон автономии воли сторон. К договору в отношении недвижимого имущества возможно применение автономии воли — стороны могут сами избрать применимое право, независимо от того, где именно находится данное имущество (ст. 1213 ГК РФ).




  1. Гибкие коллизионные привязки.


следующая страница >>



Порнография — это инструкция, насилие — практика. Глория Стайнем
ещё >>