Похожие работы
|
Вопросы к экзамену по курсу «мэо» для студентов 3 курса ф-та мэо за 2006-2007 уч - страница №9/9
![]() 53. Основные задачи и функции ОЭСР. Значение ОЭСР для развития многостороннего регулирования.1961 г. – ОЭСР – международная межправительственная экономическая организация – преемник ОЕЭС, созданной для реализации “плана Маршала” (29 членов). Цели ОЭСР:
Страны-члены приняли на себя обязательства оптимально использовать имеющиеся у них ресурсы, поощрять научные исследования и образование, стремиться к финансовой стабильности, оказывать техническую помощь и другие виды содействия развивающимся странам. Значительное место в деятельности ОЭСР занимает подготовка различных пргнозно-аналитических материалов и выработка рекомендаций, которые страны-члены учитывают при разработке национальной экономической политики. 22 мая 1996 года РФ подала официальную заявку на членство в ОЭСР.
Значение ОЭСР для развития многостороннего регулирования.Среди наиболее важных актов ОЭСР, имеющих непосредственное отношение к вопросам многостороннего регулирования МЭО, следует отметить Кодекс либерализации движения капиталов и Кодекс либерализации невидимых операций. Всего за период существования было выработано более 40 юридически обязательных решений и более 100 рекомендаций, деклараций и договоренностей. Основой орг. структуры ОЭСР составляют комитеты (их около 20: по торговле, по финансовым рынкам, по с/х). В рамках комитетов вырабатывается общая политика членов ОЭСР в отношении развивающихся стран, согласовываются направления финансовых потоков на двусторонней и многосторонней основе, решаются проблемы содействия расширению обмена товарами и услугами на многосторонней основе, анализируются актуальные вопросы торговой политики, состояния платежных балансов, снижение таможенных тарифов и т.д. Например: соглашение об основных условиях предоставления экспортных кредитов (оговорили сроки, минимальные платежи, ставки, классифицировали страны-заемщики). В течение длительного времени ОЭСР занимается проблемой подготовки многостороннего соглашения по иностранным инвестициям, необходимого для устранения инвестиционных барьеров, создания основы системы международного инвестирования, более высокой либерализации инвестиций, а также для создания эффективного механизма разрешения споров. 1976 г. – «Многосторонние и региональные инструменты для сотрудничества по ПЗИ», с 1995 г. – работа над Многосторонним соглашением по инвестициям. Подчеркивая важность деятельности ОЭСР для развития системы многостороннего регулирования МЭО, следует отметить, сто аналитические исследования и разработки ОЭСР внесли весомый вклад в расширение сферы деятельности ГАТТ и успешное проведение многосторонних торговых переговоров в рамках Токийского и Уругвайского раундов. 54. Роль группы всемирного банка в развитии МЭО Группа Всемирного банка: характеристика организаций, входящих в состав, направления деятельности.Группа Всемирного банка включает:
Возглавляемые единым руководством, каждый из указанных институтов самостоятельно, за счет имеющихся у него средств и на различных условиях осуществляет финансирование инвестиционных проектов и содействует осуществлению в ряде стран программ экономического развития. МБРР Более известен как Мировой или Всемирный банк, был создан в 1944 г. с целью оказания помощи в восстановлении и развитии экономики западноевропейских стран после второй мировой войны. С середины 50-х гг. основное внимание МБРР было переключено на содействие экономическому развитию государств, освободившихся от колониальной зависимости.
Устройство: Высший орган – Совет управляющих, состоящий из представителей всех стран-членов Банка (их-180, членами могут стать только страны, вступившие в МВФ, так как обязаны проводить политику, соответствующую Уставу МВФ). Однако голоса распределяются так, что ведущую роль играет группа из 10 наиболее развитых во главе с США. Решения в Совете принимаются простым большинством. Каждая страна имеет 250 голосов+1 голос за акцию в 100 тыс. СДР в капитале Банка. В результате у группы «10» более 60% голосов. Для принятия важных решений необходимо 85%, у США 17% и следовательно – право вето. Текущей деятельность руководит Директорат из 22 директоров-исполнителей, 7 назначаются (представители США, Англии, Франции, ФРГ, Индии, КНР и России). Директорат возглавляет Президент Банка, традиционно американец. Уставный капитал образуется путем подписки стран-членов на его акции. Для пополнения ресурсов выступает как заемщик на мировом финансовом рынке. Поскольку МБРР имеет хорошую репутацию, и доходность составляет около 7% годовых, частные банки и другие финансовые институты охотно вкладывают деньги. МБРР предоставляет кредиты (на 15-20 лет, достаточно дорогие, так как сам платит % по привлекаемым средствам) странам-членам под гарантию правительства или ЦБ страны для осуществления определенных проектов, если эти страны выполняют условия МБРР. Кредит составляет не больше 30% стоимости проекта. Так как ресурсы МБРР оказались недостаточными для удовлетворения возросших потребностей развивающихся стран, были созданы на правах дочерних организаций МФК(1956) и МАР(1960). МФК Создана с целью мобилизации национального и иностранного капитала для развития частного сектора в развивающихся странах. Кредитует также государственные предприятия, работающие как самостоятельные акционерные компании. Кредиты дорогостоящие, поэтому используются для высокорентабельных проектов. Кредит составляет не больше 25% стоимости проекта. Погашается в той валюте, в которой был выдан. По кредитам МФК не требуется правительственная гарантия. Кредиты МФК дополняют частные инвестиции, что облегчает приток отечественного и иностранного капитала в частный сектор. Капитал образован из взносов стран-членов (170). Инициатор создания – США, Россия вступила в 1993 г.
МАР была создана для оказания помощи самым бедным странам на привилегированных условиях. Предоставляет станам-членам беспроцентные долгосрочные кредиты на срок 35-40 лет, взимая лишь комиссию на покрытие административных расходов (менее 1%). Погашение может производиться в любой валюте. Необходима правительственная гарантия. Ресурсы МАР образуются за счет добровольных взносов стран-членов (доноров), прежде всего США. Кредиты используются в основном на развитие экономической и социальной инфраструктуры, особое внимание сало уделяться Сельскому хозяйству развивающихся стран.
Призвано способствовать размещению международных инвестиций и предоставлять гарантии иностранным инвесторам от некоммерческих рисков. Капитал образован странами-членами (107) исходя из квот в МБРР. В группу Всемирного банка входят еще 2 организации:
Работой МБРР и его филиалов руководит единый орган управления и президент Банка, и главной их задачей является координация многосторонних и двусторонних программ долгосрочной помощи странам – членам этих международных организаций. 55. Деятельность ЮНИДО. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, усилия которого сосредоточены на борьбе с нищетой путем повышения производительности. ЮНИДО оказывает помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой в их борьбе с маргинализацией в современных условиях глобализации. Организация мобилизует знания, опыт, информацию и технологии и тем самым содействует производительной занятости, развитию конкурентоспособной экономики и обеспечению экологической устойчивости. ЮНИДО была создана в 1966 году, а специализированным учреждением Организации Объединенных Наций стала в 1985 году. В рамках общей системы Организации Объединенных Наций ЮНИДО отвечает за содействие, в сотрудничестве со 171 государством-членом, промышленному развитию всех развивающихся стран. Центральные учреждения Организации находятся в Вене, а на местах ЮНИДО ведет активную деятельность с помощью своих 29 страновых и региональных отделений, 14 отделений по содействию инвестированию и передаче технологии и ряда отделений по конкретным аспектам ее деятельности. В качестве глобального форума ЮНИДО аккумулирует и распространяет информацию по вопросам промышленности и обеспечивает основу, для того чтобы различные участники деятельности в области развития — лица, ответственные за принятие решений в государственном и частном секторах, организации гражданского общества и международное сообщество в целом — могли укреплять сотрудничество, вести диалог и развивать партнерские отношения для решения стоящих перед ними задач. В качестве учреждения по вопросам технического сотрудничества ЮНИДО разрабатывает и осуществляет программы оказания своим клиентам поддержки в области промышленного развития, а также предлагает специализированные услуги по вопросам разработки программ с учетом индивидуальных потребностей. Эти две основные функции являются одновременно взаимодополняющими и взаимообусловленными. С одной стороны, ЮНИДО может знакомить определяющих политику лиц со своим опытом работы в области технического сотрудничества; с другой стороны, аналитический потенциал Организации позволяет ей определять приоритеты и оптимальные направления технического сотрудничества. Предоставляемые ЮНИДО услуги характеризуются тем, что их можно легко включать в пакеты услуг по конкретным странам, а привлечение к их осуществлению участников на местах обеспечивает индивидуальный подход. Комплексные услуги ЮНИДО охватывают следующие области: • управление промышленностью и статистика • содействие инвестированию и передаче технологий • конкурентоспособность промышленности и торговля • развитие частного сектора • агропромышленность • устойчивая энергетика и изменение климата • Монреальский протокол (вещества, разрушающие озоновый слой) • рациональное природопользование По состоянию на 31 декабря 2003 года стоимостное выражение осуществляемых программ и проектов ЮНИДО составило в общей сложности около 327,5 млн. долл. США. Основными инструментами технического сотрудничества являются комплексные программы (КП) и рамки страновых услуг (РСУ). На 30 апреля 2004 года разработано 54 программы, большая часть которых активно осуществляется. Из общего объема средств, уже выделенных на КП и РСУ, 39% приходится на страны Африки к югу от Сахары, 31% —на Азию и Тихий океан; 20% — на регион арабских государств, 8% — на Латинскую Америку и Карибский бассейн и 2% — на Центральную и Восточную Европу. Финансовые ресурсы ЮНИДО складываются из регулярного и оперативного бюджетов, а также специальных взносов на деятельность в области технического сотрудничества. Регулярный бюджет формируется из начисленных взносов государств-членов. Техническое сотрудничество финансируется главным образом за счет добровольных взносов стран-доноров и учреждений, а также Программы развития Организации Объединенных Наций, Многостороннего фонда для осуществления Монреальского протокола, Глобального экологического фонда и Общего фонда для сырьевых товаров. Объем операций ЮНИДО на двухгодичный период 2004–2005 годов составляет около 356 млн. евро.
Статьи соглашения об учреждении Международного валютного фонда (Устав МВФ) были выработаны на Конференции ООН по валютным и финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 в Бреттон-Вудсе. Основная задача Фонда – создание валютных резервов, из которых правительства стран-членов МВФ могут заимствовать средства для преодоления временных нарушений платежного баланса и предотвращения диспропорций в мировой экономике. На 15 февраля 1999 членами МВФ являлись 182 государства. Руководство МВФ осуществляется Советом управляющих, в состав которого входят по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждой страны-члена организации. Административные функции и повседневное управление возложены на директора-распорядителя и совет исполнительных директоров. По традиции директор-распорядитель является гражданином одной из европейских стран. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. Со времени начала его функционирования (в конце 1945) МВФ претерпел значительные изменения, что нашло отражение в двух поправках к уставу Фонда. Первая из них, принятая в 1969, касалась введения условной денежной единицы – т.н. «специальных прав заимствования» (СДР), по-английски Special Drawing Rights (SDR). Однако гораздо большее значение имела поправка 1978, которая отменяла официальную привязку валютных курсов к доллару. Для каждого из членов МВФ установлена квота, рассчитанная на основе относительной экономической и финансовой мощи страны. Квоты определяют размер финансовых взносов (подписки) каждой страны-члена, число приходящихся на нее голосов и условия ее доступа к ресурсам Фонда. На 31 января 1999 доля США в совокупных ресурсах МВФ превышала 18%, что давало этой стране фактическую возможность наложить вето на любое касающееся управления Фонда решение, принятие которого требует не менее 85% всех голосов. Со временем финансовая помощь МВФ государствам-членам, испытывавшим проблемы с платежным балансом, значительно возросла – увеличились ее масштабы, более разнообразными стали формы кредитования. Все кредиты МВФ имеют форму продажи Фондом валют других его членов за соответствующую сумму национальной валюты заемщика. Возвращение долга осуществляется в приемлемых для МВФ валютах стран-членов или, по соглашению с МВФ, в СДР. Бедным странам мира, испытывающим постоянные проблемы с платежным балансом, в 1987 была предложена, а в феврале 1994 расширена программа поддержки структурной перестройки, предусматривающая предоставление кредитов на льготных условиях. Ее целью является поддержка в течение трех лет среднесрочных национальных программ структурной перестройки, призванных улучшить состояние платежных балансов и способствовать экономическому росту. С 1986 МВФ выделил по этой линии кредиты на общую сумму 9,9 млрд. СДР (по состоянию на 30 апреля 1998). Азиатский финансовый кризис конца 1990-х годов, оказавший крайне негативное воздействие на развитие мировой экономики, продемонстрировал недостаточную эффективность мировой финансовой системы в условиях растущей глобализации экономики и резкого ускорения миграции капиталов. Поэтому все более актуальным становится вопрос о переустройстве глобальной финансовой системы на новых принципах, в том числе о реорганизации деятельности Международного валютного фонда. 57. Сотрудничество России с международными экономическими организациями., 58. Роль свободных экономических зон (СЭЗ) в МЭО. СЭЗ – это часть территории или экономического пространства государства с особым льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой и инвестиционной деятельности. Создают те страны, которые не могут открыть свою экономику для иностранного капитала (Китай, Бразилия). Принципы создания СЭЗ:
Особые признаки СЭЗ:
Виды СЭЗ:
В ЭПЗ размещено производство. Для притока инвесторов нужны стимулы:
Особенность в ЕС – в рамках Европа-25 – единая с/х, промышленная политика, но нет единой инновационной политики, которая определяет конкурентоспособность страны (особенно в Великобритании). Цель – развитие наукоемкого производства; Условие – концентрация лучших научно-технических кадров, рабочих профессий и ведущих университетов.
Создаются по определенным профессиональным или каким-либо иным признакам:
Многоотраслевые зоны, обладающие всеми чертами других специфических зон (все китайские зоны). Результаты функционирования СЭЗ
59. Оффшорные зоны: виды, особенности их использования. Оффшорные зоны (или оффшорные финансовые центры) – особый вид экономических зон. Оффшорная зона (ОЗ) – территория или страна, законодательство которой разрешает регистрацию оффшорных компаний, деятельность которых основана на извлечении прибыли/доходов из источников, расположенных вне страны или территории регистрации. ! производство за переделами ОЗ! Типы оффшорных компаний:
Что привлекает в ОЗ:
ОЗ «живут» за счет платежей регистрационного характера (в ОЗ низкие %). В Калмыкии, в Ингушетии создаются закрытые территории образования ОЗ характера, предприятие может находиться и осуществлять деятельность в любом месте РФ, но быть зарегистрировано там. В мировой практике оффшорный бизнес особенно развит в развивающихся странах.
Особые экономические зоны стали создаваться в середине 90-х годов. В настоящее время существует закон «Об особых экономических зонах» №116 15,07,05 В соответствии с законом на территории РФ предполагается обеспечить функционирование 6 зон, различающихся по характеру деятельности промышленного и инновационного типа:
Закон устанавливает требования – резиденты таких зон должны инвестировать не менее 10 млрд. евро. При этом, в течение года сумма инвестиций должна быть не меньше 1 млн. евро (для зон производственного характера). Льготы. На территории зон – режим СЭЗ, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах этой зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС (для иностранных товаров). А российские товары на условиях, применяемых к вывозу с таможенным режимом экспорта, с уплатой акциза и без вывозных таможенных пошлин. !Фед. закон гарантирует инвесторам защиту от неблагоприятных изменений в налоговом законодательстве РФ. Налоговые каникулы: Для 1 и 2 зон в течение 5 лет никакого налогового обложения, а также ускоренная амортизация основного капитала с коэффициентом до 2. Кроме этих преференций федерального уровня субъекты федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы, например, льгота по налогообложению земли.
В законе устанавливается срок СЭЗ – 20 лет, при этом продлений, не делают. Резидентами СЭЗ не могут быть ЮЛ, которые применяют специальный экономический режим. Международная группа по борьбе с отмыванием «грязных денег» (Financial Action Task Force on Money Laucleaning – FATF). Создание в 1999 г. Формулировка требований к странам:
В 2002 году FATF определило группу стран и территорий, не сотрудничающих с ней (16 стран). Для группы таких стран было характерно наличие:
2002 г. доклад «Пагубная налоговая конкуренция» - обобщения о недобросовестности налоговой практики. Список из 35 стран, которые используют недобросовестную налоговую конкуренцию. Поначалу РФ тоже не присоединялась к требованиям FATF. В 2003 г. – Россия член FATF. Требования, предъявленные к РФ для вступления в FATF:
<< предыдущая страница |
ещё >> |