Похожие работы
|
Вопросы к экзамену по курсу «мэо» для студентов 3 курса ф-та мэо за 2006-2007 уч - страница №2/9
![]() Размер пошлин с 45% до 4% в 1947-2003Пошлина- денежный сбор, взимаемый государственными таможенными органами при провозе товаров через таможенную границу. Выполняет две функции – фискальную и торгово-политическую. В зависимости от объекта обложения различают
По способу взимания пошлины делятся на:
В зависимости от страны происхождения:
По характеру торгово-политических отношений
Таможенный тариф- детальный перечень подлежащих таможенному обложению товаров с указанием ставок пошлин:
Принцип тарифной эскалации- повышение ставок пошлин по мере углубления процесса обработки товара (ср. принцип тарифной деэскалации) Ставка эффективного тарифа – усиление тарифной защиты при увеличении стоимости товара в процессе производства. Причины снижения роли пошлин в качестве средства торговой политики:
Высокие пошлины ведут к обострению проблемы «тарифных пиков»- ставок пошлин, превышающих 15% добавленной стоимости товара (характерны для: продуктов питания, с/х продукции, текстиля и одежды, высокотехнологичных товаров, автомобилей). Общая система невзаимных преференций – действует в отношении товаров из РС, реализуемым на рынках ПРС. Решение об ОСП было принято в 1970 г. на конференции ЮНКТАД. Наиболее активно применяется в ЕС, в рамках ОСП ввезено 65 млрд. долл. товаров, в США – 14 млрд., в Япония – 15. По некоторым товарам таможенные пошлины остаются значительными – текстиль, одежда, кожа, каучук, обувь, с/х 5. Средства стимулирования экспорта (с.127) 1) Ценовые:
- прямое- правительственная поддержка национальных экспортеров в форме дотирования производства или экспорта товаров. Экспортные субсидии удешевляют покупку иностранных товаров в стране, стимулируют диверсификацию национального экспорта. Вообще, прямое субсидирование экспорта не допускается, за исключением с/х продукции, продукции лесного хоз-ва и рыболовства. Определить факт субсидирования крайне трудно. В развивающихся странах- «развязывающая оговорка», ВВП не более 1000 долл./годд. - косвенное: налоговые льготы экспортерам в форме ранее уплаченных пошлин, снижение ставок прямых налогов с предпринимателей для компенсации части издержек экспортеров, отсрочка от уплаты налогов на несколько лет («налоговые каникулы»), исключение из налоговой базы расходов на НИОКР. Самая распространенная практика- возврат при экспорте товаров ранее уплаченного НДС (уплаченного за товары, используемый при производстве продукции на экспорт).
Товарный демпинг- продажа товаров по ценам ниже внутренних, ценам ниже издержек производства (сбыт товаров крупными партиями, уникальных по техническим свойствам товаров). Обычно практикуется крупными компаниями-монополистами. Валютный демпинг- девальвация национальной валюты страны-экспортера и снижение экспортных цен. Может иметь место только в течение ограниченного периода времени- он действует до тех пор, пока цены на внутреннем рынке страны-экспортера не поднимутся до уровня обесценения национальной денежной единицы. При этом необходимо: 1)отсутствие девальвации в стране-импортере; 2)благоприятная эк. ситуация в стране-импортере; 3)наличие фирм-конкурентов. Демпинг бывает постоянный (или агрессивный; нацелен на вытеснение с рынка конкурентов) и разовый (или пассивный; применяется для реализации временно образовавшегося излишка товара).
2) Неценовые средства не влияют на цену экспортируемого товара
6. Создание, основные принципы и проблемы деятельности ГАТТ/ВТО (с.490) Организация была создана в соответствии с соглашением, подписанным в 1994г. В Марракеше участниками Уругвайского раунда многосторонних переговоров. Официально функционирует с 1995 г. В ВТО входят 147 страны, их доля в мировом товарообороте = 96%. ВТО не просто заменила ГАТТ, но включила это соглашение в качестве своей интегральной части. Правовой базой ВТО является ГАТТ, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (+ ряд соглашений по торговле текстилем и одеждой, с/х, гражданской авиации, по торговым аспктам инвестиционных мер (ТРИМС)). Цели ВТО:
Главный принцип деятельности ВТО - принцип недискриминации в торговле, предполагающий, с одной стороны, предоставление РНБ в отношении экспортных, импортных и транзитных пошлин, а с другой- национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в том, что касается внутренних налогов и сборов. Основные принципы деятельности: 1. Принцип наибольшего благоприятствовани в отношении торговли. Он означает: все льготы и привелегии предоставляемые 1-ой из договаривающихся стороне должны быть предоставлены и др. стороне, на которых распрорстраняется этот принцип. Есть исключения: - возможности использования преференций (льгот), существовавших на момент создания ГАТТ. - соображения гос. безопасности - образование таможенных союзов и зон свободной торговли( т. е. на ЕС не распространяется (иногда)) - разрешающая оговорка, принятая на токио раунде (7-ой) 2. Принцип национального режима. Товарам импортного и нац-ого пр-ва должен предоставляется одинаковый режим (те же налоги и те же льготы, что и национальный товар). 3. Принцип преимущественного использования таможенных тарифов для защиты для защиты внутреннего рынка (запрещено использования колличественных определений и ряда др-их ограничений). 4. Принцип постепенного снижения таможенных тарифов в ходе раунда меж-ых переговоров. 5. Принцип взаимозависимости при предоставлении торгово-политических уступок. 6. Принцип обязательства стран-членов проводить консультации и переговоры при решении споров и проведении мероприятий, связанных с торговой политикой страны Функции ВТО:
Структура ВТО: Высший орган- конференция министров, состоящая из представителей государств-членов. Собирается не реже раза в 2 года. За повседневную деятельность ВТО отвечает Генеральный совет. Также в ВТО действует целый ряд вспомогательных органов, в который входят различные комитеты и советы. Секретариат (во главе Гнеральный и директор + 4 заместителя) отвечает за обеспечение деятельности ВТО и ее органов в вопросах ведения переговоров, реализации соглашений и оказания помощи развивающимся странам. + Комитеты по торговле товарами , услугами, торговым аспектам ЗПИС, Комитет по региональным торговым соглашениям (следит за ЗСТ и тамож. союзами)
7. Особенности внешнеэкономической политики США (из и-нета) Ключевая задача Соединенных Штатов в области внешнеэкономической политики -- использовать свое большое влияние для того, чтобы обеспечить открытую и процветающую мировую экономику, углубить и расширить преимущества глобализации.. Процветание Америки неразрывно связано с процветанием всего мира. Объем и темпы роста международной торговли и инвестиций резко увеличиваются.. Интеграция производства и реализации товаров и услуг через межгосударственные границы меняет структуру частного сектора. Ежедневно возникают новые международные образования, структуры и альянсы. Главные задачи внешнеэкономической политики США на современном этапе:
Один из регионов мира, где экономическая политика США может принести потенциально более широкий внешнеполитический эффект, -это Африка.Американские компании при наличии подобающего политического климата и поддержки могли бы извлечь существенную прибыль из инвестиций в развитие современных средств связи и транспортных систем в Африке. Соединенным Штатам нужен согласованный и унифицированный политический аппарат, позволяющий проводить такую многогранную внешнеэкономическую политику, какой требует нынешняя сложная международная обстановка. Регулирование торговли сталью
Эти меры не распространялись на ряд продуктов, важных для американского импорта, и на продукцию развивающихся стран и стран, с которыми США имеют договоры о свободной торговле. ВТО заявила, что меры противоречат правилам организации. По прошествии 21 месяца, в декабре 2003 президент Дж.Буш прекратил такую политику. Это время было необходимо уязвимым отраслям для реструктуризации и консолидации, повышения производительности и снижения издержек. Участие США в региональных организациях
Объем ВТ 2,8 трлн. долл. – Э1,22, И1,65 Основные торговые партнеры:
8. Особенности внешнеэкономической политики Японии (инфо из и-нета) Активное участие государства в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – характерная особенность Японии на протяжении последних четырех десятилетий. Государственное регулирование охватило практически все стадии ВЭД, начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, выработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и кончая использованием широкой системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера. Продуманная государственная политика регулирования ВЭД стала одним из главных рычагов превращения внешнеэкономических связей в действенный фактор развития страны. Она способствовала интеграции Японии в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр. В практике государственного регулирования ВЭД используется широкий арсенал взаимно дополняющих методов – законодательных, административно-правовых, экономических, неформальных, что позволяет обеспечивать достижение поставленных целей. На протяжении длительного времени в стратегии развития внешних связей Япония делала основной упор на создание многосторонних (планетарных) систем торгового и инвестиционного обмена. В отличие от большинства стран—членов АТЭС и ВТО, Япония отказывалась от подписания двусторонних и субрегиональных соглашений о свободной торговле, отдавая предпочтение созданию механизмов многостороннего регулирования. В мае 2000 г. Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) в своем официальном докладе впервые за многие годы заявило о переориентации своей политики на заключение двусторонних торговых соглашений с установлением значительных взаимных преференций. В числе первых кандидатов на заключение подобного рода соглашений были названы Республика Корея и Сингапур. При этом МВТП также заявило, что выполнение обязательств в рамках региональных инициатив будет носить вторичный и дополняющий характер. Такой сдвиг во многом объясняется неоднозначными итогами саммита ВТО в Сиэтле, возникновением существенного элемента неопределенности в отношении будущего этой организации, а также давлением со стороны азиатских стран, стремящихся форсировать азиатскую интеграцию. Следует особо подчеркнуть, что под азиатской интеграцией подразумевается не только и не столько сотрудничество в рамках АТЭС, сколько развитие экономического взаимодействия в составе других группировок, пока еще носящих гипотетический характер (Восточноазиатский экономический союз, Азиатский валютный фонд и др.). При смене курса во внешнеэкономической политике государственными органами страны, очевидно, был учтен прогноз, согласно которому в ближайшей перспективе ожидается бурный рост внутриазиатской торговли. В последние два-три года товарообменные операции Японии с партнерами из Восточной Азии заметно активизировались, в том числе благодаря ликвидации последствий кризиса 1997—1998 гг. При этом стратегической целью Японии продолжает оставаться сохранение своего экономического лидерства в Азии и противодействие стремлению Китая выйти на первые позиции в регионе. Следует отметить, что выполняя международные договоренности в рамках ГАТТ/ВТО о “взаимном тарифном разоружении”, Япония в то же время сохраняет активное нетарифное регулирование импорта. В качестве эффективного средства его ограничения широко применяется система строгих технических и других специальных требований относительно стандартов, сертификации, инспекции качества, техники безопасности и т.д. В 2000 г. Э тов.=479 млрд. долл. (3м в мире), И тов.=379,5 млрд. долл. В обороте мир торговли на долю Японии приходится 7,3%. Э. квота = 10,5% ВВП. И квота = 7,5% ВВП. В Э снижается значение пром полуфабрикатов – 18%. Бытовая электротехника и электроника, легковые автомобили больше не определяют лицо японской внешней торговли: их место заняло производственное оборудование – 60%. Снижение доли импорта сырья и топлива связано с тем, что Япония все меньше нуждается в необработанном сырье (43%). Япония увеличила импорт продовольствия (14), а также готовых изделий, конкурирующих с ее собств продукцией. Главный торговый партнер Японии – США (Э 28% И 22%). В прошлом крупными партнерами по импорту были нефтедобывающие страны Персидского залива, но их доля в импорте упала до 6,4%. Вырос совокупный вес растущих рынков Азии — ЮКореи, Тайваня, Малайзии, Таиланда (Э 39% И 35%). В этом регионе сосредотачиваются кооперационные связи японских ТНК. Поднялось также значение рынков стран с переходной экономикой (Э 9% И 12%). Япония сводит баланс движ. кап-тов с постоянныи отриц. сальдо, кот. компенсирует положит. бал. по торговле. Отток кап-ла идет в форме влож. в ц.б. Это свид-во недостаточн. откр. страны. Я. – мощн. центр притяжения для азиатск. стран, источник технологии и кап-лов. Это крупн. рынок для динамичн. стран.
Большинство развивающихся стран придерживается ограничительного торгового режима, при котором средневзвешенные ставки пошлин национального таможенного тарифа превышают 25%. За 1985-2000 гг. они снизились с 25 до 15%, наиболее прогрессивны в этом отношении КНР, Сингапур, Гонконг. По решению Уругвайского раунда переговоров ГАТТ РС провели связывание тарифов (более половины стран связали менее 50% тарифных позиций). Наиболее подвинулись здесь страны ЛА, связавшие почти 100% позиций. Максимальные ставки пошлин в РС: 55% в Бразилии, 71% в КНР, 260% в Мексике, 210% в Индии, 917% в Корее. Высока доля тарифных пиков – 86% в Индии, 30% в КНР, 54% в Мексике. Нетарифные барьеры:
Латинская Америка: наибольшие успехи в проведении односторонней либерализации. В 70-х гг. либерализация шла по 2 направлениям- сокращение нетарифных барьеров и снижение ставок таможенных пошлин. В конце 90-х-начале 2000-х гг. ставки пошлин были сокращены в среднем более чем на 50% до 10-15%. Юго-Восточная и Восточная Азия: либерализация торговой политики направлена на снижение ставок пошлин. В Индонезии, Малайзии, Корее пошлины были снижены с 20% до 10%. Уровень нетарифных же ограничений практически не изменился в отношении с/х продукции, прогресс достигнут лишь в отношении промышленных товаров. Жесткие ограничения в отношении допуска ПЗИ. Южная Азия: внешнеторговое регулирование в целом остается протекционистским. Высокие таможенные пошлины (Индия-35%), практика применения количественных ограничений и прочих НТО. Африка: реформы внешнеторговых систем начались позже всего. Начало 90-х гг.- 75% стран имели ограничительный режим, конец 90-х- уже 28%. Средние ставки пошлин-20%. Сейчас 15 стран из 89 развивающихся имеют открытый внешнеторговый режим, что благоприятно сказывается на экономике стран и на темпах роста среднедушевых доходов. 10. Особенности внешнеторговой политики НИС 11. Масштабы операций и основные сферы деятельности ТНК на современном этапе (с.246) Сейчас в мире действует более 65 тыс. ТНК, владеющих более чем 850 тыс. филиалов. Доля ТНК в МТ составляет 2/3, из них 1/3 – внутрифирменная торговля. ТНК являются основным субъектом вывоза капитала в форме ПЗИ. К 1998 г. было вывезено капитала на сумму 4,8 трлн. долл., к 2000 – около 7 трлн. Большая часть накопленных инвестиций в развитых странах переместилась в сферу услуг, в то время как в развивающихся странах доминирует обрабатывающая промышленность. ТНК являются основным генератором базы современных конкурентных преимуществ- передовой технологии. Расходы на НИОКР концентрируются в развитых странах-членах ОЭСР (более 90% общемировых расходов). Лидером по расходам на НИОКР является США. Ведущую роль в мировой экономике продолжает играть 100 крупнейших ТНК. На них приходится 4-5% мирового ВНП. Общая сумма их зарубежных активов- более 2 трлн. долл. По составу список остается почти неизменным с 1990-х гг., 85-87% в нем составляют страны «триады». Главные усилия лидирующих ТНК сосредоточены в 4 отраслях – автомобильной, электроники и электронного оборудования, нефти и фармацевтики. Пищевая промышленность также является одной из приоритетных отраслей. «Индекс транснациональности» исчисляется на базе 3-х показателей – доли зарубежных активов, продаж и занятости по отношению ко всей деятельности компании. Самым высоким индексом транснациональности обладают компании из малых развитых стран, где менее емкий внутренний рынок, а также Канады (92-98%). Наиболее «транснациональные» отрасли- продовольствие, строительство, средства информации, химия, электроника. В ТНК развивающихся стран отраслевой состав немного отличается от общемирового- преобладают диверсифицированные компании, продовольствие и напитки, нефтяная промышленность и строительство. В странах с переходной экономикой ТНК обладают низким уровнем транснациональности. Доминирующие отрасли- транспорт, химия и фармацевтика, нефтепереработка.
Основные стратегии ТНК: |
ещё >> |