«Волшебный клубок» Дополнительная образовательная программа для детей младшего и среднего школьного возраста - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Массовый танец» Дополнительная образовательная программа для детей... 1 218.37kb.
Фрелих Ольга Валентиновна, педагог дополнительного образования моу... 3 548.63kb.
Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного... 8 1630.35kb.
Образовательная программа «литературное краеведение» 1 125.47kb.
Программа «Остров сокровищ» 1 207.28kb.
«Информационные технологии в личностном развитии детей дошкольного... 1 153.24kb.
Программа для детей младшего школьного возраста с 6 до 11 лет «Разноцветные... 1 37.22kb.
Образовательная программа «Кнопочки баянные» 1 182.75kb.
Программа дополнительного образования детей 1 178.73kb.
Занятие по теме: «Развитие ненасильственных способов поведения у... 1 130.64kb.
М. В. Телегин Теория и практика диалогического воспитания детей старшего... 14 4092.82kb.
«Элементы материаловедения. Ассортимент тканей растительного происхождения» 1 113.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Волшебный клубок» Дополнительная образовательная программа для детей младшего и - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Созвездие»

Некрасовского муниципального района Ярославской области

Утверждаю:

Директор МОУ ДО ЦДТ «Созвездие»

__________________ О.В. Фрелих

«_____»_______________ 200___ г.



«Волшебный клубок»
Дополнительная образовательная программа

для детей младшего и среднего школьного возраста

(срок реализации – 3 года)
Авторская экспериментальная программа

Автор:


Голова Галина Алексеевна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДО ЦДТ «Созвездие»

второй квалификационной категории.


п. Некрасовское,

2008 г


ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Пояснительная записка …………………………………… стр. 3

  2. Учебно-тематический план ………………………………. стр. 11

  3. Содержание дополнительной образовательной программы ………………………………………………… стр. 15

  4. Методическое и материальное обеспечение ……………. стр. 21

  5. Список литературы ……………………………………….. стр. 23


I. Пояснительная записка

«… чем больше мастерства в детской

руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский.
В настоящее время невозможно представить эстетическое и художественное воспитание учащихся без занятий декоративно-прикладными видами искусства. Как показывает практика, именно творческие объединения и студии учреждений дополнительного образования часто создают наиболее благоприятные условия для развития художественных способностей учащегося, поскольку здесь каждый может испытывать свои задатки, способности, выражать в конкретном деле свои склонности, находить любую работу по душе.

Особой популярностью среди детей младшего и среднего школьного возраста пользуются кружки, обучающие различным видам художественных ремесел.

И это не случайно. Детский возраст – период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение – одно из важнейших качеств творческой личности. Из опыта работы с детьми очевидно, что потребность ребенка проявлять себя в творчестве очень велика.

Художественное вязание является исконным народным ремеслом, одним из распространенных видов рукоделия, корни которого уходят в глубину веков. Занимаясь вязанием, можно сделать свою одежду оригинальной, модной и красивой. Когда в гардеробе появляется практичная, эластичная, не мнущаяся, связанная спицами или крючком одежда, ее можно носить и в будни, и на отдыхе, и в торжественных случаях. Вязаные шаль, шарф, кофта, свитер, шляпа, кружевная отделка, пояс и другие предметы, дополняя ансамбль одежды, сделают ее более интересной, привлекательной. Именно вязаные дополнения дают возможность иметь собственный стиль, индивидуальность.

Обучение детей вязанию, с одной стороны, отвечает их интересам, с другой – дает им необходимые трудовые навыки.

Ручное вязание издавна присутствовало в одежде и в моде. Самые дорогие вещи - те, что связаны вручную. Вязанием называется процесс получения изделия путём последовательного образования узлов из одной нити. Наиболее распространёнными инструментами ручного вязания являются спицы и крючки. Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Эта находка относится к третьему веку до нашей эры. А уже в начале нашей эры техника вязания и принципы составления узоров находились на очень высоком уровне.

В 1569 году в Англии был сконструирован первый вязальный станок и открыт цех по производству трикотажа. Но машинное вязальное производство развивалось очень медленно, и только в XIX веке его действительно механизировали. Однако, чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Интересно отметить, что иглы вязальной машины похожи на крючки для ручного вязания, но до сих пор не существует машины, заменяющей ручное вязание крючком. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоёмкостью и мастерством.

И в наше время всюду можно встретить взрослых и детей в вязаной одежде, изготовленной своими руками. Будущие художники, модельеры, мастера прикладного искусства начинают рукодельничать ещё в школе.

Вязание спицами и крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Клубок ниток и спицы или небольшой инструмент крючок таят в себе неорганичные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное и очень нужное, полезное в повседневной жизни.

      Усвоив основные приёмы вязания, можно создавать большое количество оригинальных узоров. Для вязания можно использовать и старые нитки. В этом случае имеется большая возможность комбинировать нитки различных цветов, подкрашивать вылинявшие нитки, проявляя свой вкус и фантазию. Умение вязать поможет перевязать изделия, вышедшие из моды.



Кружки вязания - это одна из форм эстетического воспитания. Вязание спицами и крючком способствует развитию трудолюбия, внимания, аккуратности, терпеливости, воспитывает художественный вкус. А как приятно связать что-нибудь для себя или в подарок своим близким и друзьям!

Для девочек, влюбленных в рукоделие, и реализуется данная программа дополнительного образования. Каждая из них может превратиться в Марью-искусницу, о которой когда-нибудь будут слагать легенды…

Данная образовательная программа направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников, рассчитана на 3 года обучения и предназначена для девочек 7-12 лет. Количество детей в группе 10-12 человек. Обучение вязанию способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.

В основу образовательного процесса положены следующие принципы и идеи:



  • доступности;

  • адаптивности к уровню подготовки и развития ребенка;

  • свободы выбора и самореализации;

  • единства обучения, воспитания и развития личности;

  • дифференциации и индивидуализации;

  • успешности;

  • сотрудничества педагога и детей;

  • предметного обучения;

  • приоритета практической деятельности;

  • введение игр в образовательный процесс.


Программа направлена на создание условий для:

  • овладения детьми определенными знаниями, умениями и практическими навыками в изготовлении вязаных изделий с целью удовлетворения их интересов;

  • овладения этическими нормами поведения в обществе;

  • развития творческих способностей, воображения, внимания, памяти, мышления;

  • расширения кругозора, опыта социального взаимодействия;

  • проявления нравственных качеств: гуманизма, чувства долга, ответственности за свою работу, поведение;

  • формирования интереса к вязанию как составной части отечественной бытовой и художественной культуры;

  • формирования эстетического вкуса и умения создавать вязаные изделия по законам красоты и гармонии;

  • формирования положительной мотивации к совместной творческой деятельности;

  • поддержки:

- познавательной и творческой активности;

- и сохранение здоровья воспитанников.


Основная цель образовательной программы:

Нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их творческих способностей в области художественного вязания спицами.


В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.     Образовательные:


  • Обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

  • Научить чётко выполнять основные приёмы вязания;

  • Научить вывязывать различные образцы и несложные изделия;

  • Выявить и развивать индивидуальные способности детей.


2. Воспитательные:

  • Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

  • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

  • Привить основы культуры труда. 


3.     Развивающие:

  • Развить образное мышление;

  • Развить внимание;

  • Развить моторные навыки;

  • Развить творческие способности;

  • Развить фантазию;

  • Выработать эстетический и художественный вкус.

Педагог решает также задачи по сохранению здоровья через инструктаж по технике безопасности, введение упражнений на снижение напряжения с мышц спины, глаз;

Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработке практических навыков и умений школьников.

Надо иметь в виду, что каждый ребёнок имеет разный темп обучения и разный уровень подготовки. Это требует дифференцированного подхода к обучению, а также индивидуально-групповых занятий. Кружковые занятия по вязанию помогают ребёнку реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А так же способствуют развитию индивидуальных особенностей в овладении способами вязания, работе с материалом и инструментами.

Предполагаемый режим занятий: 1-й год обучения – 5 часов в неделю, 2-й и 3-й год обучения – 6 часов в неделю.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Для работы требуются толстые и тонкие металлические и пластмассовые спицы, ножницы, моталки, нитки: шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные, синтетические, нитки катушечные № 10 и др.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы и методы обучения:


  • Теоретический — объяснение приёмов и техники вязания;

  • объяснительно-иллюстративный;

  • рассказ, беседа;

  • работа с книгой;

  • демонстрация образцов вязания;

  • упражнение;

  • практические занятия - изготовление образцов и несложных изделий;

  • индивидуальная работа с каждой воспитанницей;

  • обучающий контроль.

В течение обучения учащиеся делают необходимые записи в тетради, зарисовывают схемы узоров.



Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения  девочки должны овладеть основными приёмами вязания спицами, уметь пользоваться инструментами, вывязывать различные образцы и простейшие изделия (прихватки, шарфики, игрушки-сувениры и т.п.)

К концу второго года обучения учащиеся должны научиться вязать образцы сложных узоров (восьмёрка, жгут, ажурные узоры), вязать небольшие изделия – на куклу, уметь вязать несложные изделия на себя: варежки, носки, подследники на двух спицах, шарфик, шапочку, жилет и т.п.

В конце третьего года обучения девочки должны самостоятельно читать схемы готовых изделий, конструировать одежду, выполнять чертежи выкроек  и вывязывать различные изделия: джемпер, жилет, ажурный платок и т.п. Кроме того, ученицы должны уметь вязать на 5 спицах и круговых: варежки, носки, перчатки и т. п.


В конце обучения учащиеся должны:

 




Знать

Уметь

1

Правила поведения, ТБ

Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе со спицами, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом;

2

Основные приемы вязания спицами, технику вязания.

Правильно пользоваться спицами, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ спиц и ниток.

3

Основные способы вывязывания петель.

Четко выполнять основные приемы: набор петель, лицевая, изнаночная петли, закрепление последнего ряда, воздушные петли, накиды, убавление и прибавление петель и т.д. Вязать образцы резинок, узоров.

4.

Основные приёмы и способы вязания ажурных узоров

Вязать ажурные небольшие изделия: образцы ажурных узоров, салфетки, платок и т.п.

5.

Способы вязания по кругу

Вязать по кругу и по спирали плоские и объемные изделия. (варежки, носки, перчатки)

6

Приёмы и способы конструирования одежды. Выполнение трикотажных швов.


Снимать и записывать мерки.

Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделий.

Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный».

Вязать игрушки, элементы растительного орнамента.

Выполнять заключительную отделку готовых изделий.

Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам.



 

 

 



Формы контроля.

 


Сроки проверки

Какие знания и умения проверяются

Форма подведения итогов

На каждом занятии

Правила пользования инструментами, ТБ. Техника вязания.

Беседа

В конце 1 года

Умение четко выполнять основные приемы вязания спицами. Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Понятие «раппорт».

Контрольное занятие. Альбомы и папки с образцами различных узоров.

В конце 2 года

Умение вязать ажурные узоры, изделия на куклу, варежки, носки, шапочку на двух спицах, понимать и пользоваться схемами и условными обозначениями.

Контрольное занятие. Альбомы и папки с образцами различных узоров, изделий.

В конце 3 года

Техника вязания крючком; умение пользоваться описаниями выполнения работ. Определение плотности по горизонтали и вертикали, расчет количества петель прямоугольного полотна. Выполнение трикотажных швов.

Контрольное занятие, конкурсы, выставка работ.

 

 

II. Учебно-тематический план



Первый год обучения (5 час. в неделю)




Наименование разделов (блоков)

Общее

количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по правилам техники безопасности. Материалы и инструменты для вязания

2

2

-

2.

Вопросы материаловедения


3

3

-

3.

Сведения по цветоведению.


2

2

-

4.

Техника вязания различных видов петель на двух спицах.

38

11

27

4.1

Набор петель.


3

1

2

4.2

Приёмы вывязывания лицевых петель. Платочная вязка.

5

1

4

4.3

Изнаночная петля. Образец чулочной вязки.

5

1

4

4.4

Закрепление последнего ряда - 2 способа.

5

2

3

4.5

Приёмы вывязывания петель: из одной петли – две, из одной петли – три, петля из промежутка.

5

2

3

4.6

Лицевая скрещённая петля.


2

1

1

4.7

Закрепление навыка вывязывания лицевой и изнаночной петель

3

-

3

4.8

Воздушная петля. Накид. Крайние петли.

2

1

1

4.9

Убавление и прибавление петель. Раппорт. Укороченные ряды

5

1

4

4.10

Снять петлю непровязанной. Накид с двумя и более оборотами.


3

1

2

5.

Вывязывание образцов различных резинок

45

9

36

5.1

Резинка (ластик) 1 х 1.


5

1

4

5.2

Резинка 2х2.


5

1

4

5.3

«Жемчужная» резинка.


5

1

4

5.4

«Косая резинка».


5

1

4

5.5

«Английская» резинка.


5

1

4

5.6

«Французская» резинка.


5

1

4

5.7

«Итальянская резинка»


5

1

4

5.8

Рельефные горизонтальные полосы.

5

1

4

5.9

Двойная (полая) резинка.


5

1

4

6.

Образцы вязания рисунков


30

8

22

6.1

Рисунки вязания. Образец вязания рисунком «Букле».


2

1

1

6.2

«Двойная гречка».


3

1

2

6.3

Рисунок «Шахматка» (3х3, 4х4)


5

2

3

6.4

Рисунок «Звёздочка»


5

1

4

6.5

Вывязывание орнаментов


15

3

12

7.

Вязание несложных изделий


50

10

40

7.1

Прихватки


10

3

7

7.2

Вязание шарфика


15

2

13

7.3

Детская сумочка


10

2

8

7.4

Игрушки-сувениры.


15

3

12




ИТОГО

170

45

125

Второй год обучения

(6 час в неделю)






Наименование разделов (блоков)

Общее

количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по правилам техники безопасности.

3

3

-

2.

Повторение изученного материала.


6

-

6

3.

Основные приёмы вязания спицами.

33

9

24

3.1

Техника вязания жгута, восьмёрки. Две петли поменять местами, (наклоны вправо, влево).

9

3

6

3.2

Шнур. Кручёный шнур. Кисточка. Помпон.

9

3

6

3.3

Вывязывание орнаментов.


15

3

12

4.

Вязание образцов изделий (на куклу)

51

9

42

4.1

Жилет на куклу (с рисунками «восьмёрка», «Жгут»).

9

2

7

4.2

Детские башмачки, пинетки


15

3

12

4.3

Вязание шапочки различными рисунками (на куклу).

9

2

7

4.4

Берет рисунком «Крупное букле».


9

2

7

4.5

Оформление вязаных изделий.


9

-

9

5.

Ажурное вязание.


24

5

19

5.1

Образцы рисунков ажурного вязания: «Волны». «Хмель» и др.

9

2

7

5.2

Ажурные узоры. Ажурные салфетки.

15

3

12

6.

Вывязывание изделий на себя.


87

18

69

6.1

Вывязывание варежек на двух спицах

15

3

12

6.2

Носки на двух спицах.


15

3

12

6.3

Подследники.


12

3

9

6.4

Вязание шарфика для себя (рисунки – по выбору).

15

3

12

6.5

Шапочка.


12

3

9

6.6

Жилет (рисунки – по выбору).


18

3

15

ИТОГО


204

44

160


Третий год обучения (6 час в неделю)




Наименование разделов (блоков)

Общее

количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по правилам техники безопасности.

3

3

-

2.

Повторение изученного материала.


3

-

3

3.

Основные приёмы вязания на 5 спицах и круговыми спицами


57

9

48

3.1

Техника вязания на 5 спицах и круговых спицах. Расчёт петель. Вывязывание варежки. 2 способа вязания пальца на варежке.

18


3

15

3.2

Носки. Расчёт петель. Вывязывание пятки – 2 способа.

18


3

15

3.3

Перчатки. 2 способа вывязывание пальцев.

21

3

18

4.

Ажурное вязание.

60

10

50

4.1

Образцы рисунков ажурного вязания: (рисунки «гипюр», листья»).

12

2

10

4.2

Ажурные узоры. Ажурные салфетки.

18

3

15

4.3

Ажурный платок.


21

5

16

4.4

Оформление вязаных изделий.


9

-

9

5.

Вывязывание изделий на себя.


72

18

69

5.1

Снятие мерок для выкройки джемпера с вшивными рукавами.

3

1

2

5.2

Построение чертежей выкройки спинки, переда, рукава. Расчёт петель для вывязывания спинки. Вывязывание спинки. Вывязывание проймы, горловины.

18

3

15

5.3

Вывязывание переда. Вывязывание проймы, горловины

18

3

15

5.4

Вязание рукавов по чертежам. Оформление оката рукава.

21

3

18

5.5

Отпаривание и сшивание деталей джемпера. Трикотажные швы.

6

2

4

5.6

Обвязывание горловины резинкой 1х1.

6

2

4

6.

Практические советы по вязанию изделий.

9

6

3

6.1

Стирка и хранение вязаных изделий

3

3

-

6.2

Отделочные элементы.

3

-

3

6.3

Заключительное занятие. Подведение итогов работы.

3

3

-

ИТОГО


204

44

160


III. Содержание программы
В программу 1 года обучения входит знакомство учащихся с историей ручного художественного вязания и ассортиментом современных вязаных изделий, с инструментами, пряжей, её свойствами, правилами безопасности труда. Руководитель знакомит уч-ся с приёмами вязания спицами, с условными обозначениями на схемах узорах вязки. Учащиеся выполняют упражнения из лицевых и изнаночных петель по описаниям и образцам, данным руководителем. Схему узоров для вязания изделий уч-ся должны аккуратно срисовывать. Для этого потребуется тетрадь в клетку, карандаш и ручка.

Руководитель должен обращать внимание кружковцев на правильное положение рук при вязании спицами, а так же на чёткое выполнение приёмов вязания и образцов узоров. Наряду с выполнением изделий кружковцы постепенно знакомятся с новыми приёмами вязания и узорами. Преподаватель обращает внимание детей на возможность создания нескольких вариантов узора из одних и тех же элементов и таким образом помогает развитию творческой мысли уч-ся.

Узоры вязания, выполненные спицами, состоят из разных сочетаний лицевых и изнаночных петель, накидов, воздушных петель и др.

Создавая узоры изделия, уч-ся приобретают знания о значении цвета в изделии, знакомится с характеристиками и свойствами цветов. Учатся находить гармоничные сочетания цветов в изделии, выполняя упражнения на составление различных цветовых гамм.

В программу второго года обучения входит обучение девочек более сложным приёмам вязания (жгут, восьмёрка, переплетение петель, ажурное вязание, вывязывание орнаментов). Программой предусмотрено также выполнение несложных изделий – образцов различных узоров, сувениров, изделий на куклу и на себя. В конце учебного года проводится выставка работ кружковцев, на которой подводятся итоги работы кружка.

Плотность и чёткость узора зависит от толщины и качества ниток и спиц, от  навыков работы и способностей вязальщицы, поэтому  рекомендуется  сначала связать несколько образцов и выбрать наиболее подходящий. Очень важно научить детей оформлению изделий, рассказать, как их надо стирать, отпаривать, крахмалить, сшивать, украшать и т.д. Знание условных обозначений поможет быстро снимать узоры, свободно и легко пользоваться схемами, которые встречаются в журналах и других печатных изданиях, зарисовывать узоры, придуманных самостоятельно.

На занятиях школьники делают выкройки, учатся правильно снимать мерки, подготавливать образцы вязания для расчета петель.

Для детей, посещающих кружок третий год, предусматривается конструирование одежды. Выполняя чертежи выкроек, преподаватель обращает внимание девочек на особенности построения выкройки для вязаного изделия: упрощение линии проймы и оката рукава, припуска на свободное облегание и на швы. Каждая девочка делает выкройку на свой размер в развёрнутом виде и наносит на неё линии фасона. Все изделия выполняются в натуральную величину.



1 год обучения:

1.Вводное занятие.

Из истории рукоделия. Традиции и современность. Инструменты и принадлежности. Используемые материалы: волокнистый состав, крутка.

Знакомство с программой. Правила поведения в кружке и режим работы. Инструменты и материалы основные и дополнительные. Необходимый набор спиц для занятий в кружке. Подбор спиц в зависимости от толщины ниток. Правила безопасности труда.

С правилами безопасности труда руководитель знакомит кружковцев на первом же вводном занятии и систематически напоминает о них на каждом занятии.



  • Крючки и спицы должны быть хорошо отшлифованы и храниться в специальных коробочках или пеналах.

  • Нельзя высоко поднимать руку со или спицей и делать ею резких движений, так как можно поранить сидящего рядом товарища.

  • Ножницы должны лежать справа от работающего. Лезвия ножниц должны быть сомкнуты и направлены от работающего. Передавать ножницы можно только кольцами вперед.

  • Иглы и булавки хранить в игольнице. Не пользоваться ржавыми иглами и булавками.

  • Влажно-тепловую обработку изделий проводить в отведенном месте, утюг ставить на специальную подставку. Следить за исправностью утюга, за тем, чтобы токоведущий провод не касался подошвы утюга и не перекручивался. О всех замеченных неисправностях сообщать учителю.

2.Вопросы материаловедения.

Материалы, используемые для выработки пряжи. Понятие о волокне. Виды волокон: натуральные, химические; искусственные и синтетические и их происхождение. Получение искусственных и синтетических волокон. Свойства волокон (тонина, длина, гибкость, прочность, гигроскопичность и т.д.). Качество нитей, зависимость от него износоустойчивости изделий. Стирка, сушка и сматывание нитей и клубки. Старой нити – новую жизнь.



3. Сведения по цветоведению.

Природа цвета. Взаимодействие цвета на человека. Цветовой круг. Основные и промежуточные цвета. Теплые и холодные цвета. Дополнительные цвета. Нейтральные цвета. Колорит. Использование цвета в изделиях

Выбор цвета пряжи на изделие в зависимости от назначения одежды.


4. Техника вязания.

Основные приемы набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. Краевые петли. Условные обозначения лицевых и изнаночных петель, накидов. Закрепление петель. Платочная вязка. Чулочное вязание. Вывязывание узоров, получаемых сочетанием лицевых и изнаночных петель. Снятые петли, перемещение снятых петель влево и вправо, снятые петли с накидами. Раппорт узора. Узнавание лицевых и изнаночных петель в полотне.

Тренировочные работы.

5. Вывязывание образцов различных резинок.

Резинка 1х1 (ластик); 2х2, жемчужная, английская, французская, американская, итальянская, двойная (полая).



6. Образцы рисунков.

«Букле», «Двойная гречка», «Шахматка», «Звёздочка». Вывязывание орнаментов (с помощью ниток разных цветов). Значение орнамента, применение его в изделиях. История орнамента. Типы орнаментов. Техника вывязывания орнаментов. Изображение орнаментов на бумаге. Практические советы по вывязыванию орнамента. Чтение, запись и вывязывание орнаментов, составленных из лицевых и изнаночных петель (платочная вязка, лицевая гладь, изнаночная гладь, резинка 1х1, резинка 2х2 и т.д.).




7. Вязание несложных изделий.

Прихватка, шарфик, детская сумочка. Сувениры-игрушки История сувенира, его назначение. Способы вывязывания игрушек-сувениров, способы оформления.



2 год обучения:

1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой второго года обучения.



2. Повторение изученного материала в прошлом уч. году.

3. Основные приёмы вязания спицами.

Техника вязание «жгута», «восьмёрки», применение дополнительной спицы, узоры «перехватами». Изготовление шнура, помпона, кисточек.



4. Вязание небольших изделий.

Жилет, шапочка, берет. Детские башмачки, пинетки. Последовательность вывязывания детских башмачков, пинеток: бортик, подъем, сапожок, подошва. Сшивание швом «встык». Оформление изделий.



5. Ажурное вязание.

Приёмы вязания с помощью накидов, снятия петель, воздушных петель. Образцы рисунков ажурного вязания «волны», «хмель», ажурные салфетки.



6. Вязание несложных изделий на себя.

Варежки на двух спицах. Снятие мерок руки. Расчет петель для вывязывания варежки с учетом рисунка или орнамента. Вывязывание двух половинок. Отверстие для большого пальца. Убавление варежки. Вывязывание большого пальца. Соединение двух половинок. Носки на двух спицах. Последовательность вывязывания носков на двух спицах. Исходная мерка для начала работы. Расчет петель на конкретный размер. Контрольный образец.

Расчет петель для вывязывания носка с учетом узора или орнамента. Вывязывание пятки. Убавление петель на мыске. Подследники. Последовательность вывязывания подследников. Шарфик, шапочка, жилет (по выбору). Оформление изделий.

3 год обучения:

1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой второго года обучения.



2. Повторение изученного материала в прошлом уч. году.

3. Основные приёмы вязания на 5 спицах и круговыми спицами.
Техника вязания на 5 спицах и круговых спицах. Расчёт петель. Вывязывание варежки. Отверстие для большого пальца. Убавление варежки. Вывязывание большого пальца. 2 способа вязания пальца на варежке. Носки. Расчёт петель. Вывязывание пятки – 2 способа. Убавление петель для оформления носка. Контрольные образцы. Перчатки. Необходимые мерки для вывязывания перчаток. Контрольный образец. Расчет петель для начала работы с учетом рисунка или орнамента. Расчет петель для большого пальца и для 4-х остальных пальцев. Вывязывание пальцев.

4. Ажурное вязание.

Образцы рисунков ажурного вязания: (рисунки «гипюр», листья»). Ажурные узоры. Ажурные салфетки. Вязание небольшого ажурного платка с помощью двух спиц. Оформление вязаных изделий.



5. Вывязывание изделий на себя.

Конструирование. Чертеж. Пропорции тела человека. Снятие мерок. Построение учебного чертежа выкройки – основы в масштабе 1:4. Снятие мерок для выкройки детского джемпера с втачными рукавами. Расчет петель и вывязывание деталей спинки, переда, плеч, швов рукава, пройм, горловины, оката рукава. Отпаривание и сшивание деталей джемпера. Трикотажные швы.

Виды швов: шов «петли в петле», кеттельный шов, тамбурный шов. Оформление готового изделия.

6. Практические советы по вязанию изделий.

Стирка и хранение вязаных изделий. Отделочные элементы. Подведение итогов работы. Заключительное занятие. Выставка работ.







IV. Методическое и материальное обеспечение программы:

Для успешного проведения занятий необходимо иметь учебно-методический материал.



К нему относятся:
- инструменты (вязальные спицы различной толщины, ножницы, иглы,

булавки);

- материалы (пряжа и нитки разной толщины и цветов, тетради, альбомы,

бумага для выкроек и т.п.)

- наглядные пособия: альбомы с образцами вязок спицами, фотографии и

рисунки моделей, журналы и книги по вязанию;



  • образцы узоров вязания;

  • образцы готовых изделий;

  • образцы деталей к изделию;

  • образцы трикотажных швов;

  • цветовой круг (таблица);

  • волокна (таблица);

  • карточки с описанием узоров и мелких изделий;

  • выкройки изделий,

  • готовые изделия.

  • методические разработки; описание праздников;

  • методические материалы по диагностике уровня освоения образовательной программы;

  • анкеты;

  • журналы, книги по профилю кружка и различным видам рукоделий;



Материально-техническое обеспечение

Помещение для занятий должно быть светлым, просторным, оборудованным доской, шкафом для хранения пособий, журналов и методического фонда, инструментов и материалов.

Дети самостоятельно приобретают инструменты и материалы для занятий: спицы, набор крючков, штопальные иглы, нити шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные, тетрадь для записей, сантиметровую ленту, бумагу для выкроек, пакет для хранения ниток и изготовляемого изделия, альбом или листы бумаги для прикрепления образцов.

Руководителю нужно иметь запасные инструменты и материалы. При необходимости они могут служить наглядным материалом на занятиях, а также использоваться кружковцами.



V. Список используемой литературы


  1. В. Балухина. Уроки художественного вязания. 1979 г.

  2. Гин. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 1999 г.

  3. Еременко Т.И. Рукоделие 2-е издание. – М.: Легпромбытиздат, 1989.

  4. Жилкина А.Д., Жилкин В.Ф. Рукоделие. – М.: Учпедгиз, 1959.

  5. Зубкова Т.А., Смирнова Т.Н. Вязание на спицах. – М.: Гизлегпром, 1958.

  6. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей в 2-х частях. – Я., 2000.

  7. Кейган С. Волшебные спицы. – М.: Мир,1995.

  8. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства 3-е издание. – М.: Советская энциклопедия, 1990. Максимова М.В. Азбука вязания 4-е издание. – М.: Металлургия,1986.

  9. Лепина Т.П., Вяжем сами. –Л: Лениздат, 1989.

  10. Пучкова Л.С. Кружок художественного вязания. – М. Рукоделие. –Киев: Довира, 1994.

  11. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985.

  12. Терешкевич Т.А. Кружева. – Мн.: Хэлтон, 2000.

  13. Ханашевич Д.Р. Волшебные спицы. –М.: Молодая гвардия, 1986.

  14. Журналы: «Валентина», «Диана», «Лена», «Сабрина».





Мода — это управляемая эпидемия. Джордж Бернард Шоу
ещё >>