«Внутренние воды России. Реки» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по теме «Внутренние воды России. Реки», 8 класс Предмет: География. 1 27.42kb.
Урока: Внутренние воды России. Реки. Технология критического мышления. 1 52.54kb.
Внутренние воды России. Реки 1 46.38kb.
Внутренние воды представлены реками, озерами, подземными водами 1 25.83kb.
«Внутренние воды России» 1 36.63kb.
«Внутренние воды в Северной Америке» 1 68.74kb.
Водные ресурсы и реки России 1 117.86kb.
Внутренние воды России – найти соответствие 1 17.37kb.
Разнообразие внутренних вод России. Реки 1 48.82kb.
«Экологические проблемы реки Хворостань» 1 167.58kb.
Урок-игра по теме «Внутренние воды России» 1 32.28kb.
Министерство природных ресурсов 5 811.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Внутренние воды России. Реки» - страница №1/1

МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №2»

Внутренние воды России. Реки.

8 класс.

Урок по географии

учителя I квалификационной категории

Кондратенко Р.Н.

Урок по географии 8 класс.

Учитель I квалификационной категории Кондратенко Резеда Наилевна



Тема: «Внутренние воды России. Реки»

Цели и задачи:

- расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах;

- дать представление о неравномерности распределения водных ресурсов по территории страны;

- познакомить учащихся с разнообразием внутренних вод;

- показать роль воды в жизни человека.

Оборудование:

Физическая и климатическая карты России, картины внутренних вод, атласы, план характеристики реки.



План:

  1. Организация учащихся на урок.

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление изученного материала.

  4. Домашнее задание.

Ход урока.

Вода – источник жизни, дар природы. Мы привыкли, что она вокруг нас в дожде, в сугробах, в реках, озерах, болотах. Вода нужна для всего живого. Она нужна и неживой природе: вода участвует в превращениях веществ. Внутренние воды России представлены реками, озерами, многолетней мерзлотой, болотами, водохранилищами и подземными водами.



- Как на картах показаны реки, озера, каналы, водохранилища?

- Как на физической карте изображены болота, ледники?

- Обозначены ли на ней подземные воды?

В России насчитывается около 2,5 млн. рек и почти столько же озер. 10% территории занимают болта. 60% многолетняя мерзлота. На долю ледников приходится малая площадь, но в них заключены большие запасы пресной воды.

Любая река имеет ИСТОК, УСТЬЕ, ПОЙМУ, ДОЛИНУ, ПРИТОКИ.

! Давайте вспомним, что это такое.

Ученики зачитывают в учебнике стр.119.



Запись в тетради:

- Река со всеми притоками – Речная система.

- Местность, с которой река, со своими притоками, собирает воду – Бассейн реки.

- Граница между бассейнами – Водораздел

По территории страны внутренние воды распределены неравномерно.



?Почему?

В формировании каждого типа вод, кроме круговорота воды, как фактор выступают климат и характер рельефа.

Климат оказывает влияние на образование внутренних вод. Зависимость от климата проявляется, прежде всего, в том, что основная масса внутренних вод находится в области избыточного увлажнения. Необходимым условием для образования рек являются постоянные и достаточно обильные источники питания.

? Какие виды питания рек вы знаете? (дождевое, снеговое, ледниковое, грунтовое)

Большая часть рек России имеет смешанное питание. В зависимости от преобладающего источника питания находится РЕЖИМ РЕКИ.

Реки с весенним половодьем – это реки преимущественно снегового питания.

! Вспомним, что такое Половодье.

Запись в тетради:

ПОЛОВОДЬЕ – ежегодно повторяющийся в одно и то же время высокий подъем воды в реке, сопровождающийся затоплением поймы.

К рекам этого типа относится большинство равнинных рек. Летом они имеют дождевое питание. Зимой только грунтовое, поэтому сток резко сокращается.

В этот период на реке наблюдается МЕЖЕНЬ.

? Что это такое?

Запись в тетрадь:

Межень – время устойчивого низкого уровня и малого расхода реки.

Паводковый режим характерен для рек преимущественно дождевого питания. Обильные дожди, ливни вызываю ПАВОДКИ.

Запись в тетрадь:

Паводки – резкие кратковременные подъемы воды в реках.

Реки этого типа могут быть лишь там, где зимой выпадают дожди. А реки не покрыты льдом.

Реки с летним половодьем, вызванным таянием ледников, таянием снега, характерны для гор. Реки Прибайкалья, Забайкалья, Камчатки, высокогорий Кавказа, Алтая.

На реках муссонного климата, юга Дальнего Востока, наблюдается половодье в период ливневых дождей (август, сентябрь).

Зимой реки России покрываются льдом. Продолжительность ледостава различна, в зависимости от суровости климата.

Рельеф оказывает влияние на характер течения.



? Какие мы знаем реки по характеру течения? (Равнинные, горные)

Большинство рек России относятся к равнинным рекам. Они имеют широкие долины, небольшое падение, малый уклон и медленное, плавное течение. Эти реки удобны для судоходства, но относительно небогаты водной энергией.



Запись в тетрадь:

Падение реки – разность отметок высот между истоком и устьем.

Уклон реки – величина падения на 1 км русла реки (4 см/км)

Самый большой уклон у Енисея (37 см/км)

Уклон Волги 7 см/км, поэтому она течет к Каспийскому морю сонно, лениво. Кроме того сток ее зарегулирован водохранилищами ГЭС.

Реки горных территорий отличаются узкими долинами и бурным течением, так как имеют большие уклоны. Например, Терек(500см/км).

Горные реки имеют большие запасы гидроэнергии, но малопригодны для судоходства. На них встречаются пороги и водопады.

? Как реки используются человеком? (судоходство, источник дешевой электроэнергии, основной источник для орошения, лесосплав)

Важное значение имеет величина твердого стока.

Изменение рек и их долин является результатом работы рек. Реки разрушают и созидают.

Запись в тетрадь:

Разрушительная работа рек –Речная эрозия.

Созидательная работа рек – Речная аккумуляция.

Их объединяет транспортировка, т.е. перенос разрушенного материала. Зависит от скорости течения.



? Стихийные бедствия, связанные с реками? (наводнения)

Наиболее надежный способ защиты от наводнений – регулирование стока рек, создание водохранилищ.

3. Закрепление нового материала:

Практическая работа «Характеристика реки по плану» (он у вас на столах)



  1. Название реки.

  2. Исток, направление течения, устье.

  3. К бассейну, какого океана принадлежит.

  4. Тип питания.

  5. Падение и уклон реки.

  6. Характер течения

  7. Хозяйственное использование.

  8. Проблемы экологии и возможные пути их решения.

Домашнее задание: стр. 118-121. На контурной карте отметить крупные реки России.




Интеллектуал: человек, которому требуется больше слов, чем нужно, для того, чтобы сказать больше, чем он знает. Дуайт Эйзенхауэр
ещё >>