Внешняя политика России на рубеже веков. Русско-японская война - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Внешняя политика России на рубеже XIX xx вв. Русско-японская война 1 19.67kb.
Внешняя политика России. Русско-Японская война 1 57.54kb.
Экзаменационные билеты по истории России для переводного экзамена 1 20.38kb.
Внешняя политика России. Русско-японская война Хронология 1 20.29kb.
Русско-японская война 1 104.21kb.
Русско-Японская война (1904-1905) Начало войны. Общий ход боевых... 1 146.83kb.
Внешняя политика России XIX века 3 479.42kb.
Е. В. Верисоцкая // Японская историография русско-японских и советско-японских... 1 70.73kb.
Контрольная работа по Истории России в 9 классе Вариант 1 Даты (... 1 24.74kb.
Тарбагатайцы в русско – японской войне 1 29.58kb.
Юные герои русско-японской войны 1 252.31kb.
Информационный час «Двое против четырнадцати» 1 87.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Внешняя политика России на рубеже веков. Русско-японская война - страница №1/1

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж» отделение машиностроения и металлообработки


Методическая разработка урока на тему

«Внешняя политика России на рубеже веков. Русско-японская война».

Подготовила преподаватель истории: Сергеева С. А.

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной постыдное малодушие.

А. С. Пушкин

Цели и задачи урока:

Обеспечить усвоение учащимися особенностей внешней политики России на рубеже веков, а также основных событий русско-японской войны.

Развивать интерес к истории, учебные навыки самоподготовки и учебного труда.

Воспитывать уважение к истории своего народа, гражданский патриотизм.


Тип урока: урок изучение нового материала.
Вид урока: лекция с использованием информационных технологий и опережающих заданий.
Оборудование: учебник «История России XX – начало XXI века» Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С. В. 15 шт. Диск «Энциклопедия истории России 862 – 1917 г.г.». Компьютер. Мультимедийный проектор. Экран. Материал к стенду «Сегодня на уроке». Подборка книг по данной теме. Подборка слов к стенду «Пишите правильно». Тематические газеты.
Персоналии: Николай II, С.Ю.Витте, В.К.Плеве, Кондратенко Р. И., А. Н. Куропаткин, С.О.Макаров, А. М. Стессель, В. В. Верещагин, В. К. Витгефт, Рожественский З. П., В.Т. Рябов.

Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. План изложения новой темы.

1. Основные направления внешней политики. (Проблемное

задание).

А) Формирование военно-политических блоков (работа с



таблицей).

Б) Активизация внешней политики на Дальнем Востоке.

В) С.Ю.Витте (опережающее задание).

Г) Авантюристический характер внешней политики.

Д) Столкновение интересов России и Японии.

Е) В.К.Плеве (опережающее задание).



2. Причины развязывания войны. (Ответ на вопрос).

3. Начало войны.

А) А. Н. Куропаткин (опережающее задание).

Б) С.О.Макаров (опережающее задание).

В) Гибель крейсера «Варяг» и флагмана «Петропавловск».

Г) Верещагин В.В. (опережающее задание).

4. Оборона Порт-Артура. Ляоян.

А) Кондратенко Роман Исидорович (опережающее задание).



5. Падение Порт-Артура.

А) А. М. Стессель (опережающее задание).



6. Битва под Мукденом.

7. Цусима (опережающее задание).

А) Рожественский З. П. (опережающее задание).



8. Участие пензенцев в русско-японской войне.

А) В.Т. Рябов (опережающее задание).



9. Портсмутский мир. Итоги войны.

3. Закрепление нового материала. (Беседа по проблемному заданию).

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание: * 2, стр. 21-24, вопросы стр. 24.
Ход урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжаем изучать развитее России в начале XX в.

Сегодня мы с вами уделим внимание развитию внешней политики России в этот период и событиям русско–японской войны. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война», а так же план изучения темы. Эпиграфом сегодняшнего урока мы возьмем слова А.С.Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной постыдное малодушие». К сожалению, мы не всегда отдаем должное уважение мужеству русского солдата. Войны же проверяют на прочность государство, народ и каждого человека в отдельности. Изучая события русско-японской войны, мы постараемся вспомнить и узнать новые факты героических и трагических страниц нашей истории. В конце урока я попрошу ответить на вопрос: Русско-японская война: национальный позор или школа мужества? (Проблемное задание). У каждого из вас есть задание на отдельном листе (Приложение № 1). В течение урока, слушая объяснение и выступление ребят, вы должны ответить на все вопросы.

Начнем мы с вами вопроса основных направлений внешней политики на рубеже веков. Я попрошу вас обратить внимание на схему «Создание военно-политических блоков», которую необходимо перенести в тетрадь. (Учащиеся работают в тетрадях).


  1. Основные направления внешней политики. В конце XIX в. началось оформление противостоящих друг другу блоков европейских держав.

(Работа со схемой «Создание двух военно-политических блоков»).


В 1882 г. был создан Трой­ственный союз, объединивший Германию, Австро-Венг­рию и Италию. Блок имел агрессивный характер. Держа­вы, входившие в него, особенно Германия, стремились к максимальному усилению своего влияния в Юго-Восточ­ной Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В 1894 г., незадолго до смерти Александра III, был окончательно оформлен русско-французский союз, кото­рый противостоял Тройственному союзу, пытаясь сдержать его экспансию и обеспечить свои собственные корыстные интересы.
(Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия «экспансия»).

В последние десятилетия XIX в. Россия вела все бо­лее активную внешнюю политику на Дальнем Востоке. Этот регион никогда раньше не привлекал особого вни­мания российских дипломатов. Однако в новую эпоху, когда перед Россией все определеннее вставали вопросы о вывозе капитала и расширении внешних рынков, Дальний Восток выходит на первый план. Дальневосточные страны — богатый различным сырьем и в то же время чрезвычайно слабый в политическом и военном отноше­нии Китай, а также зависимая от него Корея — были от­носительно труднодоступны для других европейских го­сударств, с Россией же имели общую границу. Однако Россия столкнулась здесь с неожиданным для себя про­тивником — Японией.

Поначалу Россия вела на Дальнем Востоке достаточно осторожную и сдержанную политику, вдохновителем ко­торой был С. Ю. Витте.
Учащийся, получивший опережающее задание, делает сообщение о

С. Ю. Витте:

Витте Сергей Юльевич

(1849-1915)

государственный деятель, выходец из голландской семьи, получившей в 1856 году русское дворянство.


В 1870 году Сергей Юльевич Витте окончил физико-математический факультет Новороссийского университета, служил в Управлении казенной Одесской железной дороги. После образования общества Юго-Западных железных дорог (1878 год) Витте был назначен начальником эксплуатационного отделения при правлении (Петербург). С 1880 года Витте – начальник эксплуатации, а с 1886 года – управляющий Юго-Западной железной дорогой (Киев).
В 1889 году Витте был привлечен Александром III в министерство финансов директором Департамента железнодорожных дел. Он содействовал строительству Великой Сибирской магистрали (от Челябинска до Владивостока) и продолжал политику, направленную на сосредоточение железных дорог в руках государства.
В 1892 году Витте стал министром финансов. Его деятельность была направлена на расширение государственного вмешательства в экономику: государство поддерживало некоторые области промышленности и активно развивало казенное хозяйство.
Главными мероприятиями Витте в экономической области стали винная монополия (1894 год) и денежная реформа (1897 год), установившая золотое обращение. Витте был инициатором создания и председателем Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1902-1905 годы). Он был сторонником ликвидации крестьянской общины. Положения его программы были впоследствии использованы П.А. Столыпиным.

В 1904-1905 годах Витте добился заключения Портсмутского мирного договора с Японией. Под его руководством был составлен Манифест 17 октября 1905 года. После 1906 года Витте перестал активно влиять на политику России и перешел к публицистической деятельности.



Учитель: Действительно, Сергей Юльевич был незаурядной личностью и оказал влияние на изучаемые нами события.

25 января 1903 г. Николай II созвал особое совещание по делам Дальнего Востока, на котором присутствовали крупнейшие чиновники России. Большинство их считало необходимым начать ускоренную подготовку к войне с Японией. С.Ю.Витте высказал особое мнение. В 1902 г. он совершил поездку на Дальний Восток и вынес из нее твердое убеждение, что Россия к войне не готова. Российскую миссию на Дальнем Востоке С.Ю.Витте видел в форме не военной, а экономической экспансии, особо исчеркивая нежелательность войны в период проведения реформ в стране.

Когда в 1894—1895 гг., разгро­мив Китай, Япония навязала ему грабительский мирный договор, именно Россия добилась его пересмотра, заста­вив агрессора вернуть большую часть захваченных тер­риторий. Вслед за этим Россия заключила с Китаем обо­ронительный союз и получила право вести строительство Транссибирской магистрали, не огибая китайскую терри­торию, а напрямик, через Маньчжурию — северную часть Китая. Эта так называемая Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) должна была стать основой русского экономического влияния в Северном Китае.

С. Ю. Витте рассчитывал, что подобная политика опе­ки и защиты Китая позволит России постепенно при­брать к рукам всю страну. Однако остальные европей­ские державы, Япония и США, в свою очередь, на­чинают все более активное проникновение в Китай, на­вязывая ему кабальные договоры, отбирая стратегически важные территории. Россия поспешила включиться в этот процесс: в 1898 г. она получила от Китая в аренду незамерзающий Порт-Артур с правом превращения его в военно-морскую базу. Одновременно Россия усиливала свое экономическое и политическое присутствие в Корее. С этого времени российская политика на Дальнем Восто­ке приобретает все более авантюрный характер.

Николай II, считал азиатскую политику "задачей" своего правления, не согласился с выводами С.Ю.Витте.

Агитацию за войну с Японией вела не очень многочисленная, но весьма шумная и настойчивая группировка, объединявшая чиновников, членов царской фамилии, близких к трону людей. Они с жаром доказывали, что Япония - слабый противник и вряд ли отважится на войну с Россией. К тому же министр внутренних дел В.К.Плеве, входивший в эту группировку, очень активно проводил идею о том, что "маленькая победоносная война" сможет отвлечь народ от набиравших силу антиправительственных выступлений.



Учащийся, получивший опережающее задание, делает сообщение о

В. К. Плеве.

Плеве Вячеслав Константинович

(1846-1904)

государственный деятель, министр внутренних дел и шеф жандармов в России.


С 1881 года Вячеслав Константинович Плеве был директором Департамента полиции, а в 1884-1894 годах – сенатором и товарищем (заместителем) министра внутренних дел. С 1894 года Плеве занимал посты государственного секретаря и главноуправляющего кодификационной частью при Государственном совете. С 1899 года он – министр, статс-секретарь Финляндии. На этом посту Плеве проводил крайне реакционную русификаторскую политику.
В апреле 1902 года Плеве был назначен министром внутренних дел и шефом жандармов. Широко применяя полицейский террор, расстрелы рабочих демонстраций, карательные экспедиции в районы крестьянских волнений, Плеве пытался предотвратить нарастающий революционный подъем в стране. Он руководил подавлением крестьянских восстаний в Харьковской и Полтавской губерниях (1902 год), был инициатором жестокой расправы с грузинскими крестьянами (1903 год), поощрял еврейские погромы. Наряду с репрессиями, пытался подорвать рабочее движение изнутри.
Вячеслав Константинович Плеве был убит в 1904 году эсером Е.С.Созоновым.

Учитель:

Что касается русского народа, то проблемы взаимоотношений России и Японии его мало волновали. Япония представлялась страной далекой, экзотической, почти нереальной.


2. Причины войны.

Ребята, проанализировав все услышанное, давайте ответим на вопрос: Каковы причины этой войны?



Предполагаемый ответ учащихся:

  1. Россия хотела получить сферы влияние в Китае и Корее.

  2. Российские власти хотели отвлечь народ от революционных выступлений.

Учитель: Мы переходим с вами к следующему вопросу нашей темы, который касается непосредственно событий русско-японской войны.

3. Начало войны.

В 1903 г. Япония в ультимативной форме потребова­ла, чтобы Россия прекратила вмешиваться в корейские дела, признав эту территорию (а заодно и Маньчжурию) сферой японского влияния. Русское правительство гото­во было пойти на определенные уступки, однако япон­ский телеграф задержал его официальный ответ. Япония использовала эту задержку в своих целях. Дипломатиче­ские отношения с Россией были разорваны. В ночь на 27 января 1904 г. японские военные корабли атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре.

Война оказалась серьезным испытанием для России. Ей пришлось воевать в обста­новке внешнеполитической изоляции. Франция и Герма­ния заняли нейтральную позицию. В то же время Англия и США, считавшие Россию своим наиболее опасным противником на Дальнем Востоке, открыто оказывали Японии щедрую военную и экономическую помощь. В техническом отношении Япония оказалась великолеп­но подготовленной к войне, что в значительной степени предопределило ее превосходство на суше и на море. Се­рьезное преимущество Япония имела и в отношении ко­мандного состава, действовавшего весьма продуманно и энергично. Русское командование, напротив, отличали пассивность и отсутствие инициативы. К этому следует добавить, что смысл и цели войны были непонятны ни солдатам, ни офицерам. Во главе Маньчжурской армии был поставлен А. Н. Куропаткин.

Учащийся, получивший опережающее задание, делает сообщение о А. Н. Куропаткине.

Куропаткин Алексей Николаевич

(1848-1925)

Генерал от инфантерии. Родился в Псковской губернии в семье офицера. Окончил курс в Павловском военном училище и Николаевской академии генерального штаба. Участвовал в самаркандском походе 1868 г. Был командирован в Алжир, где прожил около года и принял участие в экспедиции французских войск в Сахару. Затем снова служил в Средней Азии. Участвовал в Кокандском походе. В 1876-1877 гг. стоял во главе посольства в Кашгарию, где заключил договор с Якуб-беком. Участвовал в русско-турецкой войне. При переходе отряда генерала Скобелева через Балканы, 25 декабря 1877 г. был тяжело ранен. Заведовал азиатской частью главного штаба. В 1879 г. был назначен начальником стрелковой бригады в Туркестане, а весной 1880 г. послан с отрядом в Кульджу, для организации обороны хребта Борохоро. Затем ему было предписано сформировать в Амударьинском отделе особый отряд и вести его к генералу Скобелеву в ахалтекинский оазис (Туркмения). Пройдя 700 верст по пустыне, он привел отряд к крепости Геок-Тепе. Во время штурма крепости командовал главной штурмовой колонной. С 1882 г. служил при главном штабе. В марте 1890 г. назначен начальником Закаспийской области и командующим расположенными в ней войсками. В 1898 г. назначен военным министром. При нем было улучшено положение солдат, введены походные кухни и чайное довольствие нижних чинов, приняты новые виды вооружений, в том числе пулеметы. В начале русско-японской войны Куропаткин 8 февраля 1904 г. был назначен командующим маньчжурской армией. В октябре 1904 - марте 1905 гг. -главнокомандующий вооруженными силами на Дальнем Востоке. В ходе войны проявлял излишнюю осторожность, нерешительность, не использовал ряд благоприятных моментов для перехода к активным действиям. После поражения при Мукдене был отставлен от должности. После войны был назначен членом Государственного.Совета. Во время Первой мировой войны командовал армией, а с февраля по июль 1916 г. - Северным фронтом. После революции жил в своем имении в Псковской губернии.


Учитель:

Излишняя осторожность и нерешительность Куропаткина дорого обошлась русской армии.

В первый же день войны подвергся нападению японской эскадры крейсер "Варяг", находящийся в корейском порту Чемульпо. После неудачной попытки прорваться с боем в Порт-Артур, "Варяг", получив несколько подводных пробоин вернулся в Чемульпо. Не желая опустить боевой флаг перед врагом, русские моряки потопили свой крейсер на рейде, а подводную лодку "Кореец" взорвали. Пиратское нападение японских миноносцев в ночь на 26 января временно вывело из строя броненосцы "Ретвизан", "Цесаревич" и крейсер "Паллада". Однако попытка японцев закрыть вход в Порт-Артур не удалась.

24 февраля в Порт-Артур прибыл командующий Тихоокеанским флотом Макаров. Под его командованием эскадра стала активно действовать против японского флота. Но 31 марта броненосец "Петропавловск", на котором находился Макаров, совершая боевой маневр, подорвался на японской мине и затонул. Погиб и Макаров - единственный крупный флотоводец из русских адмиралов и известный художник-баталист В. В. Верещагин.



Учащийся, получивший опережающее задание, делает сообщение о Верещагине В. В.

Верещагин Василий Васильевич

(1842-1904)

Русский художник-баталист.

Василий Васильевич Верещагин с 1853 по 1860 год учился в петербургском Морском кадетском корпусе. В 1860 году он поступил в Академию Художеств, в 1863 году оставил ее, выступив против косности академического преподавания. Художественное образование Верещагин продолжил в 1864–1866 годах в Парижской Академии художеств.
В поисках впечатлений и сюжетов для своих картин он много путешествовал по России, странам Западной Европы, Ближнего Востока, Индии, Японии и США. Верещагин участвовал в военных действиях в Туркестане, в русско-турецкой войне 1877–1878 годов и русско-японской войне 1904–1905 годов.
По демократической направленности творчества Верещагин близок к передвижникам. В своих картинах он показал жестокие будни войны, мужество и нравственную силу народа, обличал религиозный фанатизм и колониализм. Огромную известность получила его картина «Апофеоз войны». В ней заключен большой философский смысл.

Учитель: Новым командующим эскадрой стал контр-адмирал В. К. Витгефт. Он был добросовестным штабистом, но безынициативным. Он не верил в успех борьбы с японским флотом и отказался от наступательных операций на море, что позволило японцам беспрепятственно высадиться на материк и захватить в свои руки стратегическую инициативу.

Военные действия свелись к тому, что часть японской армии осадила Порт-Артур, а другая часть стала актив­но оттеснять русские войска в глубь Маньчжурии. После неудачного сражения под Ляояном (август 1904 г.) рус­ская армия отошла на север и заняла оборонительные позиции на реке Шахэ, заставив японцев прекратить на­ступление. Началось «шахэйское сидение», продолжав­шееся несколько месяцев.

Порт-Артур героически сопротивлялся. Душой обороны был генерал Р. И. Кондратенко (погиб 2 декабря 1904 г.).

Учащийся, получивший опережающее задание, делает сообщение о Кондратенко Романе Исидоровиче

Кондратенко Роман Исидорович

(1857-1904)

Герой обороны Порт-Артура. Генерал-лейтенант. Родился в Тифлисе в семье офицера. Высшее образование получил в академиях инженерной и генерального штаба. Прослужив некоторое время по инженерному ведомству, в 1895 г. получил полк, а перед русско-японской войной - 7-ю Восточно-Сибирскую стрелковую бригаду в Порт-Артуре. 17 июля 1904 г. началась осада крепости. Кондратенко одновременно являлся начальником сухопутной обороны Порт-Артура. Разносторонние знания командира и военного инженера позволили ему в короткий срок создать систему обороны, успешно отразить четыре штурма превосходящих по численности японских войск. Он связал сухопутные и морские войска в одно целое, умело направляя их к дружной, совместной работе. В ходе боев были созданы новые виды вооружения: ручные гранаты, минометы. Кондратенко проводил целые дни на угрожаемых пунктах, руководя обороной, поднимая дух гарнизона, вселяя в него уверенность в успехе обороны. 2(15) декабря 1904 г. разорвавшимся снарядом Кондратенко был убит.


Учитель:

Осенью 1904 г. японцы предприняли три штурма крепо­сти, понеся огромные потери и не достигнув резуль­тата. Но 22 ноября им удалось взять гору Высокую, гос­подствовавшую над крепостью. Вскоре после этого на­чальник Квантунского укрепленного района генерал А. М. Стессель сдал Порт-Артур.



Учащийся, получивший опережающее задание, делает сообщение о А. М. Стесселе.

Стессель Анатолий Михайлович

(1848-1915)

Генерал-лейтенант. В 1866 г. окончил Павловское военное училище. Командовал полком в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. С 1899 г. был командиром 3-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады. Участвовал в подавлении Ихэтуаньского восстания в Северном Китае. С августа 1903 г. комендант Порт-Артура и с января 1904 г командир 3-го Сибирского корпуса. После начала русско-японской войны - начальник Квантунского укрепленного района. В декабре 1904 г. сдал японским войскам способную держать оборону крепость Порт-Артур, чем значительно ухудшил положение русской армии. В сентябре 1906 г. уволен в отставку и в 1907 г. отдан под суд, который в 1908 г. приговорил его как главного виновника капитуляции крепости к смертной казни. Приговор был заменен десятилетним заключением в Петропавловской крепости. В апреле 1909 г. помилован царем и освобожден.



Учитель:

В феврале 1905 г. серьезное поражение под Мукденом потерпела и Маньчжурская армия.

Осенью 1904 г. из Бал­тийского моря на выручку Порт-Артуру была отправлена сначала 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала Рожественского З. П., а затем и 3-я.

Учащийся, получивший опережающее задание, делает сообщение о

З. П.Рожественском

Рожественский Зиновий Петрович

(1848-1909)

Вице-адмирал, генерал-адъютант. Родился в семье военного врача. В 1873 г. окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В 1883-1885 гг. служил командующим морскими силами Болгарии, затем перешел на Балтийский флот. В 1903-1904 гг. занимал должность начальника главного морского штаба. Был сторонником строительства крупного броненосного флота в ущерб кораблям других классов. В 1904 произведен в вице-адмиралы и занимался подготовкой 2-й Тихоокеанской эскадры к походу из Балтийского моря на Дальний Восток в поддержку 1-й Тихоокеанской эскадры, блокированной японцами в Порт-Артуре. Понимая бессмысленность этого похода, он не нашел в себе мужества отказаться от участия в авантюре, в чем позднее раскаивался. 14 мая 1905 г. близ острова Цусимы эскадра Рожественского за несколько часов была разбита наголову. Зиновий Петрович действовал пассивно и не сумел организовать боя русской эскадры, что явилось одной из причин ее гибели. Броненосец "Князь Суворов", на котором находился Рожественский, через 4 часа после начала боя был потоплен. Тяжело раненый в голову и в обе ноги Рожественский был перенесен на миноносец "Буйный", откуда было дано знать, что командование передается контр-адмиралу Небогатову. Миноносец "Буйный" был сильно поврежден в последующем бою. Утром 15 мая Зиновий Петрович пожелал перейти на миноносец "Бедовый", что и было исполнено. Идя на север к Владивостоку вместе с миноносцем "Грозным", "Бедовый" был настигнут двумя японскими миноносцами и сдался без боя, между тем как "Грозный" вступил в бой и потопил один из японских миноносцев. По возвращении из японского плена, когда зашел вопрос о предании суду виновников поражений, Рожественский вышел в отставку и сам потребовал суда. 21-26 июня 1906 г. происходил процесс адмирала Рожественского и нескольких находившихся под его командой офицеров в кронштадтском военно-морском суде. Они обвинялись не в каких-либо действиях, вызвавших поражение в Цусимском сражении, а только в сдаче миноносца "Бедового". Сам Зиновий Петрович настаивал на том, что хотя он был тяжело ранен и не мог говорить, но находился в полном сознании, когда к нему обратились с вопросом, сдаваться или не сдаваться, и кивком головы вполне сознательно приказал сдаться. За это он признавал себя подлежащим смертной казни. Приговором суда З.П. Рожественский был оправдан как тяжелораненый в бою.



Учитель:

На Дальний Восток 2-я и 3-я Тихоокеанская эскадра прибыли лишь через пять месяцев после сдачи крепости. Объединившись, русские эскадры приняли ожесточенный бой в Цусимском проливе (14— 15 мая 1905 г.) Это было последнее крупное событие русско-японской войны.



Учащийся, получивший опережающее задание, делает сообщение о Цусимском сражении.

Цусимское сражение.

2-я Тихоокеанская эскадра Рождественского состояла из разнотипных судов с неодинаковой скоростью хода. Экипажи кораблей в значительной части состояли из новобранцев. Сам командующий с новой боевой техникой почти не был знаком и относился к ней пренебрежительно. Эскадре предстоял далекий и трудный путь вокруг Африки. В начале похода в ночь на 9 октября, эскадра Рождественского в Северном море обстреляла английские рыболовные суда, приняв их за японские миноносцы. Англия стала грозить России войной. Под давлением Франции Англия согласилась на мирное урегулирование инцидента.

Во время стоянки на Мадагаскаре пришло известие о сдаче Порт-Артура, что лишало эскадру базы для операций на Дальнем Востоке. Рождественский в донесении царю писал: "Ввиду изменения обстановки вверенная мне эскадра не сможет завоевать море, и ей теперь остается прорыв хотя бы частью кораблей во Владивосток". Но Николай II приказал Рождественскому продолжать поход с тем, чтобы "завладеть Японским морем". Для усиления эскадры Рождественского на Дальний Восток вышла 3-я Тихоокеанская эскадра контр-адмирала Н. И. Небогатова, состоящая из 3-х броненосцев береговой обороны с устаревшими пушками.

В ожидании эскадры Рождественского японский флот был отремонтирован и оснащен новейшей боевой техникой. При равном числе кораблей он превосходил русскую эскадру в скорострельности артиллерии, мощности фугасных снарядов и быстроте хода.

14 мая, когда эскадра Рождественского вошла в Цусимский пролив, японские корабли открыли огонь по флагманским броненосцам "Суворов" и "Ослябя" и, пользуясь преимуществом в скорости, подвергли атаке головные корабли эскадры. "Ослабя" затонул, а "Суворов" потерял управление. Миноносец "Бедовый" был настигнут японцами и захвачен. В результате артиллерийского обстрела и торпедных атак затонули броненосцы "Александр III", "Бородино", "Наварин". Некоторые корабли были потоплены своими командами, не желавшими отдавать их противнику. Отряд Небогатова, окруженный 15 мая всем японским флотом, сдался в плен. Крейсер "Изумруд" не подчинился приказу о сдаче и, прорвавшись, ушел к берегам русского Приморья, но там затонул, разбившись о камни. Только крейсер "Алмаз" и эскадренные миноносцы "Бравый" и "Грозный" дошли до Владивостока. Погибло 5045 моряков, более 800 человек было ранено.

Учитель: Ребята, изучая события русско-японской войны, мы сегодня узнали о многих людях, которые стали её непосредственными участниками. Но это были в основном генералы и адмиралы. Их роль в войне огромна. А как же простой человек на войне? Сколько их солдат и матросов погибло на этой войне? Об одном из них, нашем земляке хочется сказать отдельно. Это простой солдат В. Т. Рябов.

Учащийся, получивший опережающее задание, делает сообщение о В.Т.Рябове.

Рябов Василий Тимофеевич.

(1871 – 1904)

Родился в селе Ивановка пензенского уезда. Проживал в селе Лебедевка ныне Пензенского района. Мобилизован в 1904 г. в 284-й пехотный Чембарский полк рядовым, служил в охотничьей команде (добровольцы - разведчики). Участник русско-японской войны. Возвращаясь из разведки, был схвачен японцами у деревни Цы-Шань. Отказался отвечать на вопросы и заявил, что «готов умереть за веру, царя и отечество». 17 сентября расстрелян. Было собрано 7 тыс. руб. в помощь семье и 2569 на строительство школы его имени (1000 руб. пожертвовал царь), которая была торжественно открыта 9 мая 1909 г. в селе Лебедевка. 6 октября 1909 г. прах Рябова был привезен на родину и торжественно перезахоронен. Имя его навечно занесено в списки Чембарского полка, а после слияния его с Инсарским полком – в списки 5 роты 2-го батальона 216 Инсарского полка. Подвиг Рябова запечатлен на картине офицера Орловского полка А.А.Гудим-Левковича, хранившейся в семье младшей дочери Рябова, родившейся после гибели отца. В Лебедевке установлен памятник герою.



Учитель: И так война была проиграна. Необходимо было поставить точку. Мы с вами переходим к последнему пункту нашего плана.

9. Портсмутский мир. Итоги войны.

Война, неудачная для России, стоила огромных по­терь и ее противнику. Кроме того, чрезмерное усиление Японии на Дальнем Востоке никак не входило в планы ее союзников, особенно США. Именно американское пра­вительство сыграло роль посредника в мирных перегово­рах, которые проходили в Портсмуте (США). С русской стороны их виртуозно вел С. Ю. Витте, добившийся в этой тяжелой ситуации неплохих результатов. По Порт­смутскому миру (август 1905 г.) Россия отделалась ми­нимальными территориальными потерями — южной ча­стью острова Сахалин. Кроме того, она уступила японцам Порт-Артур. Витте удалось добиться от япон­ской стороны отказа от требования уплаты контрибуции.

Но, несмотря на относительно благополучные, резуль­таты мирных переговоров, война с Японией сыграла се­рьезную роль в дестабилизации внутриполитического положения в стране. И обществом, и народом она вос­принималась как национальный позор. Весь ход военных действий убеждал в бездарности и безответственности верхов, неспособных отстоять интересы России.
Закрепление нового материала. (Беседа по проблемному заданию).

Учитель: В начале урока перед вами была поставлена проблема. Давайте попробуем ответить на вопрос: Русско-японская война: национальный позор или школа мужества?

Учащиеся анализируют полученную информацию и пытаются высказать свою точку зрения.

Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание: * 2, стр. 21-24, вопросы стр. 24
Список источников информации использованных для подготовки урока:

1. Учебник «История России XX – начало XXI века» Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С. В. М. «Просвещение», 2009 г.

2. Диск «Энциклопедия истории России 862 – 1917 г.г.».

3. Электронный учебник «История России XX век » Антонов Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Часть I.

4. Улыбин С. Подвиг Василия Рябова. П., 1993 г.

5. Савин О. «Готов умереть за Отечество» // Поиски и находки. Вып. 2; Про разведчика Рябова. СПб 1999.



6. Пензенская энциклопедия. М. 2001 г. Автор статьи Г.В. Еремин, стр.533




Я знаю людей, которых Господь, вероятно, высосал из пальца. Мечислав Шарган
ещё >>