Внешняя политика александра I. Отечественная война 1812 Г - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция № Внутренняя и внешняя политика России в начале 19 в. 1 264.05kb.
«Отечественная война 1812 г.» через изучение тем, выходящих за рамки... 1 44.42kb.
Открытыйуро к поистори и натем у: «отечественна я война 1812 года»... 1 38.31kb.
200-летие победы России в Отечественной войне Отечественная война... 1 135.85kb.
Классный час «отечественная война 1812 года» 1 36.15kb.
Отечественная война 1812 года 1 47.11kb.
Урок «Отечественная война 1812 года» 1 81.17kb.
Отечественная война 1812 года — военные действия в 1812 году между... 1 27.17kb.
Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг 1 26.5kb.
Внешняя политика России на рубеже XIX xx вв. Русско-японская война 1 19.67kb.
Великая отечественная война 1812 года 1 67.24kb.
История еврейской Пасхи 1 142.37kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Внешняя политика александра I. Отечественная война 1812 Г - страница №1/1

ПОТАПОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА



ГБОУ СПО « Кстовский нефтяной техникум им. Б. И. Корнилова»
ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

НА ТЕМУ « ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г.»


Современный процесс обучения истории характеризуется все более широким применением в нем компьютерных технологий, интерактивных методов. Выполняя функцию информативного сопровождения истории, компьютер способен существенным образом облегчить процесс овладения студентами, как репродуктивными умениями, так и общелогическими (систематизацией, классификацией, анализом и синтезом), а также рефлексивными (умением обрабатывать статистические данные, осуществлять сбор, упорядочение и анализ информации). Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал [7, с. 34].

Рост самоактивности студента достигается за счет дозированного изложения учебного материала; организации самостоятельной работы; создания творческой атмосферы между студентами с одной стороны, и между студентом и преподавателем с другой. Чтобы создать атмосферу свободного творчества на уроке, я стараюсь использовать приемы воздействия на эмоциональную сферу студентов, основанные на учете их возрастных и психологических особенностей (внушение, поддержка).

Выдающийся французский мыслитель Рене Декарт говорил: «Договоритесь о терминах, и половина человеческих споров исчезнет». Для понимания истории это как нельзя кстати. Деятельность учителя – одна из наиболее сложных и ответственных. Деятельность учителя истории, на мой взгляд, является сложной еще и потому, что в современных условиях он через собственную систему ценностей должен решить, какая историческая концепция наиболее точно отвечает его собственным взглядам, его собственному мировоззрению и пониманию истории в целом.

Я понимаю цель изучения истории как овладение историко-социологическими законами, суммой знаний исторических фактов, необходимых для практической жизни, для умения ориентироваться в социальной среде и социальных процессах. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание именно активным и интерактивным формам обучения.

Цель обучения — это запрограммированный результат. Она выступает как фактор, обуславливающий способ и характер деятельности, определяет соответствующие средства ее достижения, является исходным побудителем деятельности. Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности, формирования компетенций [5, с. 43] .

Под интерактивными подразумеваются методы, при использовании которых студент получает новые знания только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими студентами. Позитивное взаимодействие - основополагающий принцип интерактивных методов обучения, смысл которого заключается в достижении результата усилиями рабочей группы, но при индивидуальной отчетности и ответственности каждого члена этой группы. Технология реализации интерактивного подхода строится на основе осознания студентом своего места и роли, как в учебное время, так и во время самостоятельной работы, путем постепенного его включения в осмысление и последовательное овладение учебным материалом, обеспечение роста индивидуальной активности.

Вашему вниманию предлагается методическая разработка интерактивного урока (два часа). Материал, используемый на уроке, переработан в доступный для понятия студентами. Вопросы, на которые требуются ответы во время урока, задания, упражнения, которые студенты выполняют, носят проблемно-поисковый, исследовательский, дискуссионный характер.

Урок базируется на идеях гуманно-личностного подхода в образовании.


Цели урока:

обучающие: познакомить студентов с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; организовать деятельность студентов по изучению исторических событий; показать народно-освободительный характер Отечественной войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев;

развивающие: развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; обеспечивать развитие умения ставить цели, планировать деятельность; развивать творческие способности; создавать условия для развития умений анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, предлагать пути решения; способствовать развитию речи; формировать общие компетенции;

воспитывающие: воспитывать активную, творческую личность; способствовать формированию ценностного, толерантного отношения к миру, воспитывать чувство гордости за русский народ; прививать чувство ответственности за свои поступки и дела.

Достижение поставленных целей предполагается через: фактический материал, использование межпредметных связей; отработку универсальных умений и навыков (анализа научного материала, определение причинно-следственных связей, отработку понятийного материала, умения вести дискуссию); атмосферу сотрудничества и интеллектуальной свободы на уроке.


Тип урока: комбинированный, с элементами проектной деятельности

Оборудование: карта « Российская империя в к. XVIII – н. XIX вв.», цитаты, дополнительный материал, карточки-даты, учебник «История Отечества» авт. Захаревич; листы с опорным конспектом-схемой; карточки-задания на дом; жетоны, карточки-схемы, рабочие тетради студентов, подборка тематической литературы (выставка), план рассмотрения вопросов (слайд), презентация по тематическому модулю «Внешняя политика Александра I», презентация по тематическому модулю «Отечественная война 1812 года», ММК (проектор - 1 шт., экран, компьютер - 1 шт.),

Используемый медиа-ресурс: Microsoft Word , PowerPoint.

Основные даты: 1801 г. – добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии; 1805 г. – формирование 3-ей антифранцузской коалиции; 1806 г. – формирование 4-ой антифранцузской коалиции; 1804–1813 гг. – война с Ираном; 1806–1812 гг. – война с Турцией; 1807 г. – Тильзитский мир; 1808–1809 гг. – война со Швецией; 1812 г.- Отечественная война; 26 сентября 1812 г.- Бородинское сражение.

План урока:

I. Организационный момент

Подготовка к активному включению в урок. Актуализация.



II. Повторение изученного материала

2.1.Блиц-опрос по датам, понятиям, содержанию предыдущей темы.

2.2. Работа с карточками (индивидуальные задания).

2.3.Ответ по кластеру (опрос по логической схеме-конспекту).


III. Изучение нового материала

3.1. Внешняя политика при Александре I

3.1.1. Рассказ преподавателя об основных направлениях внешней политики России при Александре I с демонстрацией слайдов (использованием мультимедийного проектора). Актуализация изучаемого материала, совместное целеполагание при рассмотрении новой темы, создание мотивации обучения, выделение главных мыслей, выводы по теме. Совершенствование умения работы студентов с текстом учебника, нахождение и объяснение употребляемых исторических терминов, на которые делается акцент преподавателем.

3.1.2.Сообщение преподавателя о задачах Восточного направления (с использованием электронной презентации и карты). Создание информационной поддержки урока. Формирование важнейших в современных условиях навыков: критического осмысления информации, выделение главного в информационном сообщении, систематизирование и обобщение материала, грамотное представление имеющейся информации. Демонстрация презентаций как результатов внеаудиторной исследовательской работы студентов, использование значительного количества источников информации.

3.1.3 Рассказ преподавателя о Западном направлении внешней политики с применением элементов диалога и электронной презентации.


При наличии резерва времени - индивидуальный опрос студентов.

3.1.4.Работа с картой (соотношение событий на карту). Акцент на межпредметные связи со всеобщей историей, политологией.

3.1.5.Самостоятельная работа в тетради – «Личности в истории» (по вариантам). Формирование ценностного отношения к себе как к личности через оформление исторических портретов изучаемых личностей, в которых они должны показать человека через его значимость для других, для России. На доске - карточки с фамилиями исторических деятелей. Репродукции портретов личностей расположены на слайде презентации: Иван Иванович Михельсон, Дмитрий Николаевич Сенявин, Михаил Федотович Каменский, Михаил Илларионович Кутузов, Селим III, Пётр Иванович Багратион, Михаил Богданович Барклай де Толли.

3.1.6.Закрепление. Работа с опорным конспектом (текст-схема).

Выполнение следующих заданий (в целях обеспечения экономии времени и разнообразия работы студентов): ознакомиться с содержанием конспекта; дополнить текст-схему информацией, полученной через презентацию; продолжить заполнение схемы (в целях обеспечения экономии времени и разнообразия работы студентов).

3.1.7.Работа с карточками - текстом. Задание: оценить степень достоверности изложенных в тексте сведений, подчеркнуть правильные факты и события.



3.2. Отечественная война 1812 г.

3.2.1.Рассказ – погружение в историческую эпоху.

Объяснительно-иллюстративное изложение материала преподавателем. Эффективность этого метода достигается логическим, последовательным изложением материала, с грамотным подбором и демонстрацией иллюстраций. Активизация познавательной деятельности студентов: составление плана.

3.2.2.Презентация – комментарий (слайды 1-4). Комментарий преподавателя. Выполнение студентами опорных записей в рабочей тетради, формируя через данный вид работы умение выделять в предложенном материале существенные свойства.

3.2.3.Доклад-сообщение студента (с опорой на слайд 5). Демонстрация опережающего задания, выполненного студентом в форме слайдов, объединенных в общую презентацию.

3.2.4. Комментарий преподавателя с использованием карты и слайда 6.

3.2.5.Публичное представление внеаудиторной самостоятельной работы студентов в форме презентации. Развитие у студентов навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, формирование дополнительной мотивации, способствование повышению уровня восприятия информации через презентации. Наличие элемента соревнования позволяет повысить самооценку студента, умение работать с компьютером, что является частью современной молодежной культуры (сл. 8 - 9).

3.2.7. Виртуальная экскурсия. (Комментарий студента к репродукциям картин, расположенных на слайдах). Экскурсии в музеи развивают воображение и фантазию, без которых не может существовать ни искусство, ни творчество, ни сам человек.

3.2.8.Работа с картой (раздаточный материал-ксерокопия карты). Групповая форма деятельности позволяет: учитывать индивидуальные особенности; осуществлять дифференцированный подход; создавать атмосферу взаимной ответственности, внимательности; реализовать элементы педагогики сотрудничества.

3.2.9.Заочное путешествие «По дорогам Отечественной войны 1812 г.» (слайды 10-14, 18-20). Сообщения студентов о личностях в истории (Надежда Дурова, Денис Давыдов и др.) с использованием электронной презентации.

3.2.10.Обобщение информации преподавателем. Акцент направлен на межпредметные связи с литературой, культурологией, русским языком и культурой речи (слайды 15-17).

3.2.11. Работа с учебником. Оформление кластера по разделу параграфа.



IV. Закрепление материала

4.1.Фронтальный опрос. Вопросы для обобщения:



Какие задачи в области внешней политики России в н.19 в. выделяют историки?

Как решались эти задачи?

Кто сыграл главную роль в победе над французами?

Как проявился полководческий талант М.И. Кутузова?

В чём историческое значение Отечественной войны для России?

4.2. Работа с карточками. Перекресток мнений «Бородинское сражение. Была ли в нем необходимость?»

Студентам предлагается работа с карточками, на которых представлены различные точки зрения историков, современников. Применение подобных учебных средств, способствует формированию навыков организации деятельности, систематизации, конструирования материала, развития умения формулировать и отстаивать собственную точку зрения.

Содержание карточек:



1. «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом было и должно было быть — для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы, а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии… (Л.Н. Толстой).

2. «Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми» (Наполеон).

3. «Многие исследователи считают, что Бородинская битва закончилась вничью. Хотя Бородинская битва является, вероятно, единственным примером генерального сражения, исход которого и та и другая сторона сразу же объявили и доныне празднуют как свою победу, имея на то основания» (Н.А. Троицкий).

4. «Для меня здесь нет вопроса; конечно, это была победа Наполеона, трагическая победа «по очкам». То, что французы не разгромили русскую армию при Бородине, - не удивительно. При том соотношении сил, которое сложилось перед сражением, Наполеон, вряд ли, мог рассчитывать на какой-либо иной результат. (А.А. Васильев).

4.3. Обзор выставки книг. Рекомендации к прочтению.


V. Домашнее задание

5.1.Выдача карточек - заданий для исполнения.

5.2.Продолжение работы с конспектом - схемой на основании текста учебника.
VI. Итог занятия. Выставление оценок
Сегодня востребован образ студентов нового типа, способных работать в современных условиях, обладающих высоким уровнем общей культуры, умением работать с большим объемом информации, планировать и прогнозировать результаты своей работы. Хочется отметить, что применение в практике преподавания истории интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности студентов и эффективности обучения. «Всемирная сеть паутины» затягивает все больше и больше и преподавателей, и студентов. Сейчас наши студенты уже освоили информационное пространство Интернет, и плох тот преподаватель, который не стремится учиться у своих воспитанников и научить их еще большему, используя эти знания [5, с.12].

В «информационном веке» главным становится освоение каждым студентом самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Хочу отметить, что у студентов, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Информатизация образовательного процесса – это реальность сегодняшнего дня. Новые технологии уверенно завоевывают себе место. Работать по-новому интересно, увлекательно. Это верный путь в будущее!


Список источников и литературы
1. Берельковский И.В., Павлов Л.С. История. Методика преподавания. – М., 2001

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. – М., Просвещение, 2007.

3. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Владос, 2001. - С. 169.

4. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX век. – М., Вако, 2004.



5.Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. – Пермь: ПРИПИТ, 2004. - С. 14.

6.Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания / Преподавание истории в школе. - 2001. - № 8.- С. 40-46.




Весна — растворитель зимы. Людвик Ежи Керн
ещё >>