Внеклассное мероприятие Провела учитель физики и математики С. В. Цветкова Балдаево - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Внеклассное мероприятие «Математическое казино» 1 53.41kb.
Внеклассное мероприятие «Лаборатория естественных наук» 1 55.83kb.
Иваненко Ирина Юрьевна учитель начальных классов звание «Учитель-... 1 88.41kb.
Внеклассное мероприятие в 10 классе Учитель физики Павленко Нейля... 1 89.99kb.
Внеклассное мероприятие для младших школьников Тема мероприятия:... 1 92.91kb.
Внеклассное мероприятие для 9-11-х классов «Костер жизни» Сичинава... 1 205.34kb.
Математический вечер «прием у царицы математики» 1 190.51kb.
Внеклассное мероприятие по математике "Ученый совет" 1 130.61kb.
6-й класс Подготовила и провела: Арзуманова Карина Валентиновна Учитель... 1 58.83kb.
Внеклассное мероприятие по физике. Игра «В гостях у Физики» 1 78.11kb.
«Образование облаков» 1 14.87kb.
Аоо «Назарбаев Интеллектуальные школы» Образец Экзаменационная работа... 1 149.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Внеклассное мероприятие Провела учитель физики и математики С. В. Цветкова Балдаево - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Балдаевская средняя общеобразовательная школа»

Ядринского района Чувашской Республики

Внеклассное мероприятие

Провела учитель физики и математики

С. В. Цветкова


Балдаево
Опыт-отец всякой достоверности.

Мудрость-дочь опыта.

Леонардо да Винчи
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ С УЧАЩИМИСЯ 5-6-ГО КЛАССОВ ПРОВОДЯТ УЧАЩИЕСЯ 7-9-ГО КЛАССОВ
Цель мероприятия: вызвать интерес учащихся начальных и 5-6 классов к физике;

повторить и обобщить весь материал изученный в 7-9 классах;

научиться выполнять простейшие опыты по физике самостоятельно;

воспитать чувство ответственности и развивать творческую активность учащихся.
1-й ведущий.

В одном из стихотворений А. Мицкевича есть строки:



Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света


И электрических лучей?

2-й ведущий.

Скажите честно, представ­ляете ли вы себя на месте пещерного человека, у которого под рукой были только ду­бина и камень? Думаю, что нет...



1-й ведущий.

Сегодня, чтобы, скажем, поесть, вы возьмете кастрюлю или сковород­ку, нальете воды из-под крана или масла из бутылки, зажжете спичкой газовую горелку или воткнете штепсель электроплитки в ро­зетку. Затем откроете холодильник...



2-й ведущий.

Это лишь начало наших действий, а со сколькими изобретениями человеческого разума вы уже успели, не задумываясь, столкнуться?



1-й ведущий.

Вспомним-ка еще. Вам хо­лодно — включаете электрокамин. Жарко — запускаете вентилятор. Темно — зажигаете электрический свет. Яркое солнце — надева­ете темные очки...



2-й ведущий.

Что же это такое? Неуже­ли мы сами так беспомощны, что ни шагу не можем ступить без какого-нибудь механичес­кого или электрического помощника?



1-й ведущий.

С давних-давних пор людь­ми двигала великая сила — любознательность. И не обладай они ею, многое из того, что окружает вас, создано бы не было.



2-й ведущий

Давайте мы сейчас вместе! с вами отправимся на необычный урок, ко­торый проведут наши помощники — Тело, Вещество и Явление



1-й ведущий.

Они как раз живут в том предмете, на урок к которому мы и отправимся.



2-й ведущий.

На физике, друзья мои,

Не будет скучно нам.

Ведь физику и лирику

Мы делим пополам!

Тело.

Движенья нет, — сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал — и стал пред ним ходить!

Сильнее он не мог бы возразить.

Хвалили все ответ замысловатый.

Вещество.

Так о движении сказал ве­ликий русский поэт А. С. Пушкин.



Явление.

Почему, разогнавшись на сан­ках с ледяной горки, мы можем долго мчаться по прямой? Почему, раскрутив педали вело­сипеда, мы можем катиться опять-таки до­вольно долго и, если не вертеть рулем, пря­мо? Почему, резко остановившись, мы мо­жем вылететь из седла?




Опыт первый

Вот небольшая тележка. Если толкнуть ее, она будет двигаться горизонтально. А теперь поставим на тележку брусок. Резко толкнем ее — брусок упадет на­зад.



1-й ведущий.

То, что мы сейчас увиде­ли, в физике называется явлением инерции.



Тело.

Мы вам покажем ряд опытов, где «работает» инерция.



Опыт второй

На край стола кладем полоску писчей бумаги, а на нее ставим столбиком несколько кубиков (шашек). Если потянуть за бумагу медленно, то столбик предметов будет двигаться вместе с листком, но если ее дернуть резко, то она останется в руках, а предметы и не шелохнутся!



Вещество

Аналогичные опыты можно, провести и с монетами



Опыт третий

Возьмем тяжелую монету (5 рублей), поставим ее на ребро на полоску бумаги так, чтобы 2/3 полоски свисало со стола. Придерживая свободный конец, резко ударим по нему линейкой. Бумага соскольз­нет со стола, а монета останется на месте!



2-й ведущий.

В чем же секрет этих опытов? Оказывается, всякое тело стремится сохранить состояние покоя. Вот это свой­ство тел и называют инерцией.



1-й ведущий.

А вот как интересно описано это явление в стихах:



Ехал странный пассажир,

Вез в кошелке рыбий жир.

Чуть трамвай притормозит —

Пассажир вперед скользит.

2-й ведущий.

Чуть трамвай прибавит ход —

Пассажир назад ползет.

Все, кто ехал с пассажиром,

Вышли, смазанные жиром.

3-й ведущий.

А сейчас мы оставим мир движений и перейдем в мир двух стихий — воды и воздуха.



Явление.

Одни из самых сложных видов движения вокруг нас всегда. Это ветер — перемещение масс воздуха, течение — пе­ремещение масс воды. Но, даже находясь в покое, две стихии постоянно задают челове­ку загадки.



4-й ведущий.

Действительно, кто ответит на вопросы: почему плавают рыбы? отчего не падают на землю птицы? как построить корабль, чтобы он не перевернул­ся? можно ли сделать машину, висящую в воздухе?



Тело.

Вы, наверное, уже знаете, что есть тела, которые тонут в воде, а есть такие, которые плавают на поверхности. Но оказы­вается, что одно и то же тело может и то­нуть, и плавать!



Опыт четвертый

Возьмем две пол-литровые банки и одну из них наполним чистой водой. Опустим в нее сырое яйцо — оно утонет. Во вторую банку нальем крепкий раствор поваренной соли. Опустив яйцо в эту банку, мы увидим, что оно всплывет на поверхность. Смеши­вая эти две жидкости, можно добиться, что­бы яйцо находилось посередине, как подвешенное.



3-й ведущий.

После этого опыта вы наверняка ответите на вопрос: почему в море плавать легче, чем в реке?



Вещество.

Мне тоже хотелось бы задать вопрос: плавает ли железо?



Опыт пятый

Бросаем в воду гвоздик, винтик, шарик от подшипника — все они тут же тонут. Ко дну пойдет и квадратик, вырезанный из консерв­ной банки. Теперь согнем этот квадратик в коробочку. Он плавает! Положим в него гвоздик, болтик, шарик — коробочка все равно не тонет!



4-й ведущий.

Наверное, вы поняли в чем здесь дело? Конечно, это воздух. На этом принципе основано строительство лодок и океанских лайнеров.



Явление. Наверняка у каждого в доме есть свечи и подсвечники, но чаще всего подсвечники изготовлены так, что свеча лег­ко гаснет от движения воздуха, а догораю­щая без присмотра свеча может вызвать по­жар. Я хочу предложить вам безопасный под­свечник.

Опыт шестой

Возьмем стакан с водой и опустим в него стеариновую свечу — она будет плавать «на боку». Так свечку не зажжешь. Утяжелим ее гвоздиком снизу. Теперь свеча плавает, выс­тупая из воды самым краешком. Зажжем ее. Такая свеча не потухнет и пожара не наде­лает, потому что превратилась в стеариновый кораблик.



Тело.

Вы, возможно, наблюдали за фонтанами. Это очень красиво. Оказывается, мы можем полюбоваться ими даже прямо здесь.




Опыт седьмой

Я вам покажу простой способ, как создать домашний фонтан. Для этого возьмем баноч­ку с крышкой и заполним ее водой. В крыш­ке проделаем дырочку для трубочки. Пере­вернем банку — и получим фонтан.


3-й ведущий.

Послушайте, как красиво описывает фонтан русский поэт Ф. Тютчев:



Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится,

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он


Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

4-ый ведущий.

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метет?

Как жадно к небу рвешься ты!

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

3-й ведущий.

Мы немного познакомились с тем, как ведет себя вода, что она может. Теперь очередь за воздухом. Если воду мы хотя бы видим, то воздух — «невидимка».



Вещество. Хоть воздух и невидим, но с его проделками мы встречаемся постоянно.

Опыт восьмой

Возьмем большую стеклянную посудину и заполним ее чуть-чуть подкрашенной водой. Перевернем стакан и начнем опускать его в воду открытым краем. Замечаем, что вода не наполняет стакан. Что же мешает воде? Ока­зывается, воздух — наш «невидимка»!



Явление.

Нашего «невидимку» мы можем заметить, вернее, не его, а его движение, если понаблюдаем за специально изготов­ленной змейкой.



Опыт девятый

Наденем заготовленную змею на острие проволоки, помещенной над электрической лампочкой. Когда лампа отключена, змея не движется. Теперь включим свет. Змейка начинает вращаться, и тем быстрее, чем доль­ше горит лампочка. Мы видим, что вроде бы под ней ничего нет. А это, оказывается, теплый воздух начал свое движение вверх. Вот тебе и «невидимка»!

Тело.

Оказывается, воздух-невидимка -может быть большим шалуном.



Опыт десятый

Возьмем бутылку с широким горлышком. Очистим заранее сваренное яйцо. Зажжем кусочек бумаги и впустим его в бутылку. Немного погодя на горлышко положим очи­щенное яйцо. Через некоторое время оно упадет в бутылку. Кто же его туда втолкнул? Это наш «невидимка»-шалун!



1-й ведущий.

Следующей нашей останов­кой будет мир тепла.



2-й ведущий.

С треском лопнул кувшин,

Ночью вода в нем замерзла,

Я пробудился вдруг.

1-й ведущий.

Вот те раз! Я говорю о теп­ле, а ты прочитал строки японского поэта о морозе. Неувязочка получается…



2-й ведущий.

А вспомните, отчего вы просыпаетесь ночью? Одеяло сползло — холодно стало, говорим: замерзли, как ледышки. Получается, холод — недостача или по­теря тепла, — как бы обратная его сторона! Так что одного без другого не бывает.



Вещество.

Вы абсолютно правы, тепла и холода друг без друга не бывает. Давайте попробуем нагреть снег.



Опыт одиннадцатый

Наполним кастрюлю снегом и подставим на пластиковую подставку. Начнем перемешивать снег. Мы заметим, что он в тепле тает. Приподнимаем кастрюлю, она легко отрывается от подставки, теперь добавим в снег поваренную соль. Снова все перемешиваем и поднимаем кастрюлю. Подставка поднимается вместе с ней! Кастрюля примерзла, представляете? В тепле и , вдруг, лед образовался.



1-й ведущий.

Может быть, вы знаете, что в больших городах в гололед тротуары посыпают солью. На улицах мороз, но лед на тротуарах тает.



2-й ведущий
А вот интересно, какую одежду вы предпочитаете надевать в жаркий летний день? Явление.
Да, чаще всего мы надеваем светлую и легкую одежду. А почему? По­пробуем разобраться.

Опыт двенадцатый

Возьмем граненый стакан, у которого каждая вторая грань закрашена черной гуа­шью с внешней стороны. На одинаковой вы­соте к каждой грани прикрепляем по гвоз­дику (или кнопке) с помощью стеарина. За­тем ставим в стакан свечу и зажигаем ее. Через некоторое время мы заметим, что гвоз­дики, прикрепленные к черной грани стака­на, отлетают быстрее, чем прикрепленные к белой. Значит, темное лучше «притягивает» тепло, чем светлое.



Тело,

Вы прекрасно знаете, что бума­га горит, но я вам докажу, что это не все­гда так.



Опыт тринадцатый

Возьмем стальной цилиндр, плотно обер­нем его полоской бумаги и опустим в пламя горелки. Бумага не загорается.



Вещество.

А я в бумажной кастрюльке и воду могу вскипятить! Не верите?



Опыт четырнадцатый

Пламя свечи лижет дно бумажной кастрюли. Скоро уж и вода закипит, а бумага все еще целехонька! Вода кипит при 100 °С, а бумага горит при более высокой темпера­туре. Кипящая вода отнимает у нее лишнее тепло. Аналогично можно объяснить и опыт с цилиндром.

3-uй ведущий.

Не пора ли нам переходить в следующий мир — мир электричества?



4-й ведущий.

И в шуме наклонного ливня,

Сомкнувшего землю и высь,

Извилина вспыхнула длинно,

Как будто гигантская мысль.

3-й ведущий. В народе говорят: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». А какой же гром без молнии?

4-й ведущий.

Сколько же миллионов раз должна сверкнуть молния, чтобы мужик, перекрестившись, наконец-то задумался: а что же это такое — молния?



3-й ведущий.

Ты уже наверняка знаешь, что молния — это электрический разряд. Где . же он живет? А живет он в проводах, подве­шенных на высоких мачтах, в комнатной электропроводке, в батарейке карманного фо­нарика.



4-й ведущий.

Но все это электричество домашнее, ручное. Человек его «изловил» и заставил работать. Оно накаляет электро­утюг, сияет в лампочке, весело распевает в радиоприемнике.



3-й ведущий.

Ну а есть ли на свете элек­тричество дикое, не прирученное? Такое, ко­торое живет само по себе?



Явление.

Да, есть. Оно вспыхивает ос­лепительным зигзагом в грозовых тучах. Оно светится на мачтах кораблей в душные тро­пические ночи. Но есть оно не только в об­лаках и не только над тропиками. Тихое, не­заметное, оно живет всюду. Даже у тебя в комнате. Ты часто держишь его в руках и сам об этом не знаешь. Но его можно обнаружить..



Опыт пятнадцатый

Возьмем несколько маленьких листочков бумаги. Пластмассовую ручку или расческу потрем о свои волосы. Теперь поднесем ее к листочкам - они притянутся. Это работа электричества!



4-й ведущий.

Очень часто встречается в литературе описание электрического явле­ния, которое называют «огнями святого Эльма».



Тело.

Мы тоже можем получить подобие этих огней. Свет в комнате лучше погасить.


Опыт шестнадцатый

Хорошенько натрем сухой тряпкой лист оргстекла и приблизим к нему полураскрытые нож­ницы остриями вперед. До листа будет еще дале­ко, а на остриях ножниц уже появятся дрожащие пучки нитей, светящиеся лиловым пламенем.



3-й ведущий.

«Огни святого Эльма» хо­лодные. Если вместо ножниц поднести к ли­сту оргстекла спичку, огонь будет плясать прямо на ее головке, но спичка не вспыхнет, i;



4-й ведущий.

Почему это явление полу­чило такое название? Просто огни часто по­являлись на шпиле церкви святого Эльма в одном из городов Франции.



3-й ведущий.

Одни считали «огни свято­го Эльма» хорошей приметой, другие — дур­ным знамением. Вот как описывает их поэт Н. Гумилев:



Там волны с блеснами и всплесками –

Непрекращаемого танца,

И там летит скачками резкими

Корабль Летучего Голландца.

4-й ведущий.

Ни риф, ни мель ему не встретятся,

Но, знак печалей и несчастий,

Огни Святого Эльма, светятся,

Усеяв борт его и снасти.

3-й ведущий. А на самом деле огни по­лучаются примерно так же, как в нашем опы­те. Только вместо натертого листа оргстек­ла над кораблем или над церковью прохо­дит наэлектризованная тучка.

Вещество. А как вы думаете, можно ли нам получить молнию прямо в классе?

Опыт семнадцатый

Возьмем из кабинета физики электрофорную машину. Два металлические шарика играют роль тучек, на которых и накапли­вается электричество при вращении ручки. Если мы сблизим шарики, то между ними промелькнет крошечная молния, а мы услышим щелчок — это нашу мини-молнию со­провождает мини-гром.



4-й ведущий. А вот как описывает это явление поэт Б. Кежун:

В ее трудах — размах и сила,

В ее руках — крутая власть...

Она пришла в спецовке синей

И вмиг за дела принялась.

З-й ведущий.

И началась электросварка —


Слепящих вспышек череда,

И даже небу стало жарко


От звездоносного труда.

4-й ведущий.

И в тот же миг железной птицей

Прогрохотал могучий гром,

А небосвод решил излиться

Неиссякаемым дождем.

3-й ведущий.

И гонит яростную воду –

И снова молнии полет,

Как будто росчерк электрода

Перекрестил небесный свод.

4-й ведущий

Она подобна огнемету,

Слепит прохожему глаза.

Всю ночь ведет свою работу

Электросварщица - гроза.

1-й ведущий.

Продолжим наше путеше­ствие по различным мирам. Следующий мир — мир света. 2-й ведущий.

А в полдень лужи под окном .

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном /"

По залу «зайчики» трепещут.

1-й ведущий.

С чем сталкивается только что появишийся на свет человек? Конечно, на него наваливается масса новых впечатлений: и холодно ему стало, и шумно вокруг, и запахло чем-то. Но самое главное — это хлынувший в глаза поток света, который сразу заставляет его зажмуриться.



2-й ведущий.

Всю свою дальнейшую жизнь человек будет ориентироваться в пространстве, воспринимать мир, будто ощупывая его глазами, т.е. улавливая отовсюду свет.



Явление

Один из приборов, которым мы пользуемся чуть ли не с рождения, — это зеркало, которое создает мир «наоборот». Как в сказке о зазеркалье.



Опыт восемнадцатый

Посмотрите на себя в зеркало! Уверена, что ничего необычного вы не заметите. Мы привыкли так видеть себя. На самом деле в зеркале правая рука становится левой. Все надписи написаны шиворот-навыворот, так что их очень трудно прочесть. Попробуйте!



Тело.

Однако, если мы возьмем второе зеркало, то, как вы думаете, сколько полу­чим изображений? Посмотрим.



Опыт девятнадцатый

Имея два зеркала, можно натворить мно­го чудес. Ставим их под прямым углом и в этот угол кладем два одинаковых тела. Мы видим восемь таких тел!



Вещество.

Вы знаете, что луч света пря­молинеен. Вспомните хотя бы луч, пробива­ющийся сквозь щелку в ставне или занавес­ке. Золотой лучик, полный кружащихся пы­линок! Проверим это на опыте.



Опыт двадцатый

Наверняка вы не раз видели это, но не обращали внимания. Возьмем стакан и по­ложим в него ложечку. Пока стакан пустой, ложка лежит прямо. Теперь нальем в стакан . воду. Что произошло? Ложка сломалась? Но если мы ее вынем, она целая и прямая! Значит, «ломаются» лучи!



Явление.

Интересно, отгадаете ли вы мою загадку? «Крашеное коромысло через реку повисло». Правильно, это радуга. А почему она появляется? Был белый свет и вдруг —цветная дуга.



Опыт двадцать первый

У вас на столах лежат вот такие призмы. Посмотрите на свет через угол. Что вы види­те? Разноцветная полоска напоминает нам радугу. Значит, это белый свет разложился на семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.



1-й ведущий.

Очень красиво о радуге написал Ф.Тютчев;



Как неожиданно и ярко

На Влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве.

2-й ведущий.

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла —

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

3-й ведущий.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его — лови скорей!

4-й ведущий.

Смотри — оно уж побледнело —

Еще минута, две — и что ж?

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь, и живешь.

1-й ведущий.

Сегодня мы немного пого­ворили о физике, побывали в мире движе­ния, мире двух стихий, мире тепла, мире электричества, мире света. Это, конечно, не все миры, на которые подразделяется физика.



2-й ведущий.

Конечно, может быть, что-то осталось для вас непонятным, что-то, на­оборот, стало ясным. Но, согласитесь с тем, что все показанное и рассказанное физи­ческими терминами было интересно и поучи­тельно.



Тело.

Совершенно непонятно,

Почему вода течет


Сверху вниз, а не обратно,

Так, а не наоборот,

Вещество.

Совершенно непонятно,

Почему трава растет

Снизу вверх, а не обратно,

Так, а не наоборот.

Явление.

Совершенно непонятно,

Что такое свет и тень.

В общем, есть над чем подумать,

Если думать вам не лень!

3-й ведущий.

Мы очень надеемся, что вы, ребята, нелентяи. Поскорее подрастайте и приходите к нам на уроки физики, где вы снова встретитесь с физическими термина­ми — Телом, Веществом, Явлением. А сей­час — до свидания!




Каждая мать должна выкроить для себя несколько минут свободного времени, чтобы вымыть посуду.
ещё >>