Внеклассное мероприятие по математике "Ученый совет" - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Внеклассное мероприятие для учащихся 10 11 классов по математике... 1 119.34kb.
Внеклассное мероприятие по математике "Встреча с великими математиками" 1 83.28kb.
Внеклассное мероприятие по математике. Игра «О, отличник» по теме... 1 42.86kb.
Внеклассное мероприятие по математике для 3 класса 1 61.49kb.
Внеклассное мероприятие для 9-11-х классов «Костер жизни» Сичинава... 1 205.34kb.
Внеклассное мероприятие по математике для 5 классов "Великолепная... 1 79.5kb.
Внеклассное мероприятие по математике 8-9 классы Интеллектуальная... 1 102.61kb.
Внеклассное мероприятие по математике для 7 класса "Поле чудес" 1 64.18kb.
Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие в страну сказок" 1 49.8kb.
Внеклассное мероприятие по математике своя игра 2класс 1 86.86kb.
Иваненко Ирина Юрьевна учитель начальных классов звание «Учитель-... 1 88.41kb.
Приложение 1 Центральная симметрия 1 21.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Внеклассное мероприятие по математике "Ученый совет" - страница №1/1

Внеклассное мероприятие по математике "Ученый совет".

Цель мероприятия:


  1. Показать значимость математики в жизни каждого человека, тесную связь математики с другими науками.

  2. Доказать, что математика - неотъемлемая часть культуры.

  3. Развивать внимание, интерес, логическое мышление.

«В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии».

Н.Е.Жуковский

Ведущий (ректор):

Господа! В адрес нашего ученого совета от населения поступила жалоба!



Жалоба.

Товарищи ученые! Доценты с кандидатами !


Замучились вы с цифрами, запутались в нулях!
И деточек замучили своими сопроматами!
Забыв, что оказались вы давно уж в «сухарях»!
А мамы возмущаются! Детишки – сомневаются!
Что, если математика «сухая из сухих»?
А как же математика царицею считается
Наук всех разных прочих и малых и больших!
Мы просим вас, товарищи! Доценты с кандидатами!
Ответьте нам на жалобу, пожалуйста, скорей!
Развейте все сомнения, раскиньте их на атомы!
Ведь нет же в математике подобных «сухарей»!

Задачей нашего сегодняшнего ученого совета является развенчание мифа о том, что математика – наука сухая и мало где применяется. Слово предоставляется кафедрам: музыкального анализа, поэтикоматематики, математической логики и математической любознательности.



Кафедра музыкального анализа

Звучит музыка Шопена – ноктюрн.
1 ведущий: Из письма Леонарда Эйлера «В своей работе «Диссертация о звуке» я стремился представить музыку как часть математики и вывести в надлежащем порядке из правильных оснований всё, что может сделать приятным объединение и смешивание звуков».
(Звучит музыкальная композиция ноктюрн)
2 ведущий: Из письма Готфрида Лейбница к Христиану Гольдбаху: «Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать».
1 ведущий:
(На фоне музыки)
Ах, музыка, полёт ты чувств, эмоций,
Полёт свободы лишь на первый взгляд,
Проложен курс, и в паутине лоций
Рассчитан точно нотный ряд.
2 ведущий:
Рене Декарт, Жан д’Аламбер, Даниил Бернулли, Леонард Эйлер, Христиан Гольдбах и другие выдающиеся математики посвящали свои исследования музыке…
(Завершается музыкальная композиция, сообщение учащейся)
1 ведущий: Как вы думаете, можно ли сыграть таблицу умножения на музыкальном инструменте? Оказывается, можно. Все вы знаете, что существует 7 нот, и если установить зависимость между натуральными числами и нотами, то получится настоящее музыкальное произведение. Вы уже догадались, что числу 1 соответствует нота «до», числу 2 - «ре» и т. д. Теперь мы можем ответить, как звучит миллион. При делении одного миллиона на 7 получается остаток 1, значит, он звучит как нота «до». А теперь послушайте, как звучит таблица умножения.


2

ре 


3

ми


4

фа


5

соль


6

ля


7

си


8

до


9

ре


2

ре 


4

фа


6

ля


8

до


10

ми


12

соль


14

си


16

ре


18

фа


3

ми


6

ля


9

ре


12

соль


15

до


18

фа


21

си


24

ми


27

ля


4

фа


8

до


12

соль


16

ре


20

ля


24

ми


28

си


32

фа


36

до


5

соль


10

ми


15

до


20

ля


25

фа


30

ре


35

си


40

соль


45

ми


6

ля


12

соль


18

фа


24

ми


30

ре


36

до


42

си


48

ля


54

соль


7

си


14

си


21

си


28

си


35

си


42

си


49

си


56

си


63

си


8

до


16

ре


24

ми


32

фа


40

соль


48

ля


56

си


64

до


72

ре


9

ре


18

фа


27

ля


36

до


45

ре


54

соль


63

си


72

ре


81

фа




(Исполняется на любом музыкальном инструменте)
Вновь звучит ноктюрн.
2 ведущий: 

Ноктюрн пленял мелодией своей,

И волнам чувств уж не было числа.

Играло море света и теней,

Подвластное лишь магии числа!

«Предмет «математика» настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным», - писал выдающийся учёный XVII века Блез Паскаль.
Мы прикоснулись к математике именно с этой стороны. Я уверена, услышанное сегодня поможет вам многое пересмотреть. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьёзной, но и даже скучной наукой, иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка.

1 ведущий

…Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт,
И быстрой ножкой ножку бьёт.
2 ведущий: Что такое танец?
1 ведущий: Это гармоничное сочетание музыки и телодвижений. Что есть математика?
2 ведущий: Это гармония уравнений и чисел. Их красоту может передать график.
1 ведущий: Поэтому если получить графики перемещений танцующих на любую выбранную плоскость (например, сбоку или сверху), то набор полученных графиков во времени непременно даст нечто завораживающее, поскольку «всё прекрасное прекрасно со всех сторон» (слова Н.Чернышевского).
(Учащиеся исполняют вальс).
Кафедра поэтикоматематики

Из всех наук математика считается самой абстрактной. Справедливо ли это? Действительно, многие ее понятия, методы, теоремы кажутся какими-то неестественными, придуманными. Именно кажутся. Ведь источник всех математических выдумок — сама жизнь. Наше бытие во многом математично, и сознание наше насыщено математикой, да ее ощущают и бессознательно. Уж, кажется, что может быть дальше от математики, чем поэзия? Но, внимательно вглядываясь в некоторые стихотворные строчки, можно не без удивления обнаружить, что их авторы — весьма грамотные математики, хотя бы потенциально, и они очень тонко чувствуют многие важнейшие понятия математики. Примеров много.



Б. Заходер. Попугай

— Если сможешь, угадай,

Что нам скажет попугай?

— То и скажет, полагаю,

Что вдолбили попугаю!

Впечатление такое, что эти стихи сочинены специально с целью дать иллюстрацию к понятию тождественного отображения.



С. Маршак

Вот дом, который построил Джек.

А вот пшеница, которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек

Неплохой пример того, что подмножество подмножества данного множества содержится в этом множестве.

Б. Заходер. Джонни

Жил на свете Джонни. Знаете его?

Не было у Джонни ровно ничего! Не к чему стремиться,

Не о чем жалеть, нечего бояться, нечего терять...

Весело живется, нечего сказать!

Ведь это же нулевой вектор — все координаты равны нулю.



С. Маршак. Три Мудреца

Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз длиннее был бы мой рассказ.

П. Вяземский

Чтоб более меня читали, я стану менее писать.

Наглядные примеры прямой и обратной пропорциональности.

М. Лермонтов

Как я хотел себя уверить, что не люблю ее, хотел

Неизмеримое измерить, любви безбрежной дать предел.

Как видно, Лермонтов не только знал, что не всякая функция имеет предел, но и нашел конкретный пример. Несколько парадоксальные, но, в принципе, верные примеры на эту тему имеются у К. Бальмонта и С. Смирнова.



К. Бальмонт

Снежная равнина без предела.

По краям все лес, и лес, и лес.

С. Смирнов. Наивная комета

— Я выше всех!—подумала Комета.

И даже где-то подчеркнула это.

А на нее с улыбкой поглядела

Вселенная, которой нет предела.

Следующую эпитафию с некоторыми вариациями можно давать как пример прямой и обратной теорем.



С. Маршак (вольный пер. с англ.)

Здесь я покоюсь, Джимми Хогг,

Авось грехи простит мне бог,

Как я бы сделал, будь я бог,

А он покойный Джимми Xoгг!

Кафедра математической любознательности

Знаете ли вы?....



  1. Первая печатная книга по арифметике была издана в Италии, в 1473 году.

  2. «Да не войдет сюда не искусившийся в геометрии»- эти слова были написаны у входа в Академию Платона (429-348гг. до н.э.), чрезвычайно ценившего математику. «Академией» называлась философская научная школа, основанная Платоном в IV веке до н.э. близ Афин, в садах, посвященных памяти героя Архимеда.

  3. Понятие «дробь» переводится на все языки, как «ломаное число».

  4. Этого математика называли «королем» математики. В трехлетнем возрасте он заметил ошибку в расчетах отца. В семь лет он пошел в школу и решил предложенную учителем задачу за 5 секунд. Он занимался не только математикой, но и астрономией, геодезией, физикой. Умер он в середине XIX века, завещав начертить на своей надгробной плите правильный семнадцатиугольник, вписанный в круг. Это и была его первая задача, которой он гордился больше всего. Этот ученый- Карл Гаусс.

  5. Понятие «радиус» ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет. В переводе с латинского этот термин означает «спица колеса».

  6. Иногда о росте человека говорят: «От горшка два вершка». А что такое вершок? Это 4.45 см. Для взвешивания золота применяли золотники, составляющие одну девяносто шестую долю фунта. Отсюда и происходит поговорка «Мал золотник, да дорог».

  7. Известно, что в римской числовой системе ноль отсутствовал. Его ввели индийские математики примерно в 600 до н.э. Понятие «отрицательное число» первым использовал итальянский купец Пизано в 1202 году, обозначая им свои убытки и долги.

  8. Во все века математики знакомили друг друга с условиями доказанных ими теорем, прежде чем опубликовать доказательства для общего сведения. Это считалось данью уважения к равному или старшему. Архимед поддерживал переписку со многими учеными и, по обычаю того времени, посылал им для доказательства свои новые теоремы. Но, судя по различным источникам, ни один из них не смог повторить его открытий.

  9. Самая дорогостоящая пунктуационная ошибка была допущена в ноябре 1962 года в США. Изза того, что в программе для вычислительной машины был пропущен дефис, космическую ракету, стартовавшую с мыса Кеннеди к Венере, пришлось подорвать. А ошибка эта стоила целых 18 миллионов долларов.

  10. В 1685 году в Париже было напечатано руководство по коммерческой арифметике Де ла Порта. Наборщик ошибся и вместо латинского слова «cto» напечатал % (в рукописях procentum заменяли словом cento – сто и писали сокращенно cto). На основании этого места в книге авторы стали употреблять знак % для обозначения процентов, и с середины девятнадцатого века он получил всеобщее признание.

Доклад об Эшере. (2 ролика: Эшер, Картинная галерея)

Голландский художник Морис Корнелиус Эшер родился 17 июня 1898 года в провинции Голландии. В доме, котором родился Эшер, сейчас находится музей. 
  С 1907 года Морис учится плотницкому делу и игре на пианино, обучается в средней школе. Оценки по всем предметам у Мориса были плохими за исключением рисования. Учитель рисования заметил талант у мальчика и научил его делать гравюры по дереву.
  В 1916 году Эшер выполняет свою первую графическую работу, гравюру на фиолетовом линолеуме - портрет своего отца Г. А. Эшера. Он посещает мастерскую художника Герта Стигемана, имевшего печатный станок. На этом станке были отпечатаны первые гравюры Эшера.

 В 1918-1919 годах Эшер посещает Технический колледж в голландском городке Дельфт. Он получает отсрочку от службы в армии для продолжения учебы, но из-за плохого здоровья Морис не справился с учебным планом, и был отчислен. В результате, он так и не получил высшего образования. Он учится в Школе архитектуры и орнамента в городе Гаарлеме, Там он берет уроки рисования у Самюэля Джесерена де Месквита, оказавшего формирующее влиянии  В 1921 году семья Эшера посетила Ривьеру и Италию. Очарованный растительностью и цветами средиземноморского климата, Морис сделал детальные рисунки кактусов и оливковых деревьев. Он зарисовал много эскизов горных пейзажей, которые позже легли в основу его работ. Позже он будет постоянно возвращаться в Италию, которая будет служить для него источником вдохновения. 

 В конце тридцатых годов Эшер продолжает эксперименты с мозаиками и трансформациями. Он создает мозаику в виде двух птиц, летящих навстречу друг другу, которая легла в основу картины "День и ночь". 

В середине 50-х годов Эшер объединяет мозаику с фигурами, уходящими в бесконечность.

Одна из самых известный работ в технике глубокой печати "Капля росы" была закончена в 1948 году. 

 В 1971 году Морис Эшер скончался в возрасте 73 лет. Эшер прожил достаточно долго, чтобы увидеть книгу "Мир М. К. Эшера", переведенную на английский язык и остался ею очень доволен

Творчество Эшера проникло во многие сферы жизни: его работы исследуют математики, используют ученые и психологи, его произведения становятся иллюстрациями романов, обложками пластинок, став неотъемлемой принадлежностью современности.

Ну и на десерт, может, самый изысканный Эшер – «Картинная галерея». Юноша пришёл в галерею и залюбовался картиной. Неожиданно он обнаруживает, что и сам уже в картине – и там смотрит её же…. И так до бесконечности! Это порой нелегко прочувствовать, но эффект изрядный. А белое пятно скрывает главную тайну пространства. 

Кафедра математической логики

Теорема о крокодиле. (на экране крокодил, вид сверху, снизу, сбоку)

Теорема: Крокодил более длинный, чем широкий.



Лемма 1: Крокодил более длинный, чем зеленый.

Доказательство: Посмотрим на крокодила сверху. Он длинный и зеленый. Теперь посмотрим на крокодила снизу. Он длинный, но не везде зеленый (брюхо у него желтое). Значит крокодил более длинный, чем зеленый.

Лемма 2: Крокодил более зеленый, чем широкий.

Доказательство: Посмотрим на крокодила сверху. Он зеленый и в длину и в ширину. А широкий он только в ширину.

Доказательство с других точек зрения аналогично.



Доказательство теоремы: Согласно лемме 1 крокодил более длинный, чем зеленый., а по лемме 2, крокодил более зеленый, чем широкий. Поэтому, крокодил более длинный, чем широкий.

Что и требовалось доказать.

Ректор: На этом наш ученый совет закончен. Мы желаем вам счастья от минус до плюс бесконечности. Чтобы Ваши удачи и победы приумножались, а неудачи и поражения делились и вычитались!

До новых встреч! Благодарим за внимание.



Песня финальная (на мотив «Мы желаем счастья вам»)

1. Нам без математики нельзя,


Математика для нас важна –
Делает нас сильными и мудрыми она.
Снова всех сплотила нас она,
В этом зале вместе собрала.
Рады всех приветствовать мы
И пропеть друзьям.

Припев. Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам пусть оно приходит в дом.
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким –
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.

2. Математика везде нужна,


Помогает в жизни нам она,
Корабли водить на море, строить города.
Будем с математикой дружить,
Интересней будет в жизни жить.
Рады всех приветствовать мы
И пропеть друзьям

Припев.

(всё мероприятие сопровождается презентацией и роликами о математике)




Настоящего мужчину видно, даже когда он голый. Станислав Ежи Лец
ещё >>