страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Внеклассное мероприятие по математике 8-9 классы Интеллектуальная игра «Магическая - страница №1/1
![]() с. Тербуны в с. Урицкое Тербунского района Липецкой области Внеклассное мероприятие по математике 8-9 классыИнтеллектуальная игра «Магическая цифра семь» Учитель математики первой категории Какушина Т.Е. Задачи игры:
Цели игры: образовательные: повторение изученного математического материала; воспитательные: развитие интереса к математике, формирование мировоззрения, коллективного творчества, коммуникативных способностей учащихся. развивающие: тренировка памяти, внимания, находчивости, логического мышления, расширение кругозора учащихся. Оборудование: мультимедиапроектор, листы бумаги, авторучки, спички, квадрат, разрезанный на 7 частей, карточки с заданиями. Оформление: Плакаты: «Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?» (Платон), «Мир построен на силе чисел.» (Пифагор), «Полет – это математика.» (В. Чкалов) Вступительное слово учителя: Практически у всех народов, населяющих планету, раньше и сейчас цифра семь вызывала неоднозначное мнение… Цифру 7 считали магической. Почему? Ученые мира в ходе своих исследований пришли к выводу, что число 7 обладает неким магическим смыслом для головного мозга. Цифра 7 – одна из самых удивительных цифр. Согласно религиозным представлениям, она управляет временем и пространством. Все народы мира во все времена уделяли этой цифре особое внимание. В Египте цифра 7 является символом вечной жизни и принадлежит богу Осирису. Она считается также символом творчества. В Древней Греции цифра 7 считалась символом сына Зевса, покровителя искусства Аполлона, который родился в седьмой день месяца, и у его лиры было семь струн. Говорят, что дух покойного витает вокруг могилы 7 дней. Новорожденному младенцу дают имя в течение семи дней со дня рождения. Существуют 7 непростительных грехопадений: ярость, алчность, зависть, чревоугодие, похоть, эгоизм, лень. Цифра 7 часто встречается в различных пословицах, поговорках, афоризмах и т.д Из семи цветов – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового – состоит основная палитра, 7 тонов (нот) составляют музыкальный ряд и т.п. Несомненно, в древности цифра 7 приобрела свои мистические свойства благодаря видимым невооруженным глазом семи планетам – это Солнце, Луна, Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, которые всегда находятся на одинаковом удалении друг от друга и вращаются по одной и той же орбите. По этой причине 7 составляет основу идеи вечной гармонии Вселенной. Эта цифра считалась священной в качестве образа и модели божественного строения и приобрела важное значение для астрологов. Существовали 7 знаменитых сокровищниц, 7 богатых золотом городов. Чудес света тоже 7. Римляне праздновали седьмой день недели – воскресенье – как праздник Солнца… По мнению оккультистов, тело человека обновляется каждые 7 лет. Они думают, что болезни развиваются в соответствии с семидневным циклом. Выходит, цифра 7 управляет такими циклами и ритмами, как рождение, развитие, старение и смерть. В силу этих причин 7 – это цифра совершенства. Каждый этап развития человека, каждая лунная фаза завершается за 7 дней. Любые 7 объектов состоят из завершенных семи циклов. К примеру, 7 планет, 7 дней недели, 7 цветов спектра, 7 составных частей лица человека, 7 отверстий в его теле и т.д. Оккультисты считают свойства этой цифры тайными ритмами жизни. Алгебру называют “арифметикой семи действий”, подчеркивая, что к четырем общеизвестным математическим операциям она присоединяет три новых: возведение в степень, извлечение квадратного корня, логарифмирование. Сегодня у нас игра с названием “Магическая цифра семь”. Это символично. Семь человек в команде. Семь этапов игры ( назовем их турами), в заданиях встречается цифра 7. Учитель: Для проведения игры нам надо создать две команды. Для этого проведем отборочный тур. Вопросы отборочного тура:
Итак, команды готовы! Жюри и болельщики на местах! Представление команд: «Радуга» и «Неделя».
1 тур «Разминка»За каждый правильный ответ 1 балл. Учитель: Командам предлагается семь вопросов, которые требуют быстрого ответа. При ответе действует правило «поднятой руки». (Жюри фиксируют правильные ответы и заносят их в таблицу). Вопросы:
сварить 5 яиц всмятку? (2 минуты)
лет капитану? (Столько, сколько лет тому, кто отвечает на вопрос)
(Время: 19ч = 7ч, 15ч = 3ч, 7ч + 3ч = 10ч)
(В самолетах нет стоп-кранов)
(пять)
2 тур «Реши задачку»За каждый правильный ответ 1 балл. Учитель: Командам предлагаются задачи, которые необходимо решить за 7 минут, пока звучит музыка. Задача 1 Какое натурально число в 7 раз больше цифры его единиц? Ответ: число 35 Задача 2 Из 4 спичек сложено число VII (семь). 1) Как можно переложить две спички так, чтобы получилось число 5? Задача 3 Бидон, ёмкость которого 10л, наполнен керосином. Имеются ещё пустые сосуды в 7 и 2 л. Как разлить керосин в два сосуда по 5 л каждый? Решение: Сначала из первого сосуда надо отлить во второй 7л, а затем из второго 2л в третий.
Какой цифрой оканчивается обычная запись числа 3 тур «Хитроумный узор»Правильно выполненное задание - 3балла. Учитель: Правила игры «Танграмм» Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Все собираемые фигуры должны иметь равную площадь, т.к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует что: в каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов; при составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т.е. располагаться только в одной плоскости; элементы фигур должны примыкать один к другому. Задание: Воспроизвести заданные силуэты (рис. 1а, б, в), используя все детали танграмма. Решение задач – (рис. 1 г, д, е). ![]() .
Звучит музыка. (рис. 1 а, б, в) (рис.1 г, д, е)4 тур «Составим кроссворд»Одно слово - 1 балл. Звучит музыка. Учитель: Придумайте 7 математических слов с буквой «У»:
5 тур «Путешествие в глубь веков» Действует правило поднятой руки. Правильный ответ 2 балла. Учитель: О математиках ученых все мы слышали не раз. и сегодня мы припомним славные их имена.
1) Великий ученый родился около 570 г. До н.э. на острове Самосе. Это античный ученый побеждал на Олимпийских играх и впервые открыл математическую теорию музыки. Его теорема имеет огромное значение. Она применяется в геометрии буквально на каждом шагу. Существует около 500 различных доказательств этой теоремы, что свидетельствует о гигантском числе ее конкретных реализаций. Ответ: Пифагор. 2) Древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике, содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел. В своей работе он подвел итог предшествующему развитию греческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики. Его любимая фраза – «что и требовалось доказать». Ответ: Евклид. 3) Древнегреческий ученый, математик и механик. Развил методы нахождения площадей поверхностей и объемов различных фигур и тел. Его математические работы намного опередили своё время и были правильно оценены только в эпоху создания дифференциального и интегрального исчислений. Он – пионер математической физики. Математика в его работах систематически применяется к исследованию задач естествознания и техники. Он – один из создателей механики как науки. Ответ: Архимед. 4) Французский математик, положивший начало алгебре как науке о преобразовании выражений, о решении уравнений в общем виде, создатель буквенного исчисления. Автор формул, дающих зависимость между корнями и коэффициентами алгебраического уравнения (установленная им теорема: сумма корней приведенного квадратного уравнения равна коэффициенту при х, взятому с противоположным знаком, а их произведение – свободному члену). Ответ: Франсуа Виет. 5) Английский физик и математик, создавший теоретические основы механики и астрономии, открывший закон всемирного тяготения, разработавший (наряду с Лейбницем) дифференциальное и интегральное исчисления, изобретатель зеркального телескопа и автор важнейших экспериментальных работ по оптике. Ответ: Исаак Ньютон. 6)
Немецкий философ, математик, юрист и дипломат. Создатель дифференциального и интегрального исчисления. Описал двоичную систему счисления с цифрами 0 и1, на которой основана современная компьютерная техника. Создал механический арифмометр, выполняющий сложение, вычитание, умножение и деление чисел. Ответ: Готфрид Вильгельм фон Лейбниц. 7) Русский математик, писательница, первая русская женщина профессор. В юности брала уроки у видных преподавателей, чтобы получить возможность заниматься наукой, вступила в фиктивный брак и уехала в Германию, где освоила университетский курс математики. В 1874 году была удостоена ученой степени «доктора философии» в Гёттингенском университете. С 1883 года преподавала в Стокгольском университете. Основные научные труды посвящены математическому анализу, механике и астрономии. Ответ: Софья Васильевна Ковалевская 6 тур «Аукцион пословиц и поговорок»(За каждую пословицу или поговорку 1 балл). Учитель: Я приглашаю вас к участию в аукционе пословиц и поговорок, где встречается цифра 7.Примеры: Семеро с ложкой один с сошкой. Лук от семи недуг. За семью морями и т.д.7 тур «Математика-гимнастика ума»За каждый правильный ответ по 1 балл. Звучит музыка. Учитель: Употребляя цифру 7 по 4 раза, знаки действий и скобки, представьте все числа от 1 до 7 включительно. (Задание дается обеим командам).
Подведение итогов игры.Награждение победителей. Утешительные призы проигравшей команде. Литература: 1. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С., Математическая шкатулка. М: «Просвещение», 1988 2. Котов А.Я. М. Вечера занимательной арифметики. М. «Просвещение», 1967 3. Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных. Книга для учащихся 5-6 классов средней школы. М, «Просвещени», 1992 4. Перельман Я.И. Под редакцией и с дополнениями В. Г. Болтянского Занимательная алгебра М, «Наука», 1978 5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: «Наука», 1995. |
ещё >> |