Внеклассное мероприятие: "Математическое кафе" - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Внеклассное мероприятие для учащихся 10 11 классов по математике... 1 119.34kb.
Внеклассное мероприятие «Математическое казино» 1 53.41kb.
Внеклассное мероприятие для 11 классов «Математическое кафе» 1 88.72kb.
Внеклассное мероприятие для 9-11-х классов «Костер жизни» Сичинава... 1 205.34kb.
Иваненко Ирина Юрьевна учитель начальных классов звание «Учитель-... 1 88.41kb.
Поэзию Дениса Давыдова высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин, с... 1 17.02kb.
Внеклассное мероприятие квн по русскому языку 2 класс 1 103.92kb.
Внеклассное мероприятие "Сказочный язык героев Дж. Р. Р. Толкиена"... 1 349.23kb.
Внеклассное мероприятие по физической культуре «Большие гонки» Аннотация... 1 32.18kb.
Внеклассное мероприятие на областном семинаре «Именные школы» 1 140.57kb.
Внеклассное мероприятие для начальных классов Праздник птиц: «Птицы... 1 69.14kb.
Решение задач Подведение итогов занятия Ход занятия I. Организационный... 1 77.12kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Внеклассное мероприятие: "Математическое кафе" - страница №1/1

Внеклассная работа по математике проводится учителем во внеурочное время, с учащимися, проявляющими к математике интерес. Эта работа планируется учителем и по мере необходимости корректируется. Государственных программ по внеклассной работе нет, как нет и норм оценок. На внеклассные мероприятия и занятия ученики приходят по желанию, без предварительной записи. Если у ученика пропадает интерес к внеклассной работе, он прекращает свое участие в ней. Активизация внеклассной работы по математике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к математике, но и желание заниматься ею дополнительно как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний, т. е. путем самообучения. Во внеурочную деятельность целесообразно вовлекать и тех учеников, у которых проявился интерес к математике, несмотря на низкую успеваемость по предмету. Предлагая ученику посильные задачи, интересные математические головоломки и игры, занимательную литературу, поощряя за самые малые успехи, достигнутые самостоятельным трудом в свободное от уроков время, учитель не только стимулирует математическое самообучение школьника, но и способствует переходу его из слабоуспевающих в успевающие. Одной из форм внеурочной работы являются конкурсы, которые обладают большим эмоциональным воздействием на участников и зрителей. В качестве примера одно из таких состязаний.
Внеклассное мероприятие: “Математическое кафе”.
Возраст детей: 6–8-й класс
Подготовительная работа.

Составить столы, как в кафе.

На стенах развесить: специальные номера стенгазет, яркие рисунки с изображениями математических символов, плакаты с изречениями

“Катя + Петя = ?”,

“Думай голова, – картуз куплю!”,

“Даже самый плоский человек, к сожалению, существует в 3-х измерениях”,

“Напрасно думают, что ноль играет маленькую роль”,

“Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя”,

“Первый человек не чувствовал себя одиноким, он ведь не умел считать”

Подготовить музыку.

Разбить детей класса на группы по 4-5 человек и каждой команде дать задание: “Придумать шуточное меню, используя математические термины”

Подготовить артистов: вокальная группа “Треугольники” с песней “Колпак мой треугольный”, иллюзионист – фокусник Квантор Считалкин с шуточными фокусами, поэтесса Цифра Числовая, Человек – молния.

Выбрать жюри.

Танграммы, бумага, фломастеры

Заранее написать объявление о данном мероприятии


Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья!
Мы приветствуем вас в нашем математическом кафе, на математическом шоу “Квадри Пи”. Но раз шоу, а это значит, что будут звучать музыка и шутки, зал озарят ваши улыбки и все вокруг зазвучит. Но вы скажете, причем тут математика? Ведь математика – это такая скука. Но нет, я попробую вам возразить. Математика, как и другие науки представляет собой игру, в которую мы играем с окружающим миром, со Вселенной.
И хоть жизнь не шутка.

Но от шуток откажись –

И безжизненной тотчас же

Станет жизнь.


Английский математик Джон Литвуд прожил долгую жизнь, наполненную интенсивным математическим творчеством. Он всегда ценил своеобразный математический юмор. Говорят, что в каждой шутке есть доля истины. Математическому юмору Литвуда больше подходит переделанная поговорка: “ в каждой шутке есть доля шутки”.
Литвуд много лет сотрудничал с великим английским математиком Харди. Однажды Литвуд предложил ему найти опечатку на одной странице их совместной работы. Харди не смог ее обнаружить. Опечатка была в его собственном имени.
Или однажды, получив приглашение на званый обед, он ответил запиской: “ С а.” – что означало “с большим аппетитом”
Однажды сделав хитрое лицо, математик сказал девятилетнему мальчику: “Назови самое большое число”. Лицо математика вытянулось, когда он услышал ответ – он сам не мог бы назвать большее число. Мальчик ответил: “31”, имея в виду число месяца.
И еще Литвуд очень любил один анекдот, который рассказывал своим друзьям: Осмотрев больного, врач сказал нахмурившись: “О у вас очень серьезная болезнь. Из 10 заболевших ею 9 умирают. Больной конечно расстроился. – но вам повезло, – добавил врач, – 9% с этой болезнью у меня уже умерли. Радуйтесь: вы – тот 10-й, который обязательно выживет!
Кроме шуток, и музыки сегодня вас ожидают еще фокусы, конкурсы и “гвоздь” программы “Человек – молния”
Ведущий: В 1 конкурсе каждый столик предоставляет шуточное меню, где в названии блюд присутствуют названия математических понятий.
Ведущий: сегодня к нам на вечер приглашена вокальная группа: “Треугольники”. Сейчас они исполнят свою песню.
Группа “Треугольники” поют песню: “Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак”
(Первый раз поется песня и каждое слово сопровождается жестами, обозначающими это слово. Затем, слова по очереди заменяются жестами)
Ведущий: Объявляю 2 конкурс. Какой “столик” расскажет больше поговорок с числами.
Ведущий: а сейчас встречайте! Перед вами выступит лучший иллюзионист-фокусник Квантор Считалкин
Квантор Считалкин показывает фокусы.
Ведущий: Классик венгерской поэзии Лайом Комшак в стихотворении признается:
“Если б я родился музыкантом, я бы стремился перебороть шумы мира с помощью стройных звуков. Если б я родился архитектором, я бы строил людям не квартиры, а домашние очаги. Я одарил бы их светом, цветом и тишиной. Но поскольку я поэт, я хотел бы так же четко и ясно говорить на языке слов, как математики говорят на языке чисел.”
Объявляется 3 конкурс: Каждому столику нужно сочинить небольшое стихотворение с использованием математических терминов.
Ведущий: К нам в кафе сегодня зашла знаменитая поэтесса Цифра Числовая. Она прочитает вам свои стихи.
Цифра Числовая читает машинные стихи:
714,15,2247,

13,318,140,327,

028,220,170,045,

615,3,020 –

715,012

2000035.
Ведущий:


Я более скажу: и нет

На свете ничего важней,

Чем линия, – любой предмет

Предметом делается с ней…

Беру перо: вмиг создана

Корова росчерком одним,

Я славлю линию! Она

Живое делает живым…


4-й конкурс: каждому столику начертить график, изображающий одну из поговорок:

Как аукнется, так и откликнется.

Светит да не греет.

Ни кола, ни двора.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Выше меры конь не прыгнет

Пересев хуже недосева.

Тише едешь дальше будешь.


Ведущий: в очень древнем китайском манускрипте (более 4000 лет до н. э.) четные числа назывались женственными, а нечетные – мужественными. Так вот, 5 конкурс: употребляя все однозначные числа от 1 до 9 по одному разу и применяя только действия сложения, вычитания , умножения и деления, составьте такое равенство, в котором все женственные числа оказались бы по одну сторону знака равенства, а все мужественные – по другую. (3 + 5 – 7 + 9 : 1 = 2 * 4 + 8 – 6 или 3 + 5 + 7 –9 : 1 = 8 : 2 – 4 + 6 )
Пока за столиками команды решают,
Ведущий проводит игру со зрителями
Из 10 ребят 9 попадутся в эту ловушку. Я буду называть одно за другим 10 разных чисел очень быстро. После каждого моего числа вы должны назвать следующее по порядку. Если я скажу 10, вы скажете 11, я скажу 241 – вы скажете 242 и т.д. Я буду гнать вовсю, вы только успевайте за мной, и пари держу, что ошибетесь.
66

12

123



7

149


315

212


1196

78

4099


Ведущий: 6 конкурс – танграм. Какой столик быстрее соберет фигурку животного.
Ведущий: а сейчас перед вами выступит “гвоздь” нашей программы Человек – молния. Производит в уме сложные математические вычисления во мгновения ока.
Человек-молния: дорогие друзья! Сейчас я вам продемонстрирую, с какой быстротой можно производить сложные математические вычисления. Назовите мне какие угодно три четырехзначных числа. Я запишу их, напишу под ними еще три числа и во мгновение ока скажу сумму этих чисел.
Секрет: когда называется число, например 2471, нужно подписать свое число, дополняя названное до 9999. Это будет 7528. Три раза по 9999 – всегда будет 29997, четыре раза – всегда будет 39996. Эти числа нужно запомнить.
Ведущий предоставляет слово жюри, подводятся итоги конкурсов, раздаются призы.

В КВН принимают участие: ведущий (им может быть учащийся 10 или 11 классов), две команды из восьмиклассников ( в каждой команде 10 игроков и капитан), жюри из учителей математики.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы совершим путешествие в мир занимательной математики. Представляю вам две команды: «Квадрат» и «Единица».
(В зал под музыку входят обе команды).
Ведущий: (обращаясь к зрителям)
Две команды есть у нас,

А вы – болельщики сейчас.

Кто болеет за « Квадрат», –

Все садятся в правый ряд.

В зале мест, конечно, много,

Болельщики слева – «Единице» подмога!


– Объявляем начало первого конкурса. Со своим «приветствием» выступает команда «Квадрат».
Приветствие команды «Квадрат»:
Сияет улыбками актовый зал.

Он нынче ареной сражения стал.

Собралось здесь немало ребят,

Огни КВН их давно манят.

Представимся вам мы – команда «Квадрат»,

Одиннадцать в нашей дружине ребят:

Четыре вершины, отрезков шесть,

И центр – капитан, отдаем ему честь.

Противник сегодня серьезный у нас,

О «Единица»! Мы рады приветствовать вас.

Пусть юмор летит к вам волна за волной,

Другие волнения отбросим долой.

Болельщикам верным « квадратный» привет!

Поддержку и помощь от вас ждем в ответ.

Как хочется нынче понравиться вам,

Чтобы хлопали громко сегодня вы нам.

Почтение судьям, родному жюри!

Но только уж больно ты нас не жури.

Да смейся раскатисто, если смешно,

Ведь это, поверьте, и вам не грешно.


Ведущий: На конкурс «Приветствие команд» приглашается команда «Единица».
Приветствие команды «Единица».
Дружба крепнет в КВНе –

Это важно для ребят.

Земной поклон от «Единицы»

Всей команде «Квадрат».

Очень любим мы задачи

И решаем их на «блиц».

Пожелайте нам удачи

И много очков – единиц!

Знают все: без единицы,

Хоть на вид она мала,

Не могло бы появиться

Ни единого числа.

Пусть летят очки на сцене,

И не будет им границ.

Результаты в КВНе

Состоят из единиц.

На вопросы мы ответим,

Лишь скажите: «Раз, два, три!»

Желаем соперникам успехов,

Низкий вам поклон, жюри!


(Жюри объявляет итоги первого конкурса.)
(Команды садятся на приготовленные для них места.)
Ведущий:
Капитаны, капитаны, постарайтесь

В форме быть от зари до зари.

Капитаны, капитаны, улыбайтесь,

Лишь веселым покоряется жюри.


– На конкурс «Дуэль капитанов» приглашаются капитаны команд.
Вопросы капитану команды «Квадрат»:
1. Во сколько раз шестой этаж выше, чем третий? (В 2,5 раза)

2. Сколько будет полторы третьих от ста? (50)


Вопросы капитану команды «Единица»:
1. Две дюжины умножили на три дюжины. Сколько всего дюжин получилось? (72)

2. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Часы, которые остановились).


(Жюри объявляет итоги второго конкурса.)
Ведущий: Конкурс команд «Один за всех и все за одного». Команды должны быстро и верно дать ответ.
Вопросы команде «Квадрат»:
1. На столе было 11 монет. Затем удалили 5 монет из 11 и добавили 4 так, чтобы получилось 9 монет. Как это сделать? (К 5 монетам добавили 4).

2. Мельник и ткач решили перекусить. Мельник достал 5 кусков хлеба, ткач – 3 таких же куска. Эконом попросил разделить с ним трапезу. Все они съели хлеба поровну. Наевшись, эконом выложил 8 монет. Как должны их разделить мельник и ткач? (Мельник получил 7 монет, ткач – 1 монету.)


Вопросы команде «Единица»:
1. О некотором числе известно, что оно нечетно, не делится на 5 и что квадрат его оканчивается той же цифрой, что и само число. Узнать, какая цифра стоит в конце этого числа. (1).

2. В гостиницу приехал путешественник. Денег у него не было, но он имел серебряную цепочку, состоящую из 6 звеньев. За каждый день он расплачивался одним звеном цепочки. Но хозяин предупредил, что согласен взять не более одного распиленного звена . Как путешественнику распилить цепочку, чтобы прожить в гостинице 6 дней и ежедневно расплачиваться с хозяином? (Распилить третье звено).


(Жюри объявляет итоги третьего конкурса.)
Ведущий: А сейчас команды покажут домашнее задание.
Домашнее задание команды « Квадрат».
Действующие лица: Почтальон, Хоттабыч, Ученик.
Почтальон читает телеграмму: «Проездом из Индии, устал, встречайте». Подпись: Знаменитый математик и звездочет Могамет-Али-Ахмед-Мирза-Абдурахман-Хусаин, короче – Хоттабыч. (Хоттабыча вносят на носилках, он приветствует всех по-восточному: прижав руку к сердцу, губам и лбу.)

Хоттабыч: Достопочтенные учащиеся школы, пусть будет успешным ваш нелегкий труд! Да будут благословенны дирекция школы и педагогический коллектив! Всю свою жизнь я посвятил изучению наук и постиг многое. Уважаемые присутствующие! Сколько будет дважды два?»

Ученик: Ой, Хоттабыч! Вот так тайна! Да каждый первоклассник ответит, будет 4.

Хоттабыч: Хе-хе. Ты ошибаешься, сын мой. Не 4, а 5. И я тебе это докажу. (Хоттабыч пишет на доске.) – 80 = – 80. Верна эта запись?

Ученик: Конечно! И спрашивать нечего!

Хоттабыч: Теперь я запишу эти числа так: 64 – 144 = 100 – 180. И прибавлю к обеим частям 81.

Ученик: 64 –144 + 81 = 100 –180 + 81.

Хоттабыч: Посмотри на левую и правую части этого равенства. Нельзя ли применить к ним знакомую тебе формулу?

Ученик: Конечно. Это квадрат разности двух чисел: 82 – 2 . 8 . 9 + 92 = 102 – 2 . 9 . 10 + 92, (8 – 9)2 = (10 – 9)2.

Хоттабыч: Извлеки, о лучший ученик, квадратный корень из обеих частей.»

Ученик: 8 – 9 = 10 – 9.

Хоттабыч: Прибавь к обеим частям по 9. Теперь я разделю обе части на 2 и получу, что 4 = 5, т.е. 2 . 2 = 5.

Ученик: Тут что-то не так!

Хоттабыч: Думай, как хочешь, сын мой! Законы математики неопровержимы.


Ведущий: Ребята, давайте вместе подумаем, где здесь ошибка. (Ошибку должна найти команда «Единица».)
Домашнее задание команды «Единица».
Действующие лица: автор, бездельник, черт.
От автора: Среди нас, людей сознательного и радостного труда, завелся этакий Бездельник. И учиться ему лень, и от работы увиливает, и деньги любит, и жаден. Никак в толк взять не хочет, что только те деньги хороши, которые честным трудом заработаны. Ходит без дела Бездельник и вздыхает.

Бездельник: Эх, доля моя горемычная! Никто и знаться со мной не желает. Говорят: «Бездельники нам не нужны. Сам ничего не делаешь и нам мешаешь. Иди к черту!» Да какой черт посоветует мне, как богатым сделаться?

От автора: Только подумал это Бездельник, глядь, а черт перед ним стоит.

Черт: Что же, если хочешь, я тебе помогу. Работа легкая и богатым станешь. Вот видишь мост через речку?

Бездельник: Вижу.

Черт: Ну, так перейди по мосту на другой берег, и у тебя будет вдвое больше денег, чем было. И так каждый раз: как только ты пройдешь мост, у тебя будет ровно вдвое больше денег, чем было перед этим.

Бездельник: Ой, ли!

Черт: Верное слово! Только, чур, уговор! За то, что я тебе устраиваю такое счастье, ты каждый раз, перейдя через мост, отдавай мне п р.за добрый совет.»

Бездельник: Ну, что же, раз деньги будут удваиваться, так отчего же не дать тебе каждый раз по п р. Начнем, пожалуй!

От автора: Прошел Бездельник по мосту один раз, сосчитал деньги.

Бездельник: Вот диво! Действительно, денег стало вдвое больше.

От автора: Бросил он черту п р.и прошел по мосту второй раз. Опять денег стало больше, чем было перед этим. Отдав п р., Бездельник прошел по мосту в третий раз.

Бездельник: Что за чудо! Денег у меня всего п р. (Отдает деньги черту).

Черт: Ха-ха-ха! (Исчезает).

Бездельник: Остался без единого рубля!»

От автора: Видно, на чужой совет надо еще свой ум иметь! Попросим ребят установить, сколько денег было у Бездельника и сколько рублей требовалось отдавать черту. Черт, конечно, знал, сколько было денег у Бездельника и возможность наказания его уже на третьем переходе через мост.


Решение: Путем рассуждения составляем уравнение 8 . х – 7 . п = 0, п = 8 . х/7, откуда х = 7р., n = 8 р.
(Решение должна дать команда « Квадрат».)
(Жюри объявляет итоги четвертого конкурса.)
Ведущий: Предлагаю задачи болельщикам.
1. Чему равно произведение последовательных целых чисел, начинающихся числом –5 и оканчивающихся числом 5? (0)

2. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби)

3. Какой знак надо поставить между написанными рядом цифрами 2 и 3, чтобы получилось число, большее 2 , но меньшее 3? (Запятую)

4. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли утверждать, что через 72 часа будет солнечный день? (Нет, снова будет ночь).

5. Какой цифрой оканчивается сумма 1213 + 2224 + 2353? (Цифрой 2)

6. Как с помощью одного чертежного треугольника найти центр данной окружности?


Подведение итогов и награждение победителей. Пока жюри подводит итоги, можно показать какой-либо номер художественной самодеятельности.

© 2003—2010 Издательский дом «Первое сентября»

Ведущий: Русский математик и педагог. Был высокообразованным человеком не только в области математики. Его предисловие к учебной книге “Арифметика сиречь наука числительная” говорит о том, что Л.Ф. Магницкий был хорошо знаком с риторикой, стихосложением, владел греческим, латинским, итальянским и немецким языками. Огромная эрудиция, тонкое владение педагогическим мастерством позволили Магницкому создать учебную книгу по математике, на которой в течение многих лет воспитывалось не одно поколение россиян.Слайды презентационной программы (Презентацию можно взять у автора) Слова ведущих

Дата рождения: 9 июня 1669г. Родился Магницкий в семье крестьянина осташковской патриаршей слободы тверской губернии.

1684г. Документально обоснованы предположения о том, что молодой Л.Ф.Магницкий мог быть перевезен в Москву знатными богомольцами, посещавшими известный в то время Волоколамский монастырь. Они то и заметили способности мальчика.

Леонтий из уст царя Петра поименован из Телятина Магницким, в сравнении того, что магнит привлекает к себе железо, так он природными самообразованными способностями своими обратил внимание на себя.

24 января 1701 г. В Москве в палатах Сухаревской башни учреждается по указу Петра I “школа математических и навигацких наук”, в которой стал преподавать Магницкий.

Школа Своеобразно проходили занятия в школе. “Ученики проходили все науки последовательно. Определенного времени для экзаменов, переводов, выпусков не было и учеников переводили из одного отделения в другое, или по – тогдашнему “из одной науки в другую”, по мере готовности к делу и по требованию различных ведомств. На освободившиеся места сейчас же принимали или набирали новых учеников. Ученье приравнивалось к службе, и ученики получали кормовые деньги, размер которых был впрочем очень невелик,- от трех до пяти алтын в день, в зависимости от степени изучаемых наук – чем дальше продвигался ученик, тем больше он получал”.

21 ноября 1701г. Магницкий закончил работу по написанию учебника для Навигацкой школы. Рукопись учебника “Арифметика Магницкого” направлена на типографию.

1703г. Вышел в свет учебник Магницкого “Арифметика”, отпечатанный с деревянных резанных досок, тиражом 2400 экземпляров. По этой книге, не имеющий альтернативы, с точки зрения равного значения в истории русского математического просвещения, учились многие поколения россиян. М.Н.Ломоносов называл её “вратами учености”.

Послушайте условию игры: Мы зададим вопрос и по удару метронома начинается отсчет времени. Та команда, которая хочет ответить на вопрос, включает лампу, на обсуждение дается одна минута. Если ответ не верен, то вторая команда получает дополнительное время для дальнейшего обсуждения – 30 секунд. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Команда, набравшее большее число очков и станет победителем. Хочу заметить, что при подсказке из зала вопрос заменяется. В течение игры будет вопрос – загадка. Желаем удачи!
Итак, вопросы:

вопрос. Задача из “Арифметики” Магницкого. “Некто оставил в наследство жене, дочери и трем сыновьям 48000 тысяч рублей и завещал жене 1/8 всей суммы, а каждому из сыновей вдвое больше, чем дочери. Сколько досталось каждому из наследников?” (6000р.; 6000р.; 12000р.)

вопрос. Назовите, пожалуйста, полное название книги “Арифметики” Магницкого. (Арифметика сиречь наука числительная)

вопрос . Как в современной математике называется действие названное в “Арифметике” Магницкого аддицио. Его определение звучит так: “Аддицио есть дву или многих чисел во едино собрание, или во един перечень совокупление”. (Сложение)

вопрос. И снова вопрос – задача. “Капитан на вопрос: “Сколько он имеет в своей команде людей?”- отвечал: “На лицо 9 человек, то есть 1/3 команды, остальные в карауле”. Сколько в карауле? (18 человек)

вопрос. Какие цифры употребляет Магницкий в тексте “Арифметики”? (Арабские, точнее сказать индийские)

вопрос. Нельзя не сказать и о том, что через всю книгу проходит идея пропаганды науки, в то время имевшая большое значение. Поэтому не случайно Магницкий изобразил на титульном листе двух известных ученых. Назовите их имена. (Архимед, Пифагор)

вопрос. Стремясь к тому, чтобы процесс обучения был интересным, Магницкий в книге искусно подбирает оригинальные задачи развлекательного характера. Предлагаем вам одну из них: “некий купец купил колокол весом 2546 пудов. А за всякий пуд дати по 550 копеек, и восхотев ведати, какая цена за вест колокол будет?” (14003 руб. или 1.400.300к.)

вопрос. Укажите количество страниц в “Арифметике” Магницкого. (Более 600)

вопрос. Кому принадлежат слова: “А математику уж затем учить следует, что ум она в порядок приводит”. (Слова принадлежат человеку, который учился по учебнику Магницкого и знал его наизусть – это Михаил Васильевич Ломоносов)

вопрос. И снова вопрос – задача из “Арифметики” Магницкого: “Некто пришел в яд, купил игрушек для малых ребят. За первую игрушку заплатил 1/5 часть своих денег, за вторую – 3/7 остатка от первой покупки. По приезде в дом нашел в кошельке денег 1 рубль 92 копейки. Спрашивается, сколько было в кошельке?” (420 копеек)

вопрос. Какая геометрическая теорема в старину называлась теоремой невесты или “мостом ослов”? (Теорема Пифагора. Кстати, в своей “Арифметике” Магницкий Пифагору посвящает стихотворные строки)

вопрос. Продолжить тему о Пифагоре мы хотим задачей древней Греции. “Скажите мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твою беседу?". "-Вот сколько, - ответил Пифагор, - половина изучают математику, четверть – музыку, седьмая часть пребывает в молчании, и кроме того, есть ещё три женщины. Итак, сколько учеников было у Пифагора?” (28 человек)

вопрос. История знает немало примеров того, как сила человеческого разума одерживает победу над силой оружия. Об этом слагают легенды. Одна из них посвящена ученому, чьё имя также упоминается в учебнике Магницкого. Именно этой ученый помог своим соотечественникам разгромить воинственных римлян при Сиракузах. Кто он? (Архимед)

вопрос. Исключительные усилия пришлось затратить Магницкому для того, чтобы, не вступая на палубу корабля и находясь в течение всей своей жизни вдали от морей создать специальный курс для моряков и частично разработать отечественную морскую терминологию. Внимание, вопрос: как назывался этот специальный курс? (Курс кораблевождения)

вопрос. Вопрос – загадка от гостя вечера – игры


Подведение итогов игры. Награждение команд.

Цели:


Развитие у учащихся интереса к предмету.

Накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе геометрии.


Оборудование:

компьютер;

мультимедийный проектор, экран;

презентация на электронном носителе (см. Приложение).


Форма проведения викторины: демонстрация слайдов из презентации.
Каждый вопрос зачитывается со слайда ведущим, дается несколько минут на обдумывание ответа. Отвечает тот, кто первым поднял руку. В случае неполного ответа предоставляется слово другому участнику викторины. Полный ответ оценивается 2 очками, неполный – 1 очком. Победителем является участник, набравший больше всех очков.
Содержание слайдов:
1. Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал вражескому солдату, пришедшему его убить: «Не тронь моих кругов»?
Архимед, погибший при захвате римлянами его родного города Сиракузы в то время, когда пришел римский солдат. По преданию, Архимед был увлечен решением геометрической задачи, чертеж которой был выполнен на песке. Солдат, убивший Архимеда, или не знал о приказе военачальника сохранить жизнь Архимеду, или не узнал Архимеда. Впоследствии этот солдат был наказан, а семья Архимеда была окружена почестями.
2. Какая книга лежит в основе большинства школьных учебников по геометрии? Кто её автор?
«Начала» Евклида, написанные в 6 веке до н.э.
3. На каком здании были начертаны слова: « Да не войдет сюда не искусившийся в геометрии!»
По преданию, эти слова были написаны у входа в Академию Платона (429-348 гг. до н.э.), чрезвычайно ценившего математику и способствовавшего его развитию. «Академией» называлась философская научная школа, основанная Платоном в 6 веке до н.э. близ Афин, в садах, посвященных памяти героя Академа.
4. Что, по преданию, завещал высечь на своем надгробном камне Архимед?
Архимед завещал высечь чертеж к теореме о свойствах шара и цилиндра. Он установил, что объем шара равен удвоенному объему конуса с радиусом основания, равным радиусу шара, и высотой, равной диаметру шара или 2/3 объема цилиндра с таким же радиусом основания и такою же высотой. Эти три тела с данным соотношением называют «телами Архимеда». Римский военачальник Марцелл исполнил желание ученого, воздвигнув в его честь гробницу, на которой был изображен шар, вписанный в цилиндр.
5. Кто автор слов «В геометрии нет особых путей для царей!»? В связи с чем они были произнесены?
Автор этих слов – Евклид. Он произнес их Птоломею, спросившему у Евклида однажды, нет ли в геометрии более краткого пути, чем его «Начала».
6. Кто является создателем первой неевклидовой геометрии? Когда и где она впервые была изложена?
Н.И. Лобачевский (1792-1856). На заседании физико-математического факультета Казанского университета 11(23) февраля 1826 г. Лобачевский сделал доклад об основах геометрии.
7. Кто является основоположником аналитической геометрии, являющейся соединением алгебры с геометрией?
Рене Декарт (1596-1650), французский философ и математик.
8. Кто является создателем современной аксиоматики геометрии Евклида?
Д. Гильберт (1862-1943), немецкий математик.
9. Кто ввел термины «абсцисса», «ордината», «координата»?
Лейбниц ввел понятия «абсцисса» в 1665 г., «ордината» - в 1684 г., «координата» - 1692 г.
10. Кто является автором самого первого учебника геометрии? Он же является однофамильцем известного греческого медика.
Гиппократ.
11. Этот ученый больше известен своими открытиями в алгебре, тем не менее, на своем надгробном памятнике он завещал выгравировать правильный 17-угольник, вписанный в круг. О каком ученом идет речь?
О Карле Фридрихе Гауссе – немецком математике.
12. Назовите фамилию древнегреческого ученого, предложившего формулу для нахождения площади треугольника по трем сторонам.
Герон.
13. По учебникам этого российского математика учились, возможно, ваши бабушки и дедушки, а уж прабабушки и прадедушки точно. В 2002 г. Исполнилось 150 лет со дня его рождения. Как фамилия этого ученого?
Киселев Андрей Петрович.
14. Кто ввел термины «анализ» и «синтез»?
Платон – древнегреческий философ.
Литература:

Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. Саратов: Лицей, 2003.

Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. М.: Просвещение, 1971.

Внеклассная работа: Интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт.-сост. А.Н. Павлов. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

Внеклассная работа по математике в средней школе. Учебно-методическое пособие / под ред. В.В. Сухорукова. Балашово, 1994.

Фрадков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2008.

Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математики. М.: Просвещение, 1994.

Цель: сформировать умение разгадывать ребусы.


Задачи:

знакомство учащихся с историей возникновения ребусов;

знакомство детей со способами зашифровки слов;

развитие внимания, воображения и логического мышления учащихся;

воспитание терпения и настойчивости в достижении цели.

Ход мероприятия.

1. Вступление.
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наше путешествие по стране Логики. Сегодня вы познакомитесь с еще одним городом в этой удивительной стране - городом «Математических Ребусов».
- Кто из вас знает, что такое «ребус»?

2. Основная часть.


Ребус - это такая головоломка, в которой вместо слов поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы, названия которых надо отгадать. Появились ребусы очень давно. Само название произошло от старинного латинского выражения, которое в переводе на русский язык означает: «Не словами, а при помощи букв». Первый печатный сборник ребусов вышел во Франции в 1582 году. Составил его Этьенн Табуро [Приложение №1, рис.1]. В нашей стране этот вид головоломки появился в 1845 году на страницах журнала «Иллюстрация».
Чтобы отгадать слово, зашифрованное в ребусе, надо знать несколько правил:

Если в ребусе между двумя картинками стоит знак «+», то нужно сложить названия рисунков. Например: слово «дорога» можно изобразить, нарисовав ноту «до» и оленьи рога, и поставить между ними знак «+». (показ на доске). [Приложение №1, рис.2]

Если рисунок перевернут «вверх тормашками», название его следует читать наоборот. Например: вместо слова «нос» получается слово «сон», (показ на доске). [Приложение №1, рис.3]

Когда перед рисунком стоит запятая, от названия предмета следует отбросить первую букву. Например: из слова «муха» получается слово «уха», (показ на доске). [Приложение №1, рис.4] Запятая после рисунка указывает на то, что в названии предмета следует отбросить последнюю букву. Например: из слова «стол» получается слово «сто» (показ на доске). [Приложение №1, рис.5] Две запятые перед или после картинки означают, что надо отбросить от названия две буквы. Однако надо помнить, что обилие запятых перегружает рисунок и делает ребус неоригинальным.

Существуют ребусы, в которых используются только буквы. Здесь нужно использовать различные предлоги. Например: если внутри буквы «о» изобразить букву «л», то получится слово «вол», (показ на доске). [Приложение №1, рис.6]. Слово «наст» можно получить, нарисовав букву «т» поверх «с», (показ на доске). [Приложение №1, рис.7]. А слово «заря» - изобразив букву «я» позади «р». (показ на доске). [Приложение №1, рис.8] Слово «подвиг» можно изобразить, нарисовав под буквами «ви» букву «г» (показ на доске). [Приложение №1, рис.9]. Если нарисовать букву «л», шагающую к букве «о», то получится слово «кол», (показ на доске). А буква «с» удобно прислонившаяся к «п», даст «суп» (показ на доске). Слово «сок» можно получить, изобразив «о» и «к» взявшимися за руки.(показ на доске) Предлог «по» выручит нас, если потребуется зашифровать слово «полк». В таком случае надо нарисовать большую букву «л», а на ней шагающую «к», (показ на доске)

Если в ребусах встречаются зачеркнутые над рисунками буквы, надо выбросить указанные буквы из названия предмета. Например: изобразив над «кротом» зачеркнутую букву «к», получим слово «рот» [Приложение №1, рис. 10]

Знак равенства между буквами над каким-либо рисунком предполагает замену одной на другую. Иногда делают по-другому: зачеркивают букву, которую надо заменить, а рядом ставят ту букву, на которую надо поменять. Например: Если над изображением лука стоит «у = а», следует читать «лак»[Приложение №1, рис. 11]

Цифры над рисунком указывают, что следует изменить порядок букв в слове. Например: если над изображением куста поставить цифры 3,4,2,1, получится слово «стук» [Приложение №1, рис.12].


Вот такие правила помогают нам разгадывать ребусы. Но не думайте, что этот процесс такой легкий. Встречаются «хитрые» ребусы, над разгадкой которых приходится немало потрудиться.
А сейчас мы будем разгадывать различные ребусы. Не забывайте про правила, написанные на доске, (ребусы нарисованы на карточках и прикреплены на доску) Ученики расшифровывают слово, а один из них объясняет, как он это сделал.
Самостоятельная, групповая работа учащихся.
- Молодцы, ребята! Понравилось вам разгадывать ребусы? А теперь давайте сделаем так: вы сами превратитесь в шифровальщиков и будите превращать слова в ребусы. Помните о правилах «шифровки» и не забывайте самого главного: рисунки в ребусах должны быть ясными и точными.(учитель диктует слова, а дети их зашифровывают. Потом сравнивают ребусы и оценивают, чей лучше и почему. Затем «шифруют» следующее слово)
Слова: волк, море, старина, овраг, колесо, комната.

3. Итог.
В конце занятия подводится итог: что такое ребус; правила зашифровки слов. Учитель благодарит всех учеников за работу.

Список литературы.

Игры, ребусы, загадки для школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Т.И. Линго. 1998 год.

Готовые ребусы взяты с сайтов:

www.scanword.net



www. solnet.ee
Приложение 2




В первый день войны и в первый день мира мы еще не верим, что это правда.
ещё >>