страница 1 |
|
Похожие работы
|
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов «солдатушки, бравы ребятушки» - страница №1/1
![]() средняя общеобразовательная школа №5 Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов «СОЛДАТУШКИ, БРАВЫ РЕБЯТУШКИ» Подготовила: Дегтярёва Наталья Витальевна, учитель истории и обществознания Тверская область, г. Нелидово 2012 г. Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов «СОЛДАТУШКИ, БРАВЫ РЕБЯТУШКИ» Форма проведения: « устный журнал» с применением интерактивных методов. Оснащение: выставка книг о славных боевых страницах Отечественной истории, галерея портретов: Владимир Мономах, Александр Невский (репродукция картины П. Корина), Дмитрий Донской, Пётр Первый, Ф.М. Апраксин, Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов. Схемы важнейших сражений: Невская битва, Ледовой побоище, Куликовская битва, Гангутское морское сражение, Синопское сражение. Фотографии, демонстрирующие современные рода войск. Грамзапись: кантата «Александр Невский» С. Прокофьева. Задачи: Развивающие – расширение кругозора учащихся, формирование навыков поиска информации по дополнительной литературе. Воспитательные – на примерах мужества и героизма русских воинов, сюжетах из славной боевой истории нашего Отечества способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности у юного поколения. I ведущий: На протяжении многовековой истории приходилось воевать русскому народу с иноземными захватчиками, которые нападали на нашу многострадальную Родину с разных сторон. Они жгли, убивали людей, грабили русские земли, желая покорить русские народ и взять его в рабство. Ничто не пугало врагов. И поднимался народ русский, чтобы отстоять свои земли, сохранить независимость; и бился с неприятелем и стар и млад до победного конца. II ведущий: Чтобы восстановить в памяти события давно минувшей старины, мы предлагаем вам вспомнить ратные подвиги русских воинов. На сцену приглашаются команды 7-х классов. (Выходят члены команды, зрители приветствуют их аплодисментами). Представление команд: название, эмблема, девиз, участники команды, капитан. I ведущий: Вряд ли найдутся сегодня люди, которым не известны славные события боевой летописи России – Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавское сражение, Бородинский бой. Давно это было, но память об этих героических событиях навеки вечные сохранится в сердцах людей и будет передаваться из поколения в поколение. II ведущий: Первая страница нашего устного журнала посвящена героям, чей подвиг воспет в русских народных былинах и называется она: «Богатырская застава». Именно в русских былинах народ отразил борьбу за землю Русскую с несметными полчищами, нападавшими на Русь, и олицетворенные в былинах в образе Змея-Горыныча. Командам предлагаются вопросы. Победа признается за той командой, которая даст правильный ответ (ответы даются после поднятия сигнальной карточки). Вопросы командам ведущие читают по очереди:
Пуще всех на свете обижен. Соседи мне прозвище кидают, Сиднем Илюхой называют. (Илья Муромец)
(Из города Мурома, из села Карачарово)
(Тридцать лет и три года)
(Прохожие старцы – «калики перехожие»
(Схватка с Соловьём- разбойником)
(Свистом)
(Виктор Васнецов)
(Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович)
(Микула Селянинович, Волхв Всеславьевич, Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др.)
(Они обменивались оружием и крестами, давая клятву побратимства)
(Святогор)
(Добрыня Никитич)
(у князя Владимира)
(из г. Ростова)
«Росту … страшенного, голова … как пивной котёл, глазища – как чашища, в плечах – косая сажень». (Тугарин Собачище)
(Алёша Попович)
(Дружинники) I ведущий: Молодцы, ребята. Былинных героев вы помните. Продолжаем наше путешествие. Вторая страница нашего журнала называется «Кто на Землю Русскую придёт, от меча и погибнет». II ведущий: Ребята, а вы знаете кем и по какому поводу были произнесены эти слова. (Ребята говорят, что эти слова были сказаны Александром Невским, по поводу битвы с крестоносцами на Чудском озере, в которой русские дружинники одержали победу) I ведущий: Вы уже, наверно, догадались, что эта страничка нашего устного журнала посвящена ратным подвигам русских воинов, знаменитым битвам, в которых своим боевым искусством прославились русские полководцы. Думаю, что многим из вас известно имя Александра Невского, одержавшего победы в битвах с крестоносцами, шведскими и немецкими рыцарями. Но ещё раньше русские земли повергались многократным набегам половцев, борьбу с которыми возглавил Владимир Мономах. Давайте узнаем о нём побольше, как о выдающемся полководце. (На сцену выходит ученик и рассказывает о Владимире Мономахе). Ученик: В XI веке участились набеги на русские земли из причерноморских степей половцев-кочевников. Много бедствий приносили они народу, повторяясь почти каждый год. Немало пришлось потрудиться князю Владимиру, чтобы собрать князей для организации отпора ненавистным половцам. Весной 1103 г. собрались княжеские дружины и двинулись вниз по Днепру. В лодках – пехота, конница – по берегу. Во время сражения было убито 20 ханов. Русские воины вернулись домой с пленниками, много пригнали домашнего скота. Спустя некоторое время половецкие набеги возобновились. 24 марта 1111 года в разыгравшемся сражении снова половцы были разбиты, но через три дня Владимиру Мономаху пришлось с ними вступить в бой на р. Сале. Дружинники Владимира прорвали окружение противника, отступление противника обернулось в бегство. Сражение на реке Сале закончилось полной победой Владимира Мономаха. Страшные, казалось никогда непобедимые половцы, были полностью сокрушены в самом центре своих владений.
Но ключевыми в военной биографии князя были, несомненно, победы над шведами на Неве в 1240 г. (отсюда прозвище Невский, данное Александру летописцем XV в.) и и юда прозвище Невский, данное Александру летописцем рыцари из католического ордена Ливонских Меченосцев постепенно продвигалис над немецкими рыцарями на льду Чудского озера два года спустя. (обращает внимание детей на карты-схемы сражений). В 1252 году Александр занял великокняжеский трон во Владимире. Правление Александра Невского явилось во многих смыслах заметным этапом в истории Руси. Оно было отмечено политикой уступок Золотой Орде, с одной стороны, и решительными действиями в отношении Запада – с другой. Жизнь князя Александра издавна привлекала внимание не только профессиональных историков. Художники В. Васнецов, Н. Рерих, П. Корин создали картины, изображающие Александра то в боевом шлеме (демонстрируется картина П. Корина), то с нимбом святого. Сергей Прокофьев посвятил ему вдохновенную кантату, Сергей Эйзенштейн – ставший классикой советского кинематографа фильм. (Звучит отрывок из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»). I ведущий: Князь и воин Александр Ярославич был причислен Русской Православной церковью к лику святых. Уважение к его личности и преклонение перед его памятью было и остаётся поистине всенародным. II ведущий: Ребята, из отечественной истории вам известно, что более двух столетий русский народ жил под ярмом монголо-татар. В 1380 году на поле Куликово, где река Непрядва впадает в Дон, вышли тажеловооружённые ратники в шлемах, стальных доспехах на лошадях. Войско вёл московский князь Дмитрий Иванович. Об этом выдающемся князе послушаем рассказ, подготовленный ребятами второй команды. Выступает представителей второй команды: Поход Мамая начался в июне 1380 г. 23 июля 1380 г. в Москве была получена «весть» о походе Мамая. Тут же во все столицы русских княжеств были разосланы грамоты: 2да готовы будут». Местом сосредоточения основных сил русского войска была назначена Коломна, крепость близ устья Москвы-реки. 25 августа Дмитрий Иванович произвел смотр всего войска, а уже 6 сентября русские полки остановились на донском берегу, неподалеку от устья р. Непрядвы. Здесь великий князь получил свежие известия о наступлении Мамая. Утром следующего дня ордынцы уже могли быть на Куликовом поле. В ночь с 7 на 8 сентября ордынцы подошли к месту сражения. Великий князь Дмитрий Иванович в последний раз объехал полки, воодушевляя воинов. Затем переоделся в доспехи простого дружинника и поехал в первые ряды войска. Примерно в 11 часов утра началось сближение главных сил. Столкновению предшествовал героический эпизод – поединок Пересвета – монаха, которого благословил сам Сергий Радонежский - настоятель Троице –Сергиева монастыря, с богатырем Челубеем, а затем две огромные рати сошлись в яростной сече. Перелом наступил после неожиданного удара русского засадного полка. Ордынцы, не ожидавшие удара в тыл, пришли в замешательство, и вскоре их отступление приняло характер беспорядочного бегства. Куликовская битва явилась триумфом великого князя Дмитрия Ивановича, которого народ в память о победе на Дону стал называть Донским. Победа русских войск нанесла Золотой Орде тяжелейший удар. I ведущий: Да, в этом сражении русским ратникам удалось нанести впервые ощутимый удар по золотоордынцам. В память о тех событиях по проекту архитектора А.П. Брюллова на поле Куликовом был поставлен памятник – 28-метровый чугунный столб. Надпись на нём гласила: «Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому – признательное потомство». Во многих произведениях народ увековечил память об этих событиях: «Летописная повесть о Куликовской битве», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» и др. II ведущий: А сейчас мы послушаем мнение жюри о работе команд (оцениваются ответы по былинам и сообщения учащихся об А. Невском и Д.И. Донском. (слово представителю жюри) I ведущий: Проходило время, а вместе с ним происходили и перемены в русских войсках. При Иване Грозном основу войска составляли стрельцы, вооруженные огнестрельными оружиями-пищалями. Но большой вклад в создание сильной, боеспособной армии внёс царь, выдающийся реформатор, Пётр Первый. Страна, окруженная сильными и агрессивными соседями, лишенная выхода к морю, нуждалась не только в армии нового типа, но и в военно-морском флоте. II ведущий: И теперь мы открываем третью страницу нашего журнала, которая называется «Все приятели и неприятели имеют к нам уважение и почтение». Это слова адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. В морских сражениях было одержано много славных побед. А имена выдающихся флотоводцев надолго останутся в памяти народа. А теперь представьте, что мы все попали в музей Боевой Славы. Ребята, внимательно прослушайте, о чем будут рассказывать экскурсоводы музея, чтобы потом ответить на вопросы, (на сцену выходят экскурсоводы). I экскурсовод: (обращает внимание детей на стенд с изображением схем наиболее знаменитых морских сражений и портретами адмиралов русского флота). Сражение при Гангуте в 1714 г. – знаменитая морское сражение российского флота. Русским флотом командовали Фёдор Матвеевич Апраксин (1661-1728 гг.) и сам лично Пётр Первый. Хитрость и смекалка русских моряков помогли одержать победу в этом сражении. Победа в Гангутском сражении явилась первой победой российского флота. II экскурсовод: А это перед вами портрет Фёдора Фёдоровича Ушакова (1745-1817 гг.). Родился он на Тамбовщине. С детства мечтал стать моряком. Окончил морской кадетский корпус в Петербурге. Затем стал командующим русским флотом на Чёрном море. Ввёл много нового в тактику морских сражений. Неувядающей славой покрыл своё имя в войне с Турцией, Францией. Во время очередной русско-турецкой войны 1787-1791 гг. правительство Турции потребовало, чтобы Россия отказалась от присоединенного к ней Крыма и перестала защищать от турок Грузию. В ответ на отказ России Турция начала войну. В ходе этой войны неувядаемой славой покрыл себя Александр Васильевич Суворов, который нанес урон турецкой армии у р. Рымник, взял, неприступную ранее, турецкую крепость Измаил. Но Турция надеялась на свой флот. Адмиралу Ушакову было поручено найти в Чёрном море турецкий флот и уничтожить его. Эскадра Ушакова нашла его у мыса Калиакрия. Против 39 русских кораблей – 78 турецких и ветер в сторону моря, что неудобно для атаки. Не медля ни минуты, Ушаков повел свою эскадру в узкую полосу воды между берегом и турецкими кораблями. Теперь ветер дул в сторону русских кораблей. В жестоком бою русские корабли одержали победу. I экскурсовод: А вот еще один портрет. Возможно, вы не знаете, кто на нём изображён, однако одна из улиц нашего города названа в честь этого человека, (возможно, дети смогут сами назвать имя Нахимова). Это Павел Степанович Нахимов (1802-1855 гг.) – великий флотоводец России. Первую крупную свою победу он одержал в 1827 г., в Наваринском сражении с турецко-египетским флотом. За проявленную храбрость был произведен в капитан-лейтенанты и вскоре получил свой первый корабль. Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) русский флот под командованием адмирала Нахимова вступил в сражение с турецким флотом в Синопской бухте. Имея в распоряжении три боевых корабля, против двенадцати противника, под прикрытием шести береговых батарей, Нахимов встал на выходе из бухты и запер в ней турецкую эскадру до прибытия подкрепления. А потом он ворвался в бухту. Спустя четыре часа турецкий флот перестал существовать. I ведущий: А теперь мы предлагаем вам ответить на наши вопросы. (Вопросы ведущие задают по очереди. Первой отвечает команда, поднявшая раньше другой сигнальную карточку). 1. В каком морском сражении русский флот впервые одержал победу? (в Гангутском) 2. С кем пришлось вести бой в этом сражении? (со шведами) 3. Кто руководил русским флотом в этом сражении? (Апраксин и Пётр Первый) 4. В каком море состоялось Гангутское сражение? (в Балтийском море) 5. В каком году состоялось это сражение? (в 1714 г.) 6. С каким флотом вступила в сражение эскадра Ф.Ф. Ушакова в 1787 г.? (с турецким флотом) 7. В каком море проходило это сражение? (в Чёрном море) 8. Чем закончилось это сражение? (победой русского флота) 9. С какой страной воевала Россия в XVIII – XIX веках на Чёрном море? (с Турцией) 10. Кто руководил действиями русских кораблей во время сражения в Синопской бухте во время Крымской войны (в 1853 г.)? (адмирал Нахимов) II ведущий: Спасибо, ребята. По-моему, справились вы с вопросами хорошо. I ведущий: Но и сейчас, как и прежде, есть у нас защитники. Давайте перелистаем следующую страницу нашего устного журнала, которая называется «Наша армия родная». Эта страница посвящена нашим славным защитникам. На сцену выходят ещё двое ведущих. III ведущий: 23 февраля – День Защитника Отечества. Это день воинской славы. Но почему именно 23 февраля? Послушайте мой рассказ. Февраль 1918 г. На Петроград (ныне город Санкт Петербург) надвигаются войска германского кайзера Вильгельма. «Отечество в опасности! Все на защиту Отечества!» - раздавались призывы. И народ взял в руки оружие. Утром 23 февраля под Псковом закипел первый бой. Отсюда начала победоносный путь рабочее-крестьянская армия. С того времени 23 февраля считается днем рождения нашей армии. IV ведущий: Добрая слава у наших храбрых солдат! Много лет назад наша страна перенесла Первую Мировую войну, Гражданскую войну. А в 1941 г. на нашу страну двинулись немецко-фашистские захватчики. Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, более 27 млн. человеческих жизней унесла она. Но доблестная армия победила, освободив от немецких захватчиков не только нашу Родину, но и страны Европы. III ведущий: И сегодня стоят наши защитники на страже мирной жизни, чтобы всем детям можно было жить и учиться спокойно. В нашем устном журнале содержится экспресс-информация, которая называется «Это наша армия». IV ведущий: Предлагаем участникам команд отрывки из стихотворений, по которым нужно будет определить, о каких родах войск идёт в них речь. На сцену выходит группа учащихся и зачитывает отрывки из стихотворений. 1-й ученик: У самой границы, в секрете, Я зоркую службу несу, - За каждый пригорок в ответе, За каждую ёлку в лесу. (Пограничные войска) 2-й ученик: Хмуро в море-океане Пляшут волны там и тут. Корабли идут в тумане, Нашу землю стерегут. (Военно-Морской флот) 3-й ученик: В синем небе пролетает Истребительный отряд, Только жаль, не угадаю, На котором старший брат. (Войска Противовоздушной Обороны) 4-й ученик: Броня от солнца горяча, И пыль похода на одежде Стянуть комбинезон с плеча – И в тень, в траву, но только прежде Проверь мотор и люк открой: Пускай машина остывает. Мы всё перенесём с тобой: Мы люди, а она стальная. (танковые войска) 5-й ученик: И вот к победе прямиком За ротой рота, То по-пластунски, то бегом, Пошла …………… (пехота)
I ведущий: На этом мы заканчиваем наше путешествие по страницам устного журнала. И пускай мы сегодня не смогли вспомнить о всех героях военной славы нашей истории, о многих из них нам предстоит узнать ещё впереди. И хотелось, чтобы память об этих героях навсегда осталась в наших сердцах. II ведущий: Всегда были и будут уважаемые люди, которые хранят славные традиции наших предков и всегда готовы защитить свою страну, свой народ. (В заключение предоставляется слово членам жюри) |
ещё >> |