Вне всякого сомнения, свобода средств массовой информации как принцип их деятельности происходит из конституционного положения, пред - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. законодательное закрепление права граждан РФ и юридических лиц... 5 805.79kb.
Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» 1 320.73kb.
Конституция рф, Статья 28 1 51.54kb.
Свобода слова и свобода собраний в законодательстве Республики Беларусь 1 79.8kb.
ФантЛабораторная работа Толерантность с насморком. 18+ 1 143.1kb.
Свобода информации и выражения мнений в 21ом веке 1 23.79kb.
«Покори Воробьёвы горы!» Тема эссе: «Свобода ничего не стоит, если... 1 48.76kb.
Право на образование и свобода образования в российском законодательстве 1 74.96kb.
«Свобода в деятельности человека» в рамках практической части сетевого... 1 202.81kb.
Законодательства о средствах массовой информации Республики Казахстан 13 2872.53kb.
Свобода и вседозволенность: где проходит граница 1 53.83kb.
Д. якубовская конституционные основы ограничения свободы массовой... 1 112.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Вне всякого сомнения, свобода средств массовой информации как принцип их деятельности - страница №1/1

E.V. BOSHZENOVA,

The post-graduate student


FREEDOM OF MASS MEDIA – MAIN PRINCIPLE OF THEIR ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF CARRIED OUT REFORM
No doubt, freedom of mass media as a principle of their activity occurs from the constitutional position providing that to everyone thought and word freedom is guaranteed.
Keywords: mass media, freedom of the press, the press, edition, opinion, belief, meetings, meetings, processions, television, radio, discussion, the power.

Е.В. БОЖЕНОВА,

аспирантка
СВОБОДА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ – ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОВОДИМОЙ РЕФОРМЫ
Вне всякого сомнения, свобода средств массовой информации как принцип их деятельности происходит из конституционного положения, предусматривающего, что каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Ключевые слова: средства массовой информации, свобода прессы, печать, редакция, мнение, убеждение, митинги, собрания, шествия, телевидение, радио, дискуссия, власть.

Как справедливо отмечает Г.А. Марзак, «мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством»1. Поскольку контролировать свободу мысли невозможно, как и невозможно нарушить это право человека, его можно отнести к абсолютным правам человека.

Несколько другая ситуация со свободой слова, которая гарантируется государством и предоставляет возможность беспрепятственно выражать свои мнения и убеждения по любым темам или вопросам, как устно – на митингах, шествиях или собраниях, так и письменно – посредством публикаций в печатных изданиях. Свободу слова может нарушить только цензура, которая, согласно Конституции, запрещена в Российской Федерации. В своей же совокупности свобода мысли и слова обеспечивается тем, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, что находит свое выражение в конституционной гарантии свободы средств массовой информации и запрете цензуры (ч. 4 и 5 ст. 29 Конституции РФ).

Данное положение обусловлено развитием в Российской Федерации гражданского общества в рамках правового государства, признающего принципы международного права, а также ключевые международные договоры.

Так, Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. было предусмотрено: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» (ст. 19).

В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. установлено: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» (п. 2 ст. 19).

Европейская конвенция о защите прав человека устанавливает свободу средств массовой информации при условии отсутствия вмешательства государственных органов и независимо от государственных границ.

Здесь следует отметить, что в международно-правовых документах свобода мысли фигурирует отдельно от свободы слова. Как отмечает М.К. Башаратьян, «согласно ст. 18 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков»1. Идентичные определения содержат ч. 1 ст. 9 Римской конвенции прав человека и основных свобод2 и ч. 1 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах3.

Однако для новой истории Российской Федерации свобода средств массовой информации – институт развивающийся, поскольку отправной точкой его становления можно без ошибки назвать начало 90-х годов прошлого столетия. Крушение прежней тоталитарной системы и желание свободы и объективных новостей вылилось в неконтролируемый информационный поток, свободный от влияния цензуры, что было крайне неожиданно как для средств массовой информации, так и для общества, которое подчас эту информацию не успевало осмыслить.

Тем не менее свобода слова, свобода массовой информации и запрет цензуры стали конституционным фундаментом развития гражданского общества в Российской Федерации.

Системой форм передачи информации в массы законодатель признает средства массовой информации.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) определяет массовую информацию как печатные, аудио-, визуальные и иные сообщения и материалы для неограниченного круга лиц, что подразумевает неограниченность самих средств массовой информации, где исключением может служить только тираж печатного издания.

Однако, как справедливо отмечает С.Е. Чанов, «средства массовой информации – это не сама массовая информация, а определенные формы ее распространения. В Законе о СМИ под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации»1.

Встречаются различные определения института средств массовой информации. Так, под средствами массовой информации В.С. Коробейников понимает «социальные институты, такие как пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.п., обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе»2.

Более детально раскрывает данный институт А.М. Воробьев, отмечая, что под средствами массовой информации следует понимать «систему государственных, общественных и иных структурных элементов, функционирующих и существующих в социально-экономических условиях, на определенной нормативной базе в целях информирования различных социальных групп, отдельных индивидов по вопросам, представляющим общественный интерес»1.

При этом независимо от формы средства массовой информации законодателем наделены гарантированной свободой в своей деятельности.

В содержании понятия свободы массовой информации следует различать как свободу мысли, так и право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом при недопустимости принуждения человека к выражению своего мнения или убеждения, как и отказа от них2.

Впервые определение свободы массовой информации в Российской Федерации было закреплено в Законе о СМИ. Так, согласно ст. 1 Закона, под свободой массовой информации в Российской Федерации понимаются не подлежащие ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации:

- поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

- учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

- изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

Говоря о свободе массовой информации в Российской Федерации, нельзя не отметить, что она обеспечивается такими конституционными гарантиями и правами, как свобода экономической деятельности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право частной собственности, недопустимость принуждения человека к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них. Немаловажным является также гарантия идеологического многообразия.

Таким образом, конституционная формула свободы массовой информации обеспечивается взаимосвязью целого ряда положений Основного закона.

Помимо указанных, конституционными гарантиями обеспечения свободы массовой информации выступают и такие положения Конституции, как нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нормы, гарантирующие охрану интеллектуальной собственности, нормы, закрепляющие право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды1.

При этом законодательная трактовка свободы массовой информации находит различное толкование. Так, В.Г. Елизаров под свободой массовой информации понимает «комплекс прав, включающий права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять массовую информацию любым законным способом, осуществление которых связано с ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией Российской Федерации в той мере, в которой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц, а также в иных конституционно обоснованных целях ограничений»2.

Согласно позиции А.А. Малиновского, свобода массовой информации определяется как «возможность беспрепятственно (без ограничений) распространять средствами массовой информации при помощи специальных технических систем и устройств сведения, адекватно отражающие процессы общественного бытия, предназначенные для неограниченного круга лиц»1.

По нашему мнению, положения первой статьи Закона «О средствах массовой информации» дублируют, но при этом раскрывают положения ст. 29 Конституции Российской Федерации о свободе массовой информации, но с точки зрения технологического прогресса в области цифровой передачи данных и коммуникаций.

К сожалению, приходится признать, что Закон «О средствах массовой информации» 1991 г. в должной мере не обеспечивает полноты свободы средств массовой информации, поскольку нуждается в глобальной модернизации.

Естественно, дух и принципы законодательного акта должны сохраниться, но вопросы, требующие дополнительного правового регулирования в части организации, учреждения и функционирования средств массовой информации, должны быть особо проработаны.

Одним из ключевых законопроектов, горячо обсуждаемых сегодня как законодателями, так и экспертами, является проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации, телевизионного вещания и радиовещания», внесенный на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ депутатом В.Я. Комиссаровым в конце ноября 2010 года.

Согласно пояснительной записке, предлагаемый законопроект отражает основные положения государственной политики в сфере телерадиовещания, закрепленные в:

- Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008–2015 годы2;

- Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» (в части обеспечения распространения обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов)1;

- Указе Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 г. №715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах»2.

По сути, законопроект акцентирован на необходимость законодательного регулирования произошедших за последние десятилетия организационных, технических, экономических изменений в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации, а также перспектив развития рынка телерадиовещания, связанных с переходом к цифровому вещанию.

Автор законопроекта также вводит актуальный правовой институт «сетевое издание», применимое для сайтов в сети «Интернет», зарегистрированных в качестве средств массовой информации. Также корректируются признаки средства массовой информации с тем, чтобы к СМИ можно было относить интернет-сайты (признак периодичности распространения дополняется признаком периодичности обновления), при этом законопроект сохраняет принцип добровольности регистрации интернет-сайтов в качестве СМИ.

Особо следует акцентировать внимание на предлагаемое законодателем новое определение средства массовой информации, под которым понимается периодическое печатное или электронное издание, в том числе сетевое, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, иная форма распространения массовой информации, имеющая постоянное наименование (название) и установленную периодичность распространения и (или) обновления массовой информации.

Данное определение существенно шире имеющегося в Законе о СМИ – «периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации», но при этом, по мнению Общественной палаты Российской Федерации, проводившей экспертизу законопроекта, новая редакция определения, предлагаемая законопроектом, существенно ущемляет конституционный принцип свободы средств массовой информации.

Действительно, если обратить внимание на выражение «установленная периодичность распространение или обновления», можно усмотреть его противоречие с п. 8 ст. 10 Закона о СМИ, который предусматривает, что в заявлении о регистрации средства массовой информации, в том числе, должна быть указана предполагаемая периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации.

Таким образом, Закон указывает на возможную периодичность, в то время как законопроект явно отмечает установленную периодичность.

По справедливому мнению представителей Общественной палаты РФ, на практике это может привести к ущемлению конституционной свободы массовой информации из-за придирок, например, к нарушению сроков подписания газет на выпуск в свет.

В заключение следует отметить, что мировой опыт совершенствования системы средств массовой информации учитывает их модернизацию и предусматривает правовое регулирование, способствующее сохранению принципа свободы СМИ, на что, по нашему мнению, необходимо обратить внимание и российскому законодателю.


Библиографический список:

  1. Башаратьян М.К. Свобода мысли: правовой анализ // Право и политика. 2007. № 1. С. 9, 10.

  2. Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор развития гражданской культуры: Автореф. дисс. … докт. филос. наук. Екатеринбург, 1999. С. 60.

  3. Елизаров В.Г. Свобода массовой информации в Российской Федерации: конституционные основы и правовые ограничения: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 25.

  4. Малиновский А.А. Свобода массовой информации: теоретико-правовые аспекты: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 1995. С. 45.

  5. Марзак Г.А. Свобода массовой информации: конституционное закрепление. // Правовые вопросы связи. 2006. № 1. С. 12.

  6. Чанов С.Е. Информационное право России. М., 1994. С. 94.

  7. Шахназарова В.Г. Правовое регулирование в сфере массовой информации Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 58.

  8. Энциклопедический социологический словарь. Часть 1. М., 1995. С. 763.


1 См.: Марзак Г.А. Свобода массовой информации: конституционное закрепление. // Правовые вопросы связи. 2006. № 1. С. 12.


1 См.: Башаратьян М.К. Свобода мысли: правовой анализ // Право и политика. 2007. № 1. С. 9, 10.

2 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта 1992 г., 11 мая 1994 г.) // СЗ РФ. 1998. 18 мая. №20. Ст. 2143; Бюллетень международных договоров. 1998. № 7.

3 Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978. Вып. XXXII. С. 44; ВВС СССР. 1976. №17(1831). Ст. 291; Библиотечка РГ. 1999. Вып. № 22, 23.


1 См.: Чанов С.Е. Информационное право России. М., 1994. С. 94.

2 Энциклопедический социологический словарь. Часть 1. М., 1995. С. 763.

1 См.: Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор развития гражданской культуры: Автореф. дисс. … докт. филос. наук. Екатеринбург, 1999. С. 60.

2 См.: Шахназарова В.Г. Правовое регулирование в сфере массовой информации Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 58.

1 Там же. С.56.

2 См.: Елизаров В.Г. Свобода массовой информации в Российской Федерации: конституционные основы и правовые ограничения: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 25.

1 См.: Малиновский А.А. Свобода массовой информации: теоретико-правовые аспекты: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 1995. С. 45.

2 СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6221.

1 СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4190

2 СЗ РФ. 2009. № 26. Ст. 3169.






Любовник — второе разочарование замужней женщины.
ещё >>