Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на социализацию младших школьников - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа занятий «Радуга», направленная на социализацию младших... 1 315.93kb.
Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших... 1 365.41kb.
«Влияние современных мультипликационных фильмов и компьютерных игр... 1 248.7kb.
Разработка урока с использованием информационно коммуникативных технологий... 1 126.25kb.
Повышение эффективности урока истории на основе применения информационно-коммуникативных... 1 39.94kb.
Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных... 6 1456.51kb.
«Высшие споровые растения. Мхи» 3 430.05kb.
Методические рекомендации по формированию учебно логических умений... 3 472.86kb.
Формирование целостной картины мира у младших школьников в информационно-образовательной... 1 347.65kb.
Проблемы массовой культуры России начала XXI 1 163.49kb.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников 1 63.23kb.
Вампир вампиру рознь 1 81.12kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на социализацию младших - страница №1/1

Сергеева В.А.

Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на социализацию младших школьников.



Основным критерием современного общеобразовательного учреждения является создание условий для перехода к новому уровню образования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) посредством формирования компетентностной информационной образовательной среды. Применение современных образовательных технологий в практике обучения является неотъемлемым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.Компьютер - мощное средство обучения – от незаменимого источника информации до средства моделирования различных явлений (физических, химических).

А.Я. Цукарь.

Проблема социализации с каждым годом становится всё более актуальной. Сложная, стремительно меняющаяся социальная среда требует от общеобразовательного учреждения создания соответствующих условий для обучения, воспитания и развития человека разностороннего, владеющего многообразными умениями и навыками, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитывать гражданина-патриота, формировать чувство коллективизма, самостоятельность, развивать творческие способности, организовывать интересный и плодотворный досуг.

С большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшее время педагогам предстоит работать в условиях масштабно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FM-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии; разрастания в обществе стилей и форм жизни, деятельности и отдыха, уводящих от реальности.

Достойно ответить на все эти вызовы сможет только педагог, постоянно осуществляющий в отношении их ценностное самоопределение и способный организовать и поддержать самоопределение детей.

Влияние телевидения на социализацию детей общепризнанно. Количество времени, которое дети тратят на просмотр телепередач, по данным разных источников, колеблется от двух до четырех часов в день, для значительной части детей (по данным Фонда «Общественное мнение» – до 28%), по мнению близких родственников, это основное занятие в свободное время. Кроме того, много времени тратится и на так называемый фоновый просмотр, – ребенок находится в помещении с включенным телевизором, хотя он занят какими-то другими делами (готовит уроки, играет, обедает и т.п.). По данным западных исследований, дети на просмотр телепередач тратят больше времени периода бодрствования, чем на все остальные занятия, включая школьные уроки и домашние задания, общение с членами семьи и сверстниками [Берк, 2006; Кайл, 2002; Шеффер, 2004 и др.]. К сожалению, мы не располагаем аналогичными статистическими данными по нашей стране, однако обобщение данных различных исследований в принципе рисует ту же картину.

Дети смотрят (непосредственно или в виде «фона») самые разные передачи –созданные как специально для них, так и для взрослых. Среди первых, по данным исследований [Бирюля, 2002; Гундарова, 2002; Собкин, 1998, и др.] существенно преобладают мультфильмы, среди последних – сериалы (комедийные, мелодрамы, криминальные), юмористические передачи. Значительный интерес они проявляют также к реалити-шоу. Так, по данным нашего исследования, проведенного на выборке учащихся 1–4-х классов московских школ в 2006 г., проект «Дом-2» относился к числу наиболее предпочитаемых у учащихся 2-х и 3-х классов. Кроме того, дети называют любимыми географические передачи, передачи о животных и т.п.

Анализ предпочитаемых детьми 7–8 лет кинофильмов (которые они в основном и смотрят на телеэкране), проведенный А.В.Федоровым, показал, что в число самых любимых фильмов вошли «Король-лев», «Терминатор», «Назад в будущее», «Рембо», «Бриллиантовая рука» и сериал «Никит́а» [Федоров, 2004]. В качестве любимых персонажей младшие школьники выделили Терминатора, Никит́у (12,67%), а также маньяка из кинофильма «Пятница,13». При этом, как и следовало ожидать, девочки 7–8 лет предпочитают фильмы типа «Король-лев», «Красотка», «Служебный роман», в то время как мальчики – «Рембо» и «Дракула Брэма Стокера» (эти ленты, отмечает А.В.Федоров, демонстрировались на мировых экранах со строгими возрастными ограничениями).

Таким образом, влияние телевидения оказывает на развитие ребенка стихийное, часто не контролируемое взрослыми воздействие, включает влияния, не предназначенные для детской психики. С некоторыми допущениями можно сказать, что с помощью телевидения осуществляется «скрытая программа социализации».

Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Кроме того, они позволяют уже в начальной школе перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что: а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

Влияние на развитие и социализацию ребенка младшего школьного возраста современных коммуникационных средств, таких как настольные и карманные компьютеры, мобильные телефоны, электронные игровые системы и т.п., пока мало изучено. Авторы практически единодушны в том, что современный ребенок сравнительно легко и свободно владеет всеми этими техническими средствами и овладевает новыми.

Можно говорить о том, что более изученным является влияние образовательных и развлекательных компьютерных и других форм видеоигр, однако получаемые в ходе исследований данные, и делаемые на их основе выводы достаточно двойственны. Диапазон мнений об их влиянии огромен – от констатации безусловного вреда, до неоспоримой пользы и использования игр для новых вариантов игровой терапии и обучения [Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 1(9)]. Телевизионная информация ведет к ярко выраженной унификации восприятия человеком социальной реальности, порождая стереотипное восприятие мира.

Позитивные стороны.

1. Мультимедийные игры имеют позитивный развивающий и обучающий эффект, повышают результаты тестов интеллекта [Керделлан, Грезийон, 2006; Малева, интернет-ресурс, Шмелев, 1990, и др.]. По данным П.Гринфилд (Greenfield P.M.), существует устойчивая взаимосвязь между игровой практикой и тестовым интеллектом, причем рост происходит в основном за счет показателей невербального интеллекта.

2. Компьютерные игры обучают действовать с помощью проб и ошибок, искать новые пути.

3. Игры способствуют развитию концентрации и переключения внимания.

4. Компьютерные игры способствуют повышению интереса к чтению.

5. Компьютерные игры развивают ловкость, усидчивость и настойчивость.

6.Игры обучают принципиально иному взаимодействию с техникой.

7.Игра позволяет детям экспериментировать в различных сферах социума.



Негативные стороны.

1. Игры тормозят развитие воображения, образного мышления: картинки, движущиеся объекты, натуральное изображение препятствуют полету фантазии.

2. Игры способствуют поверхностному, безответственному отношению к жизни, к поступкам.

3. Игры препятствуют исследовательской деятельности детей, они усваивают операции, которые необходимо произвести, но не задают вопроса: «почему», не рассматривают причинно-следственные связи.

4. Многие игры учат насилию и жестокости, а также представлению о том, что насилие может быть единственным путем к успеху.

5. Увлечение компьютерными играми способствует развитию компьютерной зависимости, бегства от действительности.

6. Компьютерные игры при их чрезмерном использовании препятствуют нормальной адаптации ребенка в реальной жизни.

Столь же противоречивые данные имеются и по поводу использования Интернета, хотя, по данным исследований, лишь незначительная часть младших школьников использует Интернет. Как правило, он используется для приготовления уроков, подготовки каких-либо докладов или рефератов. Вместе с тем, практически все исследователи подчеркивают опасность случайного попадания детей на порнографические, эротические сайты, сайты, содержащие призывы к насилию, описывающие способы изготовления бомб и т.п.



Мы говорим о том, что и влияние компьютерных игр, и влияние Интернета, как и телевидения, всецело зависит от семейной ситуации, от той среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Рекомендации для родителей ориентированы не столько на запрет определенных видеоигр или сайтов, сколько на общение по их поводу, на совместные «прогулки» по Интернету.

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся начальной школы, а для учителей стали нормой работы – это, на наш взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в современной школе.




Пунктуальность — вежливость зануд. Ивлин Во
ещё >>