Влияние методической службы на развитие инновационных форм работы библиотеки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ деятельности методической работы за 2010-2011 учебный год 1 112.15kb.
Профессиональные объединения: результаты и проблемы 1 35.1kb.
Информационное и техническое обеспечение инновационных 7 1501.04kb.
Слайд 1 Роль методической службы в современном библиотечном процессе 1 52.85kb.
Департамент образования администрации муниципального образования... 3 646.96kb.
Программа образовательного семинара «Обучение субъектов инновационной... 1 73.01kb.
В процессе работы над проектом 1 78.09kb.
Департамент образования города москвы восточное окружное управление... 1 68.38kb.
Работы школьной библиотеки 1 150.73kb.
Постановление 26 марта 2013 г г. Москва №13-5 Об утверждении итогов... 1 101.79kb.
Исследовательская работа Влияние музыки на рост и развитие растений 1 36.44kb.
Слайд 1 Роль методической службы в современном библиотечном процессе 1 52.85kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Влияние методической службы на развитие инновационных форм работы библиотеки - страница №1/1

Влияние методической службы на развитие

инновационных форм работы библиотеки
Успех библиотечной деятельности во многом зависит от своевременного обретения новых теоретических знаний, освоения передового опыта, разработки и внедрения инновационных методик, направленных на совершенствование практики библиотечного обслуживания разных категорий населения.

Побудительным мотивом появления инноваций обычно становится желание творческого человека иначе представить привычную профессиональную ситуацию, по-новому взглянуть на какую-либо социально или личностно значимую проблему. Рождение оригинальных идей сопряжено с фантазией, хорошей интуицией, способностью неординарно мыслить и видеть…

Инновационные процессы являются составной частью методической работы. Она включает изучение опыта работы библиотек, выявления новшеств, информирование библиотекарей о новшествах, помощь библиотекам в их освоении.

Внедрению инновационных форм в деятельность библиотеки способствует постоянная учеба. Толчок дает участие в конференциях, семинарах, учеба на курсах повышения квалификации, поездки и изучение опыта работы лучших библиотек, посещение мастер-классов, участие в деловых играх.

Приведу несколько примеров форм повышения квалификации, применяемых в МБУ «Библиотека» г. Новочебоксарска.

На протяжении последних лет в нашей библиотечной системе работает творческая лаборатория, цель которой – поиск приоритетных направлений и нестандартных форм работы, распространение опыта лучших библиотек. В рамках Лаборатории были проведены занятия на следующие темы «Работа библиотек в помощь профориентации», «Есть память, которой не будет забвенья», «50 лет космической эры», «Дни воинской славы России – дни славных побед», «Работа библиотек по экологическому просвещению.

Площадками для проведения творческих лабораторий стали библиотеки, накопившие свой уникальный опыт и освоившие разнообразный спектр наиболее эффективных форм и методов в том или ином направлении деятельности библиотеки.

В 2011 году был запущен новый проект «Выездная школа творческого поиска». Цель Школы - изучение передового опыта, повышение образовательного и профессионального уровня, развитие творческого потенциала сотрудников муниципальных библиотек г. Новочебоксарска. «Выездная школа творческого поиска – 2011» была посвящена Программам чтения. Следующий год посвятили библиотечным урокам. В этом году Школа творческого поиска была посвящена книжным выставкам и массовой работе. Этот проект дает библиотекарям возможность познакомиться с новыми идеями и внедрить их в практику работы своей библиотеки.

Логической завершение каждой Творческой лаборатории и каждой Выездной школы творческого поиска - Круглый стол, на котором библиотекари обмениваются впечатлениями, делятся планами на будущее, которые появились в процессе взаимопосещений. Рассматриваются направления, по которым работа библиотек будет идти особенно продуктивно. Именно в атмосфере творческого поиска и рождаются новые, порой неожиданные проекты, программы и направления.

Для углубленного коллективного изучения определенной темы и самообразования библиотекарей активно используется семинар. Но мне хотелось бы остановиться на таком виде семинаров, как семинар-путешествие, который пользуется среди наших коллег большой популярностью.

В нашей стране сложилась хорошая традиция посвящать каждый год какой-либо стране. Так 2011 год был посвящен Италии и Испании, 2012 – Германии, 2013 – Нидерландам. Специалистам библиотечного дела всегда интересно узнать, как работают другие библиотеки, особенно зарубежные, и интересно поучиться у коллег и одновременно рассмотреть перспективы библиотеки, в которой ты работаешь. А опыт на самом деле очень интересный. У нас уже накоплен оригинальный материал о формах и методах привлечения к книге и чтению Италии, Испании, Германии, Нидерландов. Почему оригинальный? Вам прекрасно известно, что в журналах о работе библиотек каких-то стран печатают много, о каких-то - мало, или практически ничего. Поэтому приходится обращаться к сайтам зарубежных библиотек. Естественно они на иностранных языках, поэтому тут возникает языковая трудность, но и ее мы стараемся преодолевать. Результат того стоит.

Проведение семинаров-путешествий дает возможность изучить современный международный опыт библиотечной работы для внедрения новых форм и методов деятельности в практику наших библиотек.

По окончании семинаров, творческих лабораторий и школ творческого поиска для изучения эффективности проводимых мероприятий по повышению профессионального мастерства используется анкетирование, вопросы которого предлагают слушателям выразить свое мнение в произвольной, свободной форме: Что именно в предлагаемом курсе показалось Вам наиболее интересным? Что из изученного Вы сможете использовать в своей работе? Анализ анкет показал, что ожидания от занятий оправдались у 99,5% слушателей, у 0,5% (1 чел.) – частично. Полезность полученной информации – 100%.

В целях распространения и приобретения новых идей очень эффективно проведение конкурсов профессионального мастерства. Такие конкурсы, по мнению и организаторов и участников, дают мощный толчок к переосмыслению библиотечной деятельности современной библиотеки, выявляют инновационные идеи и лучших специалистов в библиотечном деле…

Остановлюсь на двух последних конкурсах. В 2012 году был объявлен конкурс профессионального мастерства на лучшую программу летних чтений «Лето, солнце, сто фантазий». В конкурсе на лучшую программу летних чтений приняли участие все библиотеки города. Каждая программа имела свою особенность, свою «изюминку», свою направленность. В 2013 году конкурс профессионального мастерства был посвящен экологическому просвещению, итоги которого показали, что библиотеки не только преследуют цель повышения качественного, профессионального уровня работы с читателями в экологическом просвещении,  но и привлечение к участию в нем как можно большего количества пользователей.

Постоянно отслеживается инновационный опыт российских библиотек, лучший передается библиотекарям, которые творчески адаптируют его к своим условиям.

Так, изучив и обобщив опыт работы Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества, Новосибирской областной юношеской библиотеки, Межпоселенческой районной библиотеки им. Ф.Ф. Павленкова, Российской государственной библиотеки для молодежи, в практику работы Центральной библиотеки им. Ю. Гагарина был внедрен День читательского самоуправления.

Изучив и обобщив опыт работы Архангельской областной научной библиотекой им. Н.А. Добролюбова в практику работы библиотек города была внедрена такая форма работы как книгомаршрут. Книгомаршрут - очень интересная форма, которая позволяет объединить в мероприятии работу всех отделов библиотек.

Изучив и обобщив опыт работы Озерской детской библиотеки в практику работы Центральной библиотеки им. Ю. Гагарина была внедрена Библиографическая олимпиада.



Проектная работа - обязательное условие реализации инноваций в библиотеках. Реализация инновационной деятельности посредством проектной работы обеспечивает целенаправленность инновационного процесса, обоснованность действий, экономию ресурсов и контролируемость результатов. Наш город, пожалуй, единственный, в котором проходит ежегодно открытый конкурс проектов в сфере культуры и искусства на получение гранта главы администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики. Поэтому у нас есть возможность осуществить свои идеи, которые требуют финансовых вложений.

В заключении хотелось бы отметить, что использование инновационных форм в деятельности библиотеки открывает новые горизонты развития, повышает качество обслуживания пользователей, положительно влияет на репутацию библиотеки как социально значимой и активно развивающейся организации. Реализация инноваций сложный, но и интересный, творческий процесс, который становится единственно возможным для функционирования библиотеки в новых общественных реалиях.




Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром. Иоганн Вольфганг Гёте
ещё >>