Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ работы мо учителей начальных классов за 2010-2011 учебный год 1 26kb.
Программа для 10 11 классов общеобразовательных школ 1 57.25kb.
Выступление на мо учителей начальных классов моу сош №7 учителя начальных... 1 64.48kb.
Методического объединения учителей начальных классов на 2012 2013учебный... 1 174kb.
Анализ предметной декады методического объединения учителей математического... 1 38.47kb.
Школьного методического объединения учителей начальных классов на... 1 130.62kb.
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей нравственности... 1 126.16kb.
К. И. Бежунская приказ № от 1 116.2kb.
К. И. Бежунская приказ № от 3 497.32kb.
Программа для 9 класса общеобразовательных школ 1 181.53kb.
Чернянская Оксана Анатольевна с. Садовое 2013 1 242.11kb.
Многомерность сознания 1 286.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов - страница №1/1

Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов.

Май 2011 г.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...»*.

Шахматы – не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, формирования волевых качеств. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать развивающий и творческий потенциал, заложенный в древней игре.

Шахматы – это не только великолепная игра, зарекомендовавшая себя в течение длительного времени, но и замечательная возможность провести время с пользой, так как их положительное влияние на интеллектуальное развитие неоспоримо.

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

Работа по программе И.Г.Сухина.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. УМК (слайды)

Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками (кубики, поля черные и белые и др.).

Всё это базируется на ряде нетрадиционных авторских наработок И.Г Сухина. В их числе: широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; применение нестандартных дидактических заданий и игр; инсценировка оригинальных дидактических сказок; детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры; неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".

На первом этапе обучения дети знакомятся с доской, шахматными фигурами. Прорабатывается простейший шахматный материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении игровых возможностей каждой фигуры, ее силы и слабости.

Важным моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Начальный курс по обучению в шахматы максимально прост и доступен. Особый акцент на практической части, игровая деятельность и разыгрывание заданий помогают детям быстро и легко усвоить новые знания и навыки.

На следующей стадии дети углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии – дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.

Рассказывается об основных принципах игры в дебюте, рассматриваются классические шахматные партии («бессмертная» партия, «вечнозеленая». В миттельшпиле внимание уделяется развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования, простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается максимально ориентированный на развитие материал.

К практической части подключаются сеансы одновременной игры, тематические матчи, консультационные партии. На занятиях анализируются сыгранные партии, педагог помогает найти и искоренить допущенные ошибки.

Затем дети начинают принимать участие в квалификационных турнирах, одерживать победы и, нередко, – завоевывать свои первые медали!

Однако, установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не следует рассматривать как жизненную неудачу.

Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого необходимо запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель - не воспитывать будущих чемпионов, а прививать детям интерес к мудрой игре. Уроки должны проходить в доброжелательной атмосфере. Не требуйте ничего от карапузика! Смотрите на малыша, заканчивайте занятие немного раньше, чем он заскучает (с опытом вы будете чувствовать этот момент). Не перегрузите ребенка, в 2-3 года занятие не может превышать 15-20 минут, в возрасте 4-5 лет - не более 30 минут. В серединке – физкультминутка, в идеале, основанная на шахматных понятиях (приседания с пешкой на ладони и пр.). К новому материалу можно переходить только после того, когда малыш будет уверенно знать пройденное. Обучение должно быть развивающим, оно всегда должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом. И не забывайте двигаться от простого - к сложному. Увлекаясь ходом сражения, дети часто кричат, спорят, при проигрыше говорят «да ему подсказывали», или «а у меня просто голова болит», «я не хочу играть». Постарайтесь объяснить, что тот, кто хочет стать чемпионом, учится на своих ошибках, стараясь, всякий раз понять, что именно он сделал не так. Не с первых дней, но потихоньку приучайте ребенка к серьезному отношению к игре: «шахматы любят тишину», «в шахматы играют медленно, чтобы придумать лучший ход». Постарайтесь, чтобы для вас с ребенком правило «тронул - ходи» было незыблемым. Уважайте маленького шахматиста. Не разрешайте изменять ходы или взаимно возвращать их. Из этого рождаются долгие споры и упреки: «Ты три раза перехаживал, а я один». Учите детей играть не руками, а головой.



Фестиваль в г.Щучье.

25 марта, Щучанская земля встречала первых «интеллектуалов Зауралья». В Доме детского творчества состоялся шахматный фестиваль, главным событием которого стал турнир на кубок главы Щучанского района, посвященный памяти Николая Васильевича Сараева. Фестиваль прошел в рамках реализации областного проекта «Интеллектуал Зауралья».



Этот проект – идея М.Н. Исламова, депутата областной Думы, был поддержан О.А. Богомоловым, губернатором Курганской области. В этот день, 25 марта, пилотные районы – Сафакулевский, Альменевский и Щучанский – имели возможность продемонстрировать то, что было сделано на протяжении нескольких месяцев работы. А она была проведена немалая. Неудивительно, что программа фестиваля была очень интересной и насыщенной. Но главным событием дня стал, безусловно, шахматный турнир между командами пилотных районов. Открывая его, глава Щучанского района П.И.Чикишев отметил, что очень важно для реализации этой цели найти энтузиастов, которые готовы работать в нужном направлении, которым это интересно. «У нас такие энтузиасты есть, – заметил П.И. Чикишев, – это А. Балачян, А.Г. Кухтурский, В.П. Турнов и другие, которые много делают сегодня для внедрения и популяризации шахматного всеобуча в школах нашего района». Петр Иванович вручил благодарственные письма тем, кто уже на протяжении многих лет занимается шахматами и сегодня является сподвижником в этой работе, – это А.Г. Кухтурский, В.А. Уфимцев и Г.Д. Бетенев. М.Н. Исламов сказал: «Сегодня мы закладываем кирпичики в фундамент развития наших детей. Очень важно начать обучение игре в шахматы в начальном звене школы, потому что это поможет сформировать у ребенка системное логическое мышление, и тогда эти дети вырастут умнее и успешнее». Марат Нуриевич объявил также и о том, что с 1 сентября 2011 года шахматный всеобуч будет введен во все без исключения школы Курганской области. «Для этого уже готовится и материальная, и учебная базы», – отметил депутат. Приветствовал участников фестиваля и председатель районной Думы В.Д Ветров. Трудно представить успех шахматного всеобуча на нашей земле без участия С.В. Вагановой, заведующей РОНО. «Во многом благодаря ей 320 ребятишек в школах систематически учатся играть в шахматы», – сказал П.И. Чикишев. Для гостей и участников выступали учащиеся Дома детского творчества, был показан фильм о реализации шахматного всеобуча в школах района. В рамках фестиваля для директоров пилотных школ Курганской области проведён открытый урок учителями Медведской школы О.А. Коростиной и Г.В. Клещёвой, на котором использовались головоломки, игры, логические задачи, занимательные стишки, наглядность и, конечно, компьютер. Интересной была встреча с Л.В. Титовой, методистом по начальному школьному и дошкольному шахматному образованию г. Сатка. Сам же шахматный турнир открылся презентацией шахматного кабинета. Этот кабинет работал уже несколько лет, но к фестивалю был во многом дополнен и обновлен. Так, здесь была размещена шахматная библиотека, подаренная Владимиром Николаевичем Сараевым, сыном Николая Васильевича, памяти которого и был посвящен этот фестиваль. На стенах – портреты великих гроссмейстеров, всюду литература шахматной тематики и, конечно, шахматные наборы, большая магнитная демонстрационная доска – все, что необходимо для обучения детей древнейшей и увлекательной игре. В турнире участвовали четыре команды, в составе каждой – два взрослых и четыре ученика. Наш район представляли две команды. Главным судьей соревнований был Николай Александрович Абрамов. Одна за другой проходили партии: в шахматном кабинете царила полная тишина, только негромкое тиканье часов и слова «шах», «мат» раздавались в ней. Ничто не мешало состязанию мысли и воли. После очередной партии игроки вели себя по-разному: кто-то уходил в сто-рону и о чем-то думал в полном одиночестве, кто-то смотрел за тем, как «идет бой» за соседней доской. Но все они, безусловно, пусть по-своему, радовались успеху своей команды или огорчались, понимая, что могли сделать и больше. Но как бы там ни было, в турнире должен был победить сильнейший. На этот раз лучшими стали ребята сафакулевской команды, набрав за турнир 13,5 очка, они и увезли с собой кубок главы Щучанского района. Второе место – у команды Альменевского района, а наша команда стала третьей. Однако в зачете личного первенства у наших интеллектуалов – две золотые медали: А. Балачян стал лучшим в игре на «первой» доске, а Г. Алексеев – победителем на «второй» доске. Завершением шахматного фестиваля стал «круглый стол» по проблемам внедрения шахматного всеобуча, где участники и гости обсудили многие вопросы и поделились своим опытом. Свой опыт представили Е.А. Ваулина, директор Сухоборской школы, Г.В. Клещёва, заместитель директора по учебной работе Медведской школы, и А.А. Вдовина, заместитель директора по методической работе школы №4 п. Плановый. Много добрых слов об организации фестиваля сказали представители Кетовского, Альменевского, Юргамышского, Сафакулевского районов и г. Сатки. Подводя итоги, М.Н. Исламов отметил, что этот праздник мудрой и великой игры оставил в душе приятные воспоминания: «На сегодняшний день шахматным всеобучем охвачены четыре района: Щучанский, Альменевский, Сафакулевский и Кетовский из 24 районов области, значит, уже 20%. Теперь необходимо идти вперед, продолжать эту работу, и результат не заставит себя долго ждать. Думаю, в ближайшем будущем мы по праву сможем назвать нашу область интеллектуальным Зауральем».

Пользу шахмат можно рассмотреть по нескольким направлениям:

1. Ребенок учится самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.

2. Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость.

3. У ребенка развивается пространственное воображение.

4. У ребенка формируются навыки планирования действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества, а у ребят его нет. Учиться формировать внутренний план действий следует в дошкольном возрасте. Тогда дети сами научатся планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

5. Одна из самых привлекательных возможностей шахмат – это победа над соперником. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

6. Шахматы учат творчеству. В отличии от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.

Обучение шахматам дарит ребенку радость творчества, одновременно с этим являясь эффективным инструментом его умственного развития.








Мужчины, которые относятся к женщинам с наибольшим почтением, редко пользуются у них наибольшим успехом. Джозеф Аддисон
ещё >>