Выступление на выездных курсах для учителей географии, истории, проходивших на базе моу «сош №1» 13. 12-18. 12. 2010г - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс «Дети. Творчество. Родина» 1 27.07kb.
Директор моу сош №17 г. Новоалтайска С. А. Шахова 2010г 1 125.16kb.
Анализ по итогам пробного егэ по географии в 11-х классах Павловского... 1 45.48kb.
Программа по географии для 6-10 классов под редакцией И. В. 1 182.06kb.
Выступление на мо учителей начальных классов моу сош №7 учителя начальных... 1 64.48kb.
Смотерчук Е. Д., учитель истории моу «сош №7 г. Кировска» Содружество... 1 78.24kb.
Гагаринские районные чтения в моу сош №6. В честь 50-летия полета Ю. 1 11.48kb.
9. Куницына Анна моу дод «СдиЮТиЭ», Истринский м р. «Моя семья в... 1 108.56kb.
Конспект урока географии 11 класс Учитель географии моу сош с/п «Село... 1 34.33kb.
1 смена 2009 года Пояснительная записка Летний оздоровительный лагерь... 1 55.53kb.
Из истории моу сош №1 г. Кашин (дата основания – 1905 г.) 5 986.51kb.
Роль дидактических игр в детском саду 1 98.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Выступление на выездных курсах для учителей географии, истории, проходивших на базе - страница №1/1

Выступление на выездных курсах для учителей географии, истории, проходивших на базе МОУ «СОШ №1» 13.12-18.12.2010г.

«Организация внеклассной работе по географии как одно из условий формирования ключевых компетенций обучающихся»

Введение. Географическая любознательность учеников из-за ограниченного времени (даже при большом мастерстве учителя) не может быть удовлетворена на уроках. Поэтому для многих школьников, проявляющих повышенный интерес к географии, внеклассная работа представляет необходимое дополнение к учебным занятиям.
Используя в процессе внеклассной работы самые разнообразные методы, развивая и направляя инициативу обучающихся, учитель может сделать изучение отдельных вопросов географии не только более глубоким, но и занимательным, сочетать его с отдыхом, трудовой и общественной деятельностью школьников, прививать им навыки научно-исследовательской работы.
Внеклассная работа развертывается на основе добровольности, инициативы, активности и самостоятельной деятельности учащихся. Тематика в целом, как и отдельные виды этой работы, не должна быть навязана, а лишь подсказана учителем. Роль учителя — всемерно способствовать проявлению инициативы обучающихся, направлять ее, повышать у них чувство ответственности. Внеклассная работа по географии, как и работа с учениками на уроках, должна сочетать занятия познавательного характера с практическим применением имеющихся у школьников теоретических знаний для того чтобы, как говорила Надежда Константиновна Крупская, «ребята больше изучали жизнь, ближе были к жизни».
По своему содержанию, по формам организации и методам проведения внеклассная работа разнообразна. Она учитывает географическую подготовку и общий уровень развития учащихся, практические навыки и умения, которыми они владеют и которые могут быть им привиты.




  1. Общая характеристика форм и методов организации внеклассной работы с учащимися

Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.

Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии. Существует следующая классификация форм внеклассной работы по географии (рис. 1).

Географические кружки

Систематические формы внеклассной работы
ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ

Эпизодические формы внеклассной работы

Географические факультативы

Клубы любителей природы

Музеи

Географические олимпиады



Неделя географии
Географические вечера

Походы, экскурсии, экспедиции


Рис. 1. Формы внеклассной работы по географии

Периодичность проведения занятий ограничивается рамками одного учебного года, т. е. на срок, в который большинство учителей планирует внеклассную работу.

Систематические формы внеклассной работы рассчитаны на углубленную, длительную работу с постоянным или меняющимся составом обучающихся: кружки, лекторские группы и т. д. Эту форму работы можно разделить на фронтальную, проводимую с большим составом участников, групповую (кружковую), в которой принимает участие небольшое количество школьников, и индивидуальную работу с отдельными учащимися.

Эпизодическая внеклассная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это – вечера, походы, олимпиады, конференции. В ней также можно выделить фронтальную (массовую), групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии.

Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации деятельности обучающихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала – географическими знаниями (рис. 2).


Методы организации внеклассной работы по географии















Работа на природе:

- экскурсии,

- походы,

- наблюдения,

- экспедиции





Работа с географической литературой:

- подготовка рефератов,

- подготовка докладов,

- выпуск газет и стендов и др.






Игровая деятельность:

- вечера,

- олимпиады,

- деловые игры,

- викторины,

- КВНы и др.




Рис. 2 Методы организации внеклассной работы по географии
Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам географического знания: наблюдения, работа с картографическими произведениями, со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др. Но при работе с любыми источниками географической информации важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на репродуктивном уровне, так и на творческом.

Основные показатели эффективности внеклассной работы по географии:



  1. повышение качества географических знаний и умений школьников;

  2. интеллектуальный и эмоциональный настрой обучающихся: повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;

  3. рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;

  4. формирование практических, исследовательских навыков;

  • приобретение умений работы с различными источниками информации;

  • повышение общего уровня культуры школьников.

Однако существуют и другие показатели эффективности работы, отражающие внешнюю, организационную сторону внеклассной работы.

Для массовых форм показателем эффективности служит охват учащихся, вовлеченных в работу, порядок, дисциплина при проведении мероприятия. Показателем эффективности групповых форм внеклассной работы служит стабильный состав в кружках, коллективная работа на занятиях. Показателем эффективности индивидуальных форм являются положительные изменения в поведении, знаниях, умениях, взглядах учащихся.




  1. Краткая характеристика отдельных форм внеклассной работы

Географические кружки.

Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы обучающихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать географический кружок можно с ребятами различного возраста, но, все же наиболее приемлема эта форма работы для среднего звена школьников.

Активность подростков возрастает в том случае, если работа в кружке имеет общественную значимость. Поэтому в работе кружка целесообразно это учесть и выбрать виды общественно полезной работы: организацию краеведческого уголка, музея, выставки, озеленение участка и т. д.

Важным этапом работы является составление конкретных заданий для отдельных кружковцев или группы с учетом интересов каждого ученика. В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявить свою активность и интерес.

На кружковых занятиях можно проводить индивидуальную работу с обучающимися, ориентированную на определенные профессии, связанные со знанием географии. Участники кружка должны стать активом при подготовке и проведении массовых мероприятий по предмету.

Наиболее популярны кружки, содержание которых соответствует программе основного курса. Задачей этих кружков является совершенствование знаний и умений обучающихся, полученных на уроке.

Однако чтобы сохранялся интерес к изучаемым географическим объектам и явлениям, необходимо во время занятий использовать элементы занимательности: проведение соревнований, игр, решение задач географического характера.

В своей работе пришла к мысли о необходимости привлечения интересующихся географией ребят к активному участию в уроках. На занятиях кружка «Увлекательная география» им предлагается подобрать и подготовить небольшие сюжетные зарисовки, интересные данные по изучаемым темам, и выступить с ними на уроке. Кроме того, составляем и оформляем кроссворды, ребусы, делаем подборку загадок по темам и др.

В каждом классе есть 1-3 ребёнка, проявивших интерес к подобного рода занятиям. Таким образом, у меня сложилась группа помощников в подготовке уроков. В настоящее время их 15 человек: 3 человека в 6-х классах, 3 человека в 7-х классах, 2 человека в 8-х классах, 4 человека в 9-х классах, 1 девушка в 10 классе и 2 человека в 11 классе.

Элективные курсы по географии


Проведение элективных курсов во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников.

Образовательно-воспитательное значение элективных курсов определяется не только тем, что они углубляют знания подростков по сравнению с программными, знакомят с профессиями, но и тем, что они вооружают их приемами учебной работы, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования. Например, важным видом является обучение приемам конспектирования лекций, работе с различными, в том числе и электронными источниками информации, проектной, исследовательской и аналитической деятельности.

Один из главных принципов организации работы элективного курса – актуализация географического материала, широкая межпредметная координация знаний и умений.

Таким образом, при всем разнообразии содержании элективные курсы – это такая форма внеклассной работы, которая неразрывно связана с урочными занятиями, продолжает и развивает их, влияет на их качество. Для всех элективных курсов характерно следующее: большая доля самостоятельных работ обучающихся, широкое применение лекционно-семинарских методов, проектной групповой деятельности.

В прошлом учебном году с учащимися 11 класса мы работали в рамках элективного курса «Россия в системе международных экономических отношений», который параллельно помогал готовиться к сдаче ЕГЭ. Из 12 одиннадцатиклассников четыре человека выбрали географию для сдачи ЕГЭ. Все сдали экзамен с первого раза и набрали балл выше минимального порога.

В этом году во втором полугодии планирую проведение элективного курса в 9 классе «Экономика России: настоящее и будущее», так как около 35% девятиклассников решили попробовать свои силы, сдавая ГИА по географии.



Географические олимпиады.
Одной из важных форм внеклассной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к географии, является олимпиада. Школьные олимпиады по географии – это массовый вид соревнований обучающихся, цель проведения которых – вовлечение большего их числа во внеклассную работу по данному предмету, повышение их интереса к географическим знаниям, развитие самостоятельности, совершенствование общеучебных и специфических для географии умений учащихся.

В этом году начала практиковать мини-олимпиады по отдельным темам каждого курса географии. Это очень заинтересовало часть ребят, тем более, что выполнение заданий олимпиадного типа позволяет получить дополнительные отметки по пройденным темам.

В 6 классе уже предложены задания по двум темам «Географическая карта и план» и «Земля – планета Солнечной системы»; в 7 классе – по теме «Африка», в 8 классе – по темам «Внутренние воды», «Живая природа», в 9 классе – по темам «Машиностроение и ВПК», «ТЭК», в 10 классе – по теме «Политическая карта мира», «География населения мира», в 11 классе – по темам «Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия».

Отдельно веду журнал учёта учащихся, выполняющих такие работы. Сейчас я начала создавать многовариативную базу заданий олимпиадного типа, используя задания, которые предлагались на муниципальном и региональном уровнях в разные годы.

В начале учебного года нам предложили принять участие в Молодёжном предметном чемпионате, проводимом Пермским центром поддержки одарённых детей. В чемпионате по географии приняли участие 17 ребят 6-11 классов. Самый высокий результат показал Ботфириб Ульви (10 класс), набравший 91 балл. Максимальное количество баллов, набранных в этой возрастной категории – 117 (это 24 результат). Остальные участники набрали от 18 до 87 баллов.

Участие в научно-практических конференциях по географии.

Во внеклассной работе по географии уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. Это связано с тем, что с их помощью удается глубже изучать интересный и актуальный материал, вовлекать в самостоятельную работу с различными источниками знаний особо интересующихся предметом ребят, теснее осуществлять связь с учебной работой по предмету, систематизировать и обобщать знания и по другим школьным предметам.

В прошлом учебном году Зырянова Елена (10 класс) проявила интерес к изучению вопроса становления рыночной экономики в дореволюционной России и в частности в Амурской области.

Работа стала призёром на заседании секции «География» городской НПК.

В этом году работа в этом направлении продолжается, но пока секрет какую тему мы будем представлять.
Географические викторины и игры.
Одними из популярных и любимых у ребят видов познавательной деятельности являются викторины. Их основная цель – повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. Географические викторины считаются универсальной формой внеклассной работы, так как они включаются в проведение географических вечеров, конференций и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.

Учителю следует помнить, что при проведении викторин следует учитывать возраст обучающихся, иначе вопросы будут недоступны для многих из них, а это снизит познавательный интерес.

Географические викторины по географии подразделяются на две группы: тематические и смешанные. К тематическим относят викторины определённой тематики. Смешанные викторины содержат вопросы из различных областей географических знаний. Подобные викторины часто проводят на заседаниях географического кружка, во время походов, экскурсий. Смешанные викторины дают возможность расширить кругозор учащихся, проверить их эрудицию.

У меня уже подобрана коллекция таких викторин, вопросы которых вывешиваю на тематическом стенде в кабинете. Таким образом, повышается интерес к предмету и появляется возможность увеличения накопляемости оценок.

Появление компьютерной техники позволило превратить просто викторины в увлекательные игры. Интернет помог найти несколько таких интересных игр-презентаций, которые иногда использую на переменах или до начала первого урока. Очень нравятся такие игры-викторины моим шестиклашкам – многие из них приходят за полчаса до начала занятий и просят поиграть.

Недавно в продаже появился ежемесячный журнал «Весёлые животные», который сразу же привлёк меня красочностью, информативностью и одновременно забавностью. Все журналы я приношу в класс, и ученики с удовольствием рассматривают фотографии в них.

Мне захотелось привлечь ребят к познавательному чтению, и я стала к каждому номеру придумывать вопросы (сейчас мне в этом помогают кружковцы). Так как я преподаю ещё и биологию, то предлагаю ученикам 6-7 классов ответить на вопросы этих викторин на отметку. Сейчас все номера на руках. Один номер предлагаю вашему вниманию.

Уже более полугода я приобретаю очень интересное познавательное издание «Атлас. Весь мир в твоих руках». Выпуски появляются в киосках «Союзпечать» каждую неделю. Серия включает несколько разделов (показываю), которые я также использую для внеклассного чтения и ответа на вопросы к текстам.

Эти материалы используем и для подготовки к урокам, и для получения дополнительной информации по различным темам. В ходе такой работы, у ребят отрабатывается навык вдумчивого избирательного чтения. Некоторые вопросы формулирую с таким расчётом, чтобы ребята смогли сделать выводы, высказать предположения, предложить решения обозначенных проблем.

Неделя географии в школе.

Неделя географии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д.

Своеобразие недели географии заключается в том, что она включает в себя индивидуальную, групповую, массовую работу по предмету, привлекает школьников познавательной стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя. Основная задача проведения недели географии – развитие интереса у обучающихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.

В неделю географии включают следующие мероприятия:



  1. подготовку и оформление плана проведения недели;

  2. подготовку и проведение дня географии в каждом классе;

  1. конкурс рефератов по географии;

  2. выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;

  3. демонстрации кинофильмов;

  4. проведение географических вечеров, игр;

  5. проведение конференций по географии;

  6. встречи с интересными людьми.

План проведения недели географии в школе вывешивают в вестибюле обычно за две недели до начала праздника. При подготовке к неделе географии каждый класс получает задания.

Каждая неделя географии имеет свою тематику, например, «Природа и искусство», «Наука на страже природы» и др.

В этом учебном году декада географии в нашей школе запланирована на апрель 2011 года. Какой она будет, я ещё не знаю, но надеюсь, что в подготовке и проведении её мне помогут мои кружковцы и все классы примут активное участие во всех предложенных конкурсах, акциях и мероприятиях.

Заключение

Все названные формы внеклассной работы в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.



Внеклассная работа много дает учащимся в плане формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности, формирования и совершенствования ключевых компетенций, на что обращается особое внимание в Федеральном общеобразовательном стандарте нового поколения.




Если консультироваться с достаточно большим числом экспертов, можно подтвердить любую теорию.
ещё >>