«Высшая школа экономики» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Балтийская Международная академия Резекненская Высшая школа Балтийская... 1 71.79kb.
Порядок расчета и назначения стипендий для студентов, аспирантов... 1 34.3kb.
Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета... 1 122.29kb.
Высшая школа экономики 8 841.52kb.
"Высшая школа экономики" 5 819.58kb.
«высшая школа экономики» 1 16.17kb.
Россиян приглашают к участию в новой программе Евросоюза 1 68.62kb.
«высшая школа экономики» для обучения по программам магистратуры 1 57.59kb.
Высшая школа экономики 3 575.62kb.
Высшая школа экономики 1 18.05kb.
Высшая школа экономики пермский филиал 1 247.16kb.
Положение об организации и проведении практики студентов в Национальном... 1 135.97kb.
Программа дисциплины «Категории политической науки» 3 456.46kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Высшая школа экономики» - страница №1/3

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал

Отделение прикладной политологии Факультета менеджмента

Утверждена

ученым советом

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

протокол от "___" 20__ г. № _____

Председатель

_____________А.М. Ходачек

«____» _____________2011 г.
Программа

итогового междисциплинарного экзамена

по направлению 030200.68 Политология

подготовки магистра


Санкт-Петербург, 2011



1. Требования к профессиональной подготовленности магистра по направлению 030200.68 Политология, предъявляемые государственным образовательным стандартом

Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской, консультационной, управленческой, организационной работе, а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля – к педагогической деятельности.


Магистр владеет:

- навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении.


Магистр умеет:

– формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

– выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

– обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

– вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

– представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.


Магистр политологии должен:

- знать современную мировую политическую науку и быть знакомым с разрешением проблем в различных направлениях с основными традициями в истории политической философии;

- понимать современные методологические школы: позитивизм, функционализм, марксизм, структурализм, символический интеракционизм, этнометодологию, теорию рационального выбора и неоинституционализм и их роль в изучении политической деятельности, отечественный и зарубежный опыт исследования этих ориентацией в политических исследованиях;

- владеть проблематикой современной политической философии и сравнительной политологии, теорией политических институтов и процессов, международной политики и современного политического процесса в России, знать традиции в истории политических учений и политической науки, особенности российской политической мысли, изучить теорию государственного и муниципального управления, политического менеджмента, понимать роль политологии в развитии демократической культуры и функции современного политолога;

- владеть технологией эмпирических политических исследований: единство эмпирического и теоретического анализа, качественных и количественных методов;

- знать основные этапы и процедуры эмпирического политического исследования, методы сбора данных: анализ исторических документов, материалов официально статистики и биографий; наблюдение за ходом массовых политических акций; контент – анализ партийных программ и решений государственных органов, СМИ; опросы населения и их роль в изучении социально-политических ситуаций, политических предпочтений и ориентацией; исследование фокус-групп при исследовании эффективности политической рекламы; методы анализа эмпирических данных: построение таблиц распределение признаков, корреляционный, кластерный, факторный анализ, многомерное шкалирование; опыт использования различных методов сбора и анализа данных в отечественной и зарубежной политологии; современные центры политических исследований и банки данных; возможности и условия вторичного анализа накопленных данных;

- уметь пользоваться методологией сравнительного политического анализа;

- знать методику преподавания политологии, владеть умениями и навыками чтения лекций и проведения семинарских занятий, организации самостоятельной работы студента, подготовки методических материалов.



2. Форма проведения итогового междисциплинарного экзамена
Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в устной форме. Каждый экзаменационный билет состоит из трех вопросов, соответствующих различным направлениям политической науки. Общее число экзаменационных билетов 33.
3. Содержание тем, включенных в итоговый междисциплинарный экзамен

Итоговый междисциплинарный экзамен для направления 030200.68 «Политология» включает тематику:

- дисциплин направления специализированной подготовки (федеральный компонент): Современные проблемы истории и методологии науки; Политическое управление; Политические отношения и процесс в современной России; Теория мирового политического процесса и международных отношений; Современная политическая философия; Компьютерные технологии в политической науке и образовании.


РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ

И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Тема 1. Специфика наук об обществе. Появление политической науки

Проблема применимости методологии естественных наук к социальным. Аргументы В.Дильтея и других противников применимости. Роль эксперимента. Наука объясняющая и наука понимающая. Роль рефлексии объекта науки в социологии и политологии. Проблема объективности субъекта научной деятельности в науках об обществе. Генезис политической науки. Политические учения как часть философии и теории права. Развитие научных представлений в античности и средневековье как предыстория политической науки. Политическая наука или политические науки?


Тема 2. Современные концепции истории политической науки

Политическая теория: нормативный и позитивистский подходы. Теории высокого, среднего и низшего уровня. Роль философии в становлении политической науки. Теория государства и права как один из источников политической науки. Институциональный подход в политической науке. Всеобщее избирательное право и становление демократического политического режима как условия развития политической науки. Использование психологии в политической науке. Бихевиоризм. Чикагская школа политической науки. Математика и экономика как источники для политической теории. Теория рационального выбора. Рациональный актор и экономическая теория демократии. Новый институционализм.


Тема 3. Системный подход и другие концепции исследования политики

Системный и структурно-функциональный подход в политической науке. Концепция политической культуры, ее эвристическая ценность и возможные направления развития. Конфликтологические теории политики. Коммуникативная концепция. «Постмодернистское» понимание политики. Политическая наука в России.


Тема 4. Моделирование в политической науке

Моделирование как категория познания. Модель и моделирование. Моделирование и системность в изучении политики. Виды моделирования. Моделирование политического и переговорного процессов. Переговоры как взаимодействие различных структур знания. Национальные стили ведения переговоров.

Когнитивное картирование. Применение когнитивного картирования для установления особенностей мышления индивидуальных и групповых субъектов.

Операционный код. Значимость выявления устойчивых представлений о природе политики. Метафорическое моделирование. Политическая метафора как способ познания, структурирования и объяснения мира. Метафора как признак кризисного состояния общества. Формула вычисления «метафорической силы» текста К. де Ландшер. Роль метафоры в принятии политических решений. Метафора как «проект действий по изменению нашей жизни». Классификация метафор по степени активности субъекта в принятии решений (А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов).


Тема 5. Сравнительный метод в политических исследованиях

Развитие сравнительного метода в политологии в ХХ веке. Основная проблема - как сравнивать уникальное, несопоставимое? Кроссрегиональные и кросстемпоральные исследования. Категориальный аппарат современной сравнительной политологии: (идеальный) тип, модель, образец-шаблон (pattern), типология (классификация, таксономия), зависимая и независимая переменные и т.п. Сравнительная политология в системе политологических дисциплин. Ее роль как "посредника" между теорией и эмпирически ориентированными дисциплинами. Политика модернизации и демократизации в сравнительной перспективе. Проблемы современного состояния сравнительной политологии. Проблема «слишком мало случаев, слишком много переменных» и её решения.


Тема 6. Пространство и время в современной политической науке

Геополитика и ее современное развитие. Региональное, местное и глобальное измерения политики. Пространственная модель для изучения различий в развитии С.Роккана. Соотношение центра-периферии в концепциях С.Роккана и И.Валлерстайна. Становление хронополитики. Ритмические процессы в политической истории и в современной политике. Понятие политического времени.



Тема 7. Кризис концепции государства

Современные представления о роли и месте государства в политической жизни на национальном уровне. Национальный уровень как один из возможных уровней политики: взаимодействие процессов глобализации и локализации. Рост влияния к негосударственным акторов политической жизни: политические партии и группы давления. Концепция гражданского общества и ее эволюция в ХХ веке. Роль неправительственных организаций в становлении публичной политики.


Тема 8. Политические процессы и политические изменения

Классификация политических процессов. Эволюционные и революционные процессы. Основные акторы политических процессов. Концепция революции и ее трактовка в современной политической науке. Эволюционные изменения и понятие «окна возможностей» политических реформ и инноваций. Основные акторы процесса политических инноваций. Представления о диффузии, импорте и трансплантации новых политических институтов. Внешние и внутренние факторы и условия трансформации политических режимов. Критика концепции транзитологии и представления о многовариантых политических переходах. Концепция Л.Диамонда о гибридных политических режимах.


Тема 9. Права человека и их институционализация

Концепция прав человека и ее роль в современной внутренней и международной политике. Проблема прав гражданина на неподчинение нелегитимной власти и поиск критериев нелегитимности. Институционализация прав человека.


Тема 10. Понятие публичной политики и институты-медиаторы

Проблема адекватного перевода понятия “Public policy”. Акторы процессов публичной политики. Представления П.Бурдье и понятие поля публичной политики. Процесс подготовки, принятия и реализации властных решений в рамках публичной политики и участие в нем негосударственных акторов публичной политики. Проблемы реализации функции обратной связи. Центры публичной политики как разновидность фабрик мысли и их сотрудничество с академическим политологическим сообществом.


РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ 1. Теоретические основы политического управления.
Тема 1. Современное понимание сущности политического управления. Типы и модели политического управления

Теория политического управления как область политического знания. Понятие политического управления. Типы политического управления: субстанциональный и регулятивный. Модели политического управления: кратологическая, структурно-функциональная и коммуникативная. Государство как главный институт политического управления. Соотношение политики и управления, государственного и политического управления. Политические и неполитические функции государства.


Тема 2. Методология политического управления

Внутренняя и внешняя среда политического управления. Субъекты политического управления. Основные виды субъектов: институциональные и индивидуально-групповые, государственные и негосударственные. Объект политического управления. Организованные и неорганизованные социальные общности, организации, институты. Функции политического управления. Методология управления и ее компоненты. Системный подход в политическом управлении.


Тема 3: Процесс принятия политического решения

Политические решения, программы, политики: понятия. Сущность принятия решения, его место среди других функций управления. Типология решений. Особенности политического решения. Политическое решение как выбор в аспекте коллективного действия. Влияние ситуации на подготовку и принятие решений, основные параметры ситуации. Управленческое решение: субъекты и лица, типы, особенности, этапы. Нормативная и поведенческая концепции принятия политического решения. Стратегии и методы принятия решений, особенности принятия решений на индивидуальном и групповом уровнях. "Открытые" и "закрытые" решения - информационная политика в политическом управлении. Принятие решения: ориентация на ценности и на решение проблем. Параметры и правила, методы подготовки и принятия решений. Реализация политических решений, их восприятие и результаты.


Тема 4: Эффективность политического управления: критерии, факторы, модели оценки

Основные подходы к оценке эффективности политического управления. Экономическая и социальная эффективность. Модель Р. Лайкерта. Модель «ресурсное обеспечение деятельности - затраты - результат». Партисипативная модель. Критерии оценки политического управления: одноаспектные и комплексные. Взаимосвязь эффективности политического управления с легитимностью власти с ее тремя источниками: идеологическим, правовым и нравственным. Пути повышения эффективности политического управления.


Тема 5: Политическая обратная связь

Принцип обратной связи как центральный принцип управления и самоуправления, его всеобщий характер. Понятия контроля и обратной связи в социальной теории и теории управления. Специфика социальных систем. Политическая обратная связь. Обратная связь в политическом управлении как фактор социальной стабильности и общественного развития. Институализированные и неинституализированные механизмы обратной связи. Демократизация как процесс институализации обратной связи. Типы обратной связи: положительная и отрицательная, мягкая и жесткая, явная и латентная. Их роль и формы реализации в политическом процессе. Политическая направленность сигналов обратной связи - требования и поддержка. Функции обратной связи - артикуляция и агрегирование - и механизмы их реализации: партии и общественно-политические движения, группы интересов и группы давления, лоббизм. 


Тема 6: Политическая конкуренция в политическом управлении

Понятие политической конкуренции, ее роль в политическом управлении. Виды политической конкуренции. Особенности политической конкуренции в различных политических режимах. Партийные системы и избирательные кампании. Участие политических элит, региональных, этнических, религиозных и др. групп в партийной политике и системе представительства. Связь между экономической и политической конкуренцией. Политическая конкуренция и общественные расходы. Системы голосования.


ЧАСТЬ 2. Политико-административное управление.
Тема 7. Политическое управление в системе государственного управления

Соотношение понятий «политическое управление» - «государственное управление» - «политико-административное управление» - «государственный менеджмент». Особенности функционирования системы политико-административного управления. Структура «управляющей» политико-административной системы и характеристика ее компонентов. Взаимодействие политического управления и государственной службы. Специфика политико-административного управления в условиях федеративного характера российской государственности. Современные административные реформы и инновации.


Тема 8. Общественные проблемы и определение целей политического управления

Социальные явления, государственное управление и общественные проблемы. Классификация социальных проблем, их характеристики. Изучение внешней среды, основных вызовов и политических факторов. Методы анализа общественных проблем и их структурирование. Восприятие и выделение проблем в обществе и государственном управлении. Инициирование государственной политики: роль государства и гражданского общества. Определение государственных целей, их ранжирование. Приоритеты в государственной политике. Основные методы выявления государственных приоритетов: объективный, субъективный, политический. Роль законодательных и исполнительных органов власти в установлении целей и приоритетов в государственной политике. Приоритеты и государственный бюджет. Разработка и легитимация государственной политики: принципы, ограничения, этапы, участники, формы и методы. Структура целевых государственных программ и их типы. Разработка альтернативных вариантов государственной политики.


Тема 9. Система реализации государственной политики в контексте административной реформы

Выполнение государственной политики как взаимосвязь политической и административной деятельности. Организационная модель реализации государственных решений и политики. Анализ процесса и ресурсов выполнения. Финансирование государственной политики и государственных программ. Основные участники реализации государственной политики. Вопросы организация и координация работы государственных органов власти. Политическая поддержка государственной политики. Консультационный механизм и формирование союзов. Социальные, экономические и организационные условия выполнения. Эффективное выполнение: методы и технологии. Барьеры выполнения. Управление государственными программами и проектами. Основные направления административной реформы в России. Реформа государственных учреждений. Государственные услуги и методы повышения их качества. Применение информационных и коммуникационных технологий в госуправлении. Контроль в государственном управлении. Типы и формы контроля. Контролирующие процедуры и контролирующие органы. Совершенствование процесса выполнения и контроля государственной политики и государственных программ.



следующая страница >>



Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка. Жюль Ренар
ещё >>